Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №116(01.02.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

15 января. К этой дате городские жители Белоруссии получили новые платежные уведомления о сумме, которую им необходимо уплатить за жилье и коммунальные услуги ЖКХ. Плата за жилую площадь и услуги с декабря 2004 г. по сравнению с ноябрем того же года выросла в среднем на 10-12%. Особенно резко были подняты цены на отопление – в 1,5 раза.

15 января. Политсовет Объединенной гражданской партии (ОГП) рекомендовал Национальному комитету и съезду партии рассмотреть кандидатуру председателя ОГП Анатолия Лебедько в качестве наиболее вероятного претендента на участие в кампании по выдвижению единого кандидата.

15 января. В Минске состоялся IX внеочередной съезд Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада). На съезде был рассмотрен вопрос об итогах участия партийных организаций в парламентских выборах и республиканском референдуме и задачах партии на ближайший период. Новым председателем БСДП (НГ) был избран Анатолий Левкович. В этот же день прошел внеочередной съезд Партии БНФ, на котором была названа дата выдвижения единого кандидата в президенты от оппозиции - 28 мая с.г.

15 января. По сообщению министра внутренних дел РБ Владимира Наумова количество тяжелых преступлений за прошлый год не увеличилось. Раскрываемость преступлений в Белоруссии составила в 2004 г. 55,4%, особо тяжких преступлений – 88%, тяжких - 68%. Общее количество преступлений (исключая тяжелые) за год выросло на 10%.

15 января. Правительство Белоруссии установило размер новых акцизных ставок на алкогольную продукцию на I квартал 2005 г. Существенно увеличились ставки на плодовые особые и виноградные оригинальные вина — с 4 470 белорусских руб. за 1 литр спирта в готовой продукции до 6 010 руб. в январе, 6 050 руб. в феврале и 6 150 руб. в марте.

17 января. Глава администрации Алтайского края России Михаил Евдокимов прибыл с визитом в Белоруссию.  Белорусская сторона выразила заинтересованность в поставках в Алтайский край белорусской сельскохозяйственной, автомобильной, дорожно-строительной и коммунальной техники. В ходе визита была достигнута договоренность об импорте в Белоруссию 100 – 120 тыс. тонн алтайской пшеницы твердых сортов.

17 января. Председатель постоянной комиссии верхней палаты белорусского парламента по международным делам и национальной безопасности Николай Чергинец заявил, что Союзное государство Белоруссии и России нужно строить по принципу Евросоюза.

17 января. Белорусское правительство приступило к организации белорусских государственных торговых компаний в Бразилии, ОАЭ, Индии и Вьетнаме. Кроме того, Совет министров рассматривает возможность получения кредитов от Китая, Японии и Индии.

18 января. Госконцерн «Белтрансгаз» принял участие в сессии рабочей группы по газу Европейской экономической комиссии ООН в Женеве. На сессии рассматривались вопросы надежности поставок природного газа в условиях либерализации европейского газового рынка, реформ в странах Центральной и Восточной Европы.

18 января. В Бейруте открылось первое заседание белорусско-ливанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Белоруссия в 2004 г. экспортировала в Ливан в основном автотракторную технику. В Белоруссии действуют 25 предприятий с участием ливанского капитала (объем - 1,5 млн. долларов США).

18 января. Отвечая на вопросы р/с «Свобода» политический эмигрант Зенон Позняк заявил, что будет вновь баллотироваться в президенты Белоруссии. Позняк намерен опираться на весь белорусский народ, «исходя из позиции угрозы для всей нации, которая идет из России». Почти миллион белорусов трудится, по словам Позняка, в России, которая получает миллиарды долларов за их труд. В этом и состоит главная угроза - эти деньги не идут в Белоруссию.

18 января. По данным министерства статистики и анализа РБ, производство промышленной продукции в Беларуси в 2004 г. возросло по сравнению с 2003 годом на 15,6%.

18 января. Министр спорта и туризма Белоруссии Юрий Сиваков обратился к гендиректору Федерального агентства по туризму России с открытым письмом по поводу возврата денежных средств белорусским туристам, отказавшимся ехать в Юго-Восточную Азию из-за разрушительных последствий цунами.

19 января. МИД РБ выразил недовольство тем, что госсекретарь США Кондолиза Райс назвала республику «оплотом тирании», выступая в сенате США перед своим назначением. Райс специально отметила, что «в нашем мире остаются аванпосты тирании, и Америка защищает угнетенные народы на каждом континенте... на Кубе, в Бирме (Мьянме), Северной Корее, Иране, Беларуси и Зимбабве». Представитель белорусского внешнеполитического ведомства охарактеризовал представления Райс о ситуации в Белоруссии как далекие от действительности. МИД Белоруссии призвал США развивать с республикой конструктивный диалог, основанный на здравом смысле и существующих реалиях.

19 января. Глава белорусского государства Александр Лукашенко учредил флаг Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных сил Республики Белоруссия. Цель этого решения, по официальной версии, - сохранение и развитие исторических и боевых традиций Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны республики.

19 января. Бывшие сотрудники правоохранительных органов и силовых ведомств Белоруссии создали общественное движение «Защитники Отечества». Цель движения - содействие политическим партиям и общественным организациям в построении правового демократического государства конституционным путем.

19 января. Глава белорусского государства Александр Лукашенко заявил в Минске, что «празднование 60-летия Великой Победы в Белоруссии должно быть достойным того подвига, который совершили наши ветераны». Ветераны, по словам Лукашенко, - это самые надежные и преданные стране люди, которые всегда готовы защитить ее от всяких революций и потрясений. Президент подчеркнул, что Победа в Великой Отечественной войне – самое великое достояние белорусского народа.

19 января. В Вене посол США при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Стивен Миникес выступил перед Постоянным советом ОБСЕ с заявлением об усилении в Белоруссии политических репрессий после парламентских выборов и референдума в октябре прошлого года.

20 января. Президент РБ Александр Лукашенко тепло поздравил Виктора Ющенко с победой на президентских выборах. Глава белорусского государства отметил, что Ющенко в Белоруссии знают как «видного государственного деятеля и опытного политика». МИД Белоруссии в свою очередь сделало заявление о том, что убеждено в развитии дальнейших взаимовыгодных отношений республики с Украиной на принципах добрососедства, в расширении взаимовыгодного товарооборота. Украина, по словам представителя белорусского внешнеполитического ведомства, «является приоритетным партнером для Республики Беларусь».

20 января. Президент Белоруссии Александр Лукашенко назначил Сухоренко Степана Николаевича — председателем Комитета Государственной безопасности РБ;

Дементея Василия Ивановича — первым заместителем председателя КГБ;

Вегеру Виктора Павловича — заместителем председателя КГБ - начальником главного управления контрразведывательной деятельности;

Свороба Николая Константиновича - заместителем председателя КГБ - начальником главного управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией;

Волкова Сергея Михайловича - начальником главного управления внешней разведки КГБ;

Елфимова Алексея Леонидовича - начальником управления военной контрразведки КГБ;

Кузнецова Игоря Никоновича — начальником управления КГБ по г. Минску и Минской области;

Бахматова Игоря Андреевича - начальником управления КГБ по Брестской области;

Полещука Владимира Ивановича - начальником управления КГБ по Витебской области;

Сергеенко Игоря Петровича - начальником управления КГБ по Гродненской области;

Русака Виктора Владимировича - начальником управления экономической безопасности КГБ;

Гуреева Сергея Викторовича - заместителем министра внутренних дел.

20 января. Заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Николай Лузгин заявил, что в результате принятых НББ и правительством в конце 2004 г. мер, проблема ликвидности крупнейших белорусских банков несколько смягчилась, но, тем не менее, остается достаточно напряженной. Белорусские банки с IV квартала прошлого года стали испытывать проблемы с поддержанием текущей ликвидности, что объясняется опережающими темпами роста их кредитного портфеля по сравнению с темпами прироста ресурсной базы и собственного капитала.

20 января. БЕЛТА сообщило, что тендер на поставку оборудования для сети сотовой связи БеСТ будет объявлен в середине февраля с.г.

20 января. Памятник белорусскому просветителю и гуманисту Франциску Скорине в торжественной обстановке был открыт в России на территории Калининградского государственного университета.

20 января. Соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан Узбекистана и Белоруссии было подписано в Ташкенте.

21 января. В Калининграде в рамках Совета по долгосрочному сотрудничеству Белоруссии с Калининградской областью был подписан протокол о намерениях, в котором есть пункт о создании белорусско-российского предприятия по лову рыбы.

21 января. В МИД Белоруссии был вызван временный поверенный в делах Чешской Республики в РБ Владимир Лукаштик, где ему была вручена нота белорусского внешнеполитического ведомства, в которой атташе ЧР Павел Крживоглавы объявлен персоной нон грата. Чешскому дипломату, которого обвинили в развратных действиях  и вовлечении несовершеннолетнего «в антиобщественное поведение», было предписано в течение 24 часов покинуть пределы Белоруссии. Град предпринял ответные меры.

23 января. Председатель Палаты представителей Национального собрания РБ Владимир Коноплев прибыл в Киев на инаугурацию Виктора Ющенко. Коноплев передал новому президенту Украины поздравления от Александра Лукашенко с победой на выборах. Ющенко, в свою очередь, поблагодарил главу белорусского государства за взвешенную позицию, которую он занял во время президентских выборов в соседней стране. 

24 января. В Киеве состоялась встреча лидера Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько с Юлией Тимошенко. Лебедько провел также переговоры с Анатолием Матвиенко (зам. председателя фракции «Блок Юлии Тимошенко») и с Владимиром Филенко (партия «Наша Украина»), на которых обсуждались вопросы подготовки и подписания соглашения о взаимодействии и сотрудничестве «демократических сил Украины и Беларуси».

24 января. Министр Правительства Москвы – руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков заявил, что москвичи в последнее время все больше ориентируются на потребление отечественной продукции, к которой относят и белорусскую продукцию высокого качества.

25 января. Президент Белоруссии на совещании с руководством Комитета государственной безопасности подчеркнул, что его последние кадровые решения по КГБ свидетельствовали о недовольстве работой этого ведомства. Перед КГБ, сказал Лукашенко, с учетом особенностей современной обстановки стоят серьезные задачи. По словам главы белорусского государства, он не отдал КГБ под контроль гражданского общества, как это сделало «соседнее государство», поскольку в состоянии сам контролировать силовые ведомства.

25 января. В Москве председатель Государственной Думы ФС России Борис Грызлов на встрече со спикером Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Владимиром Коноплевым заявил, что России и Белоруссии в 2005 г. предстоит решить вопрос о принятии Конституционного акта Союзного государства, а также ряд экономических вопросов.

25 января. Заместитель премьер-министра РБ Василий Долголев, комментируя в посольстве Белоруссии в Москве сложности, возникшие в связи со вступлением в силу соглашения о новом порядке уплаты косвенных налогов, заявил, что восстановления таможенной границы между Белоруссией и Россией не будет.

25 января. Делегация Белорусского госуниверситета во главе с ректором Василием Стражевым прибыла на празднование юбилея Московского университета - 250-летия со дня основания. Делегация ведущего университета Белоруссии подарила МГУ универсальный лабораторный комплекс по ядерной физике.

25 января. В Минске заместитель председателя президиума Национальной академии наук Беларуси (НАНБ) академик Петр Витязь заявил, что ученые республики продолжают искать площадку для строительства атомной электростанции. Окончательное решение о строительстве станции, по словам Витязя, еще не принято, но с точки зрения стратегического развития энергетики в Белоруссии ученые не видят другой альтернативы, как использование атомной энергии. Академик отметил, что рассматривается и проект совместного строительства энергоблока с россиянами на АЭС в Смоленске или Курске, но поскольку такое решение должно учитывать не только экономические и стратегические аспекты, но и политические, то оно должно приниматься на самом высоком уровне.

25 января. Выступая на пресс-конференции во Дворце Европы в Страсбурге, президент Украины Виктор Ющенко сказал, что ему трудно отвечать на вопрос о перспективах отношений с Белоруссией, которые «осложняет нынешняя власть» в этой стране. Однако, по словам Ющенко, политические разногласия не должны мешать налаживанию добрососедских отношений.

26 января. После скандала в Барановичском государственном университете, где студенты во время игры КВН пошутили про Александра Лукашенко, им сообщили, что отныне все сценарии КВН перед выступлением будут проходить `идеологическую экспертизу` в администрации университета. Студентам - участникам КВН вообще запретили упоминать в своих шутках фамилию Лукашенко и слово «президент», а также имитировать его голос.

26 января. По предварительным статистическим данным объем валютной выручки, поступившей на счета белорусских предприятий в банках Белоруссии, за 2004 год составил в эквиваленте 13,149 млрд. долларов США, что на 50,4% больше, чем за 2003 г.  Валютная выручка, поступившая из России, составила 6,115 млрд. долл.

26 января. Лидеры оппозиционных партий, разделяющих программу «Пять шагов к лучшей жизни», встретились в Минске с руководителями и представителями дипломатических миссий стран-членов Евросоюза.

26 января. В Женеве на заседании Рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН по газу директор центра международных проектов госконцерна «Белтрансгаз» Андрей Доброхотов проинформировал о том, что общая проектная производительность белорусской газотранспортной системы на границе с Россией составляет 51,3 миллиарда куб. м. газа в год. В случае принятия решения о строительстве второй нитки газопровода «Ямал—Европа» транзит российского газа через Белоруссию может быть увеличен к 2010 г. до 100 млрд. куб. метров в год.

26 января. Председатель Совета Федерации ФС России Сергей Миронов обсудил в Москве с председателем Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Владимиром Коноплевым проблемы межгосударственного сотрудничества и вопросы совместной деятельности российского и белорусского парламентов. Миронов подтвердил готовность Совета Федерации поддерживать Белоруссию во всех международных организациях, а также оказывать помощь в продвижении интересов этого государства во всех регионах России.

27 января. Председатель госконцерна «Белнефтехим» Бронислав Сивый заявил, что в соответствии с новой стратегией участия Белоруссии в добыче нефти на территории России белорусская сторона будет осуществлять политику приобретения в России «маленьких нефтяных компаний.

1 февраля. Истек срок, который министерство юстиции Белоруссии отвело политическим партиям для перевода их офисов в нежилой фонд либо частные дома.




Торговля - ключ к интеграции?

Александр Фадеев

Начало нового 2005 года ознаменовалось неожиданными осложнениями во взаимной торговле России и Белоруссии. Суть их состояла в том, что по инициативе российской стороны у Белоруссии был отнят статус торгового партнера с особым режимом взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров. Кроме того, новый порядок уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов («по стране назначения») распространился не только на товары, но и на сферы оказания услуг и выполнения работ. Благодаря такому шагу российского правительства Республика Белоруссия с 1 января с.г. во взаимной торговле с Россией встала в один ряд со всеми другими странами, ее торговыми партнерами. Более того, Россия официально объявила «закрытым» вопрос о компенсации Белоруссии потерь ее бюджета в 1998-2004 гг. от взимания НДС по стране происхождения товара.

В этой связи напомним, что летом 2001 года, когда все другие страны СНГ перешли на общий порядок уплаты косвенных налогов (за исключением нефти и газа), уникальное положение Белоруссии по уплате косвенных налогов было сохранено, идя навстречу Александру Лукашенко, который тогда во второй раз баллотировался на пост президента  республики. Однако такого рода политический подтекст накануне очередных президентских выборов в Белоруссии если и учитывается Кремлем, то в противоположном плане.

В целом следует подчеркнуть, что само межправительственное соглашение о новых принципах взимания налогов готовилось правительством России в спешке, без достаточной проработки отдельных его положений и консультаций с Минском. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что при подготовке текста соглашения российская сторона забыла сделать оговорку о правилах налогообложения при поставке товаров из третьих стран (для них порядок не изменился). В связи с этим 9 декабря 2004 г.(!) по настоянию министра экономического развития и торговли России Германа Грефа потребовалось срочное редактирование документа, уже прошедшего стадию согласования с белорусским правительством. Соглашение удалось перед самой отправкой в Государственную Думу на ратификацию «завернуть» вместе с фельдъегерем. Заметим при этом, что поправка по поводу налогообложения товаров из третьих стран была внесена в соглашение правительством России в одностороннем порядке, несмотря на то, что в Москве уже была известна отрицательная позиция министерства финансов Белоруссии по этой проблеме.

В результате того, что белорусские торговые организации, предприятия, имеющие связи с Россией, а также их партнеры в России оказались не готовы к реализации нового механизма налогообложения, взаимный товарооборот двух стран в январе резко сократился. Российские предприниматели, в основном, приостановили сделки с белорусскими партнерами. Часть других бизнесменов встала на путь повышения контрактных цен. Это противоречит, как отметил Минск, официальному заявлению, которое сделали стороны при подписании 15 сентября 2004 г. в Астане известного соглашения - «переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не создает экономических предпосылок и не является основанием для повышения цен на экспортируемые товары»

По мнению посольства РБ в Москве за первую половину января с.г. взаимный товарооборот между Россией и Белоруссией упал почти в два раза. Белорусское правительство через посольство РБ в Москве официально заявило о том, что в возникших трудностях виновата Федеральная налоговая служба России, которая якобы не проинформировала свои собственные инспекции и службы на местах, а также российских хозяйственников и торговцев о новации в области косвенного налогообложения. Однако это утверждение позже в Москве лично опровергла заместитель министра по налогам и сборам Белоруссии Лариса Кондратова, которая сообщила, что формы всех необходимых документов были согласованы с Федеральной налоговой службой России еще в конце октября 2004 г. и были доведены до всех низовых подразделений. Более того, по словам Кондратовой, налоговые ведомства двух стран установили между собой электронный канал связи, который позволяет оперативно отслеживать все факты уплаты налогов. В любом случае выполнение двусторонних контрактов и договоров о поставках в январе частично были сорваны или выполнялись с задержкой, а от других российские субъекты хозяйствования просто отказались.

Поток комплектующих, полуфабрикатов и сырья из России, предназначенных для белорусских предприятий почти иссяк. В республику в начале года не поступали и продовольственные товары российских производителей. Из-за неразберихи с оформлением необходимых документов (счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа, налоговой декларации, заявления о ввозе товара, копии выписки банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов, копии договора по импорту/экспорту, транспортных документов и т.п.) не велась отгрузка белорусских товаров для экспорта в Россию.

Специально обратим внимание и на тот факт, что любой межправительственный документ, если он направлен на развитие, а не торможение взаимного сотрудничества в сфере экономики и торговли, должен соответствовать своему предназначению – обеспечивать торгово-экономический прогресс, облегчать и сокращать субъектам хозяйствования стран-партнеров путь друг к другу. Поэтому помимо сложностей, которые несет с собой реализация нового порядка косвенного налогообложения, и которые были отмечены выше, следует подчеркнуть и другой негативный аспект -  соглашение не устраняет такого пережитка во взаимных отношениях двух государств, как бартерные операции. Более того, такая примитивная форма обмена как бартер, с которой давным-давно пора покончить, закреплена в соглашении в качестве второй основной формы расчетов.

Скорее всего, еще длительное время взаимная торговля России и Белоруссии останется проблемной зоной. Сохраняется опасность того, что вслед за другими странами Содружества оба государства будут вынуждены использовать их опыт налогового контроля, что фактически приведет к восстановлению таможенных барьеров. Поскольку теперь энергоресурсы, сырье, полуфабрикаты и комплектующие импортируемые из России субъекты хозяйствования Белоруссии вынуждены будут покупать по цене на 18% выше, чем  ранее, то они будут вынуждены повышать цены и на собственную продукцию, что негативно отразится не только на динамике российско-белорусского товарооборота, но и на экономическом состоянии Белоруссии.

Заметна поэтому крайняя озабоченность белорусского правительства, поскольку уровень рентабельности огромного числа предприятий республики зависит в первую очередь от возможности их выхода на рынок России и импорта российских нефти и газа. Именно российский вектор обеспечил в прошлом году определенное оживление экономического роста Белоруссии, благодаря поставкам в Россию разгрузились склады готовой продукции большинства республиканских заводов и фабрик, стабилизировался курс белорусского рубля, снизилась кредиторская и дебиторская задолженности многих субъектов хозяйствования. На время была даже купирована извечная проблема Белоруссии, порождавшая хронические неплатежи – недостаток валютных средств.

Основные усилия Минска в этом году, как представляется, будут направлены на создание более благоприятного климата для белорусских экспортеров на российском пространстве. Следует ожидать активизации попыток наладить новые схемы товарообмена с российскими предприятиями на межрегиональном уровне, устраивающие белорусских экспортеров. Одновременно будет расширена практика бюрократического воздействия на регулирование импорта из России, что объясняется неспособностью хозяйствующих субъектов республики выдержать растущую экспансию российских товаров в рамках свободной конкуренции. С другой стороны, правительство Белоруссии не может отказаться от вмешательства в регулирование импорта «сверху», поскольку все нарастающий натиск российских товарных потоков грозит привести к свертыванию производства основных потребительских товаров внутри республики. Поэтому процесс квотирования импортных товаров будет в 2005 г. только расширяться, что самым непосредственным образом отразится на формировании фискального и таможенного режимов, которые будут иметь тенденцию к ужесточению.

Причин, по которым Белоруссия не в состоянии вести нормальный, свободный товарообмен с Россией, несколько. И здесь дело даже не в разности форм собственности, не в различиях сырьевых, ресурсных баз обоих государств. Главным препятствием, с нашей точки зрения, является сохранение пресловутой белорусской модели экономики, которая по своей сущности не направлена на развитие инновационной сферы, на обновление основных производственно-технологических фондов. Технологический регресс, старение производственной базы приводят к деформации всего хозяйственного механизма республики, снижают конкурентоспособность продукции белорусских предприятий, подрывают их экспортный потенциал. Модернизация экономики идет, но идет темпами, которые отстают от объективной потребности в обновлении производственных мощностей реального сектора экономики.

Отставание белорусской экономики становится все заметнее, но для его преодоления требуется значительные капитальные вложения. Республиканское руководство таким объемом бюджетных средств не располагает, национальный банковско-кредитный сектор, контролируемый и регулируемый правительством, мобилизовать значительные ресурсы не в состоянии, нет достаточных свободных средств на модернизацию производства и у хозяйствующих субъектов. Государственная инвестиционная программа на 2005 год, утвержденная Александром Лукашенко и финансируемая преимущественно из госбюджета (455,5 млрд. бел. руб.), имеет ярко выраженную социальную направленность, что не удивительно, учитывая приближение президентских выборов. Все предшествующие программы правительства по наращиванию внешних инвестиций неизменно проваливались из-за низкой привлекательности Белоруссии для иностранного капитала. Это объясняется, прежде всего, спецификой законодательной, правовой базы республики, высоким уровнем налоговых изъятий, а также бюрократическим (преимущественно президентским) волюнтаризмом в сфере ее применения. Кроме того, иностранных инвесторов не устраивает государственная политика в области акционирования республиканских предприятий, при которой управление ими, независимо от вложенных средств, остается в руках правительственных чиновников.

Помимо прочего, развитие нормального товарообмена предполагает наличие у сторон стабильной национальной валюты, подкрепленной достаточными золото-валютными резервами. В этом отношении накопления в твердой валюте у Минска невелики, а потенциал белорусского рубля, видимо, близок к исчерпанию. Дело в том, что в предшествующий период правительство и Национальный банк Беларуси, как представляется, искусственно завышали курс республиканской валюты, прибегали к практике административного регулирования финансово-кредитной сферы, пытаясь таким образом субсидировать экспорт продукции белорусских товаропроизводителей. Однако все это, в конечном счете, ложилось тяжелым бременем на бюджет, часть расходной части которого вынужденно покрывалась за счет внешних заимствований. Одновременно главным источником выплат по внешнему долгу становились бюджетные платежи. Такая политика не могла способствовать преодолению дефицита торгового баланса между Белоруссией и Россией в перспективе, к чему столь явно стремится Минск, зато способствовала росту дефицита совокупного платежного баланса республики.

Белоруссия в 2004 г., как и в предшествующие годы, неоднократно прибегала к значительным заимствованиям заграницей, однако идти и далее этим путем довольно опасно, поскольку республиканский бюджет, доходная база которого ограничена, будет уже не в состоянии их обслуживать. Быстрее всех эту тенденцию уловил президент Александр Лукашенко, который недавно предостерег правительство от чрезмерного увлечения поиском новых кредитных линий на внешнем рынке. Поэтому, скорее всего, белорусское правительство прибегнет к выпуску новых государственных ценных бумаг, вынуждая банки и предприятия вкладывать в их приобретение свободные средства, а также погашая ими часть своей задолженности перед ними. Не исключено, что в республике появится и новый вид государственных ценных бумаг, рассчитанный на принудительно-побудительное распространение среди физических лиц. Правительству РБ предстоит срочно разработать программы, направленные на подавление инфляции, недопущение потенциального обвала национальной валюты. Это довольно актуально, если брать во внимание, что белорусский рубль остается чрезвычайно мягкой валютой, покупательная способность которой почти в три тысячи раз ниже евро.

Экономика Белоруссии показала, что не выдерживает конкуренцию со стороны России ни на внешнем, ни на своем внутреннем рынке. Попытки же наладить альтернативные торговые связи с ЕС и продвинуть белорусские товары на рынки других стран пока не принесли ощутимых результатов. Тем не менее, Белоруссия демонстрирует стремление защищать национального производителя, прибегая при этом к методам, противоположным принятым, например, во всемирной торговой организации, а также добиваться односторонних преимуществ в товарообмене. В этих условиях роль государственных органов Белоруссии в торговле с Россией будет только возрастать в силу необходимости понижения барьеров на пути белорусского экспорта и повышения всевозможных барьеров для российских товаров. Интеграция же будет только отодвигаться...




Белоруссия и Россия нуждаются  друг в  друге

Владислав Лосев (Минск)

Обстоятельства прихода к власти на Украине Виктора Ющенко и заявление госсекретаря США Кондолизы Райс о том, что Белоруссия является одной из последних тираний в мире и поэтому требует пристального внимания заокеанской державы, в значительной степени способствовали оживлению политической жизни в Белоруссии, которая после референдума 17 октября 2005 года в республике, по крайней мере, внешне практически затихла.

Оживилась оппозиция, которая очень вдохновилась победой «оранжевых» и поспешила заявить, что падение Лукашенко – это всего лишь дело времени. По мнению лидеров белорусской оппозиции это произойдет не позднее 2006 года, т.е. в результате предстоящих президентских выборов. И уже сейчас различные оппозиционные политические объединения начали проводить всевозможные консультации, переговоры и «круглые столы» посвященные проблематике будущих выборов. Цель этих мероприятий та же, что и в 2001 году: выдвинуть «единого кандидата от оппозиции».

Тогда, как известно, таковым стал профсоюзный лидер и опытный номенклатурщик Владимир Гончарик, которому лично покровительствовал руководитель Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ в Белоруссии Ханс-Георг Вик. Именно этот бывший глава германской разведки принудил в то время практически всю оппозицию «присягнуть» Гончарику.

Надо заметить, что последний  был достаточно серьезной фигурой, так как его поддерживало большинство профсоюзного актива, вызывал он симпатию и части чиновничьего сословия. Однако у Гончарика был крупный и неустранимый недостаток. Это его пенсионный возраст. Однако шеф КНГ ОБСЕ с этим вынужден был смириться, тем более что Владимира Гончарика, по утверждению лидеров оппозиции, готовы были поддержать более трех миллионов избирателей - членов Федерации профсоюзов Белорусской (ФПБ). А если учесть еще те «ужасы» о белорусской действительности,  постоянно присутствовавшие на страницах  оппозиционной печати и которые, по заверениям оппозиционных журналистов, в значительной мере «уже подорвали доверие граждан к А.Г. Лукашенко», то неудивительно, что на Западе всерьез рассчитывали на проигрыш Александра Лукашенко.

Действительно, на взгляд со стороны картина вырисовывалась явно не в пользу белорусского президента. С одной стороны – профсоюзный лидер во главе миллионных профсоюзных масс и вся оппозиция, которых якобы поддерживало «нищающее население». А с другой – «опасающийся народного гнева диктатор», «эскадроны смерти» и коррумпированная бюрократия.

Поэтому в Вашингтоне и в Брюсселе практически не сомневались в успехе своего единого кандидата. Но все эти расчеты оказались полностью не состоятельными. Одна из основных причин этого – патологическая неприязнь нынешней оппозиции к России и ко всему русскому, в том числе разумеется, и к русскому языку. И как бы такие воззрения не импонировали кое-кому в Евросоюзе или в США, но найти сколько-либо серьезную политическую поддержку внутри Белоруссии они не в состоянии вследствие разнонаправленности культурной, этнической и религиозной ориентации большинства белорусского населения и «национально-свядомой» литвинско-католической интеллигенции, составляющей идеологический костяк оппозиции.

Это прекрасно понимает Александр Лукашенко,  и поэтому он не раз подчеркивал, что пока в Белоруссии такая оппозиция, ему нечего опасаться за свое политическое будущее.

Сегодня наиболее заметные оппозиционеры  активно выдвигают претензии как на общеоппозиционное лидерство, так и на роль единого кандидата. Об этом уже заявили бывший председатель Белорусской социал-демократической партии «Народная громада» Николай Статкевич (выдвинут Европейской коалицией «Свободная Беларусь»), лидер оппозиционной Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин, бывший министр внешнеэкономических связей и бывший посол Белоруссии в Латвии Михаил Маринич, председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук и находящийся в США в добровольной эмиграции лидер крыла Белорусского народного фронта Зенон Позняк.

Думается, что процесс выдвижения кандидатур на общеоппозиционное лидерство будет продолжаться. И причина этой активности в немалой степени обусловлена теми крупными денежными суммами, которые предусмотрено выделять на деятельность белорусской оппозиции согласно американскому «Акту  о демократии в Белоруссии».

В последнее время некоторые оппозиционные и российские издания высказывают мнение, что Александр Лукашенко является, чуть ли не главным белорусским националистом и именно поэтому он препятствует реальному строительству общего белорусско-российского государства. Конечно, такие утверждения далеки от действительности, так как Александр Лукашенко не является ни антироссийским, ни тем более антирусским политиком. Более того, он хотел бы стать полноправным игроком в общероссийской политической игре и неоднократно, пусть и неудачно, пытался в ней участвовать.

Достаточно только вспомнить его постоянные и устойчивые связи с целым рядом российских регионов. Другое дело, что белорусский президент не прочь бы поиграть на российском политическом поле по своим правилам. С большой долей уверенности можно утверждать, что Лукашенко при всех своих заверениях не хотел бы ограничивать рамки своей политической карьеры только Белоруссией, которая уже давно стала тесноватой для его деятельной и широкой натуры. Ему нужен общерусский политический простор, а его явно пытаются удержать в рамках небольшой Белоруссии.

Конечно, формально белорусский президент является и главой Союзного государства, но эта должность так и осталась номинальной. Хотя надо сказать, что белорусский лидер после выборов 2001 года сам немало потрудился над тем, чтобы строительство Союзного государства оказалось в замороженном состоянии, очевидно, все же опасаясь, что новая политическая реальность, возникавшая в случае успешного строительства общего государства, неизбежно пробудила бы в Белоруссии такие общественные силы, которые он не смог бы полностью контролировать.

Что имеется в виду? Любая власть стремится к упрочению своего положения, но в современном информационном обществе эти действия необходимо соответствующе информационно и политически обставлять. Т.е. проводимый властью курс должен быть соответствующим образом привлекательно «упакован». И если до выборов 2001 года в команде президента специалисты, работающие с помощью «тонких политических технологий» в определенном количестве присутствовали, то сейчас подходы к управлению общественными процессами значительно огрубели и упростились.

Возобладало мнение, что  белорусское общество не нуждается ни в каких «национальных дискуссиях», «общественных диалогах» - достаточно отлаженной вертикали власти и спускаемых по ней распоряжений. В настоящее время в республике практически вернулись к государственной системе советского образца. Имеется в наличии и идеологическая вертикаль (некий аналог парткомов), и массовая молодежная организация (Белорусский республиканский союз молодежи), и четырех миллионная Федерация профсоюзов Белоруссии («приводной ремень президента»), и государственные средства массовой информации, и, наконец, полностью лояльный парламент. Недавние же назначения в КГБ и МВД полностью лишили оппонентов Александра Лукашенко последних надежд на хоть какое-то (даже самое минимальное) участие силовых ведомств в противодействии стремлению нынешнего  президента неограниченно продлевать свою политическую карьеру в качестве главы белорусского государства.

«Оранжевая» революция на Украине явственно показала, что важнейшим необходимым условием принудительной смены власти на постсоветском пространстве является активное участие на стороне оппозиции хотя бы части государственных спецслужб способных заблокировать последний довод авторитарных президентов – силовой вариант разрешения политических конфликтов.

Несомненно, учитывая роль Службы безопасности Украины и главы этой спецслужбы Игоря Смешко в приходе к власти Виктора Ющенко, Александр Лукашенко назначил 20 января на должность председателя КГБ Белоруссии генерал-майора Степана Сухоренко, имеющего (что немаловажно в нынешних условиях) самые хорошие отношения с главой администрации президента РБ Виктором Шейманом.

«Надежные и ответственные сотрудники» заняли также руководящие должности в ключевых управлениях КГБ по Минску и Минской области, Брестской, Витебской и Гродненской областях, а также в главном управлении внешней разведки КГБ и в управлении экономической безопасности КГБ. Перед новым руководством госбезопасности Александр Лукашенко в свете усугубляющегося положения республики в мире поставил задачи по активизации таких направлений деятельности как защита конституционного строя в Белоруссии, разведка, контрразведка, борьба с организованной преступностью и терроризмом.

Произошли изменения и в руководящих эшелонах МВД. Заместителем министра внутренних дел был назначен, ранее работавший в системе республиканской прокуратуры под началом Виктора Шеймана, Сергей Гуреев. Новых начальников получили также управления внутренних дел Гродненской, Могилевской и Минской областей.  На встрече с новыми руководителями органов МВД Александр Лукашенко обратил особое внимание на независимость подразделений МВД на местах от «капризов некоторых местных представителей власти».

Таким образом, Александр Лукашенко готовится во всеоружии встретить 2006 год и пресечь любые попытки экспорта в республику какого-нибудь из вариантов «бархатной революции».

В политическом календаре белорусской власти уже четко обозначены три общереспубликанские политические кампании, на которые будет работать вся мощь государственного аппарата: 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, 3-е Всебелорусское Народное собрание и президентские выборы. Естественно, что первые две кампании подчинены третьей.

В республике ведется широкая информационно-идеологическая работа, посвященная Великой Победе. Более того, уже можно утверждать, что в основу идеологии современного белорусского государства положен с учетом местной специфики именно советский патриотизм. В пользу этого в частности свидетельствует введение в старших классах средних учебных заведений и ВУЗах специального курса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». Надо сказать, что учебник для школ по этому курсу получился весьма удачным. К тому же министерство образования Белоруссии намерено выступить с предложением создания подобного учебника для Союзного государства, т.е. общего для системы образования Белоруссии и России. Думается, что это полезное начинание и его стоило бы поддержать.

В отличие от власти, которая стремится консолидировать общество на принципах белорусского издания советского патриотизма (можно по разному относиться к этой идее, но в условиях Белоруссии она весьма плодотворна), лидеры оппозиции в своих идеологических построениях застряли в лучшем случае в эпохе краха Советского Союза: «незалежнасць», отрыв от России (разрушение Союза и вступление в НАТО и ЕС), «беларускамоўнае» одноязычие.

Подобные подходы уже не раз приводили оппозиционеров (в том числе и упомянутого ранее  Владимира Гончарика) к поражениям, но порочную природу видно не переделать, и они продолжают «наступать на те же самые грабли». Хотя справедливости ради стоит заметить, что в среде оппозиции появились здравомыслящие аналитики, которые считают, что при любом развитии в будущем политической ситуации в Белоруссии государственное  двуязычие должно оставаться незыблемым. Как и впрочем, союзнические отношения с Россией.

Более того, некоторые из них полагают (и надо сказать небезосновательно), что обыграть Александра Лукашенко можно только на интеграционном союзном поле. Как бы там ни было, но наиболее независимые от оппозиционных функционеров оппоненты Лукашенко пытаются искать новые подходы в своей антипрезидентской деятельности.

В этом смысле заслуживает внимания заявление бывшего депутата Палаты представителей Национального собрания РБ второго созыва Владимира Парфеновича, которое он сделал 24 января. В своем обращении  Парфенович утверждает, что в январе текущего года высшим руководством республики «в тайне от собственного народа» была утверждена и направлена к исполнению программа скорейшего строительства в Белоруссии атомной электростанции. Александр Лукашенко пошел на это не только с целью обеспечить себе энергетическую независимость от России, но и  получить «страховой полис против судьбы Милошевича и Саддама».

Эти утверждения, скорее всего, не соответствуют действительности, но идея пресловутой энергетической независимости, в частности, от «Газпрома» довлела на заседании Совета Безопасности РБ, проходившего в Минске 21 января. В ходе заседания глава белорусского государства поставил задачу перед энергетической отраслью выйти на уровень 25-30% обеспечения республики собственными топливно-энергетическими ресурсами, «на треть избавиться от энергетической зависимости».

Правительству было поручено до 1 июля 2005 г. представить президенту проект программы обеспечения энергетической безопасности Республики Белоруссия, взяв за основу, в частности, опыт Финляндии в этом вопросе. Что касается ядерной энергетики, то Александр Лукашенко не исключил в перспективе строительства АЭС в Белоруссии, ссылаясь на существующие в Европе «вполне эффективные и безопасные технологии». Как бы там ни было, но Владимир Парфенович поднял очень чувствительную в белорусском обществе тему и поэтому ее эксплуатация может дать ему серьезные политические дивиденды. В то же время  проблема ядерной энергетики выходит за рамки внутрибелорусской тематики и касается непосредственно интересов и безопасности России. Раз этот вопрос стал активно обсуждаться, то он должен быть вынесен на уровень Союзного государства.

И все же, как бы не была сильна нынешняя белорусская власть, вряд ли она сможет в одиночку длительное время противостоять расшатывающим действиям специалистов по «бархатным революциям», тем более подкрепленным всей экономической, финансовой и политической мощью США и Евросоюза. Белоруссии, да и самому Александру Лукашенко для спокойной жизни как воздух необходимо Союзное государство. Нужна Белоруссия и России. Объективно в построении Союзного государства заинтересованы не только народы Белоруссии и России, но и лично Александр Лукашенко и Владимир Путин.




Ротация разведчиков

Белорусский рынок, 24 - 31 января 2005 

Павлюк Быковский

Беспрецедентные по масштабу кадровые перестановки произошли 20 января в Комитете госбезопасности Беларуси. Александр Лукашенко назначил председателем КГБ Степана Сухоренко (исполнявшего эти обязанности с момента отставки Леонида Ерина в ноябре прошлого года), а также сменил 4 заместителей председателя, руководство военной и внешней разведок, 4 начальников областных управлений КГБ. Кадровые перестановки затронули и систему МВД. “Назначение 12 должностных лиц в системе КГБ — это, безусловно, очень значительное изменение. Ничего подобного в истории комитета не было”, — признал в интервью БЕЛТА руководитель пресс- службы президента Беларуси Павел Легкий.

Действительно, такого не было даже в августе 1994 г., когда первый президент Беларуси только пришел к власти и свежи еще были в памяти препоны, чинимые прежним правящим режимом и, соответственно, его силовыми структурами. Тогда глава государства начал с назначения республиканского руководства, создания Управления делами президента, Администрации президента и Совета безопасности, а потом провел смену кадров в МВД и Министерстве обороны.

До областного руководства КГБ А. Лукашенко добрался в октябре, Указом № 151 освободив начальников управлений по г. Минску и Минской, Могилевской, Витебской и Гродненской областям. В октябре же были назначены руководители всех областных управлений КГБ, причем в ряде случаев кадры просто поменяли местами. Что касается разведывательных и контрразведывательных подразделений Комитета госбезопасности, то здесь “оптовых” кадровых перестановок не было аж до беспрецедентной крупномасштабной аттестации руководства КГБ Советом безопасности, закончившейся отставками в мае 2004 г.

Теперь освобождены от должности и зачислены в распоряжение председателя КГБ два его заместителя — Николай Тананайко и Анатолий Зарецкий. На их места назначены в основном бывшие начальники областных управлений. Первым заместителем председателя назначен Василий Дементей (отвечал за Витебскую область), заместителем председателя — начальником Главного управления контрразведывательной деятельности — Виктор Вегера (отвечал за Гродненскую область), заместителем председателя — начальником Главного управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией — Николай Свороб (сохранил свой пост), заместителем председателя — начальником Главного управления обеспечения оперативно-розыскной деятельности — Петр Третьяк (был начальником Управления правительственной связи КГБ).

На возникшие вакансии областных руководителей назначены преимущественно служащие из центрального аппарата КГБ. Теперь за Минск и Минскую область отвечает Игорь Кузнецов (был начальником Управления военной контрразведки), за Брестскую область — Игорь Бахматов (также был начальником Управления военной контрразведки), за Витебскую область — Владимир Полещук (нет сведений), за Гродненскую область — Игорь Сергеенко (нет сведений). Вакансии в центральном аппарате заняли бывшие руководители областей.

Экстраординарные кадровые перестановки направлены на изменение политики КГБ. Ряд оппозиционных деятелей увидели в них две тенденции — освобождение от кадров, связанных с Москвой (мнение Николая Статкевича), и усиление политического сыска (мнение Анатолия Лебедько).

Руководитель пресс-службы президента П. Легкий рассматривает проблему в другой плоскости: “У президента накопились серьезные претензии к данному ведомству. Но, несмотря на жесткую критику, прозвучавшую в адрес КГБ, назначенцы выглядели достойно и не оставили сомнений в том, что имеющиеся нарушения будут устранены, а задачи, поставленные Александром Лукашенко, — выполнены”.

Политический обозреватель Александр Федута, в свое время возглавлявший управление общественно-политической информации Администрации президента, в кадровых перестановках не видит сенсации: “Нормальная ротация кадров. Людям этой профессии важно не засиживаться на одном месте. Иначе возникает вопрос: чем они еще занимаются, помимо основной работы? Ведь уже вскрывались случаи ”крышевания" криминальных структур". А. Федута отмечает, что подобная ротация использовалась и в партийных органах в советское время: опытными кадрами укрепляли регионы, региональными — вливали новую кровь в центральные органы.

Кстати, официальная версия произошедшего — омоложение кадров. По сообщению пресс-службы президента, из 250 сотрудников силовых структур, которые претендовали на продление сроков службы сверх предельного возраста, служба продлена только 50 офицерам, имеющим ученые степени докторов наук и редкие специальности. А. Лукашенко сказал, что “КГБ должен сохранить и укрепить устоявшийся имидж сверхэффективной и мощной силовой структуры”.

Кадровые перестановки затронули и систему МВД. На вакантное после освобождения от должности депутата Палаты представителей Леонида Глуховского место заместителя главы МВД — начальника Главного управления предварительного расследования 20 января назначен ранее работавший в республиканской прокуратуре Сергей Гуреев. Кроме того, начальником УВД Гродненского облисполкома назначен Геннадий Хоцько, начальником УВД Минского облисполкома — Иван Сергей, начальником УВД Могилевского облисполкома — Александр Коновалов.

Это первые кадровые перестановки в силовых структурах после назначения главой Администрации президента Виктора Шеймана. В бытность В. Шеймана главой Совета безопасности и генеральным прокурором Беларуси обозреватели подозревали его в стремлении подчинить себе все силовые структуры.

Комитет госбезопасности, в свою очередь, давно подозревали в связях с российскими спецслужбами, что якобы постоянно вызывало недовольство А. Лукашенко. В 1996 г., в период противостояния Верховного Совета XIII созыва и президента, руководство КГБ являлось по вызовам как спикера парламента, так и главы государства. На президентских выборах 2001 г. оппозиционный кандидат Владимир Гончарик каким-то образом получил в распоряжение документы о причастности высших чинов ряда силовых ведомств Беларуси к исчезновению оппозиционных политиков (дело о так называемом “расстрельном пистолете”). Как оказалось, сотрудники КГБ задерживали одного из фигурантов дела, командира Специального отряда быстрого реагирования (СОБР) МВД Дмитрия Павличенко, а тогдашний председатель КГБ Владимир Мацкевич вместе с генпрокурором Олегом Божелко его допрашивал.

Некоторые эксперты считают, что в среде отечественных наследников железного Феликса значительно распространено недовольство белорусским правящим режимом и одним из проявлений этого была низкая поддержка инициативы президента на последнем конституционном референдуме, ставшая заметной при подведении итогов голосования на закрытом избирательном участке госпиталя КГБ.

Если это так, то поводов для недовольства президента Комитетом госбезопасности было предостаточно. Масла в огонь могла подлить публикация 17 января The New York Times статьи К. Джей Чиверса “Как украинские шпионы изменили судьбу страны”, в которой американский журналист чуть ли не воспел Службу безопасности Украины, якобы предотвратившую кровопролитие во время украинской “оранжевой революции” и помешавшую правящему режиму использовать силу для усмирения сограждан, а также снабжавшую оппозиционный лагерь информацией.

В этом случае реальной целью молниеносной смены центрального и регионального руководства КГБ является ослабление структуры, в лояльности которой правящий режим сомневается.




Белорусская экономика переходит на золото

КоммерсантЪ, 19 января 2005

Граждане не верят официальной статистике. Министерство статистики и анализа Белоруссии объявило о том, что ВВП республики вырос на 11% в 2004 году. Но белорусы в заявленный рост не верят. Об этом свидетельствуют опубликованные вчера же данные минского Национального банка, показывающие отношение населения республики к официальной экономике: за 2004 год объемы продажи золота выросли в 2,5 раза. Данные о темпах роста белорусского ВВП министерство статистики и анализа республики опубликовало под фанфары.

Ведь с тем, что в 2004 году ВВП может вырасти на 11%, согласился даже Международный валютный фонд, который до закрытия своего представительства в Минске настойчиво заявлял о необъективности официальной статистики. В итоге, по опубликованным  официальным данным, рост белорусского ВВП значительно превысил прогнозы белорусского правительства, которое ожидало от экономики в 2004 году более скромных результатов - 9%. При этом белорусские статистики подчеркивают существенное увеличение эффективности производства валового продукта в 2004 году. Так, по данным министерства статистики и анализа, энергоемкость ВВП республики только за январь-ноябрь снизилась на 7,6%.

Между тем статистика Национального банка Белоруссии говорит о том, что население в процветание экономики не верит. Не секрет, что по уровню инфляции Белоруссия занимает "почетное" первое место среди стран СНГ. В 2004 году цены в республике выросли на 16%.

Впрочем, и российская инфляция заметно выше приемлемого в международной практике уровня, тем не менее, белорусы, как отмечают в МВФ, гораздо более ограничены в инструментах сохранения своих сбережений (финансовый рынок в республике практически отсутствует). В итоге население и юридические лица республики активно переводят свои ресурсы в самый доступный на рынке инструмент - золото.

По опубликованным вчера данным Нацбанка Белоруссии, в 2004 году объем продаж населению и коммерческим предприятиям золота в мерных слитках вырос в 2,5 раза. Так, если в 2003 году центробанком было продано 93,891 кг золота 999,9 пробы, то в 2004 году - 237,486 кг. Самым большим спросом у белорусов пользуются слитки массой 5 граммов (в прошлом году было продано 2,161 тыс. штук таких слитков). На втором месте по популярности - слитки массой 10 граммов (продано 2,153 тыс. штук), и на третьем месте - слитки массой 1 грамм (продано 1,721 тыс. штук). Кроме того, по данным белорусского центробанка, в прошлом году было куплено 15 золотых слитков по 1 кг (такой слиток на 14 января 2005 года cтоил порядка $15 тыс.). В общем, тенденция бегства населения из белорусских рублей налицо, особенно если учесть, что обратный выкуп проданных золотых слитков в 2004 году составил всего 6,238 кг.




Интервью с Уралом Латыповым

интернет-газета БелаПАН, 18 января 2005

Ольга Тарасевич

— Урал Рамдракович, в телесюжете о вашей отставке вы выглядели взволнованным...

— Пасада — гэта не бацькаўшчына. Любая служба когда-нибудь заканчивается, О том, что жизнь может быть длиннее должности, я помнил всегда. Но не представлял, насколько прикипел к людям, к работе. Это было не единственное место, где довелось служить, но в эмоциональном плане последнее прощание далось мне тяжелее всего.

— Но я так поняла, что решение об отставке — это взаимное решение, ваше и главы государства. То есть и с вашей стороны была заинтересованность именно в таком развитии событий.

— Понимание было с обеих сторон. Человек, который долго делает одно и то же дело, вырабатывается. В свое время меня в очень молодом возрасте назначили начальником отдела контрразведки. И на этой должности я застрял на 8 лет. Тогда я просто физиологически ощущал, что надо менять работу. Здесь дело до этого не доходило, но было осознание необходимости перемен.

— А не скромничайте! Последняя кампания по проведению референдума отличалась воплощением большого количества новых технологий.

— Я же не говорю, что я плохо работал. Речь о другом. О внутренних ощущениях, когда понимаешь: надо менять род деятельности.

— В своем прощальном слове вы отметили, что вам, небелорусу, было доверено занять такой высокий пост. И я тогда подумала: неужели все-таки вызывает дискомфорт национальный аспект?

— Речь не идет о дискомфорте или давлении. Просто это необычно, когда министром иностранных дел христианского государства становится небелорус, неправославный. Такая ситуация редко где встречается. Возможно, только в Америке национальность вторична по отношению к профессиональным качествам... Но подсознательно я всегда понимал, что должен отстаивать интересы Беларуси даже в большей степени, чем этнический белорус.

Могу еще раз повторить: для меня было высокой честью занимать ключевые должности, тем более в период, когда впервые в истории формируется действительно самостоятельная белорусская государственность.

В повседневной суете мы не всегда задумываемся над тем, что 10 лет президентства Александра Лукашенко — это 10 лет становления белорусской государственности. В историю он войдет как строитель. И не только национальной библиотеки, дорог и других конкретных объектов, но и строитель независимого белорусского государства.

Подходит он к этой своей миссии (вне всякого сомнения, он осознает свое президентство как миссию) системно. Здесь для него нет мелочей: и государственные институты, и здоровый образ жизни, и требование об обязательной 3/4-й доле белорусской музыки на FM-станциях, и фонды поддержки талантов — всего не перечислишь — это кирпичики, из которых складывается молодая белорусская государственность.

Можно оспорить формы и методы, как это внедряется, но, по сути, все верно.

Да и идеология белорусского государства в президентском понимании идет от жизни, заземлена на белорусские корни, на белорусский уклад жизни и не имеет ничего общего с оторванной от жизни доктриной.

Беда в другом — мало людей, способных именно такое понимание идеологии растолковать людям. Отсюда и большая разница между задумкой и реализацией: мы-то знаем и помним только советскую систему идеологической работы. А она отличалась редким формализмом, начетничеством и лицемерием. Свидетельство нулевой результативности того позднесоветского подхода к идеологической работе в том, что система рухнула, а десятки миллионов, в чьих личных делах было записано "Делу КПСС и социалистической Родине предан", и не шелохнулись. Ну, я немного отвлекся.

— Вы были помощником президента, возглавляли МИД, занимали должность госсекретаря Совета безопасности. На четках воспоминаний какое событие воспринимается как самое яркое и интересное?

— Реформирование системы внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности. Тогда президент назначил меня под конкретную творческую задачу по объединению трех министерств, работа которых во многом дублировалась. Помню, с трудом дожидался утра, чтобы поскорее пойти на работу. Тем более, подавляющее большинство сотрудников были людьми грамотными, работящими и деловыми.

— Но даже реформированному МИДу не удалось добиться нормального восприятия Беларуси лидерами мирового сообщества.

— Это зависит не только от Беларуси. Думаю, перспектива нормализации еще не утеряна.

— На что и на кого вы рассчитываете, говоря о перспективах нормализации отношений с Западом?

— Прежде всего на здравый смысл тех же западников, которые рано или поздно оценят то, что спокойная, неконфликтная, зарабатывающая себе на жизнь своим трудом Беларусь — это фактор европейской и международной безопасности. Что касается людей, то и в нашем окружении — Варшаве, Вильнюсе, Скандинавии, и западнее — в Германии, Великобритании, Франции и других странах — немало политиков и дипломатов, объективно оценивающих Беларусь.

Не меньше (если не больше) таких людей и в Америке. Еще со времен, когда меня приглашали в США читать лекции, я сохранил добрые отношения с достаточно влиятельными аналитиками, которые убеждены, что нормализация белорусско-американских отношений дело более чем реальное. Так оно и есть. Вопрос, говоря образно, в цене нормализации...

— Урал Рамдракович, вам довелось стоять у истоков интеграционных процессов. Получилось ли реализовать задуманное?

— Не все, что задумывалось и говорилось, свершилось. Надо понимать и то, что белорусско-российский союз складывался не по утвержденному кем-то плану, а как живое творчество президентов. Инициатором, как правило, выступал Александр Лукашенко.

Такой эпизод: в Минске проходила встреча глав стран СНГ, и Александр Григорьевич предложил: "Борис Николаевич, давайте съездим на границу и снимем символический таможенный шлагбаум". Тот начал отнекиваться, потом поручил это В.Черномырдину. Но тому тоже оказалось недосуг. После слов Александра Лукашенко: "Хорошо! Я тогда поеду один..." — Черномырдин сел в вертолет.

За предыдущие годы "свободный ход" выбран, и отношения вплотную подошли к новому рубежу принятия решений. Беларусь не может войти в состав России, речь об этом вести бессмысленно. Необходим настоящий союз, в котором каждая из сторон делегирует полномочия в общие органы управления.

— И по чьей вине этот вопрос не решается?

— В этом контексте не следует задаваться классическим вопросом: "Кто виноват?". Никто не виноват. Нынешнее состояние отношений — это тот уровень, к которому готовы обе стороны. И уровень этот очень высокий. Таких отношений, как с Беларусью, у России нет ни с одной другой страной. Здесь есть еще и нереализованный потенциал. Сейчас нет смысла "насиловать" политическую составляющую. Надо подумать о будущих поколениях политиков и им оставить что-то решать по мере вызревания ситуации.

 Как вы думаете, изменится ли позиция России в свете предстоящих в 2006 году в Беларуси президентских выборов?

— Как-то повелось, что белорусско-российские отношения описываются в крайних выражениях ("сдаст — не сдаст", "конец Союза" и т.п.). В жизни, к счастью, дело обстоит не так драматично. Скорее наоборот.

Предприятия работают с предприятиями, министерства (в том числе и силовые) — с министерствами и так далее.

Взять МИД, Совбез и администрацию, где я работал. У нас с российскими коллегами были (и остались) хорошие, товарищеские отношения. Да, каждый защищал интересы своего государства, своего президента. Но общим было понимание того, что Беларусь и Россия — естественные союзники и из любой ситуации надо находить достойный для Минска и Москвы выход.

За 10 лет было всякое, но об этой работе и своих российских коллегах у меня самые позитивные впечатления. Зная этих людей, я не допускаю, что Россия может оставить Беларусь в беде. Тогда на закрытом заседании ВГС я видел, как искренне В.Путин сказал о том, что у россиян ближе белорусов родни нет и не будет. Это он говорил от себя. Такое же уважительное отношение к Беларуси и белорусам у всех россиян, которых я знаю. Белорусско-российская взаимная поддержка была, есть и будет. Без проблем, трудностей тоже не обойдется — но они необходимые составляющие живой жизни.

— А были ли вообще, на ваш взгляд, такие ситуации, когда оппоненты могли взять верх над представителями власти?

— Нет, с 1994 года таких моментов не было. Реальная поддержка Александра Лукашенко со стороны народа всегда была колоссальной. За последние 10 лет ни одному политику не удалось и близко подойти к такому уровню популярности. Даже в 1996 году, когда был конфликт с парламентом и в Беларусь приезжали Черномырдин и другие российские политики, ситуация юридически была сложной, однако Лукашенко пользовался колоссальной поддержкой народа. А это юридическими приемами не перебивается.

— В чем же секрет, уже можно сказать, политического долголетия?

— Он чувствует нерв народного настроения и каждый день занимается решением проблем, волнующих большинство населения. Он действительно работает президентом 24 часа в сутки.

- Урал Рамдракович, а какие остались впечатления от лицезрения системы власти изнутри? Журналисты пишут о "голубях" и "ястребах" — сторонниках соответственно мягких и жестких методов управления во властной "вертикали".

— Это все журналистские образы. Президент — человек самостоятельный, и все решения он принимает сам. Выслушивает разные мнения, поощряет, чтобы каждый говорил то, что думает. Но принимает решения сам. Это не тот человек, при котором какие-либо группы могут играть серьезную роль. Естественно, есть личные симпатии и антипатии. Есть давнишние знакомства. Но все догадки о наличии в структурах власти группировок в классическом значении этого слова — мимо. Есть президент, принимающий решения. И его подчиненные, которые высказывают свое мнение и исполняют решения, не более того.

— Но, судя по прессе, вы никогда не были сторонником "закручивания гаек". А есть руководители, которые считают возможным использовать жесткие методы управления.

— Проблема может быть решена разными методами. Думаю, никто не будет прибегать к принуждению при наличии нормальных, цивилизованных способов. Белорусский корпус управленцев, возможно, самый сильный в нашем регионе. Он способен адекватно реагировать на жизненные ситуации.

— Почему же тогда президент говорит о необходимости борьбы с бюрократизмом?

— Власть в Беларуси отчасти под давлением президента, отчасти в силу менталитета управленцев приближена к простым людям. И это хорошо, потому что власть на самом деле состоит не столько из высоких политических материй, сколько из множества повседневных дел. Совсем недавно у нас в семье случилось несчастье: умер отец жены, фронтовик... Местная власть, военкомат достойно провели ветерана в последний путь, хотя я уже не был начальником. В такие минуты люди осознают — да, есть власть, которая всегда поможет. Конечно, люди разные, и среди начальников есть те, кто далек от идеала.

— Как вы относитесь к новому главе администрации Виктору Шейману? Каковы внутренние ощущения: пост в надежных руках?

— Администрация президента — единственная в своем роде госструктура, целиком предназначенная для обеспечения деятельности главы государства. Все ее три функции — интеллектуальная, организаторская, контрольная — осуществляются под повседневным влиянием президента, его личных и деловых качеств.

Самостоятельной политической силой Администрация президента могла быть при несамостоятельном президенте. А при Александре Григорьевиче, который все решения берет на себя, во все вникает лично, эта структура является, образно говоря, "коллективным помощником президента".

Личность же главы администрации, его деловые качества имеют значение в основном для стиля, характера повседневной работы как самого аппарата, так и всего управленческого корпуса страны. Это тоже немало. Думаю, у Шеймана есть все необходимое для того, чтобы эту работу организовать эффективно. В чем я искренне желаю ему успехов и удачи.

— И все равно в глубине души я вас не понимаю. Вы ведь мужчина. А какой мужчина откажется от власти? Им так нравятся ее атрибуты. Это лучшие игрушки для взрослых...

— Если в первое время атрибуты должности как-то впечатляют, то затем это уходит. Рабочие заботы затмевают все. Глава администрации (повторюсь) — организатор решения конкретных задач, число и разнообразие которых описанию не поддается. Сложившаяся система госуправления носит исключительно централизованный характер. Решения по мало-мальски значимым вопросам берет на себя президент. По всем ним администрация готовит свои предложения, предлагает варианты. Происходит это при дефиците времени, кадров, под прессингом президента, который некачественной работы вообще не терпит и очень конкретно по этому поводу высказывается.

В этих условиях тебе просто некогда, говоря языком Чехова, предаваться восторгам по поводу того, какая большая у тебя должность. Может быть, после увольнения придет осознание масштаба имевшихся полномочий. Но пока, за полтора месяца, об этом как-то не думалось.

— Кстати, а вы знаете, какие слухи ходили в журналистской среде после вашей отставки? Якобы умеющий стратегически мыслить Латыпов предполагает, что через год корабль государственной власти может дать течь. Поэтому вы спаслись, пока корабль не начал тонуть.

— Глупости. В 2006 году будет не сложнее, чем в 2004-м. На референдуме нужно агитировать за идею. А на выборах надо победить конкретного соперника. В чем-то это и проще.

— Можно нетактичный вопрос? Скажите, как мусульманин вы страдали от отсутствия мечети в Минске?

— В детстве я был приобщен к вере и молился. Когда был с визитом в Объединенных Арабских Эмиратах, президент этого государства, покойный шейх Заед, сказал: "Завтра у нас великий праздник. Приглашаю вас молиться вместе со мной и моими сыновьями". Наутро в личной мечети шейха Заеда я с удивлением обнаружил, что помню все, чему меня в детстве учили. В условиях, когда почти полмира мусульмане, президент рассматривал мое происхождение в качестве ресурса, работающего на Беларусь. Так на деле это и было.

Пройдя школу комсомола, КПСС, КГБ, исходивших из тезиса "религия — опиум для народа", я отошел от веры. Хотя, может, не так далеко, как мне казалось. Когда я собирался защищать кандидатскую диссертацию, мой научный руководитель Давид Исаакович Фельдман, юрист-международник с мировым именем и человек с большой буквы, спросил: "Урал, а ты обычаи мусульманские соблюдаешь?" И, заметив по выражению моего лица, что не особенно, сказал: "Я тебя прошу, делай все так, как предписывает Коран. Не знаю, как его зовут, но там (поднял палец к небу) определенно кто-то есть". Возвращение в веру, как я понимаю, не может быть решением рассудочным ("так надо"), а велением сердца. И уж тем более актом не публичным.

— Урал Рамдракович, таким образом, относительно госслужбы ваша позиция ясна. Она вас больше не прельщает. Но чем же вы намерены заниматься?

— Пока окончательно не определился.

— Тогда почему вы так ушли — фактически в никуда?

— Здесь дело не только в индивидуальной непрактичности. Главное — этический момент. Находясь на подобной должности, ты не можешь заниматься таким "шкурным" делом, как создание собственной фирмочки на черный день. А если займешься — не сможешь работать, поскольку об этом будут знать люди, твои сослуживцы, президент. Но у меня всегда было ощущение, что если дело дойдет до ухода со службы, то применение себе найду.

Глава Администрации президента Александра Лукашенко — это не начальник, а чернорабочий управленческого дела, привыкший рано вставать и поздно ложиться и за все отвечать. Так сказать, "дежурный по жизни". Таких работа находит сама. За это время обозначилось несколько вариантов. Главное, без суеты сделать правильный выбор.

— Если не секрет, о чем конкретно идет речь?

— Коротко — о сфере корпоративного управления. Правда, эта область цивилистики, а моя научная специальность — публичное международное право. Надо будет оперативно переквалифицироваться: благо в свое время читал курс по частному международному праву и многое с той поры осталось в памяти. Ну, новая задача всегда мобилизует. Было бы здоровье.

— Знаете, меня удивило, когда вы дали интервью одному негосударственному изданию. Мы в редакции даже решили: Латыпов подается в оппозицию.

— В связи с чем вы сделали такой вывод?

— Ваши оценки звучали резко.

— Оценок там не было. Были суждения — вполне конкретные и ясные.

— Ну да. А вопросы типа "что, уже наелись власти?"?

— Так это был вопрос журналистки. Мой ответ: "не то, чтобы наелся..." и далее по тексту.

— Так как насчет оппозиции?

— А что мне там делать? Я — сторонник этого социально-экономического курса.

— Ну, есть в рядах борцов и бывшие сторонники. Передумали... Человек имеет право передумать?

— Со мной — не тот случай. Да и по отношению к президенту, товарищам по работе это было бы предательством. На такое я просто не способен. А общаться с теми, кто мне интересен в человеческом плане, собираюсь, как и прежде, несмотря на разницу во взглядах. Думаю, это нормально.




Заслуженный мастер гонки вооружений

БДГ, 25 января 2005

Андрей Александрович

Потенциальным конкурентом России на рынке вооружений называют Беларусь некоторые российские СМИ. Затяжное пребывание нашей маленькой страны в десятке крупнейших мировых экспортеров оружия начинает раздражать многих как за пределами Беларуси, так и внутри нее. Непонятно, во-первых, что же такое драгоценное продает Беларусь. Во-вторых, почему этот дефицитный продукт у нашей страны никак не закончится. А в-третьих, куда уходят вырученные от торговли оружием миллиарды.

Впервые Беларусь угодила в десятку крупнейших поставщиков оружия в 1996 году «благодаря» Стокгольмскому институту изучения проблем мира (СИПРИ). Это солидное учреждение, названное официальными белорусскими СМИ «никому не известным», зафиксировало самые масштабные сделки. Именно в 1996 году наша страна продала 100 танков Т-72 Венгрии и 18 истребителей МиГ-29 Перу. В это же время в Судан было поставлено 9 танков Т-55 и 6 вертолетов Ми-24. Исследовательский центр Military Balance сообщил также о продаже Перу 16 штурмовиков Су-25 с пометкой, что данная информация была опровергнута российскими источниками.

В последующие годы количество продаваемой Беларусью военной техники пошло на убыль, однако это не помешало ей остаться на лидирующих позициях по итогам пятилетки. Как сообщил все тот же СИПРИ, в 1996–2000 гг. объем экспорта белорусской военной техники составил 1 млрд 246 млн долларов. За аналогичный период у Китая подобные объемы исчислялись суммой 1 млрд 506 млн долларов, а у законодателей оружейной моды США и России — 49 млрд и 15 млрд долларов соответственно.

Масштабы деятельности белорусских экспортеров вызывали недоумение, ведь Беларусь не производила вооружений в таком объеме. В одном из интервью генеральный директор Российского агентства по обычным вооружениям Александр Ноздрачев заметил, что Беларусь «активно работает на рынке модернизации вооружений. Значительная доля их контрактов — это модернизация. То есть они едут и модернизируют бронетанковую и ракетную технику. То, что находится в эксплуатации. В этом надо искать их успех в финансовом плане».

Определенную роль в резком взлете белорусской «оборонки» на международной арене, безусловно, сыграли запасы Краснознаменного Белорусского военного округа. К примеру, 100 танков Т-72, не будь они проданы Венгрии, были бы списаны в утиль по условиям Договора по обычным Вооруженным силам в Европе. Беларуси эти и другие арсеналы следовало либо сокращать, либо пытаться продать. Именно последнее она и пыталась сделать, ведь списанию подлежали более 2 тыс. танков, около 1 тыс. БМП и примерно 120 самолетов.

Когда склады истощились, ряд предприятий «оборонки», забыв про пресловутую конверсию, занялся тем, что умел делать лучше: ремонтировать, модернизировать и переоснащать военную технику. Тем самым мы наступили на мозоль россиянам: основная масса техники была произведена в России, и заводы-изготовители также стремились модернизировать свою продукцию. Но тендеры на усовершенствование ЗРК «Шилка», «Бук», БТР, БМП и другой военной техники частично удалось перехватить белорусам. Беларусь и сейчас не снижает темпов экспорта вооружений. В российских СМИ даже появляется информация о возможном объеме белорусских продаж на рынке вооружений в минувшем году на сумму 2 млрд долларов, тогда как российский экспорт оружия составляет 5 млрд.        

Прокомментировать ситуацию корреспондент «БДГ» попросил руководителя проекта «Военно-техническое сотрудничество и торговля оружием» российского Центра по изучению проблем разоружения Марата КЕНЖАТАЕВА:

— Астрономическая сумма 2 миллиарда долларов, приписываемая Беларуси, на мой взгляд, высосана из пальца. Реальный объем продаж вашей страны на рынке вооружений не превышает 150–300 млн долларов в год. Поставка десятка вертолетов в одну страну или партии прицелов в другую может исчисляться десятками миллионов долларов, но не сотнями. Самая крупная сделка Беларуси — продажа партии МиГ-29 в Перу. По нашим данным, белорусская сторона заработала тогда на этом порядка 150–200 млн долларов. Но после 1996 года таких крупных сделок не заключалось. Поэтому даже данные, приводимые экспертами СИПРИ, не всегда точны. Стокгольмский институт изучения проблем мира, как правило, делает свои выкладки, основываясь на реальной боевой мощи продаваемого вооружения и техники, а не на реальных финансовых объемах. Исходя из последних Беларусь вряд ли можно включить в десятку лидеров. По оценочной методике СИПРИ танк Т-72 стоит 1 млн 200 тыс. долларов, но его могут продать и за 100 тысяч, что не всегда учитывается. На мой взгляд, основные экспортные объемы Беларусью делаются за счет кооперации с российскими предприятиями ВПК, а также за счет усовершенствования техники. И то, что в вопросах модернизации ваша страна переходит дорогу России, — вполне нормальное явление. Почему, к примеру, Израиль, Чехия или Польша могут участвовать в тендерах на ремонт и модернизацию бывшей советской техники, а Беларусь нет?

— Беларусь часто оказывается вовлечена в различные скандалы, связанные с поставками оружия странам-изгоям...

— 90 процентов таких скандалов и таких поставок высосано из пальца. По прошествии времени, как правило, выясняется, что информация о нелегальных сделках взята из воздуха. Но даже если подобные сделки и совершаются, то государство не имеет к ним отношения. Нелегальным бизнесом занимаются посредники. Поэтому при исследованиях рынка вооружения такие экспортные операции какой-либо стране не приписываются и официально не учитываются.

— И кому такие скандалы выгодны? Конкурентам?

— Необязательно. Это непрямая дискредитация. Зачем, к примеру, американцам вытеснять какую-либо страну с рынка Ирака, объявляя о поставках ею оружия режиму Саддама Хусейна? Но с точки зрения политического имиджа авторитет такого государства подрывается, и с ним стараются не иметь дела.

— До последнего времени основным импортером белорусского вооружения являлись такие страны, как Алжир, Судан, Кот-д’Ивуар. Когда, к примеру, ООН объявила эмбарго на поставку оружия в Кот-д’Ивуар, российские чиновники сказали, что давно прекратили военные поставки в эту страну, не желая развития там напряженности. Белорусы же работали с этой страной до последнего момента. Чем это объясняется? Корыстолюбием?

— Политикой. России ничего не стоило сделать подобное заявление, так как в Кот-д’Ивуар она не поставляет оружия давно. В свое время Россия объявила, что желает получать расчет за оружие деньгами, а не бартером или иными зачетами. Кот-д’Ивуар обеспечить этого не смог, поэтому и был отдан таким поставщикам, как Беларусь.

— Каков, на ваш взгляд, прогноз ситуации на рынке вооружений для Беларуси?

— Думаю, что белорусский экспорт подвластен тем же тенденциям, что и российский, так как зависит от мировых тенденций на рынке вооружений. Если в 1988 году был пик объема продаж, а в 1994-м — наибольший спад, то сейчас вновь идет рост потребления вооружений, в частности, странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Поэтому в ближайшие годы и Беларуси, и России стоит ожидать, может, и незначительного, но все же роста оружейного экспорта.




Академики жалуются президенту

БДГ, 18 января 2005

Янина Болонская

С просьбой о спасении отечественной науки радикально настроенные белорусские ученые решили обратиться к президенту страны. Причиной данного шага стал проект нового устава НАН.

Появление проекта устава Академии наук вызвало недоумение и гнев в среде белорусских ученых. В случае его принятия присвоение ученых званий академика и члена-корреспондента будет зависеть не столько от вклада конкретного человека в развитие науки, сколько от различных привходящих обстоятельств. Например, правом выбирать академиков и членкоров наделят людей, вообще не имеющих научных степеней, но принимающих участие в общем собрании НАН. Отметим, что до начала реформирования Академии наук в общем собрании принимали участие около двухсот человек — сотрудников НАН. Впоследствии к ученым присоединились руководители вузов и чиновники, и количество «заседателей» перешагнуло за отметку пятьсот человек.

В проекте нового устава есть также пункты, предполагающие лишение ученых званий, введение возрастного ценза на их получение и противопоставление научной и политической деятельности. Академики и членкоры «готовы сделать многое для того, чтобы данный проект устава не был утвержден». Одним из первых шагов стала подготовка коллективного письма президенту Беларуси. По предварительной информации, под ним подписались более пятидесяти ученых.

В своем обращении сотрудники академии просят Лукашенко не оставить без внимания тот факт, что новый устав будет по своей сути антидемократическим, что в конечном итоге приведет к полному развалу Академии наук. «Единственная поправка, с которой мы соглашаемся, — это переименование должности президента НАН в председателя. В этом случае, несмотря на смех и сочувствие зарубежных коллег, уже ничего невозможно изменить», — сказал корреспонденту «БДГ» академик Радим Горецкий.

По нашей информации, рассмотрение документа должно быть проведено на общем отчетном собрании НАН, которое планировалось на конец января. В связи с появлением обращения к Лукашенко сроки проведения собрания, скорее всего, будут скорректированы.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ