Демография Миграция Гражданство
Сколько стоит россиянин?
11.04.2005. RBC
daily
Лада Федорова
Впервые
в России подготовлен социально-демографический доклад, в котором четко
определено, сколько стоит экономике страны депопуляция.
В мае премьеру правительства РФ будет представлен доклад
о социально-экономических последствиях демографического кризиса в России
(официального названия документа еще нет). Доклад подготовлен рабочей группой по
демографии и трудовым ресурсам, созданной в рамках Совета по
конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве. Об этом RBC daily
сообщил сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Евгений Юрьев на международной конференции «Политика народонаселения: настоящее
и будущее». До последнего времени о демографическом кризисе постоянно говорили
только ученые, затем на эту проблему обратили внимание ряд политиков, однако
конкретных шагов, обеспеченных реальными финансами, так и не было сделано.
Впервые разработан документ, который не только показывает чрезвычайное
демографическое состояние страны и предлагает меры по его улучшению, но и
определяет реальные источники финансирования программы. Главное, что специалисты
доказали: вложения, которые потребуются для выхода из кризиса, на порядки меньше
тех издержек, которые страна несет в результате депопуляционных процессов.
Начиная с 60-х годов прошлого столетия российское
население перестало самовоспроизводиться. Сегодня страна теряет ежегодно не
менее чем по 750 тыс. человек. По долгосрочным прогнозам демографов, через
каждые 50 лет численность коренного населения страны будет уменьшаться на 30%.
«Причем тот всплеск рождаемости, который наблюдается в последние несколько лет,
никоим образом нельзя рассматривать как изменение негативной тенденции (к тому
же уровень смертности не снижается, и миграционное сальдо на нуле), – отметил в
своем выступлении на конференции профессор, главный научный сотрудник Института
социально-политических исследований РАН Леонид Рыбаковский. – Нынешний рост
рождаемости вызван исключительно структурными причинами (вступило в
репродуктивный возраст более многочисленное поколение 80-х годов). Коэффициент
рождаемости остался на чрезвычайно низком уровне 1,3. Однако уже через каких-то
10 лет наступит провал: повзрослеет малочисленное поколение 90-х годов. Причем
на фоне сокращения численности населения будет идти планомерный рост доли
престарелых и нетрудоспособных граждан. При сохранении существующих
демографических тенденций только в период 2006 г. по 2018 г. страна потеряет
около 10 млн трудоспособных людей».
Стоит заметить, что ничего нового в этих прогнозах нет:
с тех же 60-х годов специалисты предсказывают кризисы разной степени сложности.
Но в советское время к демографам особенно не прислушивались. Сегодня же, когда
кризис фактически достиг апогея, о проблеме этой вспоминать стали намного чаще.
«В последнее время и в Госдуме, и в Совете Федерации появились специалисты,
целенаправленно работающие над демографической проблемой, говорить о ней стали
чаще, но пока это одни разговоры, а давно наступило время для дел», – подчеркнул
Леонид Рыбаковский. И хотя в 2001 г. была даже принята Концепция
демографического развития России до 2015 г., практических шагов по ее реализации
сделано не было. «Концепция была неплохо написана, в ней даже содержались
конкретные цели, например – довести затраты на реализацию демографической
политики до определенного процента от ВВП, – сказал RBC daily руководитель
Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий
Елизаров. – Однако документ не смогли воплотить в жизнь, в первую очередь из-за
того, что описанные меры не были экономически обоснованы, не были определены
конкретные источники финансирования».
Между тем первые признаки нехватки трудовых ресурсов
стали ощущаться уже сегодня (особенно в регионах), и наряду с
учеными-демографами теперь и ведущие предприниматели страны всерьез
обеспокоились этой проблемой. «Предприниматели, имеющие предприятия в
перерабатывающих отраслях (штат работников не сопоставим с добывающими
предприятиями) и нацеленные на внутренний рынок, уже сегодня ощутили в ряде
регионов дефицит квалифицированных кадров, – сообщил RBC daily ведущий эксперт
рабочей группы по демографии и трудовым ресурсам, созданной в рамках Совета по
конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве России Кирилл
Экономов. – Представители деловых кругов страны, которые хотят видеть себя и
своих детей в экономике и жизни России долгие годы, прекрасно понимают всю
опасность бездействия в нынешних демографических условиях. Общероссийская
общественная организации «Деловая Россия», в состав которой входят ведущие
предприятия страны («Коркунов», «Аэрофлот», «Балтика», «Вимм-Билль-Данн»,
«Глория Джинс» – RBC daily), в начале этого года обратилась к правительству
страны с предложением о консолидации усилий власти, бизнеса и науки для выхода
из демографического кризиса».
Результатом диалога с премьером Михаилом Фрадковым стало
создание в начале года рабочей группы по демографии и трудовым ресурсам в рамках
Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве России.
Ее возглавили Евгений Юрьев – со стороны деловых кругов – и Владимир Яковлев –
со стороны правительства. В течение буквально считанных месяцев был разработан
масштабный доклад о социально-экономических последствиях демографического
кризиса в России. К работе были подключены ведущие демографы и экономисты
страны. В мае доклад ляжет на стол премьеру. Однако в отличие от своих
предшественниц (программ демографической направленности) доклад содержит не
только четкую обрисовку нынешнего демографического положения страны и
предложения о мерах по выходу из кризиса. «Впервые специалисты подсчитали, во
что экономически обходится стране депопуляция ее народа, – говорит Кирилл
Экономов. – Доказано в цифрах, что при убыли населения не то что удвоение ВВП
невозможно – рост в скором времени будет нереален. Подсчитано, сколько ежегодно
страна теряет и будет терять от уменьшения налогооблагаемой базы, от возросших
издержек на трудовые ресурсы, от роста налоговой нагрузки на предприятия и
трудоспособное население».
При этом основное отличие нового доклада от всех
предыдущих попыток изменить демографическую ситуацию заключается в том, что в
нем указаны конкретные источники финансирования мероприятий и четко обозначена
роль общественных, деловых и государственных структур в реализации этих мер.
Основной вывод, который следует из подготовленного документа, – действенные
меры, которые позволят изменить демографическую ситуацию, существуют
(подтверждение тому – опыт ряда стран). Хотя, конечно, депопуляция еще несколько
десятков лет будет продолжаться, но, если начать реализацию комплексных мер
фактически немедленно, в пределах 100 лет этот процесс должен повернуться
вспять. Более того, ресурсы для реализации этих мер в стране сегодня есть. По
словам Леонида Рыбаковского, через 5-10 лет найти их уже будет практически
невозможно. «Главный же вывод состоит в том, что те средства, которые сегодня
нужны для преодоления демографического кризиса, просто не сопоставимы с теми
издержками, которые страна несет из-за вымирания российского народа», –
подытоживает Евгений Юрьев.
«Мемориал» и миграция
В.Михайлов
Конференция «Проблемы вынужденной миграции в Российской
Федерации», организованная Уполномоченным по правам человека в РФ, Управлением
Верховного Комиссара ООН по беженцам и правозащитным центром «Мемориал»,
состоялась в Москве 19-20 апреля 2005 года.
В работе конференции приняли участие представители
Правозащитного центра «Мемориал»,Форума переселенческих организаций и других
неправительственных организаций, Аппарата Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Представительства УВКБ
ООН, федеральных органов государственной власти, министерств и ведомств, ученые
и специалисты в области миграции.
С приветствием к участникам конференции
обратились: В.П.Лукин – Уполномоченный по правам человека в РФ, Бо Шак –
начальник отдела политики штаб- квартиры УВКБ ООН в Женеве, С.А.Ганнушкина –
член Совета ПЦ «Мемориал».
В.Лукин обратил внимание собравшихся на
выступление президента В.В.Путина на заседании Совета безопасности 12 апреля
2005года по вопросам демографии и миграции. Он подчеркнул, что Президент дал
конкретные указания по совершенствованию миграционной политики и это даёт шанс в
реализации назревших проблем. К сожалению, в правительственных кругах идёт
недооценка значения миграции. Потому до сих пор не реализованы им же принятые
программы по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев в России. Нужен
специализированный миграционный центр – государственная структура, занимающаяся
не только контрольными функциями, но миграцией в полном объёме. Нужны совместные
действия государственных и общественных структур в создании законодательной базы
и, прежде всего, закона « О миграционной амнистии».
В своём выступлении Бо Шак высоко оценил деятельность
Федеральной миграционной службы России по упорядочению миграционных процессов и
наведению порядка в миграционном законодательстве. За последние годы Офис УВКБ
ООН в Москве финансировал проведение многочисленных обучающих мероприятий для
сотрудников миграционных служб всех уровней. В период с 2000 года
представительство УВКБ ООН в Москве спонсировало и организовало около 80 учебных
мероприятий на которых повысили квалификацию более 1120 чиновников, в основном
из миграционных служб и МВД.
Приветствуя участников конференции,
С.А.Ганушкина остановилась на нерешённых
проблемах, поставленныех Всероссийским чрезвычайным съездом в защиту мигрантов в
2002году. Это и проблема беженцев из Афганистана, Армении, Узбекистана, Чечни,
Осетии. Это и проблемы вынужденных переселенцев. Это и проблемы миграционной
амнистии. «Мы собрались сегодня, что бы выверить наши позиции в проводимой
стране миграционной политики. Уточнить точки соприкосновения, возможного
взаимодействия с государственными структурами»,- заявила она.
С докладами: «Деятельность МВД и ФМС России по
реализации миграционной политики государства и перспективы её развития» выступил
М.Л.Тюркин, заместитель директора ФМС России.
«Миграция и будущее России»-Л.И.Графова, председатель
Исполкома Форума переселенческих организаций.
«Соответствие российского законодательства и
правоприменительной практики в области предоставления убежища нормам и принципам
международного права» - Ганг Ли, начальник юридического отдела представительства
УВКБ ООН в Российской Федерации. Всего на конференции прозвучало около двадцати
докладов.
В докладах и во время обсуждения были затронуты вопросы
правового положения мигрантов, опыт деятельности государственных структур,
вопросы их взаимодействия между собой и с международными организациями,
неправительственными организациями и средствами массовой информации,
перспективные стратегические направления сотрудничества, вопросы создания
механизмов обеспечения защиты прав и свобод мигрантов, отвечающих потребностям
нового столетия.
Участники конференции с удовлетворением отметили
понимание и наличие общих направлений взаимодействия, связанных с защитой прав и
свобод мигрантов, оказания им необходимой помощи.
Они в очередной раз констатировали, что действующее
законодательство требует совершенствования в соответствии с современной
миграционной ситуацией.
Кроме того, многие высказывали озабоченность по поводу
положения гарантированного обеспечения и соблюдения прав мигрантов в
Российской Федерации.
В заключении конференции был принят за
основу проект итогового документа «Проблемы вынужденной миграции в
России». После окончательной редакции этот документ, как и другие выступления и
доклады будут опубликованы в ближайших номерах нашего «Бюллетеня», а
сегодня мы публикуем аналитическую записку С.А.Ганушкиной, посвящённой проблеме
прописки, актуальной для соотечественников сегодня.
Институт прописки (регистрации по месту жительства) и его эволюция
Светлана
Ганнушкина
Институт прописки был введен в СССР в 1922г. с целью
обеспечения органов власти полной информацией о жителях, проживающих населенных
пунктах страны и всех их передвижениях. До 1932г. прописка носила уведомительный
характер. Обязанность производить постоянную и временную прописку и выписку
населения исполняли жилищные органы. Они делали это по заявлениям прибывших или
выбывающих лиц.
В 1932г. в Советском Союзе была введена единая
паспортная система и создана Паспортно-визовая служба (ПВС), вошедшая в
структуру органов внутренних дел (НКВД). ПВС был поручен «учет населения
городов, рабочих поселков и новостроек, разгрузка этих мест от лиц, не занятых
общественно-полезным трудом, а также очистка от укрывающихся кулацких, уголовных
и иных антиобщественных элементов, в целях укрепления диктатуры пролетариата.»
(Постановление ВЦК и СНК от 27.12.32г. «Об установлении единой паспортной
системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов»). На ПВС была возложена
и обязанность регулировать прописку населения. С 1933г. по 1935г. характер
института прописки постепенно изменяется и становится разрешительным,
превращаясь в один из институтов государственного управления.
В Советском Союзе с пропиской была связана вся жизнь
советского гражданина. Ею определялось медицинское учреждение, где ребенок
должен был появиться на свет, его ясли, детский сад, школа. Прописка была
условием приема на работу. И в первую очередь, она давала право на проживание в
жилом помещении по месту прописки. Власти могли принять решение об «уплотнении»
жильцов квартиры и прописать в нее нового жильца. Получив штамп в паспорте,
новый жилец мог с уверенностью идти вселяться в квартиру, никто не решился бы
противодействовать ему. Также произвольно власти выписывали из жилья тех, кто
отсутствовал без «уважительных причин» более шести месяцев, или по каким-то иным
соображениям. В определенных городах и населенных пунктах прописка была
ограничена и требовала особого разрешения высоких инстанций. Сельским жителям
паспорта выдавались лишь в совхозах и на режимных территориях, остальные
сельские жители — колхозники были накрепко привязаны к своим колхозам и лишены
возможности изменить место жительства. Таким образом, принятые Советом Министров
СССР правила прописки были весьма жесткими.
Либерализация паспортной системы началась в 1974г.,
когда паспорта получили все граждане Советского союза. Однако прописка
по-прежнему оставалась разрешительным институтом. При временном выезде в другой
населенный пункт гражданин был обязан временно прописаться в нем, о чем также
ставился штамп в паспорте. Такое положение сохранялось до 1993г., когда был
принят Закон РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства». Закон в ст. 1 декларировал:
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека
каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании
закона.»
При этом местом пребывания и
жительства в силу этого Закона считается не населенный пункт, а жилое
помещение.
В ст. 3 было введено понятие
регистрации по месту жительства и месту пребывания, которые должны были заменить
соответственно постоянную и временную прописку:
«Граждане Российской Федерации
обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах,
Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить
основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской
Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской
Федерации.»
Таким образом, в соответствии с законом регистрация по
месту жительства, отмечающаяся соответствующим штампом в паспорте, перестала
иметь правоустанавливающее значение.
Тот же Закон иностранным
гражданам, находящимся в РФ на законном основании, предоставил право на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст.1, абзац 3).
Потребность в упоминании иностранных граждан в Законе
была продиктована тем, что, в отличие от советских времен, в Россию потекли
потоки иностранных граждан, а часть жителей превратилась в иностранцев, не сходя
с места — те, кто имел прописку в других новых независимых государствах.
Трудно было ожидать, что институт прописки будет
разрушен в один день. Такое принципиальное изменение системы учета население,
исключающее управление его передвижением, не могло быть сразу принято органами
внутренних дел и иными органами исполнительной власти. Только в 1995г. было
издано Постановление Правительства РФ №713 «Об утверждении правил регистрации
снятия с учета граждан РФ». Правила вводили много ограничительных норм: на
размер жилой площади на одного человека, на срок временной регистрации и проч.
Кроме того, законодательные и исполнительные власти субъектов федерации, в
первую очередь в Москве, Краснодарском и Ставропольском краях, Воронежской
области, выпустили свои нормативные акты, ограничивающие возможности регистрации
(прописки) на их территории. Начиная с 1996г. Конституционный Суд РФ в
многочисленных постановлениях признавал эти акты противоречащими Конституции РФ.
В феврале 1998г. Конституционный Суд РФ Постановлением №4-П признал незаконными
ограничения, заложенные в Постановлении Правительства №713. Конституционный Суд
отметил, что его решение является основанием отмены положений других нормативных
актов, основанных на тех же нормах или воспроизводящих их. Дальнейший процесс
обжалования региональных актов проходил через решения Верховного Суда РФ.
Однако вместо отмененных актов немедленно возникали
новые. К сожалению, процесс приведения правил регистрации в соответствие с
новыми принципами не окончен по сей день. Субъекты федерации продолжают
выпускать новые акты, которые действуют до тех пор, пока очередным решением суда
они не будут отменены. Это привело к тому, что в определенных регионах многие
жители остались без регистрации по месту жительства.В первую очередь это
относится к поселившимся в России бывшим гражданам Советского Союза, во время
или после его распада. Третья часть ст. 1 Закона РФ «О праве граждан на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства» гласит:
«Лица, не являющиеся гражданами
Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации всоответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и
международными договорами Российской Федерации.»
Правила регистрации были определены только для граждан
РФ. Бывшие граждане СССР, оказавшиеся в России без регистрации (прописки), а
поэтому и без гражданства РФ, также должны были как-то регистрироваться. Долгое
время Правительство РФ не определяло для них правил регистрации. Это привело к
тому, что органы внутренних были вынуждены сами выходить из положения. Поэтому в
августе 1996г. Указанием заместителя министра МВД №1/13989 порядок регистрации
граждан РФ был распространен на всех жителей бывшего СССР. А в 1997г. вышло
Постановление Правительства РФ №290, которым это положение было узаконено, но
только для тех жителей СНГ и Балтии, кто не приобрел гражданства этих
государств.
Москва и ряд других регионов продолжали игнорировать и
приказ МВД и Постановление №290. В этих регионах из-за отсутствия регистрации у
многих бывших граждан СССР, как в советское время, продолжались проблемы с
приобретением собственного жилья, устройством на работу, получением пенсий. Все это создало нездоровую ситуацию: когда, в противоречии
с законом, регистрация (прописка) по-прежнему оставалась условием реализации
прав жителей России. Не имея возможности получить регистрацию там, где они
реально живут, люди стараются приобрести ее в любом ином месте, что лишает
регистрацию смысла, заложенного в Законе РФ «О свободе передвижения».
Одновременно с изменением
паспортной системы в России прошел процесс приватизации жилья, его
собственниками стали сами жители.
Власти теперь уже не могут произвольно вселять и
прописывать в квартиры и дома дополнительных жильцов. В регионах, где действуют
противозаконные правила регистрации, владельцам часто бывает трудно добиться
регистрации (прописки) в своем жилье родственников, знакомых и даже супругов,
родителей, детей, братьев и сестер. В тоже время в новых
условиях регистрация по месту жительства (прописка) сама по себе не означает
права проживания и пользования жильем. Владельцы в любой момент могут
аннулировать регистрацию, т.е. выписать жильца, которого согласились
зарегистрировать (прописать) на своей жилой площади.
Граждане России, оценившие такое положение, с легкостью
соглашаются временно или постоянно зарегистрировать у себя приезжих, а для
некоторых это превращается в выгодный бизнес. Немало желающих делать деньги из
воздуха находится и в паспортных управлениях органов внутренних дел.
Зарегистрировав на чужой площади виртуального жильца, они не ставят об этом в
известность хозяина, который может никогда и не догадаться о его наличии. Обычно
это делается в квартирах одиноких пожилых людей, у которых нет повода идти в
паспортный стол, где они могли бы обнаружить у себя незваного гостя. Этот бизнес
так распространен, что им занимается множество фирм-однодневок, связанных с
милицией. Время от времени виртуальные жильцы обнаруживаются. В этих случаях
милиция отрекается от своей причастности к незаконной регистрации, и нести
ответственность вплоть до уголовной приходится покупателям регистрации.
Аннулировать регистрацию в случае необходимости
достаточно легко. Это делается по заявлению собственника жилья или через простой
судебный иск, на основании отсутствия жильца, иногда и без его ведома.
Регистрация также может быть утрачена при сносе жилья, признании его непригодным
к проживанию, продаже иному собственнику и т.п. Итак,
несмотря на то, что отсутствие регистрации лишает жителя России возможности
нормально существовать, ее наличие никоим образом не означает стабильного
положения зарегистрированного.
В ноябре 2002г. вступил в силу Федеральный Закон РФ «О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Закон не
отличает живущих в России иностранных граждан от лиц без гражданства и не
признает ни за теми, ни за другими права постоянного проживания на территории
РФ, даже при наличии у них регистрации по месту жительства. Новый Закон
предлагает все и всем начинать с нуля. Он определяет три последовательные формы
нахождения иностранного гражданина в РФ: временное пребывание, временное
проживание, постоянное проживание.
К моменту его принятия прекратили действовать правила,
приравнивающие в отношении регистрации жителей стран СНГ и Балтии к гражданам
России. Закон чрезвычайно усложнил положение не ставших гражданами РФ бывших
граждан СССР, включая и проживающих в России уже более десяти лет. Фактически
этим Законом произведена делегализация лиц, названной категории. Ст.37 этого
Закона обязывала всех «иностранных граждан, прибывших на
территорию РФ до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке,
нетребующем получения визы, в течение шестидесяти суток обратиться за
миграционной картой», как вновь прибывшим. После получения миграционной
карты «срок временного пребывания в РФ составляет не
более девяноста суток». Предполагалось, что за это время иностранный
гражданин подаст заявление о разрешении на его временное проживание в РФ. Однако
на принятие решения по этому заявлению Закон предоставил властям полгода, что
означает необходимость покинуть РФ до принятия решения по заявлению.
На деле бывшие граждане СССР никуда не уехали, поскольку
большинство из них давно порвало связи с республиками, которые они покинули по
необходимости, как армяне Азербайджан, месхетинские турки Узбекистан, грузины
Абхазию и т.д.
Кроме того, миграционные карты не были готовы в срок,
также как не вышли в срок постановления правительства, определяющие порядок
оставление на временное и постоянное проживание на территории России. Ситуация
правовой неразберихи усилилась, сомнительные фирмы получили новый источник
дохода.
Что же касается регистрации по
месту жительства, то ее смысл для лиц без гражданства и иностранных граждан
сейчас не вполне ясен.
Закон «О правовом положении иностранных граждан» не
предполагает льгот для имеющих регистрацию (прописку) иностранцев и лиц без
гражданства. Небольшое послабление для них внес Приказ МВД Приказ МВД РФ от 14
апреля 2003 г. N 250.
Второй абзац пункта 2 Приложения к этому приказу в
весьма туманной форме разрешает постоянно зарегистрированным до мая 2002г.
бывшим гражданам СССР сразу обращаться за видом на жительство, минуя стадию
получения разрешения на временное проживание:
«Граждане государств -
участников Содружества Независимых Государств и лица без гражданства, ранее
состоявшие в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в
силу Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и по состоянию
на 22 мая 2002 года имеющие разрешение на временное проживание на территории
Российской Федерации не менее одного года в виде отметки о регистрации по месту
жительства в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа,
подтверждающего факт регистрации по месту жительства, подают заявление о выдаче
вида на жительство в орган внутренних дел по месту жительства.» Называть
регистрацию по месту жительства (постоянную прописку) разрешением на временное
проживание по меньшей мере странно, тем более, что до 22 мая 2002г. такого
понятия, как разрешение на временное проживание, в российском законодательстве
не было.
Кроме того, надо учитывать, что право подать заявление о
выдаче вида на жительство еще не влечет за собой положительное решение по этому
заявлению. Закон вводит множество оснований для отказа и исключающих
обстоятельств при принятии такого решения. В
частности, основанием для отказа в предоставлении вида на жительство может
служить наличие «одного из инфекционных заболеваний,
которые представляют опасность для окружающих», или отсутствие у заявителя
«доказательств возможности содержать себя и членов своей
семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к
помощи государства». Поскольку в России минимальной размер заработной платы
много раз ниже прожиточного минимума, требование обеспечить им всех членов семьи
может стать невыполнимым условием для множества семей, давно проживающих в
РФ.
В еще более сложном положении находятся граждане стран,
не всходивших в состав СССР, в первую очередь граждане Афганистана.
Прожив многие годы в России, они в большинстве своем так
и не получили легального положения, поскольку не могли подать документы на
гражданство РФ из-за отсутствия регистрации. Российские власти, ранее
проявлявшие к ним некоторое снисхождение, сейчас побуждают афганцев покидать
Россию и возвращаться на родину. В условиях нового законодательства о правовом
положении иностранных граждан и гражданстве РФ никто из них не может
легализоваться, исключая тех полутора тысяч счастливчиков, которым было
предоставлено временное убежище или статус беженца. Остальные 100 тысяч остались
оказались в безвыходном положении, без надежды начать процедуру легализации,
никто из них не может выполнить обязанность регистрироваться в органах
внутренних дел.
Таким образом, институт
регистрации (прописки), несмотря на его эволюцию, и сегодня остается основным
препятствием в осуществлении жителями России, дарованного им ст. 27 Конституцией РФ права «свободно передвигаться, выбирать
место пребывания и жительства».
Плюс паспортизация всего пространства
20 – 27.04. 2005. Российские
вести
Иван
Новопосадский
ЕврАзЭС
ограничивает миграцию населения
С 24 мая граждане стран, вступивших в ЕврАзЭС, для
пересечения границ государств-членов этой организации должны предъявлять
заграничные паспорта. Это решение касается в том числе Казахстана, Киргизии и
Таджикистана.
В числе главных причин решения о предъявлении
загранпаспортов для пересечения границ ЕврАзЭС руководство этой организации
называет необходимость ограничения нелегальной миграции на российский рабочий
рынок. С другой стороны, эта мера уже стала действительностью в Казахстане,
Таджикистане и Киргизии с начала 2005 года. Как теперь обстоят дела в этих
государствах с проблемами миграции населения?
Таджикистан. Для граждан этой страны введение с 24 мая
режима проезда по загранпаспортам не стала неожиданностью, считает корреспондент
"РВ" в Душанбе Инор Бахтиар-заде. Новый порядок выезда за пределы республики был
введен 1 января нынешнего года. С этого момента билеты в направлении России и
центральноазиатских государств можно приобрести только при наличии
загранпаспорта. В целом миграционные службы Таджикистана оказались
подготовленными к ситуации, поскольку социально-экономическая стабильность в
республике во многом зависит от своевременного выезда сотен тысяч трудовых
мигрантов на заработки в Россию. Во многих районах республики открыты и работают
пункты выдачи паспортов, а при местных администрациях созданы специальные штабы,
призванные обеспечивать беспрепятственное получение гражданами документов и
пресекать возможные злоупотребления и спекуляции. Поэтому самый напряженный
период массовой паспортизации прошел в Таджикистане вполне спокойно, без
ажиотажа и паники. Всего за время проведения кампании таджикам выдано 226 тысяч
загранпаспортов, и ежедневно количество их обладателей возрастает.
Казахстан. Корреспондент "РВ" Зарина Абилова сообщает,
что жители Казахстана тоже достаточно легко приспособились к новой,
"загранпаспортной" ситуации. Дело в том, что в республике не существует
разделения на внутренний и заграничный паспорт. Там роль внутреннего паспорта
выполняет удостоверение личности, а паспорт является единым и называется
общегражданским. Информацию о том, что удостоверение личности не действует на
территории соседних государств, казахстанцы восприняли спокойно. Связано это с
тем, что еще в 1996 году во время смены паспортов СССР на казахстанский паспорт
граждане Казахстана в обязательном порядке получали не только удостоверение
личности, но и заодно могли получить общегражданский паспорт. Паспорт уже тогда
был необходим казахстанцам для того, чтобы попасть, например, в Россию. В то же
время практически до конца 2004 года казахстанцы могли пересекать, например,
казахско-киргизскую границу, имея на руках лишь удостоверение личности.
Киргизия. В этой стране положение с выездом имеет свои
особенности, которые определяются последними революционными событиями и пока не
преодоленным политическим кризисом. Корреспондент "РВ" Саида Турханова сообщает,
что Узбекистан и Таджикистан в последние дни ввели ограничения на въезд граждан
Киргизии. Сейчас в эти страны граждане Киргизии могут въехать только по
служебным делам. Узбекистан требует от граждан Киргизии получения визы. У
Таджикистана с Киргизией визового режима нет. Граничащие с Киргизией Китай и
Казахстан недавно открыли свои рубежи для въезда жителей республики, отменив
ограничения, введенные в связи с нестабильной политической обстановкой в
Киргизии. Для въезда в эти страны киргизстанцам необходимо открыть
загранстраницу в паспорте. Такая же процедура требуется и для того, чтобы
граждане Киргизии смогли посетить Россию.
Все это нам хорошо знакомо. И в то же время стоит
отметить кардинальное изменение правил игры на постсоветском пространстве. Как
будто бы и не было некогда единого государства.
|