"Станы" Средней Азии и Америка
26.04.2005. The Wall Street
Journal
Владимир Сокор
США
проникают в республики Средней Азии
Недавний политический переворот в Кыргызстане хоть и не
привел к конкретным результатам, но, по крайней мере, помог привлечь внимание
Запада к 'станам' Средней Азии, к которым относятся также Таджикистан,
Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Они представляют из себя арену тщательно
отрегулированного и скрытого соперничества между Соединенными Штатами и
Россией.
В самой Киргизии на расстоянии нескольких километров
друг от друга находятся американская и российская военно-воздушные базы. После
событий 11 сентября Соединенные Штаты решили впервые в истории установить
масштабное западное присутствие в данном регионе. Хотя после этого внимание
Вашингтона отвлек Ирак и другие задачи, Соединенные Штаты все еще преследуют три
основных цели в этой части Азии. Их антитеррористическая деятельность увенчалась
определенным успехом. Однако в достижении двух других целей, а именно, в
получении доступа к энергоресурсам и в постепенной эволюции авторитарных режимов
в направлении создания более открытых политических систем, успехов явно
недостаточно. Хотя прошло почти 15 лет с момента обретения большей частью
коммунистического мира политических и экономических свобод, Средняя Азия
по-прежнему находится в болоте архаических стереотипов далекого прошлого.
С сожалением приходится констатировать, что свержение
весной этого года президента Киргизии Аскара Акаева (и продолжающаяся в стране
борьба за власть) не стало примером зародившегося внутри страны процесса
демократизации или смены режима, инспирированной США.
Эти события не стали вариацией на тему цветных
революций, подобных революции роз в Грузии или оранжевой революции на Украине.
События в Киргизии, как и во всей Средней Азии, развиваются благодаря клановым
пристрастиям, региональным связям и междоусобицам архаичных правящих элит. На
этом своеобразном фоне действуют организации гражданского общества, пытаясь
развивать демократию.
Даже при таком раскладе, режим Аскара Акаева был
единственным в Средней Азии, мирившимся с активной политической оппозицией и
масштабной западной поддержкой общественным организациям. В ряду пяти
президентов стран региона Акаев был единственным, кто не являлся бывшим
коммунистом-перерожденцем. Он стал первым из этих президентов, кто объявил о
намерении оставить пост по истечении своего последнего президентского срока в
конце текущего года. Однако оппозиционные силы заподозрили, что он использует
новый состав парламента для изменения конституции и получения права
баллотироваться еще на один срок. Поддержав массовые протесты оппозиции,
направленные на его изгнание, Соединенные Штаты тем самым дали понять остальным
четырем среднеазиатским лидерам, что их срок пребывания у власти должен
завершиться еще при их жизни.
Американская военно-воздушная база, расположенная в
аэропорту Манас рядом со столицей Бишкеком, обеспечивает проведение операций в
Афганистане. Акаев совершенно открыто предложил использовать Манас в интересах
многонациональных сил во главе с США вскоре после событий 11 сентября, и его
преемники намерены продолжать такое сотрудничество.
Гипотетически эта база может в будущем использоваться в
качестве компонента стратегии сдерживания в отношении Китая, а проводимые там
строительные работы говорят о том, что база эта будет эксплуатироваться
длительное время. Официально Соединенные Штаты придерживаются позиции, что их
присутствие там не является постоянным, а Россия настаивает на том, что
американское присутствие на базе должно закончиться с завершением операций в
Афганистане. Однако Москва, возможно, глядя на Китай, не выдвигает сроков
окончания американского присутствия в Киргизии.
В Узбекистане США содержат военно-воздушную базу
Ханабад, крупное звено обеспечения коалиционных сил в Афганистане. Президент
Ислам Каримов рассчитал, что в обмен на эту базу Вашингтон позволит ему
самостоятельно определять масштабы и темпы реформ в стране. Каримов предпочел
отложить проведение политических и экономических реформ, обосновав свое решение
опасностью дестабилизации в стране. Первым росткам плюрализма в стране было
позволено появиться всего несколько месяцев назад.
Узбекистан представляет самую высокую степень опасности
в Средней Азии в плане проявлений деятельности политизированного ислама. В
стране подавляется вся независимая религиозная деятельность, несмотря на
рекомендации Соединенных Штатов, состоящие в том, что репрессии могут ожесточить
и политизировать оппозицию властям. Движение исламских боевиков 'Хизбут Тахрир',
наиболее активная подрывная сила региона, либо жестко контролируется властями,
либо ушло в глубокое подполье. Это движение глубоко проникло в среду узбекской
диаспоры, проживающей в Киргизии и Таджикистане.
Правление таджикского президента Эмомали Рахмонова также
кажется встроенным в политическую систему страны на долгие годы. Таджикистан,
являясь самой бедной среднеазиатской страной, представляет из себя важнейший
транзитный коридор для контрабанды наркотиков из Афганистана, являющегося
главным в мире поставщиком героина. В этом году российских пограничников на
таджикско-афганской границе, тянущейся на 1400 километров, сменят таджики.
Таджикистан призывает к созданию международной коалиции для борьбы с
наркотиками, которая должна решать проблему наркотрафика непосредственно в
Афганистане и соответствующим образом оснастить таджикских пограничников для
выполнения ими своих задач. Хотя американские военные оказывают значительную
помощь в этом плане, российское экономическое влияние здесь остается
господствующим, а российские войска сохраняют свое присутствие в стране.
Огромные запасы нефти и газа в Казахстане и
Туркменистане жизненно важны для обеспечения энергетической безопасности Запада
в перспективе, поэтому вызывает озабоченность тот факт, что Россия обладает
почти монопольным правом на транспортировку этой нефти и газа из восточной части
каспийского бассейна странам-потребителям. Соединенные Штаты преследуют
антимонопольную политику, выраженную термином 'диверсификация трубопроводной
системы'.
Такая политика дает большие преимущества европейским
союзникам Америки. Однако данная политика страдает непоследовательностью, а
Европейский Союз, похоже, смирился с тем, что Россия будет и впредь
контролировать поставки энергоресурсов из региона. Москве удалось настоять на
том, чтобы Туркменистан и Казахстан отложили прокладку транскаспийских
трубопроводов на запад.
Даже в этих условиях Казахстан развивается более
быстрыми темпами, чем его соседи. Страна переживает экономический бум благодаря
нефтяному сектору, в котором лидируют американцы, а также благодаря успешной
политике экономических реформ. В то время как соседний Туркменистан все глубже
вязнет в болоте государственной экономики социалистического типа, а также в
политической системе с причудливым культом личности Сапармурата Ниязова,
Казахстан постепенно движется к открытой политической системе, к президентским
выборам 2006 года и парламентским выборам 2008 года.
Возможно, часть заслуги в этом деле принадлежит
Киргизии. Президент Нурсултан Назарбаев заявил, что беспорядки в Киргизии
являются показателем того, что может случиться, если политические реформы начнут
обгонять создание эффективно действующих государственных органов и не будут
соотноситься с развитием гражданского общества, базирующегося на постоянном
экономическом росте.
|