Зона непримиримости
20.04.2005. Военно-промышленный
курьер
Олег Фаличев (Бендеры-Тирасполь-
Кишинев-Москва)
Кишинев
склоняется к силовому решению Приднестровской проблемы
О кровавых событиях в Приднестровском регионе начала
90-х в России вспоминают крайне редко. А ведь 13 лет тому назад на левобережье
Днестра погибли сотни наших соотечественников. Причем за годы фактической
независимости Приднестровской Молдавской Республики обстановка окончательно так
и не стабилизировалась. Провокационная политика, проводимая нынешним президентом
Молдавии Владимиром Ворониным (на снимке), повышает градус напряженности в
регионе, который вновь может стать ареной боевых действий.
Когда, преодолев российские, украинские, молдавские
таможни и границы, наконец, ступаешь на землю Приднестровской Молдавской
Республики, то поневоле пристально всматриваешься во все и вся вокруг: как-никак
находишься в "не признанном мировым сообществом" государстве. Таковых на планете
- раз-два, и обчелся. Что же, прежде всего, бросается в глаза?
Чуть ли не в каждом районе столицы ПМР Тирасполя на тебя
испытующе смотрит вождь мирового пролетариата, словно призывая добить гидру
капитализма. На стенах домов - таблички со знакомыми наименованиями улиц: "ХХV
лет Октября", "Советская", "Комсомольская". На бетонных заборах, вместо уже
привычных в России граффити, пламенеют революционные лозунги типа "Социализм или
смерть". Троллейбусные билеты стоят: 80 копеек. Вокруг царит чистота и
аккуратность.
Но, приглядевшись, начинаешь замечать бедно одетых
пожилых людей, распродающих у рынков нехитрые вещички. В домах нет горячей воды.
Вымирающие в вечернее время городские кварталы не освещаются. Месячная зарплата
в 70 долл. здесь считается обычной, а когда человек получает 100 долл., за
работу держатся руками и ногами. Впрочем, для российской глубинки подобные
заработки - почти что норма, а вот для Республики Молдова, к которой не желает
присоединяться ПМР, - это просто богатство. Однако за независимость приходится
расплачиваться последствиями экономической и политической блокады,
информационным вакуумом, постоянным ожиданием провокаций и силовых действий со
стороны Кишинева:
Как
раскололи Молдавию
Боевые действия в районе городов Бендеры и Дубоссары
начались в декабре 1991-го и велись по август 1992-го. Роль бикфордова шнура, от
которого, словно пороховая бочка, полыхнуло огнем Приднестровье, сыграл принятый
перед этим в Молдавии закон о государственном языке, коим отныне следовало
считать румынский. Сей документ четко отделил "коренную" нацию от всех
"пришельцев" и тем самым как бы отсек элиту "бессарабских румын" от массы
"манкуртов", не желавших переделывать себя. В Кишиневе тогда, рассказывают,
опасно было даже говорить по-русски.
За время войны только в Бендерах - центре боевых
действий - погибло 489 человек, из которых 132 - мирные жители, 5 детей. 1242
человека получили ранения, 87 пропали без вести. Было уничтожено и повреждено
1280 жилых домов, 15 объектов здравоохранения. Городу причинен материальный
ущерб на сумму более 10 млрд. руб. (в ценах 1992 г.).
Вот воспоминания о тех страшных днях жительницы с.
Протягайловка Елены Логовской: ":30 июня я увидела с фермы, что возле дома
взрываются снаряды, сразу побежала домой и увидела, что моя дочь лежит во дворе
возле подвала. У нее были ранения бедра и спины, двое ее детей (1 год 2 месяца и
6 лет) находились в подвале. Я потеряла сознание, поняв, что моя дочь умирает.
По дороге в больницу она скончалась. Полиция Молдовы каждую ночь выводила на
гору пушки и обстреливала и город, и наше село, хотя в нем не было ни
гвардейцев, ни казаков:".
Такое, конечно, не забывается. Отсюда перманентная
конфронтация Тирасполя и Кишинева, противостояние мировоззрений. Несмотря на
нейтралитет соединений и частей 14-й гвардейской общевойсковой армии РФ, войска
Молдовы постоянно вели огонь и по ним, совершали террористические акты против
российских солдат и офицеров, стремились повредить или уничтожить боевую технику
и объекты в военных городках. Тем не менее, остановить кровопролитие помогло
именно военно-политическое вмешательство России. Президенты РФ и РМ 21 июля 1992
г. подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного
конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова".
Российские подразделения разделили воюющие стороны по
линии их соприкосновения в Бендерах. Затем были сформированы структуры,
призванные воспрепятствовать возобновлению вооруженных столкновений, -
Объединенная контрольная комиссия (ОКК) и Смешанные миротворческие силы
(СМС).
В состав ОКК вошли представители России, Республики
Молдова и Приднестровья, а местом пребывания определен город Бендеры, в котором
сложилась особо сложная обстановка. Протяженность зоны безопасности 225 км,
ширина 12-25 км. Она делится на три участка: Северный (Рыбницкий), Центральный
(Дубоссарский), Южный (Бендерский).
Я разговаривал со многими нашими военнослужащими, с
представителем Молдовы. Все уверены в том, что если Россия уйдет из
Приднестровья, то здесь сразу заварится такая каша, расхлебать которую будет
непросто. За наше военное присутствие высказались на референдуме граждане ПМР, а
официальный Тирасполь недавно предложил даже его усилить. Почему? Судите сами: с
29 июля 1992 г. по 23 марта 2005 г. ими за нарушение режима безопасности
задержано 59843 человека; изъято 48 автоматов, 12 винтовок, 58 пистолетов, 12
РПГ-7, 20 РПГ-18 "Муха", 6 РПК, 26 единиц самодельного стрелкового оружия, 198
РГД, 977 Ф-1, 126541 патронов. Обезврежено и уничтожено 12020 взрывоопасных
предметов, в том числе 215 фугасов.
Это далеко не полный перечень всего того, что могло
взорваться, выстрелить, покалечить, убить... А сколько еще на руках стволов,
боеприпасов? Не случайно при инструктировании российских миротворцев перед
отправкой на посты им задают контрольные вопросы о том, в каких случаях огонь
открывать без предупреждения. А ведь еще несколько лет назад, казалось, процесс
урегулирования взаимоотношений РМ и ПМР стабилизировался.
20 марта 1998 г. в Одессе при посредничестве
стран-гарантов России и Украины руководство РМ и ПМР заключили Соглашение "О
мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем".
Оставалось решить вопрос о конституционных формах сосуществования двух субъектов
политического процесса. Ведь де-факто ПМР уже тогда доказала свое право на
самостоятельность. Сегодня республика обладает всеми атрибутами суверенного
государства: конституцией, флагом, гербом, гимном; свободно избранным
представительным органом (Верховным Советом); исполнительной властью,
представленной президентом и кабинетом министров; собственными судебной,
правоохранительной и оборонной системами; бюджетом с независимыми источниками
финансирования...
Но Кишинев постепенно разрушил все мосты на пути к
мирному урегулированию и попытался задушить ПМР в тисках экономической блокады.
Из этого ничего не получилось. Приднестровье всегда было наиболее экономически
развитым регионом Молдавской ССР. Здесь производилось более трети всей
промышленной продукции, вся сталь и прокат, а также 90% электроэнергии. Поэтому
санкции лопнули, посеяв лишь новую вражду и недоверие. А ПМР выжила, направив
свои грузы в обход Молдовы. Сегодня большая часть изделий приднестровской
промышленности и продуктов сельского хозяйства идет на экспорт (28% в Россию),
что говорит о высокой конкурентоспособности. Металлопрокат металлургического
завода удостоен Золотой звезды "Арка Европы" и "Бриллиантовой звезды качества"
Международного института маркетинга.
Есть много других свидетельств того, что республика
динамично развивается. Например, промышленное производство ежегодно растет под
17%. Ведущие позиции в экономике занимают машиностроение, пищевая и легкая
промышленность, производство строительных материалов.
Нас, например, поразила красота недавно сданного в
эксплуатацию многотысячного футбольного стадиона "Шериф", возведенного
собственной транснациональной корпорацией с одноименным названием. Бетон,
стекло, пластик, изумрудное поле. Подобный проект даже для бюджета Москвы не
очень-то подъемен. А тут...
У ПМР - своя система среднего и высшего образования,
есть государственный телерадиоцентр, работают СМИ: Не удивительно, что даже ОБСЕ
сегодня вынуждена иметь свое представительство в Тирасполе. Что же тогда мешает
выполнению некогда заключенных РМ и ПМР договоренностей, кроме памяти о
прошлом?
Пощечина
России
Увы, многое сегодня со стороны Кишинева строится на
пустых обещаниях, которым в ПМР уже никто не верит. Например, когда в 2001 г. в
Молдове проходили парламентские выборы, коммунисты во главе с Владимиром
Ворониным обещали привести страну в союз России и Белоруссии, придать русскому
языку статус второго государственного, решить приднестровский конфликт мирным
путем. Воронин вел себя как лучший друг Москвы. Не зря Владимир Путин дважды
встречался с ним во время предвыборной кампании и семь раз - в первый год
правления.
Но теперь Воронин бойкотирует встречи лидеров СНГ,
ратует за евроинтеграцию, а на натовском саммите призывает к выводу из
Приднестровья российских войск, которые его министр иностранных дел называет
"оккупационными". О госстатусе русского языка в Кишиневе даже не заикаются.
Уже через два месяца после прихода к власти Воронин
публично заявил о том, что Приднестровье "является черной дырой" и живет
исключительно контрабандой, торговлей оружием. Доказательств этого так ни разу и
не было представлено. Зато 1 августа 2004 г. возобновилась экономическая блокада
ПМР. Таможенный департамент Молдовы приостановил оформление приднестровских
товаров, а Торгово-промышленная палата РМ - выдачу сертификатов об их
происхождении. Стали даже арестовываться счета предприятий ПМР в банках
Молдовы.
Склады первое время оказались забиты готовой продукцией,
которую в одночасье стало нельзя продать. Миллионные убытки, недостроенные дома,
незакупленные учебники, невыплаченные зарплаты: Дошло до отключения газа в
Рыбнице и остановки металлургического завода.
Главная цель санкций была одна: проучить непокорных. Но
Кишинев раздражал еще и растущий объем экспорта из ПМР, доходы от которого шли
мимо него. В результате только с августа 2004 г. Приднестровье потеряло около 65
млн. долл. Неизвестно, как бы выжила республика, не открой тогда для ее товаров
и грузов свою границу Украина.
Что касается России, то она всегда надеялась на
торжество разума и приложила немало усилий для нормализации обстановки в ПМР.
Можно вспомнить меморандум 1997 г., провозгласивший сохранение единого
молдавского государства и представляющий ПМР лишь право самостоятельной
внешнеэкономической деятельности. Под документом подписались РФ, Украина,
Молдова, ПМР и ОБСЕ. Казалось, взаимопонимание достигнуто. До 2003 г. шли поиски
новых форм взаимодействия. И вроде бы они были найдены, что оформилось в
"меморандум Козака", который одобрил президент РМ.
Но затем произошел беспрецедентный в практике
международных отношений случай. Под давлением Запада Кишинев в самый последний
момент отверг полностью готовый документ по приднестровскому урегулированию. О
том, какое значение придавала этому Россия, говорит тот факт, что на церемонию
подписания собирался президент РФ Владимир Путин. В Кишиневском аэропорту уже
стояли два российских самолета обеспечения визита, которые, спустя сутки,
улетели назад, в РФ. Все это выглядело, как публичная пощечина.
К сожалению, вектор молдавской внешней политики в
последние год-два резко поменялся с Востока на Запад, который, судя по всему,
пообещал солидную поддержку в случае "непредвиденных обстоятельств". И теперь
мнение России для Молдовы - ничто. Более того, Кишинев все настойчивее пытается
выдавить ее из Приднестровья, ввести в переговорный процесс по ПМР и судьбе
российских войсковых складов новых участников - Польшу, Румынию, США.
Что ж, как говорится, насильно мил не будешь. Однако
после того как был растоптан "меморандум Козака", взгляды Воронина и президента
ПМР Игоря Смирнова на дальнейшую судьбу Приднестровья резко разошлись: теперь
загнать "мятежную" республику под крыло молдавской демократии еще сложнее.
Но такой расклад, конечно, не может устроить Кишинев.
Поэтому после неудачи с экономической блокадой он может попытаться решить
проблему силовым методом. Об этом, как о чем-то вполне естественном, говорят в
том же Тирасполе. Не исключил подобного развития событий в беседе с
обозревателем "ВПК" и посол РФ в Республике Молдова Николай Рябов. "Увы, события
92-го года могут повториться", - высказал он свое опасение. За этими словами, к
сожалению, стоят реальные факты.
Готовность для группы "А"
По оценкам независимых экспертов, финансирование силовых
структур Молдовы за последние годы выросло в 2,7-3,1 раза. Начиная с 2001 г., на
Бульбокском полигоне в режиме нон-стоп проводятся сборы разведподразделений
Национальной армии РМ. Цель учений - "методика и практика проведения
антитеррористических операций". Осенью того же года было создано подразделение
специального назначения "СКУТ", предназначенное "для действий в чрезвычайных
ситуациях" и готовое вести бои в городах, захватывать здания и транспортные
средства.
А в одном из самых боеспособных соединений ВС Молдовы -
2-й мотопехотной бригаде "Штефан-чел-Маре" - теперь имеются две группы
оперативного реагирования: "Фортуна" и "Вискол". Первая обладает полным
комплектом вооружения и всем необходимым для штурма зданий и установления
контроля над городскими коммуникациями - линиями связи и электроснабжения. В
состав второй входят роты: разведывательно-диверсионная, инженерно-саперная,
связи, а также РХЗ.
Недавно в Молдове принят закон "О режимах чрезвычайного,
военного и осадного положения", который призван подвести правовую базу под
грядущий вооруженный конфликт. Кроме того, из ряда источников стало известно,
что Служба информации и безопасности Молдовы (СИБ) и батальон "Фулжер" МВД уже
подготовили для действий на территории Приднестровья и Гагаузии 15 диверсионных
групп (по 4-5 человек в каждой).
Они оснащены новейшим автоматическим оружием,
приспособленным для скрытого ношения и бесшумной стрельбы, средствами связи и
взрывными устройствами, в том числе управляемыми по радио, автотранспортом,
могут быть снабжены комплектами безупречных российских украинских, а также
приднестровских документов. То есть террористы и диверсанты будут действовать
под видом граждан РФ, Украины и ПМР. Злые языки говорят, что техническую помощь
в оснащении групп оказали Молдове спецслужбы Румынии.
Вдобавок, в последнее время военными наблюдателями от РМ
осуществлена детальная топогеодезическая съемка всей зоны безопасности в
Приднестровье. Аналогичной работой занимались и сотрудники Центра анализа и
информации Министерства обороны РМ - органа военной разведки. Особое внимание
при этом уделялось точным координатам всех промышленных, транспортных,
административных, военных и иных важных объектов. На основании полученных данных
проведено электронно-цифровое кодирование местности в соответствии со
стандартами НАТО. Обычно это делается для высокой точности поражения целей
ракетными системами, артиллерией и авиацией. Невольно вспоминается Югославия,
где результаты таких же топогеодезических съемок были использованы силами
вторжения в 1999 г.
Нельзя не упомянуть и о так называемом подразделении "А"
(бывшая "ГОН" - группа особого назначения) в составе СИБ. Ее военнослужащие
находятся в режиме постоянной готовности и проводят ежедневные тренировки,
отрабатывая элементы спецопераций (физическая ликвидация конкретных лиц, захват
административных, военных и промышленных объектов, диверсии).
Силы полиции, если дело дойдет до военных действий,
также должны принять активное участие в походе на Приднестровье. Предполагается,
что оперативные сотрудники МВД Молдовы, вступив на территорию ПМР
непосредственно вслед за армейскими частями, осуществят массовые аресты заранее
намеченных лиц и совместно с частями карабинеров (аналог наших Внутренних войск)
организуют их депортацию в фильтрационные лагеря.
Списки людей, которых надлежит взять под стражу в ходе
акции вторжения, постоянно уточняются. Команда на составление подобных
"проскрипций" была отдана еще в январе 2002 г. на совещании представителей
силовых структур Молдовы с участием начальников районных подразделений полиции.
О том, какие вопросы детально обсуждались на том представительном "мероприятии",
думается, говорить излишне.
Между тем в селах на границе с ПМР добровольцы из числа
"ветеранов" 1992 г. ведут агитацию среди местных жителей, призывая их принять в
"предстоящем вооруженном конфликте с ПМР" и составляют списки "своих" людей. Эта
кампания носит, разумеется, сугубо неофициальный характер.
К сожалению, слишком много фактов поневоле заставляют
сделать вывод: силовой вариант решения приднестровской проблемы может быть
принят в любой момент. Косвенно это подтверждают и участившиеся в последнее
время разногласия молдавской стороны с другими участниками переговорного
процесса, прежде всего с Россией и ПМР, блокирование работы ОКК. Старший военный
начальник от Молдовы в составе Миротворческих сил (МС) полковник Виктор
Макринский в разговоре с нами, например, открыто высказал неудовлетворенность
тем, что его коллеги, якобы, не могут проверить состав и численность воинских
подразделений РФ на территории Приднестровья; что созданный политический
механизм переговоров малоэффективен и т. д.
Обоснованы эти утверждения или нет, решать не нам. Но на
совещаниях наблюдателей с участием представителей Украины, ПМР, РМ и РФ находить
взаимопонимание по ряду вопросов уже не так просто, а разногласий все больше.
Даже при нас это вылилось в открытую дискуссию. Хотя, убежден, уже отлаженный
механизм переговоров представителей МС от каждой стороны может и должен
работать.
В таких условиях нашим миротворцам все сложнее выполнять
свои функции. Командующий ОГРВ в Приднестровском регионе РМ генерал-майор Борис
Сергеев считает, что "обстановка тут остается стабильно напряженной, а порою
взрывоопасной". Были, например, очень тревожные ситуации, но пока нашим ребятам
и руководству РФ удавалось разрешать их. Более радикально настроено руководство
ПМР. "Мы готовы к любому развитию событий, в том числе к возможной вооруженной
агрессии со стороны Кишинева, - высказал свою точку зрения президент
Приднестровской Республики Игорь Смирнов. - Но силой решить здесь никому ничего
не удастся". Эти слова, как, впрочем, и угрозы со стороны Кишинева, не могут не
вызывать тревоги.
|