Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №87(01.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


IWPR,
20 ноября 2003

В Таджикистане сформирован предвыборный блок "малых" партий

Рашид Абдулло (Душанбе)

Главные оппозиционные партии дают понять, что не присоединятся к коалиции, так как это испортит их "особые" отношения с режимом.

В Таджикистане две политические партии объединились, чтобы вместе идти на парламентские выборы 2005 года, однако главные оппозиционные силы – Партия исламского возрождения (ПИВ) и коммунисты – остались в стороне, считая, что их шансы на победу и так достаточно высоки.

3 ноября Социал-демократическая (СДП) и Демократическая партии (ДП) Таджикистана подписали соглашение о формировании "Коалиции политических партий за прозрачные и справедливые выборы".

С момента окончания пятилетней гражданской войны и подписания мирного договора от 1997 года, ознаменовавшего вступление страны на путь национального примирения и политической стабилизации, это – первый случай формирования в Таджикистане предвыборного блока политических партий.

В июне этого года президент Таджикистана Эмомали Рахмонов, находящийся у власти с 1992 года, укрепил свое положение путем поведения общенародного референдума, давшего ему право избираться еще на два срока. Таким образом, теоретически, Рахмонов может оставаться на посту президента до 2020 г.

На предыдущих парламентских выборах в 2000 г. победила пропрезидентская Народно-демократическая партия (НДП), получившая чуть менее половины мест в парламенте. Невзирая на свою доминирующую роль, НДП, по мнению многих экспертов, не является сильной политической партией и не имеет четкой программы, а используется президентом и его приближенными исключительно для проведения собственной политики.

В отличие от некоторых своих соседей по региону, оппозиционные партии в Таджикистане не преследуются и имеют возможность участвовать в выборах. Одна из наиболее влиятельных оппозиционных сил – Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) – до 1997 г. являлась ядром оппозиционного движения, с оружием в руках противостоявшего режиму Эмомали Рахмонова. Однако после демобилизации в 1997 г. тысяч своих сторонников ПИВ не смогла перерасти в реальную политическую силу, получив на выборах 2000 г. всего 7.5% голосов и два места в парламенте.

Более внушительный результат показала Коммунистическая партия, набрав 20% голосов против 65- у НДП.

Демократы и Социал-демократы относятся к "малым" оппозиционным партиям, хотя возглавляют их достаточно влиятельные политические деятели – Махмадрузи Искандаров и Рахматилло Зоиров соответственно. Демократическая партия на предыдущих выборах чуть было ни преодолела пятипроцентный барьер, но не прошла в парламент, а у социал-демократов дела обстояли и того хуже.

В свое время – в начале 90-х – ДП была влиятельной политической силой, стоявшей во главе движения за независимость Таджикистана. В годы гражданской войны ДП входила в состав Объединенной таджикской оппозиции, но вновь стала самостоятельной политической партией с апреля 2000 года, после распада ОТО.

Объединение всего двух "малых" партий разочаровало тех, кто рассчитывал, что оппозиция сможет пойти на выборы единым фронтом и составить реальную конкуренцию действующей власти. Возможность подобного политического альянса оживленно обсуждалась в Таджикистане в последние несколько месяцев.

Причину того, что лишь две партии смогли создать предвыборную коалицию, независимый политолог Парвиз Муллоджонов видит в том, что подобное объединение выгодно только "малым" партиям, исповедующим схожие либеральные принципы и не имеющим шансов поодиночке преодолеть в ходе парламентских выборов 5-процентный барьер.

"По сути, у них нет иного выхода, кроме как объединить свои предвыборные усилия", – говорит он, не исключая при этом возможности присоединения к создаваемому блоку и социалистической партии, находящейся в аналогичном положении.

Известный таджикистанский журналист Л. Саидова отмечает, что в Компартии Таджикистана состоит более 60-ти тысяч человек, а в НДП – более 80-ти тыс, в то время, как численность ДП и СДП достигает в лучшем случае 3-3,5 тыс. человек.

Ближайшей целью коалиции является лоббирование нового закона "О выборах", ибо ныне действующий закон, по мнению СДП и ДП, не позволяет ни одной из них самостоятельно добиться успеха на выборах.. Заместитель председателя СДП Шокирджон Хакимов считает, что создание политического блока – единственная возможность обеспечить в стране честные выборы. На выборах 2000 г. международные наблюдатели отмечали случаи фальсификации бюллетеней и общий недостаток прозрачности.

Политические партии в Таджикистане находятся на раннем этапе своего развития. Одной из проблем является то, что структура электората отражает региональные различия и противоречия, усугубившиеся в результате гражданской войны. Например, режим Рахмонова пользуется наибольшей поддержкой в южной Кулябской области, откуда родом сам президент, а позиции ПИВ наиболее сильны в горных районах к востоку от Душанбе. За пределами своих "домашних" регионов партии пользуются незначительной поддержкой.

Свидетельствами непрочности нового политического союза стали заявления некоторых членов ДП о несогласии с политикой своего лидера Искандарова, направленной на сближение с СДП. По их мнению, формирование оппозиционного блока чревато прямой конфронтацией с Рахмоновым.

Кроме того, у коалиции могут возникнуть затруднения с определением собственной политической платформы. В отличие от исламистов и коммунистов, СДП и ДП – по крайней мере, внешне – играют на том же политико-идеологическом поле, что и НДП. Все они декларируют в качестве своих основных политических целей создание на принципах свободной рыночной экономики, утверждения либеральных демократических ценностей и верховенства закона процветающего национального, социально ориентированного светского государства.

Разница лишь в том, что к СДП и ДП в большей степени тяготеют представители интеллектуального труда, стремящиеся во власть, однако оттесненные людьми рахмоновского круга.

Что же касается крупных партий – КП и ПИВ, например, то их отношение к идее вхождения в широкую политическую коалицию колеблется от сдержанной до отрицательной, по крайней мере, на данный момент. Лидер коммунистов Шоди Шабдолов, например, заявил, что его партия не примкнет к блоку ввиду "идеологических расхождений".

Реакция ПИВ была менее однозначной. Первый зампред ПИВ Мухиддин Кабири, которого считают прагматичным политиком, полагает возможным вхождение в подобную коалицию в тактических целях. Но председатель ПИВ Саид Абдулло Нури заявил, что его партия пойдет на выборы с собственной экономической программой, что было однозначно расценено наблюдателями как нежелание ПИВ "блокироваться" с кем бы то ни было.

Председатель исполкома Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов полагает, что ни ПИВ, ни КП в таком объединении особо и не нуждаются. У них достаточно сил и возможностей, чтобы поодиночке преодолеть 5-процентный барьер.

К тому же, по мнению Муллоджонова, вступление ПИВ в какой-либо блок вызовет в обществе настороженность в отношении этой партии, еще совсем недавно выступавшей во главе вооруженной оппозиции правящему режиму. "Если ПИВ вольется в широкую коалицию, очень многих избирателей это сильно встревожит. Естественно, ПИВ не заинтересована в таком повороте событий".

ПИВ слабо представлена в парламенте, зато располагает рядом постов в правительстве, доставшихся ей в результате раздела власти по условиям мирного договора 1997 года.

У ПИВ и КП, считает Муллоджонов, сегодня есть возможность вести прямой неформальный диалог с правительством и выступать в роли оппозиции, не сильно раскачивая при этом "лодку". Такое положение устраивает и международное сообщество, создавая видимость стабильности в Таджикистане, совсем недавно пережившем кровопролитную братоубийственную войну.

Складывается парадоксальная ситуация. Исламисты и коммунисты, политические платформы которых радикально отличаются от платформы правящей партии, поддерживают конструктивные отношения с властью и даже – в случае с ПИВ – имеют "своих людей" в правительстве. А Демократы и Социал-демократы, исповедующие близкую к НДП идеологию, но отлученные от власти, оказались в реальной оппозиции.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ