К.Ф.Затулин: «Наличие церковного единства - одна из важнейших гарантий невраждебных российско-украинских отношений»
18.04.2005.,«Интерфакс»
Участившиеся в
последнее время попытки захвата храмов Украинской православной церкви
Московского патриархата вновь поставили ребром вопрос о будущем канонического
Православия в этой стране. Ситуацию усугубили попытки украинских властей навести
мосты с Константинопольским патриархатом, что вызвало многочисленные обращения с
протестами православной общественности. Чем может обернуться обострение
церковного вопроса для будущего российско-украинских отношений. Свое мнение по
этому поводу порталу "Интерфакс-Религия" излагает директор Института стран СНГ
Константин Затулин.
- Архиепископ
Константинопольского патриархата Всеволод (Майданский) недавно заявил, что
Константинополь не признает Украину частью канонической территории Московского
патриархата. Как ВЫ расцениваете это заявление?
- Уже довольно давно
Константинопольский патриарх проявляет необычный интерес к православию на
территории бывшего Советского Союза и вторгается в каноническую юрисдикцию
Русской православной церкви. С этой точки зрения такое заявление архиепископа,
конечно, не является случайным. Совсем недавно новый госсекретарь Украины
Александр Зинченко побывал в Стамбуле, где встречался с Константинопольским
патриархом и вопреки всяким нормам и обычаям пригласил его на Украину.
Напомню, что, в отличие
от папы Римского, Константинопольский патриарх не является светским государем,
он является религиозным владыкой, и, в отличие от ситуации в католичестве, он не
является главным - просто он один из иерархов Православной церкви, первый
упоминаемый в литургии на всех православных территориях.
Поэтому то, что сейчас
происходит, нельзя назвать иначе, как попыткой влезть в вопросы, которые
Константинопольского патриарха не касаются, что неминуемо повлечет за собой
обострение отношений между Русской православной церковью и Константинополем.
Такие обострения уже несколько раз случались: то по поводу Эстонии, то по
поводу, как в данном случае, Украины.
- Как известно, Одесса
не входила в Киевскую митрополию, которая в 1686 году стала частью Московского
патриархата. Зато в нее входили Белоруссия, Прибалтика и Смоленская область.
Означает ли заявление архиепископа Всеволода тотальный передел канонических
границ поместных Церквей? К чему это может привести?
- Архиепископ в
Православной церкви - это, конечно, уважаемый человек, но не всемогущий.
Всемогущим в православной традиции является только Господь Бог - в отличие от
католичества, где, как известно, существует, догмат о непогрешимости папы
Римского. В православии такого нет, и потому любой архиепископ, как и патриарх,
является человеком грешным. Считать, что этот грешный человек в состоянии
пересматривать канонические территории и разрушать единство Русской православной
церкви значит присваивать ему нечеловеческие способности и возможности.
- Какие последствия для
российско-украинских отношений может иметь вмешательство Константинопольского
патриархата в дела Украинской церкви и попытка передела канонических территорий
поместных Церквей?
- Последствия
разрушения единства Русской православной церкви и раскола между Украиной и
Россией в церковном вопросе трудно переоценить. Лично я считаю, что наличие
церковного единства (особенно в отсутствие единства государственного) - это одна
из важнейших гарантий невраждебных российско-украинских отношений. Потому что с
экономикой, с долгами, с кредитами, с газопроводами бывает всякое, и сами по
себе они никого ни за что не агитируют. А вот единство православной веры
является сдерживающим моментом в случае, если в России или на Украине к власти
приходят политики, настроенные на конфронтацию.
Поэтому недаром с самых первых дней независимости
Украины было стойкое желание новых властей этой страны - все равно, при Кравчуке
ли, Кучме или вот теперь при Ющенко - обзавестись такой "домашней" церковью,
которая была бы во всех отношениях подконтрольна и которая фактически славила бы
светскую власть.
Я не могу сказать, что такого рода желания не
проявляются у нас в России, где, как известно, находится "штаб-квартира"
Московского патриархата, но на Украине это уже приобрело форму производства
расколов. Напомню, что одним из первых был филаретовский раскол (образование
Киевского патриархата, не признанного ни одной из Православных церквей - "ИФ"),
и эти расколы совершались по наущению светских властей. Долгие годы там
существовал Госкомрелигий, то есть организация советского типа, которая у нас в
России с 1991 года вообще отсутствует. Единственным смыслом существования этого
государственного органа является попытка искусственным образом вмешаться в
церковную жизнь и создать вот эту свою, "домашнюю", "придворную" церковь,
фактически подчиненную "душой и телом" светским властям.
Поэтому само по себе заявление архиепископа Всеволода -
это одно из многих заявлений, оно мало что добавляет, но симптом не очень
хороший.
Новые власти, похоже, решили все-таки, вопреки данным
ими обещаниям, вмешаться в церковные дела. Сейчас, судя по визиту Зинченко, они
проявляют инициативу к разрезанию прямых связей между Украинской православной
церковью Московского патриархата и самим Московским патриархатом, что,
соответственно, ведет к ухудшению российско-украинских отношений. Заявление
архиепископа является следствием этой инициативы украинских властей.
- Как должна российская элита отреагировать на эти
вызовы?
- Безусловно, она должна реагировать. Но, к сожалению,
российская элита сама воцерковлена всего несколько лет назад - и это в лучшем
случае. И она сама пока не очень хорошо понимает значение этого вопроса -
большинство российских политиков считают, что вопросы Церкви к политике не
относятся. На самом же деле это и есть политика, наиболее важная.
Многие наши государственные деятели заботятся о
прибылях, но мало думают о душах и о вере и в силу этого могут проглядеть
серьезную проблему. Все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы не
допустить раскола Церкви.
|