Банковская система Беларуси: стабильное развитие или балансирование на грани кризиса?
13.04.2005.
ОГП
Станислав
Богданкевич
За годы суверенного развития в Беларуси сформировались
денежно-кредитная и банковская системы, удовлетворяющие основные потребности
экономики, развивающейся по особой мобилизационной «белорусской модели».
Основная ее суть в сохранении административно-командной системы хозяйствования с
ограниченным внедрением рыночных механизмов регулирования. Ввиду присутствия в
стране такой системы управления экономикой, отсутствия сколько-нибудь значимых
иностранных инвестиций и кредитных поступлений стремительно нарастают скрытые
риски, угрожающие стабильности банковской сферы и денежного обращения.
При всей видимости благополучия, в истекшем 2004 г.,
особенно во втором полугодии, банковская система балансировала на грани потери
платежеспособности. Бесперебойные платежи были обеспечены посредством
неправомерного прироста денежной эмиссии (почти на 30%). При приросте ВВП на 11%
прирост рублевой денежной массы составил 65,5%. Однако рублевая ликвидность
денежного рынка сохраняется низкой, а коэффициент рублевой монетизации экономики
составляет менее 9%.
Банковская система страны, несмотря на свою частную,
акционерную форму, на 82% находится в государственной форме собственности.
Удельный вес иностранного капитала в уставных фондах банков составляет лишь 12%,
в том числе российского – 3,5%, что крайне мало. Доля частного отечественного
капитала – менее 6%. Совокупный уставный фонд банков на начало 2005 г. составлял
2,2 трлн. BYR, собственный капитал – 2,9 трлн. BYR. Относительно ВВП совокупный
собственный капитал белорусских банков составляет менее 6%. К этому следует
добавить, что в значительной степени показатель банковского капитала является
формальной величиной, не отражает реальности, так как по трем ведущим банкам
страны (в меньшей мере – по ряду проблемных банков), наращивание уставных
капиталов осуществлялось в значительных размерах путем преобразования их
проблемной задолженности перед органами госуправления в акции. Только за 2004 г.
таким образом на 216,3 млрд. BYR пополнены капиталы Беларусбанка, на 285,1 млрд.
BYR - Белагропромбанка и на 15,3 млрд. BYR - Белпромстройбанка. Первичным
источником этих инвестиций являются эмиссионные средства. В силу такого
наращивания капитала потенциальные риски возникновения неликвидности у банков
возрастают.
Главным фактором повышения эффективности экономики, в
том числе и банковской, является конкурентная среда. Ее создает частный сектор,
а так же равные либеральные условия деятельности субъектов. В нашей стране,
наоборот, практикуется принудительное закрепление за уполномоченными банками
определенной клиентуры. Государственным банкам предоставляется ряд преференций,
льготных пруденциальных нормативов, разрешений на создание не в полном объеме
резервов на потери по активам, подверженным риску, освобождение крупнейших
держателей вкладов физлиц – Беларусбанка и Белагропромбанка - от отчислений в
гарантийный фонд защиты интересов физлиц и так далее. Действующим
законодательством под гарантии государства предусмотрена сохранность вкладов в
полных суммах в вышеуказанных банках, а также вкладов в инвалюте в
Белпромстройбанке, Белинвестбанке и Приорбанке. В реальности такие гарантии
весьма условны, так как в госбюджете никаких ресурсов на них не
предусматривается.
В стране более 85% совокупного уставного капитала и
валовых активов принадлежит шести (19% от общей численности) так называемым
уполномоченным, в основном государственным, банкам. Крупным монополистом,
которому к тому же органами власти созданы льготные условия по ряду направлений
депозитной и кредитной деятельности, является Беларусбанк.
Все это свидетельствует о необходимости реформирования
банковской системы страны, разгосударствления, выхода Национального банка из
состава акционеров коммерческих банков, проведения реальной приватизации с
привлечением иностранного капитала, прекращения практики административного
вмешательства в банковскую сферу, отказа от предписаний в области кредитования,
процентной и депозитной политики. Целесообразно выделить службу банковского
надзора в независимое как от эмиссионного банка, так и исполнительной власти,
ведомство. Без этого трудно ожидать повышения уровня интенсивности межбанковской
конкуренции, повышения эффективности банковского дела, уровня ликвидности и
устойчивости системы и национальной валюты.
Данные банковской статистики свидетельствуют об
укреплении ресурсной базы банков. Основным источником ее формирования остаются
собственные средства экономики, населения и органов власти. Доля средств,
привлеченных от резидентов, составляет 66%. От нерезидентов - менее 10%, что
является весьма слабым показателем. Доля других источников формирования -
24-25%. В ресурсной базе банков доминируют вклады предприятий и граждан (более
50%). Среди структурных изменений обращает на себя внимание постоянный рост доли
привлеченных средств физических лиц при одновременном снижении доли средств
субъектов хозяйствования. Доля депозитов физлиц в настоящее время составляет
более 67% от всех депозитов в банках. Эти сдвиги можно было бы приветствовать,
если бы платежеспособность субъектов хозяйствования не была на таком плачевном
уровне. Наличие в экономике кризиса неплатежей, сохранение большой доли
низкорентабельных и убыточных предприятий, замещение банковскими кредитами
утраченного субъектами хозяйствования собственного оборотного капитала, являются
ярким свидетельством того факта, что необоснованно высокий рост доходов и
сбережений физических лиц ставит под угрозу будущее национальной экономики.
На начало 2005 г. банки располагали ресурсами в
совокупности 14,6 трлн. BYR или 6,7 млрд. USD. Несмотря на положительную
динамику роста кредитных ресурсов, ресурсная база страны, составляющая в целом
менее 30% от размера ВВП, недостаточна для динамичного и эффективного развития
экономики страны. Как минимум, она должна быть сопоставимой с ВВП. У нас в
стране практически отсутствуют такие институциональные инвесторы, как финансовые
компании, инвестиционные и пенсионные фонды и т.д. В стране функционируют
страховые компании и профессиональные участники ценных бумаг, но их пассивы в
процентах к ВВП незначительны. Кроме того, огосударствленная, административно
управляемая, низко рентабельная банковская система не обеспечивает должный
приток в страну ресурсов извне. В составе ресурсов доля привлеченных средств от
нерезидентов составляет лишь порядка 200-300 млн. USD. Очевидно, без
кардинального реформирования банковской системы эту проблему решить сложно. Тем
более что Беларусь до сих пор не располагает суверенным кредитным рейтингом.
Снижает также доверие к банковской системе страны
высокая степень закрытости, непрозрачности белорусских банков, слабое
использование рейтингового анализа для оценки эффективности их деятельности.
Следовало бы и произвести оценку реальной величины проблемных кредитов.
Официальные данные о существенном снижении размеров и долей сомнительных к
погашению кредитов в условиях осуществления политики поддержки
низкорентабельных, убыточных и неплатежеспособных предприятий, совхозов,
колхозов не могут не вызывать сомнения в их реальной достоверности.
Суммарный объем требований банков к экономике (включая
кредиты, лизинг, факторинг, исполненные гарантийные обязательства, операции с
использованием векселей, ценные бумаги, прочие требования) составляет 10 трлн.
BYR или 68% ко всем ресурсам. Такой показатель уже ставит под угрозу ликвидность
банковской системы. Причем только за последний год требования увеличились на
56,5% (в реальном выражении – на 36,5%). Валовые выдачи банками кредитов
ежегодно увеличиваются более чем на 20% при росте экономики на 5-10%. Темпы
роста выдачи долгосрочных (инвестиционных) кредитов еще выше: в 2005 г. они
составили 36,9% (2,5 трлн. BYR). Учитывая, что основным источником банковских
ресурсов являются текущие депозиты граждан, предприятий и органов власти,
белорусская банковской система балансирует на грани серьезного кризиса.
В условиях дефицита отечественных финансовых ресурсов
проблему финансового укрепления банков можно было бы решать путем привлечения
внешних инвестиций (в процессе реальной приватизации) и отказа от
административного вмешательства в банковскую сферу. Долю иностранного капитала в
уставных фондах банков следовало бы довести до 50%.
Правительство и Национальный банк как будто понимают
острую необходимость решения проблемы финансового укрепления банковской системы.
Однако видят ее решение с помощью дальнейшего вмешательства в банковскую сферу,
а не на пути либерально-экономических преобразований и получения на длительные
сроки льготных кредитов от международных финансовых организаций. Это
подтверждает требование правительства к 19 белорусским банкам о необходимости
привлечения в их уставные фонды в 2005 г. не менее 120 млн. USD иностранных
инвестиций (в том числе Беларусбанку – 52 млн. USD, Белагропромбанку – 26 млн.
USD). Параллельно с этим правительство потребовало привлечь в банки ресурсов на
1 млрд. USD в форме кредитов под рыночные процентные ставки, которые, кстати,
будут минимум в два раза дороже, чем кредиты от МВФ. О чрезмерной масштабности и
очевидной невыполнимости поставленной задачи свидетельствует тот факт, что за
2004 год иностранные инвестиции в белорусские банки составили всего 13 млн. USD,
а размер привлеченных иностранных кредитов - немногим более 200 млн. USD.
Видимо, наше правительство находится в плену своих административных подходов,
широко используемых во внутренней экономике, которые неприменимы для внешней
свободной рыночной среды.
О какой привлекательности для внешних инвесторов и
кредиторов может идти речь, когда совокупная рентабельность банковского дела
низкая, а ведущие банки периодически сталкиваются с проблемой ликвидности.
Размер совокупной текущей прибыли на 1 января 2005 г. составил лишь 183 млрд.
BYR или 62 млн. EUR, причем почти половина этой прибыли получена частным, с
участием австрийского капитала и поэтому более независимым от вмешательства
властей, Приорбанком. Беларусь не отнесена к странам с рыночной экономикой, у
нее отсутствует страновой рейтинг. Индивидуальные рейтинги, присвоенные
международными рейтинговыми агентствами (Fitch и др.) отдельным белорусским
банкам, низки и не способны сколько-нибудь серьезно повлиять на увеличение
притока ресурсов в банковскую систему страны под приемлемые для экономики
проценты, а также изменить в целом негативный образ нашей модели хозяйствования,
установившийся на внешних рынках. Ни один белорусский банк не имеет
инвестиционного рейтинга. Однако еще в начале 2004 г. белорусское правительство
сняло просьбу о выделении Беларуси кредитов stand-by, ограничившись лишь
техническим сотрудничеством с МВФ. Между тем, на этапе выхода на внешние рынки и
для правительства и для Национального и коммерческих банков достижение
соглашений с международными финансовыми организациями, представляется одной из
первоочередных задач.
Проблема нехватки кредитных ресурсов и ликвидности в
определенной мере может быть смягчена за счет внедрения банками новых
инструментов аккумуляции денег населения, таких как выпуск корпоративных
облигаций. Хотя они, разумеется, не могут стать альтернативой привлечения
иностранных инвестиций и кредитов.
Банковская система страны, как и всей экономики, требует
реформирования в направлении разгосударствления, приватизации, привлечения
иностранного капитала, развития конкуренции, увеличения степени прозрачности
деятельности, использования для оценки эффективности рейтингового анализа.
|