О санкциях в отношении Молдавии
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
« 25 » марта 2005 г. N 853 п-П2
Б.В.Грызлову
О
парламентском запросе в связи с заявлением Государственной Думы от 18 февраля
2005 г. по вопросам российско-молдавских отношений
На N 1568-IV ГД от 4 марта 2005 г.
Уважаемый Борис Вячеславович!
Правительство Российской Федерации разделяет выраженную
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации глубокую
озабоченность обострением обстановки вокруг Приднестровья, вызванным действиями
властей Республики Молдова.
В условиях конфронтации между Кишиневом и Тирасполем основные
усилия России были направлены на недопущение дальнейшей эскалации напряженности
в регионе и поиск путей выхода из нынешней кризисной ситуации.
В этих целях, руководствуясь зафиксированным в
российско-молдавском базовом политическом Договоре от 11 ноября 2001 г.
Положением о роли России как гаранта приднестровского урегулирования, российской
стороной предпринимаются настойчивые шаги по возобновлению прерванного
переговорного процесса. Одновременно был осуществлен ряд контрмер по
недопущению установления Молдавией полной экономической блокады Приднестровья и созданию условий для реализации Тирасполем права на самостоятельное
поддержание международных контактов в экономической, научно-технической и
культурной областях, которое закреплено за ним в соответствии с московским
Меморандумом об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и
Приднестровьем от 8 мая 1997 г.
В свете проводимой сегодня молдавским руководством политики как
никогда актуальной является необходимость дальнейшего выстраивания нашего
двустороннего сотрудничества на сугубо прагматичной основе в тесной увязке с
готовностью Кишинева следовать ранее заявленному им курсу на установление
стратегического партнерства с Россией. При этом исходим из того, что
планируемые экономические меры в отношении Молдавии не должны наносить вред
российским интересам.
В данном контексте Правительством Российской Федерации по
парламентскому запросу дано соответствующее поручение заинтересованным
федеральным органам исполнительной власти и организациям. Результаты
проделанной работы позволяют прийти к следующим выводам о наших возможных
ответных шагах на молдавском направлении.
Текущие поставки в Россию алкогольной продукции и табачных
изделий, производимых в Республике Молдова, регулируются межправительственным
Соглашением о свободной торговле от 9 февраля 1993 г., которым не предусмотрены
какие-либо специальные ограничения тарифного характера. В то же время изучается
возможность проведения в соответствии с Федеральным законом «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности» специальных
защитных (антидемпинговых) расследований по фактам нанесения ущерба от
возросшего импорта, в данном случае молдавской продукции, соответствующим
сферам российской экономики. Для ограничения таких поставок с территории
Молдавии, за исключением Приднестровья, имеется также в виду использовать
технические барьеры (выявление несоответствия сертификатов качества, борьба с
фальсификатом и т.п.).
Что касается поставок в Молдавию российского газа, то они
осуществляются на основе единого контракта без обособления Приднестровья в
качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. При этом согласованная цена
на газ определена в размере 80 долларов США за 1 тыс. куб. метров, что является
самым высоким показателем из всех стран СНГ. Ее увеличение, хотя бы до уровня
стран Восточной Европы, может вызвать дальнейший рост «газового» долга
Республики Молдова, общий размер которого с учетом Приднестровья на 1 января
с.г. составил 1292,86 млн. долларов США, включая пени – 630,79 млн. долларов
США. В этой связи намерены добиваться от Кишинева, в том числе в рамках
двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству,
погашения «исторической» задолженности за ранее полученный газ.
Поставки российской электроэнергии в Молдавию осуществляются
совместно с Украиной. Россия, будучи заинтересованной
в оптимизации условий экспорта, включая и ценовые параметры, инициировала
переговоры с Кишиневым по данному вопросу. Вместе с
тем его рассмотрение требует определенной координации с Киевом, имея также в
виду обеспечение транзита российской электроэнергии на Балканы через территорию
Украины и Молдавии.
Вопрос о введении визового режима для молдавских граждан за
исключением жителей Приднестровья требует дополнительной проработки,
учитывающей необходимость сохранения роли России как гаранта всеобъемлющего
урегулирования приднестровской проблемы, нормального функционирования
российского миротворческого контингента в Приднестровье и защиты интересов
проживающих на этой территории граждан России, а также наших соотечественников.
Возможность применения Россией каких-либо санкций в
торгово-экономической сфере всерьез встревожила молдавское руководство. Вместе
с тем при принятии решения по этому вопросу нужно учитывать, что их введение
может отрицательным образом сказаться на российских инвесторах, которые в
последние годы сделали значительные капиталовложения в реальные сектора экономики как Молдавии, так и Приднестровья.
В целом в складывающейся ситуации полагали бы необходимым
продолжить линию по переводу нашего сотрудничества с Молдавией на сугубо
прагматичную основу, не допуская предоставления Кишиневу каких-либо преференций.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков
|