Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №108(15.10.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ИНТЕГРАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

29 сентября. Власти Молдовы намерены аннулировать итоги приватизации в Приднестровье и разрешить бесплатную приватизацию предприятий региона их нынешними и бывшими работниками. Это предусматривает проект закона о приватизации предприятий в населенных пунктах левобережья Днестра и муниципии Бендер, который в качестве законодательной инициативы направил на рассмотрение парламенту президент РМ В.Воронин. В документе говорится, что приватизация предприятий Приднестровья, осуществленная с нарушениями положений данного закона и иных нормативных актов РМ, признается не действительной с момента заключения соглашения о приватизации.

29 сентября. Молдова ожидает более активного включения ООН и региональных европейских организаций, особенно ОБСЕ и Европейского союза, в решение приднестровской проблемы. Ситуация в регионе явно свидетельствует о неэффективности региональных механизмов решения проблемы, заявил министр иностранных дел РМ А.Стратан, выступая на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Он подтвердил также необходимость изменения состава структур миротворческих сил и замены их новым форматом под международным мандатом. Глава молдавской дипломатии настаивал на необходимости проведения под эгидой ЕС и ОБСЕ международного мониторинга границы между Республикой Молдова и Украиной, аргументировав необходимость этой меры тем фактом, что в регионе ведется производство и незаконная торговля оружием.

29 сентября. ЗАО "Молдавская ГРЭС" предложила испанской компании «Union Fenosa», являющейся владельцем нескольких энергораспределительных сетей Молдовы, закупать у него электроэнергию по 3,22 цента США. «Union Fenosa» посчитала это для себя не выгодным.

30 сентября. Украина приняла нас исключительно положительно», - отметил председатель Союза украинцев Приднестровья В.Боднар на пресс-конференции по итогам Марша мира в Киев. Оценивая итоги мероприятия, он подчеркнул, что появление приднестровцев «на земле матери-Украины» вызвало в этой стране широкий резонанс. «Мы достигли главной цели: мы привлекли  к себе и своим проблемам внимание всей Украины. Украинские СМИ рассказывали о нас по–разному, однако, никто не молчал». Глава делегации сообщил, что было найдено взаимопонимание с руководством ЦИК Украины по поводу открытия в Приднестровье избирательных участков для выборов украинского президента. Как отметил руководитель делегации, есть подвижки и по разрешению проблемы экономической блокады, признания на Украине приднестровских  документов, упрощения процедуры принятия украинского гражданства жителями ПМР.

30 сентября. В ходе молдавско-итальянских консультаций по консульским вопросам Италия предложила внедрить до конца 2004 года проект, который позволит выделить дополнительные места для трудоустройства у себя граждан Республики Молдова. 

30 сентября. Должностные оклады преподавательских кадров и лиц, занимающих руководящие должности в дошкольных учреждениях, начальных, средних общеобразовательных, профессиональных и средних специальных учебных заведениях, будут повышены на 30% с 1 декабря с.г. Соответствующее постановление правительства было утверждено на заседании кабинета министров. 

30 сентября. Приднестровье выступает за немедленное возобновление переговоров между Кишиневом и Тирасполем в пятистороннем формате, сообщило Министерство иностранных дел ПМР. Согласно заявлению МИД ПМР, с регистрацией румынских школ в регионе снимаются все препятствия для возобновления в них образовательного процесса, так что у Кишинева больше нет причин для отказа от участия в переговорах.

"Нахождение компромисса в процессе урегулирования напрямую зависит от того, насколько руководство Республики Молдова готово отказаться от политических иллюзий и проявить здравомыслие, вернувшись за стол переговоров", - говорится в этом заявлении.

1 октября. Глава молдавского государства В.Воронин встретился с президентом Болгарии Г.Пырвановым, который находится в Молдове с рабочим визитом. Президент Болгарии приветствовал идею подписания Пакта стабильности и безопасности для Республики Молдова, отметив, что государства, которых касается данная инициатива, уже направили позитивные отзывы в ее поддержку. Болгария будет решительно поддерживать, в том числе и в период своего председательства в ОБСЕ, любую инициативу о политическом разрешении приднестровского конфликта с сохранением территориальной целостности Республики Молдова, заверил он.

1 октября. В Кишиневе в ходе визита в РМ президента Болгарии Г.Пырванова было подписано совместное межправительственное Соглашение об оказании содействия Тараклийскому университету, созданному при содействии болгарской стороны в районе, где компактно проживают этнические болгары.

1 октября. Первый заместитель министра промышленности и исполнительный директор Торгово-промышленной палаты ПМР Ю.Ганин на пресс-конференции рассказал журналистам об итогах визита приднестровской делегации в Москву, где она провела важные переговоры, в том числе с президентом ТПП Российской Федерации Е.Примаковым. 

По словам Ю.Ганина, в российской столице было «положено начало налаживанию механизмов обеспечения экономической независимости Приднестровья». Центральной идеей переговоров в Москве стал совместный поиск реализации положений известного Меморандума 1997 года, подписанного и российской стороной, согласно которому Приднестровье имеет право самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность. Обсуждались правовые аспекты экономической блокады - приднестровская делегация получила специальные консультации юристов. Более того, в ближайшее время в Приднестровье приедет группа российских адвокатов, которые уже на месте дадут правовую оценку действиям официального Кишинева.

В процессе переговоров было заключено соглашение о производственной кооперации, выгодной для обеих сторон. При обсуждении вопроса транспортировки грузов было решено приступить к созданию совместного российско-приднестровского предприятия по автомобильным перевозкам. Отдельной темой в ходе переговоров стала тема железнодорожного сообщения. Российские специалисты выразили готовность быть в этом деле партнерами и консультантами в деле создания железнодорожного предприятия.  Российская сторона также готова помочь с приобретением подвижного состава.

1 октября. Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко – старейший вуз Молдавии – отметил свою 74-ую годовщину. ПГУ дает современное классическое образование и ежегодно выпускает более 1700 специалистов по 50-ти специальностям. Университет работает по российским стандартам и входит в Ассоциацию российских вузов, его дипломы сертифицированы и принимаются на территории Российской Федерации, наряду с дипломами российских университетов.

1 октября. Агентство США по международному развитию (USAID) выступит гарантом половины кредитов, предоставленных крупнейшим банком Молдовы «Агроинбанк» предприятиям и экономическим агентам малого бизнеса.

Соответствующее соглашение подписали президент банка Наталья Врабие и председатель миссии USAID в Молдове К.Хильярд. Общий объем гарантированных USAID кредитов превысит $9 млн., срок действия гарантии составит пять лет.

4 октября. Посол США в Молдове Х.Ходжес считает, что Молдова имеет все шансы стать привлекательной для международных инвесторов. Об этом она заявила в ходе выступления перед преподавателями и студентами Экономической академии республики.

По ее словам, инвесторов привлекает в Молдове ее выгодное месторасположение "между востоком и западом". Вторым важным достоинством Молдовы посол считает наличие здесь невероятно плодородных земель. И третьим, "наиболее важным фактором", она считает наличие высокообразованной, владеющей многими языками, высококвалифицированной, дешевой рабочей силы".

Американский дипломат считает взяточничество "бичом Молдовы". Она отметила также, что "нерешенная проблема Приднестровья усугубляет впечатление нестабильности и незаконности…. Урегулирование приднестровского конфликта - это больше, чем просто политический вопрос, поскольку он напрямую затрагивает экономическое развитие страны".

Еще одним барьером на пути в Молдову инвестиций Х.Ходжес называет проблему теневой экономики. По ее данным, 60% малых и средних предприятий официально не зарегистрированы, и не платят никаких налогов.

4 октября. Главы внешнеполитических ведомств Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии обвиняют Молдову и Грузию в проведение курса на силовое решение конфликтов в этих регионах.

"В этих условиях Россия продолжает занимать ключевую позицию гаранта невозобновления крупномасштабного вооруженного противостояния. Попытки дискредитации миротворческой миссии России обусловлены стремлением пересмотреть и изменить историческую роль Российской Федерации, что чревато непредсказуемыми и опасными последствиями", говорится в их совместном заявлении.

По мнению авторов, "единственно эффективной возможностью для урегулирования конфликтов является обращение к политико-правовым механизмам, существующим в рамках СНГ". Руководители МИД Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии обратились к ОБСЕ и ООН с призывом "предпринять действенные меры с тем, чтобы исключить любую возможность повторения вооруженных конфликтов" в данных регионах.

5 октября. В Республике Молдова началась первая национальная перепись населения после провозглашения независимости страны населения. Она продлится до 12 октября.

Переписью будут охвачены все граждане Республики Молдова, независимо от того, находятся ли они на момент переписи в стране или же временно отбыли за рубеж, а также иностранные граждане и апатриды, которые имеют вид на жительство в Молдове.

5 октября. Действующий президент Молдовы В.Воронин слишком зависим от внешних сил, поэтому Москве трудно выстраивать отношения с Кишиневом. Такое мнение в интервью российским СМИ высказал президент Фонда эффективной политики России Г.Павловский. «Мы ждем выборов», сказал он.

5 октября. Предприятия с иностранным капиталом составляют лишь 2,8% от общего количества экономических агентов Молдовы, но они обеспечивают около трети экспорта товаров из республики, сообщили в дирекции управления по инвестициям Организации по продвижению молдавского экспорта. Большая часть предприятий с иностранным капиталом действуют в области энергетики, торговли, транспорта, перерабатывающей и легкой промышленности.

6 октября. Тирасполь заявил о намерении провести референдум о дальнейшей судьбе Приднестровья и возможности "совместного проживания" с Республикой Молдова.

Вопрос обсуждался на заседании Комиссии Верховного Совета ПМР по внешней политике и международным связям, которая решила создать специальную рабочую группу для разработки механизма проведения референдума. По словам председателя Комиссии Е.Шевчука, референдум должен осуществляться "под эгидой международных организаций, чтобы результаты голосования не только отражали волю народа, но и были признаны мировым сообществом".

6 октября. Председатель комитета по международным делам Государственной Думы Российской Федерации К.Косачев заявил в интервью радиостанции "Свободная Европа", что роль тех около 2000 российских военнослужащих, расквартированных в приднестровском регионе Молдовы, сводится исключительно к охране российских армейских складов в Колбасне. Представитель России заявил, что изменение отношения президента В.Воронина к России продиктовано электоральными соображениями.

6 октября. Соединенные Штаты Америки по-прежнему увязывают выполнение Россией Стамбульских обязательств с ратификацией странами НАТО адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе, заявил заместитель государственного секретаря США С.Радемейкер на пресс-конференции для российских журналистов.

«Мы приветствуем тот факт, что Государственная дума приняла документ по ратификации ДОВСЕ, но США и наши союзники по НАТО еще не готовы к ратификации этого договора, а препятствием для нас служит неспособность России выполнить обязательства, принятые в Стамбуле», которые предусматривают вывод российских войск из Молдовы и Грузии, сказал Радемейкер.

6 сентября.  Ситуация вокруг школ приднестровского региона близка к нормализации и стабилизации, несмотря на то, что остаются еще определенные нерешенные проблемы и вопросы, касающиеся гарантирования условий для дальнейшей нормальной деятельности данных школ, заявил министр реинтеграции РМ В. Шова.

6 октября. Экспорт молдавских товаров в страны СНГ в январе-августе 2004 года составил более половины - 50,2% всей произведенной в республике продукции, сообщили в Департаменте статистики и социологии РМ.  Резко возрос экспорт в Грузию - в 2,2 раза, в Узбекистан и Казахстан - в 1,7 раза, в Россию - на 19,8%. Экспорт в страны Европейского Союза также возрос - в 1,6 раза - и составил около трети всех молдавского поставок за рубеж. Из государства ЕС товаров более всего экспортировано в Португалию -  экспорт возрос в 19,6 раза.

6-8 октября. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир принимал участие в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, который проходил в Москве и Сергиевом Посаде.

В настоящее время в РПЦ насчитывается 26 590 приходов. Из них почти половина действует в России, 10377 - на Украине, 1520 - в Молдове, 1300 - в Белоруссии. В других странах, расположенных на территории бывшего СССР, православных церквей - всего 461.

7 октября. Европейская Комиссия и Совет Европы должны рассмотреть более активное участие Европейского Союза в урегулировании приднестровского конфликта в контексте европейской политики добрососедства, заявила глава делегации Комитета по парламентскому сотрудничеству ЕС-Молдова М.Микко на заседании в Брюсселе. Она отметила, что активизация оказываемой демократическим институтам поддержки и соблюдение прав человека на обоих берегах Днестра будет способствовать примирению конфликтующих сторон.

7 октября. Приднестровский конфликт носит чисто региональный характер. Для его разрешения Молдове необходимо более активно использовать международное право по борьбе с сепаратизмом и защите нацменьшинств, заявил журналистам лидер фракции ПКРМ В.Степанюк. Он не стал комментировать намерения властей ПМР провести референдум о судьбе региона. По международному законодательству, сказал В.Степанюк, Приднестровье является территорией Республики Молдова, и властям республики необходимо активно работать с международными организациями для скорейшего восстановления территориальной целостности страны.

7 октября. Депутаты парламента РМ утвердили номинальный состав специальной следственной комиссии, которая займется расследованием дела об источниках доходов лидера ХДНП Ю.Рошка и приобретения им объектов в муниципии Кишинев.

7 октября. С 1 ноября пенсии в республике будут увеличены на 25%. Это предусматривают поправки в Закон о пенсиях государственного социального страхования, которые были одобрены сегодня сразу в двух чтениях депутатами парламента.

7 октября. Парламент РМ ратифицировал Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов на доход и на имущество, подписанную правительствами Молдовы и Австрии в Вене 29 апреля с.г.

7 октября. Парламент РМ принял в первом чтении Закон о приватизации предприятий в населенных пунктах левобережья Днестра и муниципии Бендер, который аннулирует итоги состоявшейся ранее приватизации в Приднестровье и предусматривает бесплатную приватизацию предприятий региона их трудовыми коллективами.

При обсуждении закона некоторые депутаты от оппозиционных фракций и независимые парламентарии отметили его неконституционный характер, поскольку документ предусматривает участие в процессе приватизации в Приднестровье лишь ограниченного числа граждан (работников предприятий) и лишает такого права остальных жителей приднестровского региона, а также правобережной Молдовы.

Кроме того, по их мнению, данный закон может стать детонатором нового конфликта и способствовать окончательному отделению Приднестровья от Молдовы путем проведения референдума о независимости ПМР. Кишиневская оппозиция считает также, что принятый властями Молдовы закон не будет иметь юридических последствий, поскольку де-факто правительство республики не контролирует ситуацию в восточных районах.

7 октября. Кампания по переписи населения в Приднестровье начнется 11 ноября 2004 года и продлится в течение недели – по 18 ноября, сообщила пресс-служба президентуры ПМР.

7 октября. Президент РМ В.Воронин направил поздравление с днем рождения президенту России В.Путину. Он сердечно поздравил своего российского коллегу, пожелав ему доброго здоровья, долгих лет жизни, счастья, благополучия. В.Воронин заявил, что Молдова приветствует последние шаги В.Путина по укреплению российской государственности, обеспечению национальной безопасности и развитию гражданского общества.

7 октября. По случаю дня рождения президента России В.Путина президент ПМР И.Смирнов направил в его адрес поздравительную телеграмму, в которой, в частности, говорится, что Россия сегодня – государство, обладающее высоким авторитетом и влиянием на международной арене. И это во многом результат компетентной и ответственной работы ее Президента. В трудные для Приднестровья времена Российская Федерация взяла на себя обязательства по обеспечению мира на берегах Днестра и по сегодняшний день успешно несет благородную миссию государства-гаранта. Твердая позиция России в оценке последствий экономической агрессии Молдовы против Приднестровья, в котором проживает более ста тысяч граждан Российской Федерации, смогла удержать ситуацию, не позволив разразиться экономической и гуманитарной катастрофе. Пользуясь столь торжественным случаем, выражаю надежду, что искренние чувства взаимной симпатии и дружбы между народами Приднестровья и России останутся неотъемлемой чертой российско-приднестровских отношений.

7 октября.  Верховным Советом Приднестровья сделан первый шаг к созданию в Приднестровье  института уполномоченного по правам человека - с такой инициативой выступила группа депутатов. Предполагается, что это должностное лицо будет обеспечивать государственный контроль за соблюдением  конституционных прав и свобод человека и гражданина,  защиту прав каждого на территории ПМР.

8 октября. В работе Первого конгресса выходцев из Республики Молдова, проживающих за рубежом, участвуют около 100 человек, прибывших из Белоруссии, России, Украины, Казахстана, Эстонии, Литвы, Латвии, Израиля и Франции.

По данным участников конгресса, в настоящий момент в Российской Федерации проживают около 200 тысяч выходцев из Республики Молдова, на Украине - 258 тысяч, в Казахстане - 25 тысяч, в Латвии - 5 тысяч.

8 октября. Выступая на открывшемся в Кишиневе Первом конгрессе соотечественников за рубежом, президент РМ В.Воронин обратился к ним за помощью и поддержкой в продвижении в мире нового, современного имиджа страны, в привлечении в ее экономику иностранных инвестиций. Он заявил также, что европейская интеграция для Молдовы означает, прежде всего, модернизацию страны на основе европейских стандартов.

Власти, по его словам, будут укреплять и развивать реальный билингвизм в Молдове, основанный на том, чтобы полное двуязычие становилось общепринятой образовательной и культурной нормой. Коснувшись приднестровской проблемы, глава государства подчеркнул, что «власти Молдовы, разрешая ее педантично и последовательно, решают не просто проблему объединения молдавских земель, а, в первую очередь, проблему объединения людей с двух берегов Днестра.

8 октября. Молдова заинтересована в расширении объемов экспорта своих вин в Китай и увеличении круга деловых партнеров в данной области, заявил молдавский президент В.Воронин в ходе встречи с послом КНР в РМ Сюй Чжонкаем. Он сказал, что Молдова намерена также реализовать проект по созданию в стране свободных экономических зон на основе китайского опыта.

8 октября. Молдова намерена экспортировать производимые в стране трактора в Азербайджан. При посещении кишиневского тракторного завода «Траком» президент РМ В.Воронин заявил, что в ходе официального визита в Азербайджан он обсудит с властями этой страны возможности таких поставок.

8 октября. Посол США в РМ Х.Ходжес побывала в Центральной избирательной комиссии Молдовы.  Она поздравила Петру Райла с назначением на должность председателя Центризбиркома. В ходе встречи были обсуждены вопросы, связанные с созданием условий для хорошей организации выборов на всех уровнях избирательных органов - ЦИК, окружных избирательных советов, участковых избирательных бюро. При этом была отмечена важность проведения прозрачных и корректных выборов. Руководство Центризбиркома обратилось к Посольству США с просьбой посодействовать присутствию иностранных наблюдателей на выборах.

8 октября.  Приднестровье будет активно бороться с наркотрафиком и контрабандой оружия (идущими в том числе и из Республики Молдова), заявил первый заместитель министра МГБ ПМР Олег Гудымо на заседании Объединенной Контрольной Комиссии.  По его словам, на предполагаемых «контрабандных тропах» есть необходимость установить таможенно-пограничные посты. Первый такой пост уже выставлен – в районе села Кицканы. По его словам, вызывают удивление возражения членов молдавской делегации в ОКК относительно установления  этого поста. «Республика Молдова создает себе имидж самого непримиримого борца с контрабандой, эдакого «антиконтрабандного щита» Европы. И тут вдруг столь странная  реакция…», сказал приднестровский представитель.

9 октября. Президент РМ В.Воронин принял заместителя председателя Национальной ассамблеи народной власти Республики Куба Х.Кромбета, находящегося в Кишиневе во главе кубинской парламентской делегации. В ходе встречи стороны заявили о взаимной заинтересованности в максимальном освоении потенциала сотрудничества между странами для развития эффективных, прагматичных, взаимовыгодных связей. Подчеркивалось, что активизация межпарламентского сотрудничества будет содействовать углублению молдавско-кубинских отношений в разных областях. С делегацией Национальной ассамблеи народной власти Кубы встретился также премьер-министр РМ В.Тарлев. 

10 октября. Большинство жителей Приднестровья выступают за сохранение российского военного присутствия в республике. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного в ПМР Центром социальных и политических исследований «Перспектива». Исследование было проведено среди жителей ПМР в сентябре 2004 года; всего был опрошен 821 респондент. Среди прочих участникам опроса был задан и такой вопрос: «Считаете ли Вы, что российское военное присутствие в Приднестровье должно сохраниться на долгие годы?» Утвердительный ответ на него дали 77,06% опрошенных приднестровцев. 10% выступают против сохранения военного присутствия России. Еще 13% опрошенных затруднились ответить. Теме иностранного военного присутствия в Приднестровье был посвящен и еще один вопрос: «Полагаете ли Вы, что Украина должна ввести в Приднестровье свои миротворческие войска?» Ответ «да» на него дали 43% опрошенных приднестровцев. 28% участников опроса высказались против введения миротворческого контингента Украины. Затруднились ответить на этот вопрос 29% опрошенных жителей республики.

11 октября. Группа учителей молдавских школ Приднестровья, учеников и их родителей, а также представители Хельсинкского комитета по правам человека и Лиги защиты прав человека в Молдове пикетировали посольство Российской Федерации в Кишиневе. Председатель Хельсинкского комитета по правам человека в Молдове Ш.Урыту, заявил, что акция протеста, санкционированная столичными властями, преследует цель привлечь внимание руководства России и общественного мнения в целом к нарушению прав детей школ левобережья Днестра, обучающихся на латинской графике.

11 октября. Лидеры двух оппозиционных парламентских фракций Ю.Рошка (Христианско-демократическая народная партия) и Д.Брагиш (Альянс "Молдова ноастрэ") обвинили нынешние власти в провале приднестровского урегулирования. В свою очередь, лидер коммунистического большинства В.Степанюк вину за приднестровский тупик возложил на предыдущие правительства. Этот обмен обвинениями состоялся  в теледебатах в прямом эфире по телеканалу "Молдова-1" с участием лидеров всех трех парламентских фракций.

Лидер парламентской фракции Альянса "Молдова ноастрэ" Д.Брагиш заявил, что правящая партия не располагает комплексной программой и последовательной политикой решения приднестровского кризиса. Лидер ХДНП Ю.Рошка отметил, что "позиция правления в приднестровском вопросе потерпела за последние несколько месяцев полный провал". "Правящая партия, наконец, поняла, что российский фактор оказывает политико-военное давление в приднестровском вопросе и представляет собой пагубный элемент и что поддержку в преодолении этой ситуации следует искать на Западе", сказал Рошка.

11 октября. На Праздник вина-2004, который проходил в минувшие выходные в Кишиневе собралось порядка 65 000 человек,  сообщила гендиректор Молдавского выставочного центра Н.Чокан. Туристы из 73 государств мира составили примерно 15% от участников мероприятия. По словам его организаторов, в этом году в Дне вина участвовало свыше 300 винодельческих и виноградарских предприятий, научных и учебных профильных учреждений, художественных коллективов, ремесленных центров, предприятий общественного питания, туристических агентств и др.

12 октября. Рост промышленного производства в Молдове превышает средний по СНГ. Республика оказалась по этому показателю на шестом месте среди государств Содружества.

На первом месте по этому показателю Белоруссия с 15%. Значительного роста также добились Таджикистан - 14,8%, Украина - 14,4%, Кыргызстан – 11% и Казахстан - 9,8%.

Вслед за Молдовой расположились Грузия - 7,4%, Россия - 6,9%, Азербайджан - 4,6% и Армения - 2,8%.       

12 октября. Молдова, Грузия, Таджикистан и еще восемь стран сохранят право голоса в Генассамблее ООН. Как передает агентство "Новости-Молдова" со ссылкой на сообщение Центра новостей ООН, об этом говорится в проекте резолюции о шкале взносов для распределения расходов ООН. Перечисленные страны должны были лишиться права голоса из-за долгов по взносам.  Однако этим государствам разрешили принимать участие в голосованиях до 30 июня 2005 года. Для того, чтобы не лишиться права голоса должникам предлагается внести минимальную плату. Молдовы должна внести 1,3 млн. долларов США.

12 октября. Вице-спикер парламента Молдовы В.Мишин и председатель Верховного Совета ПМР Г.Маракуца имеют возможность принять участие в телевизионных дебатах в Кишиневе в рамках проекта "Этнофорум". В.Мишин уже заявил о своей готовности принять участие в передаче. Директор проекта С.Ткач заявил, что дискуссии между сторонами очень нужны, особенно, ввиду напряженного периода отношений между Кишиневом и Тирасполем.

12 октября. Сегодня уже очевидно, что наши многолетние усилия найти совместно с Кишиневом взаимоприемлемую формулу общего государства ни к чему не привели, - заявил председатель Верховного Совета ПМР Г.Маракуца на открывшейся в Тирасполе международной конференции, которая приурочена к 80-летию образования МАССР.  Он напомнил, что до сих пор остается в силе принятая приднестровским парламентом в 1993 году концепция о совместном построении с Молдовой общего государства на конфедеративной основе. Однако, отметил Г.Маракуца, «мы долгие годы стучимся в закрытую дверь». Время показало, что молдавская политическая элита не заинтересована в построении общего государства, в котором бы учитывались интересы населения Приднестровья и гарантировалась их защита. «Я все меньше верю в возможность построения общего государства с Молдовой», - сказал председатель приднестровского парламента.

12 октября. На международной научной конференции в Тирасполе «Приднестровская государственность: история и современность» выступил доктор экономических наук, президент Приднестровья И.Смирнов.

В своем докладе глава государства отметил, что Приднестровскую Молдавскую Республику нельзя отождествлять с МАССР, хотя она и унаследовала от последней большую часть своей территории и духовно-ментальную составляющую народа. МАССР – автономия, на две трети населенная славянами, находилась в составе Украины, которая в свою очередь входила в состав Советского Союза. МАССР получила свой герб, флаг, конституцию. «Образование автономии было политическим шагом, который имел далеко идущие цели и во многом носил антирумынскую направленность. Тем не менее, МАССР – первая государственность в Приднестровье – была создана и стала развиваться согласно собственной логике. В это время началось формирование ее народа – предтечи приднестровского народа», - сказал И.Смирнов.

Президент отметил, что в период существования МАССР государственности в Молдове не существовало, Бессарабия являлась колонией-провинцией Румынии. Такое положение продолжалось до 1940 года, когда МАССР была объединена с ментально чуждой ей Бессарабией. Государственное строительство на левом берегу Днестра было прервано без воли на то населения автономии и народа Украины, составной частью которой была МАССР.

Он подчеркнул, что власть в Приднестровье принадлежит народу, и именно он будет решать посредством референдума будущее своего государства. И.Смирнов однозначно высказался о необходимости организации такого референдума, на котором будущую судьбу ПМР определят сами приднестровцы. Результаты референдума станут законом для нас, законом, который должно будет уважать международное сообщество, прежде всего в лице США, Евросоюза и ОБСЕ. Судьба приднестровского народа решается здесь, в Приднестровье, в этом наша сила и будущее», - заявил президент ПМР.

12 октября. В Тирасполе завершила свою работу международная научная конференция «Приднестровская государственность: история и современность», в которой приняли участие ученые, политики и общественные деятели из Приднестровья, России, Украины, Молдовы и Израиля.

Участники конференции приняли обращение к политическому руководству стран-гарантов – России, Украины, к руководителям ООН, ЕС, ОБСЕ, СЕ, к международной общественности, правительствам и парламентам всех стран мира, в котором призывают объективно и непредвзято оценить политический, экономический, социальный и духовный ресурс Приднестровья и складывающуюся вокруг него политическую ситуацию. Далее в документе высказывается мнение, что в сложившихся международно-политических условиях, когда был прерван молдо-приднестровский переговорный процесс, и политическое руководство Республики Молдова официально заявило о невозможности строительства совместного с  Приднестровьем федеративного государства, только сам приднестровский народ вправе решить свою дальнейшую судьбу путем свободного волеизъявления на общереспубликанском референдуме.

12 октября. Академия наук Молдовы и Академия сельскохозяйственных наук России подписали в Кишиневе Соглашение о научно-техническом сотрудничестве на 2004-2009 гг. Документ предусматривает создание и развитие сотрудничества в области селекции и культивирования растений, в изучении и использовании генетических ресурсов растений, педологии, защите сельхозкультур от болезней и вредителей, переработке сырья для агропромышленного комплекса, механизации и электрификации, менеджменте в АПК.

12 октября. В Тирасполе состоялось подписание Соглашения о научно-техническом сотрудничестве между Российской академией сельскохозяйственных наук и Приднестровским научно-исследовательским  институтом.

Согласно документу, стороны будут взаимодействовать в различных сферах академической и институтской жизни, обмениваться опытом научно-исследовательской  работы, участвовать в совместных научных изысканиях. Россельхозакадемия на согласованных условиях будет принимать специалистов из ПМР для послевузовской подготовки через аспирантуру и докторантуру, принимать к защите кандидатские и докторские диссертации.

12 октября. "Образование Молдавской Автономной Республики означало возрождение молдавской государственности, так как западные рубежи к тому времени были установлены по реке Прут, а Днестр рассматривался как временная демаркационная линия страны", - заявил президент РМ В.Воронин на открытии научной конференции "80-летие со дня создания Молдавской Автономной Республики".

12 октября. ОБСЕ играет ведущую роль в усилиях по разрешению приднестровского кризиса, заявил в Бухаресте пресс-секретарь Североатлантического альянса Д.Аппартурай.

Он отметил, что НАТО учитывает рекомендации ОБСЕ по решению приднестровской проблемы, подчеркнув, что все члены альянса, как и генсек НАТО Я. де Хооп Схеффер заинтересованы в скорейшем урегулировании конфликта на Днестре. 

13 октября. МИД России сделал сообщение для печати, в котором проинформировал о встрече в Софии посредников в приднестровском урегулировании. В сообщении, в частности, говорится, что встреча состоялась 11-12 октября по инициативе болгарского Действующего председательства Организации по безопасности и сотрудничеству, в которой приняли участие  представители России, Украины и ОБСЕ. На консультациях сопосредников присутствовал Специальный представитель ДП ОБСЕ по приднестровскому урегулированию, бывший президент Болгарии П.Стоянов.

В принятом Совместном заявлении выражена серьезная озабоченность возникшей паузой в работе над подготовкой всеобъемлющего политического решения приднестровской проблемы, содержится призыв к сторонам воздержаться от дальнейших односторонних действий, способных еще более осложнить нынешнюю непростую ситуацию. Вновь была подчеркнута необходимость скорейшего возобновления диалога между Кишиневом и Тирасполем для продолжения поиска путей урегулирования на основе сохранения территориальной целостности Республики Молдова и определения особого статуса Приднестровья. В этом контексте позитивную оценку получила инициатива Действующего председателя ОБСЕ по организации в ближайшее время консультаций сопосредников от России, Украины и ОБСЕ с представителями Республики Молдова и Приднестровья с целью рассмотрения возможностей выхода из нынешнего тупика.

14 октября. Для въезда в Молдавию россиянам будет необходим загранпаспорт, заявил министр иностранных дел РМ А.Стратан. По его словам, это требование вызвано тем, что "Россия, начиная с 1 января следующего года, вводит новый режим для всех граждан СНГ".

В связи с этим, сказал министр, "предстоит пересмотреть соглашение, подписанное ранее Молдавией и Российской Федерацией". По его словам, этот вопрос будет рассматриваться на двухстороннем уровне.

15 октября. Специалисты Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Молдовы сообщили, что с этого дня стоимость проезда в междугородных и международных автобусах увеличится примерно на 30%.

В Молдове задействовано на междугородних и международных перевозках около 1300 автобусов. В 2003 г. они обслужили 93 млн. пассажиров, а в первом квартале 2004 г. - свыше 24 млн.




Очередной «кульбит» в приднестровской политике Кишинева, и кому это на пользу

Рудольф Матвеев

На пресс-конференции в Кишиневе 30 сентября с.г. президент Молдовы В.Воронин неожиданно для многих заявил, что приднестровскую проблему можно решить по-другому, нежели  путем построения молдавского государства на федеративной основе. Таким образом, молдавская сторона окончательно и полностью пересмотрела свою позицию по проблеме приднестровского урегулирования. Все наработки участников переговоров, начиная с июня 2002 г., пошли насмарку. Переговорный процесс, благодаря нынешнему руководству РМ, отброшен далеко назад. И самое печальное в том, что перспективы  его возобновления в ближайшем будущем даже не просматриваются.    

Ранее президент РМ отказался вести какие-либо переговоры с руководством Приднестровья, затем он заговорил о необходимости изменения существующего пятистороннего формата переговоров по урегулированию молдо-приднестровского конфликта, участником которых, как известно, были сама Молдова и Приднестровье, а также сопосредники Россия, Украина и ОБСЕ. А ведь совсем еще недавно В.Воронин уверял, что Кишинев по-прежнему выступает за сохранение этого формата  переговоров. Больше того, даже представив свой проект т.н. Пакта стабильности и безопасности для Молдовы, который явно предусматривал прямое подключение к процессу приднестровского урегулирования США, Евросоюза и Румынии, молдавский лидер продолжал уверять, в частности, российских официальных представителей, в том, что для участников пятистороннего формата переговоров это ничего не меняет.

Относительно принципа федерализации как основы для объединения Молдовы в том же Пакте, в ст. 3, говорилось, что форма ассиметричной федерации является надежным механизмом обеспечения внутригосударственной стабильности Республики Молдова. А на встрече с главами дипломатических миссий, аккредитованных в Кишиневе, где и был представлен упомянутый выше новый план-проект приднестровского урегулирования и будущего обустройства Молдовы в целом, В.Воронин заявил, что отход от федеративных принципов решения проблемы Приднестровья чреват кризисами и стагнацией.

На пресс-конференции 30 сентября молдавский президент подтвердил также свое недавнее заявление для радиостанции «Свободная Европа» о необходимости изменения и механизма миротворческой операции в приднестровском регионе. Он высказался за то, чтобы российские миротворческие силы были заменены многонациональными голубыми касками, поскольку, мол, миротворцы России стоят на страже приднестровского режима. А несколькими днями раньше В.Воронин приводит еще один аргумент в пользу такой замены – якобы 80% российских миротворцев это граждане Молдовы, проживающие в Приднестровье, которые не могут быть беспристрастными. Этот аргумент явно не состоятелен, он, мягко говоря, не соответствует действительности, т.к. набор миротворцев во все «горячие» точки, не только в Приднестровье, Минобороны РФ осуществляет исключительно из граждан России на контрактной основе.

США и НАТО, видимо, давно ждали этого заявления. Неудивительно, что после такой заявки в Кишинев тут же пожаловал никто иной, как сам генсек НАТО Я. де Хооп Схеффер, который, кстати, эту идею привлечения к операции по поддержанию мира в Приднестровье международных миротворцев озвучил еще в 2003 г., когда он пребывал в должности Действующего председателя ОБСЕ.

В ходе визита в РМ Схеффер не преминул напомнить России о ее обязательствах вывести свои войска и вооружения из приднестровского региона, что якобы необходимо для ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Вообще, сдается, что США и НАТО начали откровенно шантажировать Москву тем, что ДОВСЕ, который, как они полагают, больше отвечает интересам России, может остаться не ратифицированным, если из Приднестровья не будут выведены российские военные. На днях об этом же говорил заместитель госсекретаря США С.Редемейкер.

Оно и понятно. Пока в ПМР сохраняется российское военное присутствие, пусть даже незначительное по своим масштабам, руки у США и НАТО здесь остаются связанными.

Поэтому для США формат переговоров по приднестровскому урегулированию, форма будущего государственного устройства Молдавии не так важны, как проблема военного присутствия России в регионе.

Американцы не против, вроде бы, и пятистороннего механизма переговоров, поддерживают они и федерализацию Молдовы, по крайней мере, на уровне Госдепартамента, который в принципе одобрил все последние проекты документов по урегулированию, проработанные в рамках Постоянного политического совещания полномочных представителей Молдовы, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ, где содержится согласованная формулировка о федеративном устройстве будущего молдавского объединенного государства.

Помимо двусторонних контактов с участниками переговоров по проблемам урегулирования, США и страны Евросоюза активно используют возможности и механизмы ОБСЕ для оказания своего влияния на ход переговорного процесса и его возможные результаты.

Как хорошо известно, США, ЕС и ОБСЕ уже употребили, и весьма успешно, свое влияние в конце ноября 2003 г., когда под их натиском В.Воронин сорвал подписание российского плана урегулирования приднестровского конфликта, который мог бы положить конец расколу Молдавии. Но поскольку при этом российское военное присутствие сохранялось и, более того, вырисовывалась тенденция к его расширению, такое решение проблемы США и НАТО никак не могло устроить.

Но если рано или поздно Оперативная группа российских войск, а вернее то, что от нее осталось (немногим более 1000 чел.), покинет Приднестровье, то для американцев и др. натовцев остается неясной проблема с российским миротворческим контингентом. Отсюда такая заинтересованность США и НАТО в замене наших миротворцев «своими».

Нельзя не отметить, что во всех последних выступлениях по приднестровскому вопросу В.Воронин как заклинание повторяет, что проблему необходимо решать мирным путем. Правда, он не уточняет, что это за мирный путь. Возможно, по-воронински, это когда Кишинев постоянно срывает переговоры по урегулированию, а основными рычагами давления на приднестровцев избирает репрессивные меры, вплоть до акций по удушению Приднестровья с помощью экономической и дипломатической блокады.

И вот на этом «мирном» пути президент В.Воронин предпринимает еще одну «мирную» акцию – он вносит на рассмотрение парламента РМ законопроект о приватизации в Приднестровье, который фактически объявляет незаконными все приватизационные соглашения в регионе, в результате которых собственниками многих местных предприятий стали иностранные инвесторы. Как и в Молдове,  здесь на приобретенных зарубежными вкладчиками предприятиях было расширено производство, увеличено количество рабочих мест, повышена зарплата, появились оптимистические перспективы их дальнейшего развития и т.д.

Нынешние инициативы коммуниста В.Воронина в деле приднестровского урегулирования весьма удовлетворили практически всех его политических оппонентов – от крайних националистов до социал-демократов типа О.Нантоя. Но последнему все же кажется, что США и ЕС принимают недостаточное участие в решении проблемы Приднестровья. По нему, так лучшим способом ее разрешения явился бы ввод в Левобережье натовских танков по примеру Косово, о чем этот, с позволения сказать, демократ писал в одной из своих статей.

Вот и известный «друг» Молдовы В.Сокор, сотрудник Вашингтонского института стратегических и политических исследований, впервые похвалил действия молдавского президента, особенно его отсутствие на саммите СНГ в Астане, которое он расценил как протест против политики России в Приднестровье, с одной стороны, и как подтверждение приверженности Молдовы европейскому выбору, с другой. Сокор даже обвинил лидеров блока «Демократическая Молдова» чуть ли не в предательстве национальных интересов только за то, что они считают В.Воронина виновным в нерешенности приднестровской проблемы, и заявил, что «было бы ужасно, если бы они пришли к власти в Молдове».

После «кульбитов» В.Воронина в приднестровской политике, а также в отношениях с Россией и Украиной, многие местные и иностранные наблюдатели пришли к выводу, что лидер молдавских коммунистов, перенявший политические лозунги крайних правых партий (европейский вектор развития Молдовы, отдаление от СНГ и, в первую очередь, от России, обязательное приглашение США, ЕС и НАТО к участию в урегулировании приднестровской проблемы, возобновление тесных политических связей с Румынией и т.д.) и приступивший к их реализации на практике, может получить поддержку Запада. Многие полагают даже, что у Компартии теперь есть  все шансы на победу на предстоящих парламентских выборах 2005 года.

Похоже, что и лидеры ПКРМ считают возможным именно такое развитие последующих событий в Молдове, иначе В.Воронин не позволил бы себе неоднократно и публично обвинять Россию и Украину в покровительстве «сепаратистского» приднестровского режима, которым они якобы фактически управляют.

Что же все-таки толкнуло В.Воронина на столь резкий поворот в политике по отношению к Приднестровью, а вместе с этим и к России и Украине. Ведь в Москве с пониманием относились к молдавской позиции по Приднестровью. Да и характер сотрудничества с Россией в целом не предполагал такого рода «политических сальто», как назвал перечисленные выше изменения в приднестровской и внешней политике Кишинева известный журналист и явно не сторонник президента В.Чобану  в своей статье «Политическая гибкость в Молдове»

Одной из причин произошедших изменений, на наш взгляд, является непомерная амбициозность В.Воронина, который посчитал, что, провозгласив линию на стратегическое партнерство с Россией вопреки Западу, он вправе был рассчитывать на ее безоговорочную поддержку всех своих приднестровских начинаний. Но он ее, однако, не получил.

Ведь на деле Кишинев, говоря о стратегическом сотрудничестве с Россией, надеялся максимально использовать необъятный российский рынок для экспорта молдавской продукции с/хозяйства и виноделия, которую трудно реализовать на других рынках, например, в соседних странах, в силу их скромных возможностей, а также в силу того, что все они производят аналогичную продукцию в избыточных для себя количествах и сами ориентируются на зарубежного потребителя.

В обмен на заверения в дружбе Кишинев хотел и дальше получать из России энергоносители на выгодных условиях, но как-то при этом стал забывать, что у России есть в Молдавии свои собственные интересы, в т.ч. экономические. Москве было отказано в приобретении ряда предприятий молдавского энергетического комплекса. Кишинев неоднократно пытался также помешать российским инвесторам в приватизации и приднестровских предприятий.

Хотя В.Воронин заявил, что его партия полностью выполнила все пункты своей предыдущей предвыборной кампании, вряд ли можно считать реализованными обещания о придании русскому языку официального статуса, о развитии приоритетных связей с СНГ и Россией, о стремлении решать приднестровскую проблему в интересах всего населения Молдавии, проживающего на обоих берегах Днестра.

С опозданием, но в России стали, наконец, понимать, какой смысл вкладывает Кишинев в «стратегическое партнерство»,  и сделали соответствующие выводы, что, естественно, не могло понравиться молдавским правящим кругам.  А Москве впору было самой быть недовольной действиями руководства Молдовы.  

Обидевшись на Россию и Украину, которые отказались поддержать репрессивный курс Кишинева по отношению к Приднестровью, растерянный молдавский президент решил, что лучшим ответом будет активизация проевропейской политики Молдовы и более тесное, насколько возможно, привлечение Запада к решению приднестровского вопроса и оказанию давления на Москву и Киев, якобы мешающих воссоединению страны.   

Кроме того, по замыслу В.Воронина, отказ от российского меморандума по урегулированию, провозглашение европейской интеграции абсолютным приоритетом внешней и внутренней политики страны должны были помочь заполучить в свои союзники США, Евросоюз и НАТО также с точки зрения реализации и внутриполитических задач ПКРМ, в первую очередь с учетом предстоящих выборов.

Как кажется, косвенную поддержку в этом плане  В.Воронин получил. Во всяком случае, со стороны западников уже не раздаются призывы к объединению оппозиции. А откровенные противники В.Воронина теперь даже обращаются к Западу с просьбой не требовать пока от  него больших доказательств «преданности», а обещать «несчастному государству конкретные перспективы», чтобы оно не смогло «снова двинуться в сторону Востока».

Существует мнение, что еще одной причиной крутых поворотов в политике Кишинева было стремление переманить ту часть электората, которая обычно голосовала за радикальных националистов и центристскую оппозицию. С этим можно согласиться. У ПКРМ в начале – середине 2003 г. было известное беспокойство относительно итогов будущих выборов. Тогда еще не так заметны были результаты ее экономической и социальной политики, часть оппозиции сумела объединиться и укрепить свое место в обществе после выборов в местные органы власти. Центристский блок «Наша Молдова» (С.Урекян, Д.Брагиш) прочно заняли на выборах второе после ПКРМ место, получив около 25% голосов избирателей. С.Урекян, несмотря на жесткое противодействие властей, остался мэром Кишинева.

Сегодня, благодаря, прежде всего экономическому сотрудничеству с Россией, В.Воронину удалось решить целый ряд социальных проблем – повысить зарплату работникам бюджетной сферы, увеличить размеры пенсий, семейных пособий, стипендий студентам, окладов учителям и преподавателям, деятелям науки и искусства, привлечь на свою сторону многих граждан из национальных меньшинств после принятия Концепции национальной политики РМ.

Все это, а также направленная пропагандистская работа сыграли свою роль. Последние опросы общественного мнения показывают, что большинство населения готово поддержать Компартию на парламентских выборах. Это вынуждены признать и ее политические оппоненты.

Западники, как представляется, не будут вмешиваться в предвыборные дела, ибо при любом исходе выборов они ничего не потеряют. Тем не менее, Запад продолжает «держать руку на пульсе». 8 октября с.г. посол США Х.Ходжес нанесла визит в Центризбирком РМ и учила «несмышленых» молдаван, какими должны быть выборы.

А перед Россией встает традиционный для нее вопрос: что делать? В сложившихся обстоятельствах, видимо, и делать-то что-либо уже поздно.

Конечно, можно было бы задействовать экономические факторы, но Россия, в отличие от США, так и не научилась их использовать в своих интересах. А для российских капиталистов пока все равно, кто находится у власти в Латвии, Эстонии, Грузии, Молдове или других странах, где они имеют свой бизнес, националисты, коммунисты, фашисты и т.п., лишь бы «деньги капали». Примеров этому тьма.

В итоге России остается только ждать. А ждать и догонять, как гласит народная мудрость, хуже всего.




Политическая гибкость в Молдове

5 октября 2004 г., «Молдова Ази»

Виталие Чобану

Нет сейчас в молдавской политической жизни темы более захватывающей, чем "новый имидж" президента Владимира Воронина. Лидер, который пришел к власти, пообещав пристегнуть Молдову к оси Россия-Беларусь, объявить русский язык государственным, превратить Молдову в "Кубу Европы" и даже хуже - в непреодолимый барьер на пути натовских танков к Брянску - этот самый лидер в конце своего президентского мандата сделал политический вираж более головокружительный, чем любой иной бывший аппаратчик-коммунист, за ночь обращенный в демократию. Воронин принялся обвинять Россию и Украину в пособничестве сепаратистскому режиму Приднестровья, признал отдаление Молдовы от СНГ, решительно потребовал обновления формата переговоров путем усиленного вовлечения Запада в решение приднестровского кризиса, а также замены украинских и российских миротворческих сил на международные стабилизационные силы. Г-н Воронин проявил излишний радикализм не только по сравнению с совершенно противоположными ожиданиями, связанными с руководителем нереформированной и догматичной коммунистической партией, но и по сравнению со своими предшественниками, Снегуром и Лучинским, которые оказались неспособными занять такую же четкую позицию и не добились какого-либо прогресса в приднестровском вопросе.

Неужели Воронин решил-таки свою личную дилемму, о которой я писал некоторое время назад, в пользу ориентирования Молдовы в сторону евроатлантического пространства? Слишком скользкая почва для однозначных утверждений. Если кто-то помнит, три года назад президент Воронин заявил, что Молдова будет там, где ее национальные интересы, намекая на гибкость во взглядах, которую поведение его партии не подтверждает никаким образом. Сквозь призму же последних событий, тогдашний намек президента можно истолковать так: никакие идеологические догмы не помешают нам сменить курс, если этого потребуют интересы страны. Так и хочется воскликнуть: "Вашими устами, да мед пить, господин президент!", но что-то останавливает.

Все-таки напрашивается небольшой комментарий. Мне все время казалось, что есть в Молдове крепкое ядро, основанное на национальном самосознании, которое зовет ее в Европу, подтверждая европейскую судьбу и латинские корни этого государства. Однако не национальное самосознание делало политику в Республике Молдова после 1991 г., а колеблющиеся настроения ее руководителей - людей, сильно застрявших в советском прошлом, неспособных вообразить себя вне пространства, контролируемого Москвой. Это - негативная черта молдаван, которые легко забывают преступления коммунизма, но не могут простить задержек по выплате пенсий четырехлетней давности, когда страной руководил Альянс за Демократию и Реформы. Эта странная черта национального характера когда-нибудь, наверное, станет объектом внимания антропологов и специалистов в области психоистории. Пока же нам остается констатировать, что афишируемая гибкость коммунистов оставляет в офсайде Блок "Демократическая Молдова", который пытается воспользоваться охлаждением отношений Воронина с Москвой, чтобы обеспечить себе электоральный трамплин. Отдаление лидера коммунистов от Москвы, реальное или инсценированное (поживем - увидим) создает ужасные неудобства формированию Урекяна, а его избирателям - острое чувство фрустрации. Рассчитывая на забывчивость молдаван (ведь он умудрился заманить их тем минимумом, который предыдущее руководство не додумалось им предоставить), Воронин может себе позволить антимосковские выпады в попытке добиться от Запада поддержки, о которой никто из его товарищей до недавних пор и не мечтал. Позиция лидера-коммуниста кажется довольно прочной, и у его партии также нет причин беспокоиться насчет будущих выборов. С единственным условием: если не будет допущено ни одного серьезного просчета во внутренней и внешней политике (о природе таких просчетов мы еще поговорим).

Зато у Урекяна могут возникнуть проблемы. Примар Кишинева должен искать спонсоров не на Востоке, а также на Западе - там, где президент Воронин пока не добился существенных успехов, из-за дефицита доверия к нему как к лидеру правящей партии, которую никак нельзя считать чемпионом демократии и европейских ценностей. Делая ставку на Запад, "Демократическая Молдова" нейтрализует обвинения тех, кто утверждает, что этот блок ведет закулисные переговоры с Россией, и в то же время оградит своих людей от преследований со стороны властей. Бдительность Запада обяжет Воронина отвечать за последствия своих антироссийских заявлений. То есть, не нарушать норм правового государства. Потому что, повторяю, невозможно декларировать стратегическую европейскую ориентацию Молдовы, бороться с диктаторским режимом Смирнова, а параллельно продолжать давать собственным гражданам и международным организациям повод для сравнений с тоталитарным поведением того же Тирасполя. Речь идет, прежде всего, о ситуации на "Телерадио-Молдова". Именно об этих "просчетах" я и говорил выше. Господин Воронин должен понять - как ни трудно это для бывшего советского чиновника, и как бы ни тянули его назад "товарищи по партии", более догматичные и, похоже, испуганные его недавними политическими сальто - что в отсутствие реальной демократизации страны, независимого правосудия и истинной свободы слова, похвальная смена внешнеполитического курса Республики Молдова остается не более чем пустой риторикой в глазах Вашингтона, Страсбурга и Брюсселя. А то, что хотелось назвать политической смелостью, молниеносно обернется безответственностью и слепой самоуверенностью.

С другой стороны, важно чтобы и сам Запад не терял время, требуя слишком многих доказательств преданности как от официального Кишинева, так и от оппозиции. Как оказывается, молдавская политическая почва - это зыбучий песок, и если ее срочно не "забетонировать", то есть не дать этому несчастному государству конкретных перспектив, оно может снова двинуться в сторону Востока, так, как это случилось в феврале 2001 г. Можно сказать с уверенностью, что ни для кого на Западе такая инволюция в Молдове не является желательной.




Мы всегда и всюду будем защищать стратегические интересы нашей страны

1 октября 2004 г., "Независимая Молдова"

Президент Владимир Воронин на пресс-конференции, состоявшейся вчера после официального открытия конференц-зала государственного информационного агентства "Молдпрес", исключил возможность переговоров с сепаратистскими лидерами приднестровского региона.

Воронин подтвердил, что переговоры с Тирасполем непродуктивны, но отметил необходимость урегулирования конфликта мирным путем.

Глава государства отметил, что пятисторонний формат устарел. "Диагноз был поставлен неверно. Нужно обновить формат и найти, наконец, первопричину проблемы. В ближайшее время мы начнем переговоры с пятью государствами о подписании Пакта стабильности и безопасности для Молдовы. Если нам удастся подписать этот документ, мы решим многие проблемы", - подчеркнул Воронин.

В то же время президент заявил, что приднестровскую проблему можно решить и по-другому, помимо федерализации. "Мы не уверены, что федерализация государства позволит решить приднестровский конфликт". Глава государства отметил, что после предоставления специального статуса автономии Гагаузии этот вопрос окончательно был снят с повестки дня.

Президент Воронин подтвердил необходимость учреждения миссии по мониторингу границы с Украиной на приднестровском участке и настаивает на изменении формата миротворческих сил. "80 процентов контингента российских миротворческих сил - это граждане Молдовы, проживающие в Приднестровье. Они не могут быть беспристрастными. Когда произошел инцидент со школами и железной дорогой, миротворцы и не пытались урегулировать ситуацию. Нам нужны стабилизирующие силы, которые непременно должны быть многонациональными", - отметил Воронин.

По поводу проблемы приднестровских школ, подведомственных Министерству просвещения, президент заявил, что этот вопрос, равно как и конфликт на железной дороге Молдовы, нужно решать только при поддержке международных организаций и исключительно мирным путем.

Комментируя отношения с Российской Федерацией и Украиной, Воронин отметил, что эти страны остаются стратегическими партнерами Республики Молдова. "Речь не идет о каком-либо охлаждении, отношения с этими государствами развиваются, мы продолжаем сотрудничать на различных уровнях", - сообщил Воронин.

Он подчеркнул, что "Молдова не выступает против кого-либо конкретно и не желает напряженности в отношениях ни с одним из государств. Но мы и дальше будем защищать интересы Молдовы как внутри страны, так и на международной арене. Мы отстаиваем стратегические интересы собственного государства, поэтому не можем пренебрегать тем фактом, что Украина более поддерживает Тирасполь, чем Кишинев. Приднестровский вопрос необходимо решить, и ни для кого не секрет, на кого опирается сепаратистский режим, но это не значит, что мы против данного государства. Если проблема не решается на двустороннем уровне, тогда обращаемся к международным организациям. Мы защищаем свою позицию, но отнюдь не преследуем цель испортить отношения с другими государствами", - подчеркнул президент. Он опроверг обвинения в введении экономической блокады против приднестровского региона.

В ответ на просьбу изложить основные тезисы избирательной программы Партии коммунистов, Воронин заявил, что об этом говорить преждевременно, но главные направления политики партии уже намечены. Также он уточнил, что предвыборные обещания, данные четыре года назад партией, которую он возглавляет, выполнены полностью.

Решить вопрос о придании русскому языку статуса государственного возможно будет только после проведения референдума на территории всей республики. А это, в свою очередь, требует полного урегулирования приднестровской проблемы, - заявил на пресс-конференции президент РМ.

"Необходимо узнать мнение всего общества, - граждан Молдовы с правого и левого берегов Днестра. Это единственный путь решения вопроса без потрясений в обществе" - подчеркнул глава государства.

Вот почему так важно развязать узел приднестровского вопроса. Он тормозит решение многих насущных проблем страны - социальных, экономических, культурных, нравственных и духовных.

Но сегодня, по словам главы государства, нет проблем, препятствующих билингвизму в стране. В Молдове работают прежние и строятся новые школы - русские, украинские, болгарские, гагаузские и многие другие - по желанию различных представителей нашей многонациональной республики. В Молдове свободно изъясняются на том языке, который предпочитают. И важнее истинное, нынешнее состояние дел, чем декларации, призванные убедить людей в том, чего нет.

Президент опроверг выдвинутые оппозицией обвинения в том, что задержание трех сотрудников примэрии Кишинева и возбуждение следствия якобы является политическим заказом.

"Девять месяцев эти дела расследуются Центром по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (ЦБЭПК). Определенные лица заявляют, что они ничего не подписывали, однако оригинал документа находится у следователей. Речь идет о незаконном отчуждении земли, и мы не можем обойти вниманием такие грубые нарушения законодательства", - отметил Воронин. Он пригласил прессу участвовать в расследовании случая в рамках девятнадцати созданных следственных групп для исключения любых спекуляций на эту тему.




Приднестровский конфликт и счастье коммунистов

29 сентября 2004 г., «Молдова Ази»

Оазу Нантой

"Замороженное" состояние приднестровского конфликта следует, в целом, относить насчет того, что он обслуживает набор интересов (геополитических, экономических, криминальных и т.д.) в условиях хронической некомпетентности и коррумпированности (соучастия) кишиневской политической элиты и отсутствия значимого интереса к нему со стороны ЕС, НАТО и США. Последние годы привели к существенным изменениям на политической карте Европы. Балтийские страны, наши бывшие коллеги по сплоченной семье республик-сестер СССР, окончательно оторвались от коммунистического прошлого, став полноправными членами как НАТО, так и ЕС. Наша соседка Румыния также стала 2 апреля 2004 членом НАТО и надеется, что в 2007 будет принята в ЕС. В связи с этим ЕС также стал осознавать, что Республика Молдова, которая еще несколько лет назад была так далеко, становится соседом ЕС вместе со всеми своими проблемами - неразрешенным конфликтом, незаконным присутствием иностранных войск, огромными запасами оружия и боеприпасов, и, как следствие - незаконным оборотом оружия, вовлечением "пмр" в международную сеть организованной преступности для крупных экономический преступлений и т.д. Это означает, что мы, какие есть, бессильные и наивные, стали реально угрожать безопасности ЕС. Расширение ЕС повлекло за собой смену его отношения к приднестровскому конфликту - от уклонения от любого вмешательства до принятия конкретных мер - так, 27 февраля 2002 г. ЕС и США лишили права на получение въездных виз семнадцать представителей сепаратистского режима.

У Республики Молдова есть еще один сосед - Украина. Уместно вспомнить, что так называемая "пмр" являет собой узкую полосу земли между Украиной и остальной частью Молдовы, а в том случае, если Республика Молдова приостанавливает поток товаров из и в "пмр", ее экономическая жизнеспособность всецело зависит от проницаемости границ с Украиной,

Вспомним, как развивались события с того момента, как Владимир Воронин решил ввести новые таможенные печати 1 сентября 2001 г. Для начала Молдова убедилась в том, что есть вопиющее разногласие между устными обещаниями президента Украины разрешить установление совместных молдо-украинских постов вдоль участка границы, контролируемого тираспольским режимом, и реальной позицией киевских властей. Пришлось прибегнуть к прямому вмешательству ЕС, которому удалось "убедить" Киев подписать Протокол о сотрудничестве между Таможенным департаментом РМ и Государственной Таможенной Службой Украины, вступивший в силу 25 мая 2004 г. По крайней мере официально, на бумаге, Украина согласилась с тем, что передвижение товаров между таможенными территориями Республики Молдова и Украины будет производиться на основании сопроводительных, торговых и таможенных документов, принятых в международной практике. На деле это означало, что могут легально действовать только те экономические агенты "пмр", которые зарегистрированы в качестве экономических агентов Республики Молдова.

Иными словами, Кишинев задумал ряд ограничительных действий по отношению к тираспольскому режиму (новая таможенная печать, обязательная регистрация экономических агентов "пмр" в Государственной регистрационной палате, оформление документов Таможенным департаментом Республики Молдова и др.), и, подняв скандал в связи с "нелояльным" поведением Украины, добился желаемой цели и политических дивидендов… усилиями ЕС.

Приблизительно тот же сценарий, сознательно или невольно, намечается теперь Владимиром Ворониным и в связи с последним витком напряженности. Когда Кишинев поставил условие обязательной регистрации экономических агентов "пмр" в Кишиневе, то было совершенно ясно, что за сим последует введение для тех же экономических агентов обязательных налоговых отчислений в бюджет Республики Молдова. Оставался неясным лишь вопрос: когда именно?

Отказ Владимира Воронина (под нажимом Запада) от подписания 26 ноября 2003 г. "Меморандума Козака" дал старт политике "наказания" Республики Молдова всеми возможными путями со стороны тираспольских марионеток и их кремлевских хозяев. Начались новые издевательства над крестьянами левобережных сел, находящихся в подчинении Кишинева, которых лишили возможности убирать и продавать уже выращенный ими урожай; развязана новая жесткая атака на школы, подведомственные Кишиневу. Без всякого смущения Тирасполь прибег к силе, взяв под контроль железную дорогу. Информационная же война достигла истерических высот с обеих сторон. И снова молдавское государство продемонстрировало свою неспособность защитить собственных граждан, беспомощно апеллируя к всевозможным международным структурам, к странам-гарантам, к "московскому царю" и т.д. Вновь Кишинев идет по проторенной дорожке, объявляя ряд мер, выполнение которых на сто процентов зависит от позиции Украины.

И снова, как и в случае введения таможенных печатей нового образца, выясняется, что Украина прямо поддерживает тираспольский режим, а никак не Республику Молдова. И опять Кишинев допускает появления в официальной прессе негативных оценок поведения Украины, а параллельно максимально заостряет внимание ЕС. По-видимому, Кишинев начинает понимать, что настал момент, когда для удушения "пмр" он может использовать все более явный конфликт между заинтересованностью ЕС в обеспечении собственной безопасности и набором "старых", геополитических и экономико-криминальных интересов, реализуемых через "пмр". Ведь Киев может себе позволить вызывающее поведение по отношению к Республике Молдова, но никак не по отношению к ЕС.

Очевидно, что режим Игоря Смирнова сумел создать себе хорошо оплачиваемое "лобби" в рядах политической элиты Украины. Однако 31 октября в этой стране состоится первый тур президентских выборов, результат которых крайне важен для Республики Молдова: в случае, если Украина станет четко ориентироваться на ЕС и НАТО, тираспольский режим обречен. Строгий международный контроль приднестровского участка в сочетании с направлением налогов экономических агентов "пмр" в бюджет Республики Молдова приведет к краху этого режима.

Несомненно, данный сценарий сопряжен со многими рисками, ведь криминальный режим и спецслужбы в состоянии прибегнуть к "адекватным" мерам в свою защиту. Печально то, что молдавские правители не осознают важность диалога с населением левобережья Днестра для минимизации этих рисков, а рассчитывает только на вмешательство ЕС. Но не будет требовать от коммунистов слишком многого. На наше счастье, существует ЕС.




Приднестровцы сами решат судьбу Приднестровья

6 октября 2004 г., GazetaSNG

Елена Бузулукова

Власти Приднестровья выносят на референдум вопрос о дальнейшей судьбе республики. Населению ПМР предложат определить, желает оно создавать с Молдавией федеративное государство, или нет. К подготовке референдума уже приступила рабочая группа, которая в ближайшее время составит рекомендации и направит их в Верховный Совет ПМР. Напомним, идея проведения плебисцита была «заброшена» властями в общество достаточно давно, а особенно активно стала упоминаться после очередного «похолодания» в отношениях Кишинева и Тирасполя нынешним летом. Тогда президент Молдавии Владимир Воронин сделал ряд резких заявлений в адрес руководства Приднестровья, с 1 августа была введена экономическая блокада ПМР, которая, в свою очередь, послужила поводом для конфликта Кишинева с Киевом.

Со стороны Молдавии все настойчивей зазвучали призывы изменить формат переговоров по проблеме урегулирования приднестровского конфликта – с участием Евросоюза и США. За этими заявлениями уже явно просматривались западные «голубые каски», которыми Кишинев желает заменить российский и украинский миротворческий контингент в зоне конфликта. Тирасполь же настаивает на проведении переговоров по приднестровской проблеме в прежнем пятистороннем формате (Россия, Украина, ОБСЕ, Молдавия и Приднестровье).

Прямую заинтересованность в урегулировании приднестровской проблемы выразил и генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, посетивший на днях Молдавию. Роль нынешнего генсека НАТО в процессе приднестровском урегулировании трудно недооценить. Не в последнюю очередь благодаря Схефферу, занимавшему тогда пост председателя ОБСЕ, президент Владимир Воронин отказался в конце 2003 г. от подписания так называемого «меморандума Козака» - плана создания между Молдавией и Приднестровьем федеративного государства. Напомним, тогда президент Воронин в последний момент отказался от подписания документа, уже парафированного им и главой ПМР Игорем Смирновым. Миротворческий план Кремля провалился.

Генсек НАТО подтвердил в Кишиневе, что «широкое международное участие может быть полезным, но это (изменение формата) должны решить сами стороны. Нужен такой формат, который приблизит урегулирование». Пожалуй, не нужно лишний раз уточнять, какой формат переговоров наиболее «симпатичен» НАТО и ЕС.

Пока же переговорный процесс заморожен. В Тирасполе отмечают, что диалог с Кишиневом (только в пятистороннем формате) возобновят не раньше, чем в ПМР состоится плебисцит.




Конфликт с националистическим душком

6 октября 2004 г., «Ольвия-пресс»

Как сообщает информационное агентство «НИКА-пресс», депутат молдавского парламента от ПКРМ Владимир Доронин направил президенту Молдовы письмо, в котором отмечает, что «в официальных структурах страны преднамеренно и неоправданно сгущаются страсти по поводу проблемы дискриминации молдавских школ ПМР, находящихся под юрисдикцией Молдовы». Депутат убежден, что такой проблемы просто нет, и далее пишет: «… Есть проблема норм, правил поведения и бытия в системе образования ПМР – де-факто существующего субъекта…».

Доронин напоминает также: «Рыбницкую школу я знаю не понаслышке, так как Молдова финансирует строительство этой школы, и мне в 2003 году пришлось улаживать конфликт между школой и администрацией района, связанный с арендой помещения и регистрацией школы». В этой связи автор письма высказывает убеждение, что как прошлый, так и нынешний конфликт вокруг рыбницкой школы были затеяны самим директором этого учебного заведения. Доронин также считает, что «процесс регистрации школ - это не сиюминутно возникший вопрос, а процедура, согласованная еще в 2001 году, где право ПМР контролировать свою идеологию через призму изучения истории Молдовы настолько очевидно, в том числе и у нас, что было бы смешно это отрицать».

В беседе с корреспондентом «НИКА-пресс» Доронин заявил, что руководству РМ, как, впрочем, и руководству ПКРМ, было бы непростительно и далее разжигать так называемый школьный конфликт, попахивающий национализмом.




Приднестровцы – о настоящем и будущем республики: в Тирасполе подведены итоги масштабного опроса населения

11 октября 2004 г., «Ольвия-пресс»

Олег Елков  

Референдум о судьбе Приднестровья – нужен ли он сейчас республике? Ответить на этот вопрос должна специальная рабочая группа, создать которую предложил Верховный Совет. Сейчас, когда Кишинев отказался от любых переговоров с Тирасполем, и когда идея общего государства на Днестре становится все более призрачной, ясный ответ на вопрос «что делать дальше» необходим как никогда. Именно этого требуют сегодня в своих обращениях к властям многие общественные организации Приднестровья.

Дать ответ на самый важный вопрос для республики могут только сами приднестровцы – это главная мысль многочисленных обращений общественности. Что изменит приднестровский референдум и способен ли он практически повлиять на международный статус Приднестровья? Над этими вопросами эксперты и политики республики работают уже давно. Мировой опыт показывает, что ничего более авторитетного, чем всенародный опрос населения, история еще не придумала. И референдум – это всегда очень мощное средство для народа отстоять свои права.

«Референдум - это сильный и эффективный механизм для того, чтобы еще раз показать, чего хочет народ ПМР, - отметил в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» директор центра социальных и политических исследований «Перспектива» Илья Галинский. - Я сошлюсь на пример такого государства, как Канада. Когда квебекские политические партии начали говорить о том, что народ Квебека выступает за отсоединение и образование самостоятельного государства, конституционный суд Канады принял очень разумное решение. Оно заключалось в том, что если власти Квебека проведут референдум по вопросу самоопределения  квебекского народа, и если результаты референдума будут в пользу квебекской независимости, то тогда конституционный суд Канады готов разрешить легитимную процедуру обсуждения этого вопроса и возможное принятие канадского закона, который бы легитимизировал новое квебекское государство. То есть даже по этому примеру видно, что референдум – это действительно очень серьезный механизм, который трудно будет игнорировать сильным мира сего».

Другой вопрос – готово ли мировое сообщество признать итоги всенародного опроса в Приднестровье? В начале девяностых приднестровцы уже дали однозначный ответ на вопрос, каким они видят свое будущее. Однако «сильные мира сего» до сих пор предпочитают не замечать этой позиции. С другой стороны, с того времени очень многое изменилось в мировой политике. Уже есть пример референдума на Кипре, который, кстати, был во многом инициирован извне.

По мнению экспертов, в вопросе с возможным всенародным опросом в Приднестровье главная задача – это подтвердить его легитимность максимальным числом международных наблюдателей.   

Как отмечает Илья Галинский, «по всем документам международного права, пактам о международных, политических и культурных правах говорится о праве  народа на самоопределение; никто его не подвергает сомнению. Самое важное в этом вопросе - чтобы референдум в ПМР был проведен с привлечением максимального числа всевозможных международных организаций, прежде всего структур гражданского общества. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы приехали представители не только России, Украины, Беларуси, но и наблюдатели из дальнего зарубежья, авторитетные лица в правозащитной деятельности. Если удастся решить эту задачу, никто не сможет подвергнуть сомнению результаты референдума. Такой всенародный опрос мог бы стать весомым аргументом для того, чтобы подтвердить право приднестровского народа на самоопределение и создание самостоятельного государства».

На прошедшей неделе приднестровский центр социальных и политических исследований «Перспектива» подвел итоги опроса, который стал своеобразной проверкой настроений приднестровского общества. Исследование приурочено к судьбоносной для республики дате. 12 октября Приднестровье отметит очередной юбилей первой приднестровской государственности. В этот день 80 лет назад на левом берегу Днестра была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика.

Участникам исследования, которое социологи провели в сентябре по всему Приднестровью, было предложено ответить почти на два десятка вопросов. Главная задача – узнать сегодняшнее мнение людей о прошлом, настоящем и будущем ПМР.

«Специалисты – историки и социологи – считают, что МАССР, образованная в 1924 году на левом берегу Днестра, явилась первой формой приднестровской государственности, - говорит директор центра «Перспектива» Илья Галинский. - И для нас было очень важно выяснить, как население Приднестровья относится к первой приднестровской государственности и как оно смотрит на настоящее и будущее Приднестровья. В этих целях нами было проведено масштабное социологическое исследование во всех городах и районах республики. Было опрошено более 800 человек - это достаточно большая выборка для нашей небольшой республики. Мы считаем, что уровень объективности исследования достаточно высок – где-то плюс-минус 3% в ту или иную сторону, то есть опрос вполне отражает истинное мнение приднестровского населения».

Как показывают результаты исследования, о том, что в первой половине прошлого века на территории Приднестровья уже существовал прообраз нашей государственности, знают 80 процентов опрошенных приднестровцев. Почти 60 процентов участников опроса считают, что МАССР вполне можно назвать первой формой приднестровской государственности.

Важная часть исследования посвящена нашим современным отношениям с Молдовой. Комментируя итоги опроса, эксперты отмечают, что агрессивная политика молдавских властей напрямую отразилась на позиции приднестровцев.

«Так, например, деструктивные действия Молдовы вызывают возмущение и гнев у 84% населения ПМР, только около 5% опрошенных удовлетворены такой политикой, - сообщил «Ольвии-пресс» Илья Галинский. - Приблизительно 90% населения характеризуют экономическую блокаду Молдовы против ПМР как преступление, нарушение права на жизнь, и только 3,5% поддерживают эти действия Молдовы».

Еще один интересный вопрос в исследовании звучал следующим образом: «кем или чем для вас сегодня является Республика Молдова?». Ответы были  распределены следующим образом: «соседом» Молдову считают 34% опрошенных, «враждебным государством» – 25%, «чужой страной» – 11%, «бывшей родиной» – 13%, «нынешней родиной» – 4%, и «будущей частью общего государства» – 6%. «Если судить по этим ответам, значительная часть приднестровцев сегодня не воспринимает Молдову как возможного партнера в неком общем государстве», - замечает директор центра «Перспектива».

И еще один вопрос о Молдове: «как вы относитесь к правящей элите и президенту РМ?» Как свидетельствуют результаты исследования, «с осуждением» к молдавским властям относятся 24,8% опрошенных, «с недоверием» - 31%, «с ненавистью» относятся 14%, «с презрением» - 11%. Поддерживает молдавскую  политическую элиту около 2% участников опроса в Приднестровье.

Отдельная тема в проведенном исследовании – это отношение приднестровцев к странам и структурам, которые в общественном сознании  ассоциируются со словом Запад. Это, прежде всего, Европейский Союз, ОБСЕ и США. «Критически» относятся к политике, проводимой в регионе этими государствами и организациями, 30% опрошенных, «осуждают» эту политику тоже около 30%, «уважительно» относятся 13% и затруднились ответить на этот вопрос около 25% участников исследования.

И, наконец, самая важная часть опроса - будущая судьба Приднестровья. Результаты последнего исследования в сравнении с предыдущими показывают, что идея общего государства с Молдовой, пусть даже на самых выгодных условиях для Тирасполя, все меньше привлекает приднестровцев.

Так, 56% опрошенных заявили, что никогда, ни при каких условиях они не согласятся на объединение ПМР и Молдовы. 35% готовы согласиться на объединение, но только на определенных условиях. И еще 8% опрошенных заявили, что они готовы объединяться на любых условиях.

«Выступаете ли вы за полную независимость Приднестровья как суверенного государства?» - таков принципиальный вопрос, заданный в этом же блоке. «Да» ответили 71% участников исследования, «нет» - 13%, еще 16% затруднились ответить. 

Отдельный блок вопросов был посвящен возможности протектората России или Украины над Приднестровьем – в том случае, если международное признание республики будет отложено. Более 60-ти процентов приднестровцев высказались в этом случае в пользу Москвы. За протекторат Украины выступают 27 процентов опрошенных.

И еще один показательный результат. Почти две трети участников опроса считают, что ПМР необходим общереспубликанский референдум, на котором народ должен выразить свое мнение о будущем статусе Приднестровья.

Конечно, основанием для серьезных решений итоги одного только этого исследования служить не могут. Но примерную картину приднестровских настроений результаты опроса рисуют довольно точно. И это – красноречивый сигнал не только для наших политиков, но и для зарубежных наблюдателей.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ