Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №113(15.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Геннадий Коненко: "Запад желает напрямую подключиться к приднестровскому урегулированию"

Страна. ру, 8 декабря 2004 г.

Виктор Соколов

Эксперт Института стран СНГ Геннадий Коненко в интервью Стране.Ru заявил, что после того, как Запад оказал влияние на президента Молдавии Владимира Воронина, молдаване отказались от своих договоренностей с Россией и Украиной и пытаются протащить западный вариант декларации, где Приднестровью уготована роль бесправного региона Молдавии.

- Геннадий Матвеевич, вчера в Софии на встрече министров иностранных дел ОБСЕ опять обсуждался вопрос об урегулировании в Приднестровье. Представитель Молдавии даже назвал размещающиеся там российские войска «оккупационными». Объясните эволюцию этого урегулирования от «меморандума Козака» до нынешней ситуации. Что такое вообще «меморандум Козака»?

- «Меморандум Козака» - это российский план урегулирования приднестровской проблемы и воссоединения молдавского государства. Этот план, как, впрочем, и план других посредников в переговорном процессе, предусматривал федерализацию Молдавии и предоставление Приднестровью статуса субъекта федерации с наделением соответствующими правами. Однако под нажимом Запада - Соединенных Штатов и Евросоюза - президент Молдавии Воронин, который парафировал уже текст этого меморандума.

- Прошу прощения. Этот документ должны были подписать Украина, ОБСЕ, Россия, Тирасполь и Кишинев?

- Да. Сначала подписывают Кишинев и Тирасполь как стороны конфликта, затем подписываются посредники - Россия, Украина и ОБСЕ.

- И этот процесс был сорван в связи с тем, что началось давление со стороны США и Евросоюза?

- Проходили конкретные переговоры по тексту нашего документа, и было сорвано само подписание. Воронин и Смирнов (от Приднестровья) парафировали этот документ. Но вечером того же дня началось мощнейшее давление со стороны западников на Воронина, и он отказался подписывать документ в окончательном его виде.

Окончательное подписание документа было сорвано. Переговоры вновь откатились назад. Это случилось 24 ноября 2003 года. Затем после многочисленных бесплодных встреч 1 июня 2004 года президент Воронин предлагает подписать так называемый Пакт стабильности и безопасности для Республики Молдова. Он предлагает этот документ подписать России, Украине, Румынии, Соединенным Штатам и Евросоюзу. - А ОБСЕ?- ОБСЕ сначала не присутствовала. ОБСЕ появилась уже потом, когда на базе вот этого пакта появились другие документы. Это был, в частности, проект декларации о стабильности и безопасности, которую предложили Евросоюз вместе с Соединенными Штатами, и был проект декларации у самих молдаван, который почти полностью совпадал с тем, что молдаванам передали западники. Эта декларация во многом противоречила тому пакту, который предлагал Воронин ранее.

Дело в том, что предлагавшийся ранее пакт предусматривал обязательства подписантов содействовать не только урегулированию приднестровского конфликта, но стабилизации внутриполитического положения в стране. Воронин исходил из того, что страна полиэтническая, многонациональная. Он хотел подписанием этого документа создать преграду на пути действий националистических сил, которые фактически постоянно пытаются разжечь рознь между русскими и молдаванами. Для них даже молдаван как таковых не существует, а существуют румыны. И они спят и видят, даже борются за то, чтобы Молдавия воссоединилась с великой Румынией.

Россия подготовила своей проект декларации, и он основывался на положениях пакта, который предлагал Воронин. То есть там были конкретные обязательства по внутриполитической ситуации, по национальным проблемам, по демилитаризации региона, по урегулированию приднестровского конфликта и созданию федеративного молдавского государства.

Но в новой декларации, появившейся после предложений Запада, фактически этого ничего нет.

- Декларация, которую мы подготовили, имеет какое-то сходство с меморандумом Козака - наших первичных предложений?

- Суть в том, что и «меморандум Козака», и наш проект декларации содержат основной пункт - федерализация Молдавии. Но в своем варианте декларации молдаване отказались от своего более раннего «пакта». Они полностью приняли вариант западников, где уже о федерализации, о создании федерации речи не идет. Судя по их документу и высказываниям официальных лиц, они намерены решать эту проблему в рамках нынешней конституции, в рамках унитарного молдавского государства. То есть они поменяли на 180 градусов свою позицию.

- Итак, в молдавско-западный вариант декларации не предполагает выделение Приднестровья в субъект федерации? И Россию этот вариант не устраивает?

- Да, мы отказались его подписывать, поскольку мы основывали свою декларацию на пакте Воронина от 1 июня сего года.

- А почему вообще появились в пятисторонних переговорах новые страны и организации?

- Молдаван не устраивает пятисторонний формат переговоров, который существует фактически с 1993 года. Украина присоединилась чуть позже. Не устраивает потому, что во всех возникающих проблемах отрицательного свойства, которые не удается решить в рамках этих переговоров, они винят именно пятисторонний формат. Они официально говорят: Россия и Украина фактически поддерживают Приднестровье, мы никогда мы не договоримся, поэтому нужны другие страны. Американцы сначала говорили, что они готовы содействовать и называли пятисторонний формат неплохим и уже отработанным механизмом. А на самом деле они заявили о своем согласии подписать именно ту декларацию, которая нас не устраивает и где они уже присутствуют. Ясно, что Запад желает напрямую подключиться к приднестровскому урегулированию.

- На встрече в Софии молдавская сторона попросила содействия у ОБСЕ в выводе российских «оккупационных» войск. Как вы это прокомментируете?

- Во-первых, это очень громко сказано. Наших войск там всего полторы тысячи человек, причем, в основном это люди, которые заняты охраной складов с оружием и боеприпасами. То есть это фактически не воинская часть, которая занимается боевой подготовкой. Есть там еще наш батальон. Но опять же от батальона осталось 380 человек максимум. Этот батальон составляет наш миротворческий контингент, который выполняет функцию по поддержанию мира. Наши солдаты это делают вместе с приднестровцами и молдаванами. У приднестровцев два батальона и у молдаван два батальона. Эти три составные части военных и называются миротворческими силами. Эти миротворцы в любом случае пока остаются, на этот счет существует соглашение между Молдавией и Россией, которое пока еще никто не отменял, хотя там есть возможности у молдаван в одностороннем порядке выйти из этого соглашения.

Молдаване пытаются в перспективе заменить этот миротворческий механизм, хотят, чтобы там присутствовали голубые каски стран Евросоюза. Но это пока только общие пожелания.

Вывести наши полторы тысячи человек в одночасье нереально. И чиновники миссии ОБСЕ в Кишиневе и в Вене, и другие страны согласны, что склады нельзя бросать. Куда попадет это оружие и боеприпасы без охраны, неизвестно, и молдаване здесь, я считаю, занимаются чистой пропагандой в желании заострить внимание на выводе войск при поддержке Запада, который давно нацелен на то, чтобы наших военных там вообще не осталось. Продвижение НАТО на Восток еще не остановилось, а продолжает развиваться, и, конечно, всякие военные, которые стоят на пути, в любом случае, много их или мало, это препятствие.

А молдаване ссылаются на то, что присутствие этих войск тоже мешает урегулированию приднестровской проблемы. Это старая их песня, просто они сейчас ее снова запели и громким голосом.

Приднестровье имеет 40% промышленного потенциала всей Молдавии, причем, в отличие от Молдавии многие предприятия работают неплохо. Работают так, что многие западные инвесторы заинтересовались этими предприятиями и начали их потихоньку покупать, чему Молдова противится изо всех сил. Во-вторых, во главе этого непризнанного государства стоят довольно опытные уже в политическом отношении люди. И третий момент - население Приднестровья, как бы это ни отрицал Кишинев, поддерживает нынешнее свое руководство. Разумеется, это Приднестровье в составе Молдавии могло бы противостоять прозападному курсу, который сейчас взял Кишинев. Я не говорю, что Приднестровье было бы против европейской интеграции, но вот такого резкого изменению в политике Молдавии, которое произошло за последнее время, конечно, приднестровцы бы не допустили. Они до сих пор выступают за первостепенное развитие отношений с Россией и Украиной. Поэтому поначалу Запад поддерживал процесс федерализации и создание федеративного государства Республика Молдова, а сейчас они ссылаются на то, что молдаване против федерализации. А на самом деле они тоже пересмотрели свою позицию, поскольку в декларации ни слова не говорится об этом новом государственном устройстве Молдавии. Они хотят сделать регион территориальной автономией, у которого не будет особых прав, тем более политических прав. И, конечно, с таким бесправным регионом легче решать проблемы с теми же оружейными складами и с выводом российских войск.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ