“Союз”,№7., 21 февраля 2002 О разработке и принятии Конституционного Акта
На прошлой неделе в Москве прошло первое
совместное заседание белорусско-российской рабочей группы по подготовке
Конституционного Акта Союзного государства. Мы попросили рассказать о
результатах встречи и о состоянии готовности этого важнейшего для
белорусско-российской интеграции документа сопредседателя группы с российской
стороны, первого заместителя министра юстиции РФ, доктора юридических наук,
профессора Юрия Демина.
- Юрий Георгиевич,
как вы оцениваете состояние дел с подготовкой проекта Конституционного Акта
Союзного государства и каковы итоги первого совместного заседания
межгосударственной рабочей группы по его подготовке?
- Наша группа образована в соответствии с
постановлением Совета Министров Союзного государства для подготовки
согласованного проекта основного союзного закона на основе консенсуса, то есть
согласия. Работаем мы в самом тесном контакте с белорусской стороной, в
частности, несколько раз я встречался с сопредседателем группы, заместителем
главы администрации президента Беларуси Леонидом Козиком, постоянно встречаются
также белорусские и российские эксперты. У нас существует полное доверие и
взаимопонимание, и если какие-то разногласия и возникают, то мы их решаем в
рабочем порядке.
На сегодняшний день имеется три проекта,
подготовленных российской стороной, и один белорусский проект. Все они, кстати,
учитывают разнообразные точки зрения белорусских и российских ученых,
общественных деятелей. По мнению экспертов, каждый из проектов имеет свои
несомненные плюсы. Один из основных проектов подготовлен Госдумой РФ: в его
составлении участвовали ведущие ученые-правоведы, известные депутаты. Это
наиболее юридически проработанный документ. Его мы на сегодняшний день и взяли
за основу, разослав в заинтересованные ведомства.
Кроме этого представлены Конституционные
принципы Союзного государства, подготовленные специалистами Постоянного Комитета
под руководством Госсекретаря Павла Бородина. Хочу подчеркнуть, что это не
"голый" проект, а очень основательный, фундаментальный труд, насыщенный обильным
фактографическим материалом, подробными справками и социологическими выкладками.
Этот документ предусматривает различные сценарии и модели государственного и
правового устройства Союзного государства. В общем, можно отметить, что
Постоянный Комитет подготовил солидный научный вариант проекта Конституционного
Акта Союзного государства.
И уже на последней встрече был представлен
еще один вариант проекта, подготовленный научной группой под руководством
вице-президента Российской ассоциации политической науки Игоря Яковлева. И хотя
белорусская сторона возражает против рассмотрения этого варианта, так как он
поступил к нам, в межгосударственную рабочую группу, буквально на днях, не
пройдя необходимый официальный путь, но, видимо, мы его будем иметь в виду, так
как он также неплохо подготовлен и обоснован.
Белорусская сторона на последнюю встречу
представила документ, названный "Принципы Конституционного Акта Союзного
государства", в котором прописаны основные принципы, на которых должно строиться
белорусско-российское государство.
- Что показало
обсуждение этих проектов?
- На нашей первой встрече в полном составе
мы первоначально планировали обсудить все поступившие проекты. Но, как
говорится, "первый блин вышел комом". Нам пришлось по ходу дела менять повестку
дня заседания: мы очень быстро пришли к выводу, что проводить детальное
обсуждение проектов в рамках многочисленной комиссии нецелесообразно.
Поэтому принято решение создать узкую
группу экспертов, по четыре человека с каждой стороны, которая выработает
ключевые позиции, реперные точки проекта основного союзного закона. И уже по
этим позициям стороны будут искать пути к согласию. Другими словами, эксперты
составят список ключевых вопросов, а затем разделят их на две части: в первую
войдут те, по которым существует полное согласие, а во-вторую - по которым есть
расхождения. Затем они попытаются сами снять противоречия, найти единые
юридические формулировки. А небольшой круг вопросов, остающихся камнем
преткновения, попытаемся согласовать на заседании рабочей группы в полном
составе. До первого марта будут работать эксперты, после этого снова будет
собрана вся комиссия.
- А если опять не
будет достигнуто согласие по всем вопросам, как будут развиваться
события?
- В ходе нашего заседания кто-то из членов
рабочей группы сказал, что если на следующей встрече мы опять не придем к
компромиссу, то тогда будем обращаться в Высший Госсовет Союзного государства,
пусть, мол, политики решают. По принципу "вот приедет барин, барин нас
рассудит". Но я считаю, это будет означать, что мы не справились с порученной
работой. Нам поручено задание, мы и должны его выполнить. Это моя твердая
позиция. Конечно, есть вопросы, относящиеся к компетенции политического
руководства, но, хочу еще раз подчеркнуть, наша задача - в пределах своей
компетенции выполнить ту работу, которая нам поручена.
- И все же, если
компромисс не будет найден, какое решение будет принято?
В таком случае мы, вероятнее всего,
представим проект, в котором будет идти согласованный текст, а потом, по
какой-то спорной позиции, могут быть предложены варианты.
Особая тема -
информационное обеспечение интеграционных процессов. Насколько эффективна, с
вашей точки зрения, работа СМИ по освещению хода подготовки проекта
Конституционного Акта Союзного государства?
Со стороны СМИ, насколько я могу судить,
интерес проявляется большой. Так, честно говоря, был удивлен, что на первое
заседание нашей белорусско-российской группы по созданию проекта основного
союзного закона пришло столь много журналистов. Ведь заседание носило
исключительно рабочий характер, позиции сторон еще согласовываются, то есть
находятся в динамике, а сам проект Конституционного Акта
Союзного государства пока не готов к публичному обсуждению. Поймите
правильно, мы ничего не скрываем от общественности. Но это пока не готовый
продукт. Идет стандартный переговорный процесс.
|