Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №186(01.03.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Константин Затулин: «Когда сегодня говорят, что Азербайджан, как независимое государство, вправе претендовать на Нагорный Карабах, то я в этом сомневаюсь...»

28.02.2008, Day.Az

Интервью Day.Az с членом комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ Константином Затулиным.

- Что Вы скажете о последних событиях, связанных с Косово?

- Признание независимости Косово способно повлечь за собою размораживание конфликтов на постсоветском пространстве и возникших на этой почве непризнанных образований. Однако каждый конкретный случай имеет свои особенности. Могу сказать, что эти непризнанные образования, по крайней мере, обладают не меньшими основаниями для рассмотрения их просьб о признании независимости.

Что касается общего взгляда на непризнанные государства, то подход к их судьбе сейчас вдохновляется фактом полосы признаний Косово со стороны ведущих западных стран, и, прежде всего, США. Особо стоит подчеркнуть, что этим признанием Россия будет поставлена в непростое положение.

- Насколько реально признание непризнанных образований на постсоветском пространстве официальной Москвой, в частности, «Нагорно-карабахской республики», после косовского прецедента?

- Весьма возможно, поскольку есть, как заинтересованные, так и не заинтересованные в таком признании стороны. И не только Россия в данном случае может стать участником признания. Очевидно то, что у непризнанных государств есть свои друзья. Армения в случае с Нагорным Карабахом может пойти на такой шаг. А может быть, и не только Армения. Что касается признания независимости Нагорного Карабаха, то здесь конечный результат будет определяться эгоизмом участников, обсуждающих этот вопрос, как с той, так и с другой стороны.

Считаю, что есть все законные основания переходить на этап признания непризнанных государств на пространстве бывшего СССР. Для того, чтобы положить конец кровопролитию, которое может начаться с возобновлением конфликтов. В каждом конкретно случае «принимающие решения» должны исходить из принципа «не навреди» миру в регионе. Вот почему, мы выделяем случаи Южной Осетии и Абхазии. Несколько меньше уверены в том, что исчерпаны возможности между Приднестровьем и Молдовой.

Что касается Нагорного Карабаха, то здесь важна роль самой Армении. Ереван и Степанакерт консультируются между собой, что вполне естественно. С просьбой о признании Армения и Нагорный Карабах к России не обращались. В любом случае нам очень интересно, что произойдет и может произойти в Нагорном Карабахе, как исходя из общей заинтересованности судьбой людей в этом регионе, так и в связи с тем, что нагорно-карабахский конфликт стал открывателем череды других национальных конфликтов в процессе распада СССР.

- Выступая на телеканале НТВ, в программе Соловьева «К барьеру», Вы произнесли: «Заявляю вам, что мы не признаем Нагорный Карабах частью Азербайджана». Говоря «мы», кого Вы имели ввиду?

- Вы меня некорректно цитируете. Выступая в программе «К барьеру», я сказал, что не считаю, что в момент распада Советского Союза Азербайджан, как впрочем, Грузия и Молдова, представляли собою территориальную целостность. В момент распада фактический контроль над Нагорным Карабахом у Азербайджана отсутствовал. Когда сегодня говорят, что Азербайджан, как независимое государство, вправе претендовать на Нагорный Карабах, то я в этом сомневаюсь, в силу того, что ни одного дня своего существования Азербайджан не контролировал Нагорный Карабах. Несколько сходное положение было и у других конфликтов. Но оно особо характерно для нагорно-карабахского конфликта, так как начался еще в годы перестройки.

- В Российскую Федерацию входят намного больше автономно-территориальных субъектов, нежели в другие постсоветские государства. Ведь с таким же успехом можно применить косовский прецедент и к России, конкретно к Чечне, которая, если опираться на Вашу логику, вела национально-освободительную войну и которую, Кремль также не контролировал ни один день своего существования...

- В отличие от Грузии, Молдовы и Азербайджана, в Российской Федерации никто не ставил под сомнения статус национальных образований. Считаю, что это результат грамотного компромисса между центральной российской властью и национальными субъектами. Что касается случая с Чечней, который нас всех серьезно потряс, то на первом этапе, полагаю, что Москва избрала не лучшие методы разрешения конфликта. Хасавюртовское соглашение, которое было достигнуто неверными методами на первом этапе, нельзя было назвать идеальным.

К этому моменту стало ясно, что по тем или иным причинам Чечня, заявлявшая о намерении выйти из состава РФ, фактически после Хасавюртовского соглашения обнажила свои намерения не столько приобрести независимость, сколько дестабилизировать ситуацию в регионе, когда в 1999 году Чечня совершила нападение на соседний субъект Дагестан. Российской Федерации ничего другого не оставалось, как провести контртеррористическую операцию, результатом которой является сегодняшний статус-кво в Чечне. Грозный сегодня не претендует на независимость, как впрочем, не претендовали и другие территориально-национальные субъекты РФ.

Я не предвижу в ближайшее время каких-либо серьезных поводов у территориальных автономий претендовать на независимость. Сегодня Россия в целом находится на подъеме. Что будет завтра, послезавтра, через 100 лет, нам не дано знать. Одно могу сказать, если бы у конкурентов России, кем бы они не были, возникли малейшие сомнения в отношении крепости российского государства, то была бы предпринята попытка искусственным образом разжечь междоусобную войну.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ