Мятеж в Андижане и геополитический выбор Узбекистана
16.05.2005, РИА «Новости»,
Алексей
Макаркин, заместитель генерального директора Центра
политических технологий
Драматические события в
Андижане – мятеж исламистов и его подавление правительственными силами –
происходили на фоне принципиального геополитического выбора, который делали
ташкентские власти. Очевидно, что президент Ислам Каримов остро чувствовал
политические риски для своего режима, и после серии «цветных революций» в
странах СНГ оказалось перед выбором – или делать ставку на США (как ранее), или
сближаться с Россией.
«Руководство
Узбекистана очень долго претендовало на роль американского друга, но Каримов
убедился, что это не гарантирует сохранности его режима», - считает депутат
российской Думы Константин Затулин. Отсюда и эволюция внешнеполитического курса
каримовского режима, который объявил о выходе из альтернативной России
организации ГУАМ, а также начал активнее участвовать в деятельности структур
СНГ. Каримов, видимо, счел, что Россия будет проводить по отношению к его режиму
свою традиционную тактику – поддерживать в случае пророссийской политической
ориентации, не требуя трансформации системы власти с целью ее приближения к
западным стандартам. США же, в обмен на поддержку, постепенно усиливали бы
давление на Ташкент с целью либерализации режима, обеспечения прав оппозиции и
т.д., что совершенно неприемлемо для такого ярко выраженного авторитарного
лидера как Каримов. Выбрав сближение с Россией, Каримов мог действовать во
внутриполитических конфликтах более жестко, меньше оглядываясь на Запад.
Показательно, что
Россия сразу и однозначно встала на сторону правительства Ислама Каримова. Она
осудила «вылазку экстремистов в Узбекистане, которые для достижения своих
политических целей используют силовые, неконституционные средства», что привело
к гибели людей. Об этом говорится в заявлении официального представителя МИД
России Александра Яковенко. «Российская сторона в трудную минуту поддерживает
руководство дружественного Узбекистана», - отмечается в заявлении. 14 мая
состоялся телефонный разговор между российским и узбекским президентами. Кроме
того, глава Минпромэнерго Виктор Христенко еще до подавления мятежа подчеркнул,
что Россия может при необходимости оказать помощь Узбекистану в урегулировании
ситуации в Андижане. Обращает на себя внимание, что речь шла именно о помощи в
урегулировании, а не о какой-либо форме политического посредничества, о котором
просили мятежники, стремившиеся, без каких-либо шансов, добиться расположения
Москвы. Возможно, на их позицию повлиял киргизский опыт – тогда Россия вела
диалог и с Акаевым, и с оппозицией и быстро признала победу последней. Но в
Киргизии речь шла о политической оппозиции со статусными фигурами (такими как
нынешние и.о. президента Курманбек Бакиев и глава МИДа Роза Отунбаева), а в
Узбекистане – о кровопролитной акции радикалов, которые выпустили из тюрьмы
опасных террористов.
Евросоюз, напротив,
занял жестко антикаримовскую позицию, обвинив узбекское правительство в
кровопролитии, произошедшем в городе Андижан. «Протесты свидетельствуют о
напряженности, созданной правительством, которое не уделяет должного уважения
правам человека, нормам закона и помощи бедным», - сказал пресс-секретарь
Еврокомиссии. «Происходящее в Андижане и Ташкенте не может быть оправданием
жестоким репрессиям, и узбекское правительство должно заняться политическими и
социальными реформами, при полном уважении к правам человека и нормам закона», -
отметил он. Очевидно, что ЕС не имеет принципиальных интересов в регионе, и
поэтому может позволить себе занять сугубо моралистическую позицию. В этот же
ряд можно поставить и резко негативную оценку действий узбекских властей,
сделанную главой британского МИДа Джеком Стро.
США попытались найти
«среднюю линию» с тем, чтобы дистанцироваться от Каримова и, в то же время, не
испортить полностью отношений с узбекским лидером. Еще до подавления мятежа они
призвали правительство Узбекистана и демонстрантов проявить самообладание.. В то
же время Вашингтон добавляет, что народ Узбекистана хочет видеть более
представительное и демократическое правительство, однако оно должно прийти
мирным путем, а не через насилие. Такая позиция свидетельствует о том, что США
не заинтересованы ни в слишком серьезном усилении радикалов (которые угрожают не
только местным президентам, но и американским интересам в Афганистане), ни в
укреплении позиций режима Каримова, который вместо того, чтобы
либерализироваться, склонен отстаивать статус-кво во внутренней политике и
сближаться с Россией в рамках СНГ.
Таким образом,
пророссийский выбор Узбекистана вызывает явное раздражение США, которые, однако,
не имеют сейчас под рукой «более представительного и демократического
правительства» для этой страны. Однако и правительство Каримова вряд ли может
чувствовать себя в безопасности, так как полной стабилизации не произошло. К
тому же вряд ли родственники погибших забудут пролитую кровь, а проблемы,
вызвавшие мятеж, не могут быть быстро разрешены. В этой ситуации геополитический
расклад в Центральной Азии вряд ли можно считать стабильным, особенно если
учесть растущую конкуренцию между Россией и Западом на постсоветском
пространстве в целом.
|