Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №159(15.12.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТАДЖИКИСТАН



За кадры решили все

03.12. 2006. Немецкая волна

Нигора Бухари-заде (Душанбе)

Первые декабрьские дни в Таджикистане ознаменовались приходом настоящей снежной зимы, масштабными кадровыми перестановками в правительстве и реформированием системы госуправления.

Согласно указу президента Эмомали Рахмонова, количество министерств и государственных комитетов сокращено на треть - с 25-ти до 17-ти. Прекратили свое существование и многие комитеты при правительстве. Функции упраздненных органов исполнительной власти, а их 26, переданы новообразованным министерствам и ведомствам. Кроме того, при президенте создана совершенно новая структура - Агентство по борьбе против коррупции и экономических преступлений. Нигора Бухари-заде – с подробностями, в рамках нашей постоянной рубрики.

Изменения в структуре центральных органов исполнительной власти, в частности, сокращение и перераспределение функций органов исполнительной власти положительно повлияют на работу системы госуправления, в целом, считает независимый социолог Фируз Саидов. Чем проще и совершенней эта система – тем меньше бюрократии. Сокращается армия чиновников – бюджет меньше тратит на их содержание. Не будет и дублирования, поскольку ответственность за функционирование той или иной сферы теперь возложено на одно ведомство, а не на несколько, как это было раньше, говорит Фируз Саидов:

- Сокращение органов госуправления, во-первых, повлечет за собой уменьшение бюджетных средств на их содержание, которые правительство может направить в социальную сферу и другие отрасли. Во-вторых, Таджикистан – небольшая страна, и существование многих министерств, который зачастую дублировали некоторые задачи, было неэффективным. Особенно влияние этих министерств на органы местной власти, на регионы было незначительным, потому что одну и ту же задачу частями выполняли несколько министерств, что, в конце концов, приводило к невыполнению многих задач, которые ставились правительством. Теперь многие министерства, которые раньше дублировали друг друга, слились. Например, министерства сельского хозяйства и охраны природы – они совместились. Или министерство промышленности присоединено к министерству экономики. Это правильно, потому что при переходе к рыночной экономике главная функция государства заключается в регулировании развития экономических процессов. Большая часть промышленных предприятий приватизирована, и функции министерства промышленности сведены к минимуму.

Вместе с тем, по мнению некоторых экспертов, реструктуризация системы исполнительной власти в Таджикистане сама по себе еще не является толчком для развития социально-экономических и демократических преобразований в республике. Политолог-правовед Шокир Хакимов считает, что действия таджикского руководства направлены на укрепление исполнительной власти, в то время как законодательная и судебная ветви власти остаются несамостоятельными и подконтрольными правительству:

- У меня есть глубокие сомнения по поводу эффективности проведения этой реструктуризации. Для того чтобы добиться действительно кардинальных перемен и качественных изменений в социально-экономической политике Таджикистана необходимо решить комплексные проблемы. В частности, нужно усилить роль парламента в системе власти, а, как известно, он у нас фактически однопартийный и практически не в состоянии контролировать деятельность органов исполнительной власти, а гражданское общество находится на начальной стадии формирования. В таких условиях ожидать существенных изменение невозможно.

Большинство вновь назначенных членов правительства – хорошо знакомые общественности лица. На своих должностях остались прежний премьер-министр Акил Акилов и два его зама – Хайриниссо Мавлонова и Асадулло Гуломов, главы министерств обороны, финансов, образования, транспорта и коммуникаций. По мнению Шокира Хакимова, новый состав правительства практически "не помолодел" - на смену прежним министрам пришли такие же номенклатурные работники старого поколения. А некоторые просто перекочевали из одного ведомства в другое. Хакимов полагает, что при подборе кандидатур учитывались регионально-местнический фактор и степень личной преданности высшему руководству страны:

- Ключевые должности опять-таки заняли те, кто имели посты в прежних правительственных структурах. При подборе и расстановке кадров сохранился прежний подход, то есть, прежде всего, принципы местничества и преданности. Допустим, Гулоджон Бобоев, Шерали Гулов и другие приближенные к окружению президента сохранили свои высокие посты – просто переместились из одного министерства в другое. В таких условиях, в решении социально-экономических проблем, конечно же, сохранятся прежние подходы.




Выбор президента

07.12.2006. Аsiа-Рlus (Таджикистан)

Умед Бабаханов

Главным событием уходящей недели в Таджикистане стало формирование нового правительства страны. Президент Рахмонов назвал имена людей, с которыми он намерен работать в ближайшие семь лет. Каковы были ожидания, и какой стала новая президентская команда?

Вопреки всем прогнозам на своем посту остался премьер-министр Таджикистана Акил Акилов. Хотя еще за день до нового назначения на последнем заседании старого правительства А. Акилов благодарил президента за долгую совместную работу и публично прощался с главой государства. По мнению экспертов, не исключено, что это было компромиссное решение президента, вызванное какими-то непредвиденными обстоятельствами.

В заместителях "нового-старого" премьера также знакомые лица - Асадулло Гуломов и Хайриниссо Мавлонова. Правда, Гуломов пошел на некоторое повышение - он стал теперь первым вице-премьером. В новую структуру правительства введена должность еще одного, третьего вице-премьера. Она пока вакантна.

До последнего момента было неясно, кто займет ключевой в структуре исполнительной власти пост главы президентской администрации. В кулуарах обсуждались как минимум четыре кандидатуры - заведующего отделом аппарата президента Бобохона Махмадова, руководителя секретариата президентской администрации Саймурода Фаттоева, министра образования Абдуджаббора Рахмонова и главы Хатлонской области Амиршо Миралиева. В понедельник решение президента было озвучено - Амиршо Миралиев.

Не оправдались предсказания экспертов и о кардинальном обновлении экономического блока таджикской власти - практически все "тяжеловесы", отвечающие за экономику Таджикистана, остались. Сохранил свой пост председатель Нацбанка Муродали Алимардонов. Несмотря на пессимистические прогнозы, смог удержаться в своем кресле министр финансов Сафарали Наджмуддинов. Долгожитель таджикского правительства - министр экономики и торговли Хаким Солиев - возглавил вновь созданный Налоговый комитет. Самого Солиева на его посту сменил экс-министр упраздненного МГДС Гуломджон Бабаев. Остался на своей должности и госсоветник президента по экономике Матлубхон Давлатов (Кстати, именно его называют одним из авторов-разработчиков новой структуры правительства). Новое лицо в экономическом блоке - Шариф Рахимов, назначенный главой Комитета по инвестициям и управлению госимуществом. Ранее он представлял Таджикистан в европейских интеграционных структурах в Брюсселе, а еще раньше трудился заместителем главы Нацбанка Таджикистана. Его характеризуют как экономиста с прогрессивными рыночными взглядами, очевидно, поэтому именно ему поручено привлекать в таджикскую экономику иностранные инвестиции.

Как и ожидалось, ушел из власти "отец таджикской дипломатии", министр иностранных дел академик Талбак Назаров. На этом посту его сменил экс-посол Таджикистана в Вашингтоне Хамрохон Зарипов. Ранее Х. Зарипов представлял нашу страну в штаб-квартире ОБСЕ в Вене, потом с нуля начинал работу таджикского посольства в США. Он свободно владеет английским языком, и ряд аналитиков уже предполагает в связи с этим назначением формирование новой, более прозападной внешней политики Таджикистана. Хотя более реалистичным выглядит другое объяснение - этому дипломату высоко доверяет президент Рахмонов и именно поэтому ему поручено важнейшее внешнеполитическое направление.

Неожиданной стала отставка председателя Согдийской области Касыма Касымова. Пока он занимает лишь символичный пост областного председателя правящей партии - НДПТ. По мнению экспертов, если в ближайшие дни Касымов не получит нового назначения, это будет свидетельствовать о резком похолодании его отношений с президентом Рахмоновым.

У многих в республике вызвало разочарование снятие с должности председателя Госкомитета по охране границы (КОГГ) генерала Саидамира Зухурова. Имея репутацию чекиста-профессионала и бескомпромиссного человека, он назначен на довольно скромный пост - руководителя Комитета по охране гостайн. Сам КОГГ объединен с министерством безопасности, что, по мнению наблюдателей, автоматически ставит под вопрос активную поддержку пограничного ведомства Таджикистана со стороны Запада.

Итак, большинство новых назначений уже озвучено. "Кадровой революции", о которой так долго говорили в таджикском обществе, не произошло. По большому счету, во власти провели лишь рокировку. Почему? Причину знает лишь один человек - президент страны. Всем остальным остается лишь догадываться, какие обстоятельства заставили главу государства принять такие осторожные кадровые решения.

МНЕНИЯ

Мухиддин КАБИРИ, председатель партии Исламского Возрождения Таджикистана, депутат парламента:

- ГОСПОДИН Рахмонов будет президентом ближайшие 7 лет, и он лучше знает с кем ему работать более комфортно. Каждый руководитель выбирает для себя команду, исходя из своих методов и принципов работы. На мой взгляд, Э. Рахмонов всегда опирался на тех людей, которые: а) демонстрировали ему свою личную преданность; б) имели определенный тип мышления в) предпочитали не проявлять личной инициативы и г) имели опыт работы в структурах власти.

Исходя из сегодняшней ситуации, лично я ожидал привлечение в правительство кадров с новым мышлением, с собственной позицией и умением брать ответственность на себя, людей, принадлежащих к новому поколению, выросшему после распада Союза и гражданской войны.

Сохранение на прежних местах Хайруллаева (министр обороны, - прим. ред.), Абдурахимова (глава ГКНБ) и Мавлоновой (вице-премьер) оцениваю положительно. Но сожалею об отставках Зухурова (глава бывшего ГКОГГ), Саидова (глава бывшего Минпром) и Зувайдова (глава бывшего Минсвязи). Думаю, что они еще обязательно будут привлечены на госслужбу. Это были лучшие кадры, которые имел Таджикистан за последние несколько лет. Их единственная "вина" заключается в том, что они порой высказывали свое личное мнение. Это качество, кроме стран Центральной Азии, везде оценивается высоко.

Структурную реформу считаю положительной. Но в составе правительства не было реформы, а была "рокировка", которая не повлияет на внутреннюю политику.

На мой взгляд, в ближайшие годы весьма вероятна новая смена в правительстве. Потому что сейчас наша страна развивается очень динамично и некоторые члены нового правительства могут просто не выдержать такие темпы. А если мы снизим темп - упустим исторический шанс…

Саймуддин ДУСТОВ, руководитель информационно-аналитического сектора Аппарата ЦИК НДПТ:

- ПОСЛЕДНИЕ кадровые решения господина Рахмонова на самом деле оказались мало ожидаемыми, и, прежде всего, для небольшой части столичной интеллигенции. И это нормальная практика, когда интеллигенция идет на шаг впереди своего правительства, как ему кажется. Но необходимо подчеркнуть, что эти ожидания отчасти были "подготовлены" печатными СМИ.

Решения по кадровым вопросам таких управленцев как Рахмонов, и в такой стране, как Таджикистан не бывают простыми и понятными. Даже минимизация остаточных явлений гражданской войны в кадровом вопросе (вроде бы необходимое благо для новой таджикской государственности!) вызывали и вызывают неоднозначную реакцию и становятся предметом политических спекуляций. Реалии таковы, что господин Рахмонов имея почти 80-ти процентную поддержку в обществе, получил карт-бланш на принятие любых решений. Никто же не вправе указать, скажем, Джорджу Бушу какое правительство он должен сформировать после победы на выборах, пусть даже с весьма небольшим преимуществом. Так почему же Рахмонов должен прислушиваться к советам порой слишком активной общественности или политических противников?

Да, некоторые решения Рахмонова по структуре и персональному составу правительства непонятны даже экспертам, не говоря уже о разномастных политических и околополитических кругах. Однако, не надо забывать то, что в самые тяжелые времена для нации и страны Рахмонов смог принимать нужные решения, которые не всегда приветствовались даже умными государственными мужами, не говоря уже о широкой общественности. Поддержка Рахмонова на выборах понимается им как поддержка его политического курса, а этот курс обеспечивали те, кому он доверяет. Оправдают ли они его и наше с вами доверие, покажет время. В XXI веке время течет быстрее, чем всем нам кажется.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ