Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №113(15.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Кыргызские депутаты не позволят Казахстану диктовать свои условия

Деловая Неделя (Казахстан), 11 декабря 2004 г.

Мадина Маратова (Бишкек)

После двухдневных дебатов депутаты нижней палаты кыргызского парламента (Жогорку Кенеша) решили отложить ратификацию Договора о союзнических отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном, посчитав его не отвечающим интересам страны. 7 декабря 2004 года они направили договор на доработку в парламентский комитет по делам СНГ.

Руководство МИДа Кыргызстана расценило данную ситуацию как нонсенс. Так как Договор о союзнических отношениях между Казахстаном и Кыргызстаном был подписан 25 декабря 2003 года в Астане двумя президентами этих стран в ходе официального визита Аскара Акаева в Казахстан. Позже документ без особых проблем был ратифицирован казахским парламентом.

По словам сотрудников МИДа Кыргызстана, инициатива договора была обоюдной, документ разрабатывался совместно. Сначала готовился проект соглашения каждой из сторон с учетом двух раннее принятых Договоров о вечной дружбе и сотрудничестве от 1993 и 1997 годов.

Далее стороны обменивались проектами, позже шла процедура интенсивных консультаций, где каждая статья согласовывалась с соответствующими министерствами и ведомствами. По мнению министра иностранных дел Кыргызстана Аскара Айтматова, договор предусматривает создание правовой базы для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в политической, экономической, военной и других направлениях на основе союзнических отношений, отвечающих коренным интересам двух народов.

«Мы убеждены, что этот договор не ущемляет, а, наоборот, всецело отвечает интересам Кыргызстана. Он выводит наши отношения с Казахстаном на новый уровень, позволяет нам продвинуться в решении таких непростых вопросов, как трудовые мигранты, водно-энергетические ресурсы и транзит через территорию Казахстана. Чем раньше будет ратифицирован договор, тем раньше мы приступим к рассмотрению наших насущных проблем», - заявил Айтматов журналистам.

Однако депутаты считают, что некоторые статьи договора отвечают исключительно интересам Казахстана и не решают ни одной проблемы Кыргызстана.

Депутат Ишенбай Кадарбеков, назвавший договор «беззубым», так объясняет свою позицию: «Есть проблемы, важные для Кыргызстана, и, заключая договоры с соседними государствами, их надо ставить во главу угла и они должны проходить отдельной статьей.

Одной из важных проблем для нас является внешняя миграция. Десятки тысяч наших граждан работают в Казахстане почти на условиях рабства. Об этом мы говорим более 5 лет, и ни в одной статье данного договора эта проблема не отражена. Беззубость в этом и отражается».

Следующие претензии депутатов касаются статьи об использовании водных ресурсов. «Водные ресурсы - неотъемлемая часть нашего богатства, как и наша земля, а в договоре сказано, что в использовании водных ресурсов мы должны вести согласованную политику с Казахстаном. С какой стати? Наши водные ресурсы никакого отношения к Казахстану не имеют. И самое главное, структурно-экономическую политику мы должны вести согласованную. У нас различная структурно-экономическая политика, мы даже близко друг другу не подходим. Согласно договору мы должны согласовывать с Казахстаном каждый шаг.

Разве можно государству так вставать на колени! Несмотря на то что и Казахстан оказывается в подобном положении, выигрывает всегда тот, который сильнее, мощнее»,- утверждает депутат Кадырбеков.

Его коллега Акылбек Жапаров уверен, что это Казахстан должен согласовывать все свои действия с Кыргызстаном, так как мы уже шестой год являемся членами Всемирной торговой организации. «МИД и Минфин должны использовать этот рычаг, который дает нам членство в ВТО. Мы могли бы жестко поставить условия перед Казахстаном, из-за того, что они перекрывают нам транзит в Россию, мы не можем перевезти наши овощи.

Наша страна может смело выступить против членства в ВТО и Казахстана, и Белоруссии, и России, и Украины, которые объединены в единое экономическое пространство. Мы выдержали бы давление год-два, но они вынуждены были с нами сесть за стол переговоров и принять статьи в редакции, выгодной Кыргызстану. Даже Китай, из-за того чтобы получить наш голос в ВТО, идет на различные уступки».

Депутаты все же понимают, что обострять отношения с соседом Кыргызстану невыгодно. «Полностью отклонить договор мы не можем, это будет некрасиво по отношению к Казахстану. Мы предлагаем отправить на доработку в парламентские комитеты, отредактировать некоторые статьи и привести в соответствие с интересами Кыргызского государства. На протяжении 10 лет, ратифицируя подобные соглашения с Россией и Украиной, мы делаем примечания, какие статьи исключить»,- говорит депутат Адахан Мадемаров.

ТАДЖИКИСТАН


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ