Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №82(15.09.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


сайт ОГП,
26 августа 2003

Проблема единства оппозиции за год до выборов в Палату представителей

Валерий Карбалевич

Вопрос о единстве оппозиции является одной из самых старых белорусских политических мифологем. Он стал культовым не только в околополитической тусовке, но и в среде электората. По данным социологов, один из главных упреков в адрес оппозиции состоит в том, что она не может объединиться. К этому призывают независимые СМИ, известные публицисты. Попытки создания новых оппозиционных движений, которые предпринимались в последнее время, отчасти тоже объяснялись необходимостью консолидации всех демократических сил.

Как известно, политический и, как следствие, организационный плюрализм есть необходимое условие движения к демократии. Ведь речь идет именно о демократическом движении. Разделение оппозиционно настроенных граждан по партиям носит объективный характер. Приверженцы разных идей и социальных интересов объединяются в различные политические организации. Это тем более актуально для переходного общества, вырвавшегося из тоталитарных оков.

Однако условия авторитарного режима вносят коррективы в эти, в общем-то, правильные, но оторванные от белорусской реальности постулаты. Опыт борьбы против диктатур свидетельствует, что необходимой предпосылкой победы демократии является объединение усилий основных оппозиционных сил. В этом смысле проблема единства белорусской оппозиции является не надуманной, а действительно реальной.

С точки зрения главных политических задач и целей между всеми оппозиционными партиями существует полное единство. Все они выступают за ликвидацию диктатуры, восстановление демократии, разделение властей, создание представительных органов власти, соблюдение прав человека, свободы СМИ, проведение свободных и демократических выборов, укрепление независимости Беларуси и т. д. Существует между ними и определенная координация действий по основным направлениям внешней и внутренней политики. Поэтому, когда говорят о единстве, то имеется в виду организационное единство, руководство всеми оппозиционными силами из единого центра. Самый крайний вариант этого направления общественной мысли состоит в призыве к созданию одной объединенной оппозиционной партии.

История белорусской демократии свидетельствует о том, что все попытки объединения для решения абстрактных задач типа защиты независимости, демократии, рыночных реформ заканчивались неудачей. И наоборот, коалиции, создававшиеся для решения конкретных задач (референдум, выборы) оказывались достаточно успешными. Под словом «успешный» я понимаю сам факт создания союза и его сохранение до конца политической кампании. В 1992 г. объединенная оппозиция собрала необходимое количество подписей с требованием проведения референдума о роспуске Верховного Совета 12-го созыва. Удалось создать коалиции в ходе президентских выборов 1994 г. (в поддержку С.Шушкевича), парламентских выборов 1995 г. Что бы там ни говорили сейчас о неудачных для оппозиции результатах президентских выборов 2001 г., сам факт создания широкой коалиции и выдвижения единого кандидата является несомненным достижением.

Выборы в Палату представителей создают благоприятные условия для создания очередной коалиции оппозиционных сил. Ее необходимость обусловлена несколькими причинами.

1. Как отмечалось ранее, тема единства оппозиции всегда достаточно популярна в демократической электоральной среде;

2. Сейчас, как никогда ранее, это соответствует общественным ожиданиям. В период прогрессирующего разочарования населения в политике властей возник большой спрос на политическую альтернативу. Если таких альтернатив будет несколько, то население, привыкшее к простым ответам на сложные вопросы, запутается и не пойдет на выборы. Должен быть один общенациональный блок, с единым списком кандидатов, с общей программой, слоганом. В поддержку этого блока совместными усилиями всех оппозиционных сил проводится общенациональная кампания.

Существует точка зрения, что партии не пользуются популярностью и потому кандидаты под партийным флагом не имеют больших шансов на успех. И поэтому, дескать, нужно маскировать демократа, одевать его во внепартийные одежды.

Во-первых, рейтинг партий вообще и их оценка во время выборов – это разные вещи. Выборы пробуждают политическую активность граждан, люди начинают проявлять значительно больший интерес к политической жизни, к партиям.

Во-вторых, местные выборы показали, что в крупных городах оппозиционный брэнд даже без всякой работы кандидата получает сразу около 20% голосов. А это в большинстве случаев гарантирует выход во второй тур;

3. Кроме того, количество голосов, которые получит оппозиционный кандидат, должно быть достаточно большим. Только при таком условии избирательные комиссии окажутся перед сложным политическим и моральным выбором, это сильно затруднит им возможность фальсификации. А убедительная победа возможна только при условии, если в округе будет только один оппозиционный кандидат, голоса протестного электората не разделяются;

4. Избирательный процесс должен быть управляемым со стороны демократических сил. Вполне естественно, что именно партии и их лидеры, создавшие избирательный блок, берут на себя роль координирующего центра. А.Санников выразил недовольство именно этим обстоятельством и предлагает передать эту функцию какой-то беспартийной общественности (см. «Народная воля», 21.08.03). Тезис не выдерживает критики. Именно партии являются главными субъектами политики, они для этого созданы, им и карты в руки. А заинтересованные общественные организации могут присоединяться.

Пять партий (БПТ, БНФ, ПКБ, БСДГ, ОГП) больше чем за год до выборов объявили о создании коалиции, сделав тем самым важную заявку на объединение. Однако существует несколько проблем, которые будут препятствовать формированию избирательного блока и его успешному функционированию. Прежде всего, 110 округов – это очень мало, чтобы удовлетворить амбиции всех партий. Поэтому конкурентная борьба за округ среди демократов обещает быть острой.

Во-вторых, в коалицию отказалась войти БСДП НГ во главе с Н.Статкевичем. Судя по всему, эта партия со своим лидером надолго превращается в главную проблему белорусской оппозиции. Депутаты местных советов, представляющие БСДП НГ, отказались войти в единое демократическое депутатское объединение. Сейчас партия не вошла в блок пяти партий. Объяснения, которые выдвигает руководство партии, нельзя считать серьезными. Скорее они являются предлогом, скрывающим истинные причины. В любом случае такие действия трудно считать конструктивными.

В-третьих, могут почувствовать себя обделенными непартийные демократы, что уже и происходит (см. упомянутую статью А. Санникова).

Что касается тактики, то, на мой взгляд, в каждом округе до какого-то очень позднего этапа избирательной кампании должно идти два кандидата (№ 1 и № 2). Это является определенной страховкой на случай снятия оппозиционного кандидата избирательной комиссией. Плюс в каждом округе может идти представитель ПКБ. У коммунистов свой электорат и поэтому раздробления голосов не будет. Таким образом, на первых этапах кампании формула может быть такая: 110+110+ПКБ. А за несколько дней до выборов она трансформируется так: 110+ПКБ.

Успех коалиции зависит от того, удастся ли с помощью независимых СМИ внедрить в массовое сознание убежденность, что все оппозиционные демократические кандидаты Беларуси входят в единый блок. Все, кто за блоком, это непонятно кто. Пока что происходит с точностью до наоборот. Не успели лидеры пяти партий объявить о создании коалиции, как «Народная воля» начала антикоалиционную кампанию…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ