Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №113(15.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Возможна ли в Кыргызстане "карагачевая революция"

Деловая неделя (Казахстан), 3 декабря 2004 г.

Мадина Маратова (Бишкек)

30 ноября 2004 года Министерство иностранных дел Кыргызстана сделало заявление о ситуации в Украине, в котором говорится, что Кыргызстан выражает озабоченность обострением внутриполитической ситуации в этой стране, вызванным итогами второго тура президентских выборов.

"Кыргызстан призывает все стороны сделать все возможное для достижения компромисса, решения вопросов в рамках правового пространства, недопущения нанесения ущерба территориальной целостности и единству нации",- говорится в заявлении. Это заявление подтверждает тот факт, что официальный Бишкек, поспешно принявший победу Януковича, опасается повторения подобной ситуации в стране. В Кыргызстане в 2005 году предстоят парламентские и президентские выборы. Довольно сильное беспокойство по поводу возможного повторения грузинских событий в Кыргызстане начали высказывать правительственные СМИ еще полгода назад. В правительственной газете "Слово Кыргызстана" одна за другой появляются публикации, планомерно "очерняющие" деятельность в Кыргызстане таких международных организаций, как NDI, ОБСЕ, фонд Сороса и "Фридом Хаус". В этих статьях прозвучали обвинения в том, что именно эти организации занимаются экспансией демократии и подготавливают почву для всевозможных "розовых революций", беспардонно вмешиваясь во внутреннюю политику страны. Досталось и кыргызской оппозиции, и независимым СМИ, которые, "отрабатывая" деньги заокеанских грантодателей, критикуют существующую власть, "раскачивают лодку", выполняя чужие инструкции. После украинских выборов повод для беспокойства у кыргызских властей усилился. Соответственно и в правительственных СМИ прозвучали опасения повтора подобных событий в Кыргызстане с той лишь разницей, что название возможной революции будет "карагачевая".

"Если события в Киеве докажут правильность стратегии США в помощи народам других стран одержать победу на выборах и отобрать власть у антидемократических режимов, стоит повторить этот опыт в других странах бывшего СССР, таких, как Молдавия и авторитарных странах Центральной Азии",- написала британская "Гардиан" 26 ноября 2004 года. На следующий же день на Кыргызском национальном телеканале появилась аналитическая передача "Жетиген", основной мыслью которой стала: "А нужны ли Кыргызстану такие потрясения, способные в одночасье перечеркнуть мир и стабильность в стране?" Как выяснилось, опасения правительственных СМИ не так уж беспочвенны. Эмиль Алиев, один из лидеров оппозиционной партии "Ар-Намыс", уверен, что в Кыргызстане возможно повторение и грузинских, и украинских событий. "У нас есть все условия для повторения подобных событий. Главным условием является большая концентрация власти у президента, это становится привлекательным для его оппонентов. Поэтому каждый из кандидатов будет стремиться перетянуть электорат на свою сторону, чем и будет обеспечена необходимая политизация народных масс. Второе условие - это проведение выборов не в рамках закона, а путем фальсификаций и махинаций административного ресурса, что может вызвать негодование других кандидатов". По мнению Алиева, тот факт, что лидеры стран СНГ поспешили поздравить Януковича с победой, не случаен. "Думаю, лидеры стран СНГ договорились между собой поддерживать преемников друг друга",- считает Алиев. Топчубек Тургуналиев, лидер партии "Эркиндик" и наиболее резкий критик акаевского режима, считает: "В Кыргызстане ситуация постепенно идет к мирным, революционным переменам. Есть два варианта, по которым могут развиваться события в стране". По мнению Тургуналиева, при первом варианте, если Акаев сдержит свое обещание не участвовать на предстоящих президентских выборах, возможна спокойная, мирная передача власти. "За последние три года президент Акаев восемь раз делал об этом заявления. Последний раз он сказал, что не будет выставлять свою кандидатуру на выборах и даст молодым дорогу, в интервью журналисту "Немецкой волны" 24 ноября 2004 года. Так вот, при этом варианте должны быть подлинно демократические, не сфальсифицированные парламентские и президентские выборы. Тогда Кыргызстан первой из стран СНГ сможет продемонстрировать всему миру демократическую передачу власти",- говорит Тургуналиев. Более сложный вариант, по его мнению, заключается, если Акаев и его семейно-клановая группа попытается инициировать конституционные изменения, для того чтобы в другой форме остаться у власти.

"Подобный вариант и способен повлечь такие события, как в Украине",- заключает лидер партии "Эркиндик". Клара Ажыбекова, лидер коммунистов Кыргызстана, считает, что украинских и грузинских страстей в нашей стране быть не может. "Сейчас нет к этому особых предпосылок. Возможно, они появятся после парламентских выборов, если начнется наглая фальсификация выборов. Но единого народного порыва, как на Украине, у нас не будет. У нашего народа менталитет не тот. Даже подпитка Запада не поможет. И, возможно, это позитивный факт, так как вмешательство Запада для многих стран в последствии оказалось кровавым". Однако проправительственные силы даже в мыслях не хотят допускать подобного поворота событий. Мелис Джунушалиев, заместитель ответственного секретаря проправительственной партии "Алга, Кыргызстан!", возмущен даже аналогией Кыргызстана с другими странами, так как считает в странах совершенно разные ситуации. "Не секрет, что экспансия западной идеологии везде существует, и, даже если на предстоящих выборах кыргызскую оппозицию будет поддерживать Запад, вряд ли это приведет к так называемой "бархатной революции". Дело в том, что Кыргызстан - не Грузия, мы унитарное государство, а не федеративное. Кыргызстан - не Украина, где есть западная и восточная части с двумя разными философиями. У нас есть две военные базы США и России, которые также сыграют роль сдерживающего фактора. Ну и самое главное, наш президент Акаев выгодно отличается и от Кучмы, и от Шеварднадзе",- заявляет Джунушалиев.




Кыргызские депутаты не позволят Казахстану диктовать свои условия

Деловая Неделя (Казахстан), 11 декабря 2004 г.

Мадина Маратова (Бишкек)

После двухдневных дебатов депутаты нижней палаты кыргызского парламента (Жогорку Кенеша) решили отложить ратификацию Договора о союзнических отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном, посчитав его не отвечающим интересам страны. 7 декабря 2004 года они направили договор на доработку в парламентский комитет по делам СНГ.

Руководство МИДа Кыргызстана расценило данную ситуацию как нонсенс. Так как Договор о союзнических отношениях между Казахстаном и Кыргызстаном был подписан 25 декабря 2003 года в Астане двумя президентами этих стран в ходе официального визита Аскара Акаева в Казахстан. Позже документ без особых проблем был ратифицирован казахским парламентом.

По словам сотрудников МИДа Кыргызстана, инициатива договора была обоюдной, документ разрабатывался совместно. Сначала готовился проект соглашения каждой из сторон с учетом двух раннее принятых Договоров о вечной дружбе и сотрудничестве от 1993 и 1997 годов.

Далее стороны обменивались проектами, позже шла процедура интенсивных консультаций, где каждая статья согласовывалась с соответствующими министерствами и ведомствами. По мнению министра иностранных дел Кыргызстана Аскара Айтматова, договор предусматривает создание правовой базы для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в политической, экономической, военной и других направлениях на основе союзнических отношений, отвечающих коренным интересам двух народов.

«Мы убеждены, что этот договор не ущемляет, а, наоборот, всецело отвечает интересам Кыргызстана. Он выводит наши отношения с Казахстаном на новый уровень, позволяет нам продвинуться в решении таких непростых вопросов, как трудовые мигранты, водно-энергетические ресурсы и транзит через территорию Казахстана. Чем раньше будет ратифицирован договор, тем раньше мы приступим к рассмотрению наших насущных проблем», - заявил Айтматов журналистам.

Однако депутаты считают, что некоторые статьи договора отвечают исключительно интересам Казахстана и не решают ни одной проблемы Кыргызстана.

Депутат Ишенбай Кадарбеков, назвавший договор «беззубым», так объясняет свою позицию: «Есть проблемы, важные для Кыргызстана, и, заключая договоры с соседними государствами, их надо ставить во главу угла и они должны проходить отдельной статьей.

Одной из важных проблем для нас является внешняя миграция. Десятки тысяч наших граждан работают в Казахстане почти на условиях рабства. Об этом мы говорим более 5 лет, и ни в одной статье данного договора эта проблема не отражена. Беззубость в этом и отражается».

Следующие претензии депутатов касаются статьи об использовании водных ресурсов. «Водные ресурсы - неотъемлемая часть нашего богатства, как и наша земля, а в договоре сказано, что в использовании водных ресурсов мы должны вести согласованную политику с Казахстаном. С какой стати? Наши водные ресурсы никакого отношения к Казахстану не имеют. И самое главное, структурно-экономическую политику мы должны вести согласованную. У нас различная структурно-экономическая политика, мы даже близко друг другу не подходим. Согласно договору мы должны согласовывать с Казахстаном каждый шаг.

Разве можно государству так вставать на колени! Несмотря на то что и Казахстан оказывается в подобном положении, выигрывает всегда тот, который сильнее, мощнее»,- утверждает депутат Кадырбеков.

Его коллега Акылбек Жапаров уверен, что это Казахстан должен согласовывать все свои действия с Кыргызстаном, так как мы уже шестой год являемся членами Всемирной торговой организации. «МИД и Минфин должны использовать этот рычаг, который дает нам членство в ВТО. Мы могли бы жестко поставить условия перед Казахстаном, из-за того, что они перекрывают нам транзит в Россию, мы не можем перевезти наши овощи.

Наша страна может смело выступить против членства в ВТО и Казахстана, и Белоруссии, и России, и Украины, которые объединены в единое экономическое пространство. Мы выдержали бы давление год-два, но они вынуждены были с нами сесть за стол переговоров и принять статьи в редакции, выгодной Кыргызстану. Даже Китай, из-за того чтобы получить наш голос в ВТО, идет на различные уступки».

Депутаты все же понимают, что обострять отношения с соседом Кыргызстану невыгодно. «Полностью отклонить договор мы не можем, это будет некрасиво по отношению к Казахстану. Мы предлагаем отправить на доработку в парламентские комитеты, отредактировать некоторые статьи и привести в соответствие с интересами Кыргызского государства. На протяжении 10 лет, ратифицируя подобные соглашения с Россией и Украиной, мы делаем примечания, какие статьи исключить»,- говорит депутат Адахан Мадемаров.

ТАДЖИКИСТАН


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ