Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №189(15.04.2008)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


ЕС готовится к "войне" против России в Средней Азии

09.04.2008. РБК daily

Ирина Царегородцева

Сегодня в столице Туркменистана Ашхабаде руководители стран Евросоюза и Средней Азии обсуждают действия по реализации Стратегии ЕС в регионе. Стратегия подразумевает концептуальное видение политики Евросоюза в Средней Азии на ближайшие годы и затрагивает самые широкие области взаимодействия. Несмотря на то что она была официально принята всеми участниками менее года назад, объем бюджета, выделяемого ЕС на реализацию Стратегии, за это время уже успел вырасти в два раза, достигнув цифры в 750 млн евро. Такое повышенное внимание Евросоюза к бывшим советским республикам неслучайно. По мнению экспертов, это начало активной и агрессивной экспансии ЕС в регионе и прелюдия к будущей борьбе за богатые ресурсы Средней Азии. А отсутствие подобной стратегии у России и вовсе делает этот сценарий необратимым.

Официально Стратегия партнерства ЕС со странами Средней Азии была принята на общеевропейском саммите в Брюсселе в июне прошлого года. Как говорилось в соответствующих документах, принятых по итогам саммита, она определяет приоритеты сотрудничества со среднеазиатским регионом как в целом, так и в двустороннем формате, и применение этой стратегии будет зависеть "от специфических требований и политики каждого из государств Средней Азии". Межрегиональный формат сотрудничества, согласно Стратегии, подразумевает очень широкий спектр вопросов – от правовой сферы и торговли до межкультурных коммуникаций.

Однако речь идет не только о реализации стратегического партнерства Евросоюза и Средней Азии. За несколько месяцев до событий в Брюсселе в столице Казахстана Астане прошла встреча представителей ЕС и глав внешнеполитических ведомств государств Средней Азии (Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана) под названием "Тройка ЕС – страны Центральной Азии". На этой встрече обсуждалась не только будущая Стратегия, но и перспективы запущенных еще несколько лет назад глобальных европейских проектов, нацеленных на постепенную изоляцию России от среднеазиатских союзников.

Имелись в виду проекты ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe Caucasus Asia) и ИНОГЕЙТ (Interstate Oil and Gaz Transport to Europe). Первый подразумевает создание единого транспортного коридора между Европой и Азией через Южный Кавказ в Среднюю Азию, а второй предусматривает массированные вложения европейцев в ТЭК стран региона. Оба эти проекта нацелены на снижение зависимости среднеазиатских республик от Москвы и их окончательную интеграцию в поле стратегических интересов Евросоюза.

Парадокс заключается в том, что это является серьезным и опасным вызовом не только для России и ее интересов в регионе, но и для самих государств Средней Азии. Пример реализации западной стратегии в отношении богатых ресурсами, но "одиноких" в международном отношении стран находится под боком у среднеазиатских республик – это Афганистан, который сегодня уже фактически перестал существовать как единое государство. Россия – это единственная сила в регионе, в интересах которой не ослабить и впоследствии расчленить республики Средней Азии, а сохранить их в существующих границах и активизировать их интеграцию в общее политическое и экономическое пространство. Любой передел соседних территорий угрожает целостности самой России.

Однако одного понимания этих процессов и перспектив мало. В отличие от европейцев и американцев, которые уже имеют свою стратегию в среднеазиатском регионе, у России такой "официальной" и продуманной стратегии нет, и пока не видно никаких признаков того, что она может появиться в ближайшем будущем. По словам экспертов, в том, что среднеазиатские республики еще не повернулись окончательно в сторону Запада, нет заслуги Москвы, это просто удачное для нее стечение обстоятельств.

Но головокружение от случайных успехов долго продолжаться не может. Как считают эксперты, России просто жизненно необходима собственная упорядоченная и продуманная на долгосрочную перспективу стратегия взаимодействия с бывшими среднеазиатскими советскими республиками. В противном случае – при нежелании и неспособности Москвы говорить с главами государств Средней Азии на языке общих интересов – последние просто вынуждены будут втянуться в орбиту ЕС и США.

В конечном итоге у южных границ России начнется передел ресурсов стран Средней Азии, поводом для которого станет американское вторжение в Пакистан. Оставаясь пассивным наблюдателем этих процессов, Россия сама может стать объектом глобального передела.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ