Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №87(01.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


ЦентрАзия,
24 ноября 2003

ООН изучает Узбекистан

Алишер Джураев

Представительство Организации Объединенных Наций в Узбекистане презентовало отчет "Общая оценка страны" и объявило о начале кампании по целям развития тысячелетия во всем мире. Эти мероприятия были приурочены 10-летнему пребыванию представительства ООН в республике.

Как отметил ее постоянный представитель Ричард Конрой, целью данного отчета явилось достижение более высокого осознания ключевых задач, и проблем социально-экономического развития Узбекистана и возможных путей их решения, выработки совместного понимания настоящих и будущих потребностей. При этом важным ставится выявление потенциальных сфер сотрудничества как с национальными, так и международными партнерами в области развития.

- Нынешний документ представляет собой обновленную версию "Общей оценки страны" по Узбекистану, опубликованной в 2001 году, - сказал Р.Конрой. - Он подготовлен при активном участии правительства, донорских организаций и институтов гражданского общества. Отчет 2003 года дает обзор изменившейся ситуации в республике и анализирует основные вопросы с точки зрения достижения национальных приоритетов и целей развития тысячелетия.

В отчете предоставлены пять ключевых сфер - это экономика, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и государственное управление. Все они рассматривались в контексте развития человеческого потенциала и обеспечения безопасности населения. В документе дается оценка процессам переходного периода с момента приобретения страной независимости и мерам, предпринятым для решения многих проблем перехода от централизованной экономики к рыночной.

В отчете приводятся статистические показатели по развитию государства, а также освещается реализация основных международных конвенций, участником которых является Узбекистан. По мнению Р.Конроя, в качестве совместного инструмента системы ООН, "Общая оценка страны" позволит программам и агентствам ООН в Узбекистане сосредоточить свои усилия по выработке единой стратегии по оказанию технического содействия. Этот документ также послужит отправной точкой для планирования и осуществления мероприятий в рамках достижения целей развития тысячелетия.

- В отчете охвачен широкий аспект развития Узбекистана, - добавил начальник управления министерства экономики Шухрат Шукуров. - В нем анализируется состояние отраслей и сфер экономики, общественной жизни, экологической ситуации. На основании документа можно уяснить новые угрозы и пути их устранения.

В документе указывается, что, несмотря на значительные достижения Узбекистана в обеспечении макроэкономической стабильности, решены далеко не все экономические проблемы. Наиболее важными являются: низкие темпы экономических реформ и роста промышленного производства с невысокой степенью диверсификации; сокращение объемов экспорта и преобладание в нем сырьевых продуктов; незначительное повышение доходов и уровня жизни; сохранение чрезмерного государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий; высокое для данного этапа развития налоговое бремя.

Согласно отчету, за 1991-2000 годы рост ВВП Узбекистана составил 4%, промышленности - 1,6%, сельского хозяйства - 2,9%, сферы услуг - 4,2%. Годовые темпы роста ВВП на душу населения за 1975-2001 годы составили -1,9%, а за 1990-2001 гг. - -1,6%. Наиболее высокий показатель ВВП на душу населения за 1975-2001 годы отмечался на уровне $2950. Иностранные прямые инвестиции на душу населения составили $4,7. Глава миссии Всемирного банка Дэвид Пирс отметил такие опасности, как рост неравенства по доходам и регионам, повышение уровня безработицы и неполной занятости, а также то, что бедные могут быть лишены льгот от макроэкономического роста. За 1990-2001 гг. численность населения Узбекистана, живущего менее чем на $1 в день, составила 19,1%, страдающего от недоедания - 19%; коэффициент разрыва по бедности - 8,1; доля 20% наиболее бедного населения в национальном потреблении доходов - 9,2.

Постоянный представитель Фонда населения ООН Несим Тумкайя сообщил, что за последнее десятилетие в Узбекистане доступ к образованию сократился, особенно с введением платной основы. В 2001-2002 учебном году общий охват начальным образованием составил 78%, в сфере среднего образования - 94%. Некоторая часть детей, особенно в сельской местности, так и не начинает ходить в школу, а другая посещает ее, но не заканчивает даже обязательный цикл.

Глава представительства Всемирной организации здравоохранения Арун Нанда сообщил, что к сентябрю 2003 года число ВИЧ-инфицированных в республике составило 3213, при этом более половины из них моложе 30 лет. Основным источником заболевания является инъекционная наркомания, на которую приходится 75% всех случаев ВИЧ. Заболеваемость сифилисом выросла в 2,1 раза по сравнению с 1991 годом. Инфекционные заболевания в целом остаются серьезной проблемой, несмотря на расширяющийся охват вакцинации против туберкулеза, коклюша, кори, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

Заместитель постоянного представителя ПРООН Люкке Андерсен информировала о ситуации с экологическими проблемами в Узбекистане. Международными экспертами были определены три приоритетные сферы, вызывающие сильную озабоченность с точки зрения экологии. Это деградация водных ресурсов и связанные с ней засоление орошаемых земель и миниреализация вод, что ведет к нехватки качественной питьевой воде. В частности, в Центральной Азии ежегодные потери от засоления почв составляют до $2 млрд., а услугами обустроенной канализации пользуются только 54% городского и 3% сельского населения. Вторая сфера - это также опустынивание, и третья - нарушение экосистем и усиление их подверженности стихийным бедствиям и антропогенному воздействию.

Вопросы государственного управления в республике осветил глава миссии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Абдул Карим Гуль. Узбекистан имеет централизованную политическую систему с самыми высокими полномочиями на высшем уровне власти. Несмотря на осуществление реформ государственной службы, включая сокращение штатов, между тем ее качество желает лучшего. Отсутствует, к примеру, законодательство, регулирующее государственную службу, экономические полномочия правительства, а учет, отчетность и аудит государственных средств нуждаются в большей прозрачности. Назрела и необходимость переподготовки госслужащих, квалификация которых должна соответствовать потребностям современного государства.

- Объемы конфискованных опиатов возрастали на протяжении 90-х годов и достигли пика в 2000 году, когда было изъято 875,8 кг в героиновом эквиваленте, - сказал Региональный представитель Управления ООН по наркотикам и преступности Джеймс Каллахан. - Тот факт, что конфискованные наркотики составляют 10-15% от их настоящего объема, проходящего через Узбекистан, дает представление о подлинном размахе незаконной торговли. Хотя за последние два года объем конфискации сократился, это может оказаться временным явлением, поскольку производство опиума в Афганистане продолжает расти.

Следует отметить, что подготовка отчета "Общая оценка страны" является неотъемлемой частью деятельности, осуществляемой представительствами ООН во всем мире в рамках инициативы Генерального секретаря ООН по реформированию этой международной организации. Готовится этот документ фондами, программами и агентствами ООН при тесном вовлечении правительств, международных донорских учреждений и институтов гражданского общества.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ