Россию могут обезлюдить
В.Михайлов
Затронутая «Комсомольской
правдой» проблема демографии в России, является так же темой для
выступлений и заявлений Президента России, заседаний многочисленных конференций,
«Круглых столов» организуемых различными организациями, вплоть до
Государственной Думы, «А воз и ныне там!»
Очередной «круглый стол» «Современное миграционное
законодательство Российской Федерации и практика его применения - реальная
угроза будущему Российской Федерации» организовала и провела, в начале этого
года, Международная правозащитная ассамблея совместно с Межрелигиозной и
межнациональной федерацией за мир во всем мире и Российским Красным Крестом.
По мнению организаторов, тенденция развития
демографической ситуации в Российской Федерации приобрела угрожающий характер.
По официальным данным численность населения Российской Федерации постоянно
уменьшается. В 2004 году она сократилась на 552,7 тысяч человек, а по прогнозным
данным по среднему варианту в 2020 году снизится до 130 млн. человек и в 2050 -
до 101 млн., а по пессимистическому варианту до 121 млн. и 77 млн.
соответственно.
Если не приостановить существующую тенденцию, то в
недалеком будущем многие и так не густо заселенные регионы Российской Федерации
могут совершенно обезлюдеть. В результате сокращения человеческого ресурса будет
невозможно сохранять ни политический, ни экономический контроль над всей
нынешней территорией Российской Федерации, т.е. встанет вопрос о возможности
существования Российской Федерации в ее современных границах.
Изменение демографической ситуации повышением
рождаемости, которая сегодня является одной из самых низких в мире: 1,3 ребенка
на женщину, и увеличением продолжительности жизни населения, на десяток лет
меньшей, чем во всех цивилизованных странах мира, хотя и необходимо, но не может
решить проблему. Наиболее действенным путем изменения сложившейся тенденции
является привлечение в страну иммигрантов. Несложный анализ показывает, что для
компенсации естественной убыли населения ежегодно Российская Федерация должна
принимать и обустраивать на своей территории не менее одного миллиона
иммигрантов, одновременно создав условия для сокращения численности ежегодной
эмиграции. Однако действующее сегодня миграционное законодательство и практика
его применения не только не способствуют притоку в Российскую Федерацию
иммигрантов, но даже препятствует этому, фактически окружив страну новым
«железным занавесом». По этой и другим причинам не только граждане из стран
дальнего зарубежья, но и из стран СНГ и Балтии, желающие прибыть в Российскую
Федерацию и обустроиться на постоянное жительство, фактически не имеют такой
возможности. Более того, миллионам граждан бывшего СССР, проживающим в
Российской Федерации, но не оформившим своевременно российское гражданство,
предъявляются жесткие требования по прохождению процедуры приобретения
гражданства, игнорируя мировой опыт их легализации по упрощенной процедуре.
В ряде регионов страны отношение к мигрантам, причем не
только по конфессиональному признаку, со стороны властных структур, местного
населения и СМИ таково, что вынуждает их покидать Российскую Федерацию. Если
ранее они надеялись на поддержку, понимание и обустройство в Российской
Федерации, то сегодняшняя миграционная политика лишает их такой надежды.
Не исключено, что в недалеком будущем на миграционные
процессы начнут влиять изменяющиеся природные условия, в том числе вызванные
глобальным потеплением климата.
Таким образом, действующая государственная миграционная
политика и соответствующее законодательство не учитывают множества
долговременных факторов и не предусматривают изменение направления
демографического вектора на диаметрально противоположное, что неизбежно приведет
к необратимому уменьшению численности населения Российской Федерации с
неконтролируемыми последствиями.
За Круглым столом известные специалисты, которые многие
годы занимаются изучением указанных проблем и мер по их разрешению, обсудили
государственную миграционную политику, миграционное законодательство, практику
его применения и выработали предложения по их изменению с учетом множества
долговременных факторов, влияющих на решение демографических проблем Российской
Федерации.
(Публикуется по материалам «круглого стола» «Современное
миграционное законодательство Российской Федерации и практика его применения -
реальная угроза будущему Российской Федерации»)
Ниже мы помещаем выступление одного из инициаторов
проведения «Круглого стола», президента Международной правозащитной ассамблеи
Михаила Георгиевича Арутюнова.
|