Угрозы в адрес Минска обретают польские очертания
Александр Фадеев
Недавно президент США Джордж Буш, выступая в
Международном республиканском институте, объявил о создании специального
«корпуса активного реагирования» при госдепартаменте. Федеральные чиновники,
став сотрудниками этой структуры, сосредоточатся на организации ускоренного
перехода к демократии и рыночной экономике таких стран, как, например,
Белоруссия. Сам Международный республиканский институт уже участвует в поддержке
белорусской оппозиции. При содействии МРИ Польша, Литва и Латвия, по словам
Буша, работают с лидерами гражданского общества в Белоруссии, «чтобы принести
свободу в последнюю диктатуру Европы». Вообще на цели ударной «демократизации»
мира в 2006 году в бюджете США были предусмотрены 124 миллиона долларов. Однако
Джордж Буш запросил на эти цели дополнительно 1,3 миллиарда долларов (!).
Тот факт, что Белоруссия попала в американский «черный
список» самых опасных и наиболее жестоких в мире режимов, объяснить, исходя из
концепции самого президента Дж. Буша и госдепартамента США, не представляется
возможным. Похоже, «великая коалиция свободолюбивых наций» в очередной раз
обнаружила опасность не там, где следовало ее искать, и явно готовится
ликвидировать ее. Между тем, Белоруссия никак не может быть зачислена в разряд
террористических государств, или в группу стран, где у власти находится
тиранический режим, обладающий самым опасным оружием массового уничтожения.
Кто хоть раз побывал в республике, тот никогда не скажет
о белорусах, что это «озлобленное меньшинство, стремящееся навязать свою волю
большинству». Последняя фраза, кстати, из характеристики Кондолизы Райс сил, на
которые Соединенные Штаты Америки вместе с Европой просто обязаны обрушить свою
объединенную мощь. Правда, белорусское руководство пытается сформировать
государственную идеологию, но в ней не присутствуют идеи ненависти, угрожающие
западной цивилизации. И, тем более, никому администрация Лукашенко свою
идеологию не навязывает, экспортировать ее (по крайне мере на Запад) не
собирается.
Да, в Белоруссии правит авторитарный режим, но он, хотя
бы формально, выбран на законных основаниях. И уж точно это не фашизм, нацизм
или имперский коммунизм, несущий угрозу западноевропейской и американской
политической, экономической свободе.
Белоруссия только по одному определению попадает в
категорию стран-изгоев – у нее в явном дефиците прогресс экономики и
демократическое развитие, включая парламентаризм и свободу СМИ. Все это, опять
же по идеологии госдепа США, просто обязано дать на белорусской почве
всходы терроризма и хаоса. Тогда уж вмешаются крупнейшие державы Западного
альянса и установят в Белоруссии долгожданный порядок. Впрочем, белорусский
кризис можно «ускорить»: спровоцировать правительственные власти на репрессии, а
хаос инициировать извне.
Приоритетная роль в быстрейшей «демократизации»
Белоруссии, что становится все более очевидным, отводится польскому воздействию
на разрешение «белорусской проблемы». Польша, в отличие от Белоруссии,
явно пытается принадлежать к той же цивилизации, что и страны Западного альянса,
готова быть на острие борьбы за смену политического режима в РБ. В этом она
преследует и свои корыстные политические интересы.
Во второй половине мая 2005 года Польша резко
изменила свой курс по отношению к соседней Белоруссии. Ранее польская сторона
демонстрировала достаточно гибкую и мягкую политику, стремилась всячески крепить
партнерские экономические и иные трансграничные отношения с восточной соседкой.
Теперь Варшава предпочла сбросить маску добрососедства и перейти к открытому,
твердому отстаиванию польских интересов на Востоке.
Во второй половине мая сразу две комиссии польского
сейма предложили ввести жесткие санкции в отношении белорусских властей,
предусматривающие ограничения на въезд в Польшу для большой группы белорусских
чиновников, представителей государственных СМИ, а также ограничения в сфере
экономики. Помимо этого, «Гражданская платформа» вынесла пакет
антибелорусских санкций на обсуждение сейма, предложив парламенту утвердить
обращение к правительству Польши о необходимости вынесения вопроса о
«репрессиях» в отношении польского меньшинства в Белоруссии на обсуждение в
структурах Евросоюза. Кроме того, выдвинуто требование утвердить список
белорусских чиновников, судей и прокуроров, причастных к преследованию «Союза
поляков в Беларуси», для ограничения их въезда на территорию Республики
Польша.
Парламентарии предложили ЕС поддержать белорусскую
оппозицию и одновременно рассмотреть набор санкций против Минска - от оказания
политического давления до ограничительных мер в экономике. Планируется также
учредить радиостанцию в Польше для вещания на территорию Белоруссии.
Президент Польши Александер Квасьневский 19 мая на
встрече с лидерами Германии и Франции, в свою очередь, призвал Европейский союз
защитить польское этническое меньшинство в Белоруссии. Квасьневский выразил
озабоченность в связи с тем, что случилось в Беларуси (конфликт по поводу нового
руководства «Союза поляков в Беларуси» между его функционерами и министерством
юстиции РБ) и призвал ЕС использовать свою власть, чтобы «взять под контроль
события, которые угрожают польскому этническому меньшинству в Беларуси».
Ну, пока белорусским полякам ничего не угрожает, хотя
действительно министерство юстиции Белоруссии отказалось признать итоги VI
съезда «Союза поляков на Беларуси». Официально было заявлено, что съезд прошел в
нарушение устава этой общественной организации, и в его ход «вмешивались лица,
не являвшиеся делегатами съезда». Из высказываний Александра Лукашенко вытекает,
что этими лицами были сотрудники польского посольства в Минске. Однако, как
представляется, белорусскую власть не устроила Анжела Борис, которая была
избрана на мартовском съезде «Союза» лидером этой общественной организации.
Минск, вероятно, надеялся провести в руководство «Союза поляков в Беларуси»
более управляемого и лояльного президентской администрации функционера.
И все же раздутый польской стороной скандал вокруг «СПБ»
далеко не случаен. Не было бы решения министерства юстиции РБ по поводу итогов
VI съезда белорусских поляков, у Варшавы нашелся бы иной повод для активной
поддержки соотечественников с определенной целью и далеко идущими
последствиями.
В польских политических элитах утвердилось мнение, что
нынешняя граница между Польшей и Белоруссией представляет собой разграничение
двух государств по пресловутой «линии Керзона». И это – вопиющая историческая
несправедливость, с точки зрения польских политиков, поскольку граница Второй
Речи Посполитой с Белоруссией по условиям Рижского договора (18.03.1921)
проходила до 1939 года гораздо восточнее рубежа Пинск - Барановичи. Сегодня
границы ЕС и НАТО пытается отодвинуть на Восток Латвия, руководство которой
предъявила России наглые претензии на часть ее территории. Что же говорить о
Варшаве, которая вне всяких сомнений в случае «белорусского кризиса» твердо
заявит свои требования по включению западных областей Белоруссии, где достаточно
компактно проживает польское население, в состав РП. Эти территории всегда
рассматривались Польшей как исторические земли на Востоке, и свой шанс вернуть
их правящий класс РП не намерен упускать.
Польская внешняя политика на Востоке и в прошлом
отличалась коварством и экспансией. Стоит только вспомнить опыт незаконного (в
обход Лиги Наций) включения Вильно в 1922 году в состав Речи Посполитой. Тогда
Пилсудский тайно приказал генералу Люциану Желиговскому организовать ложный
мятеж Литовско-Белорусской дивизии (состояла в основном из белорусских поляков),
занять Вильно и провозгласить создание «Центральной Литвы». Политически
«самостоятельная» Центральная Литва сразу же попросила у поляков военной защиты,
а затем и включения ее в состав Польши (вместе с Вильно). Сегодня сценарий может
быть относительно схожим: сначала установление польской культурно-национальной
автономии на западных землях Белоруссии, а затем провозглашение
«самоопределяющейся Западной Белоруссии» и просьба нового государства о
включении его в состав Республики Польша (по итогам референдума, например).
Нет никаких сомнений и в том, что вслед за «Союзом
поляков на Беларуси» радикально изменится и позиция римско-католической церкви,
действующей на территории республики, которая до последнего времени
демонстрировала показную лояльность к президентской администрации Лукашенко.
Католическая вера для белорусских поляков является неотделимым элементом их
национального самосознания, а проявление верности католицизму, признание
авторитета римско-католической церкви со стороны польских граждан РБ объективно
способствует, наряду с другими факторами, окончательному утверждению понимания
ими своей национальной исключительности и связи с исторической родиной –
Польшей.
В то же время и польские политики, и католическое
духовенство имеют ясное представление о том, что религиозная составляющая и
принадлежность к римско-католической конфессии имеют для белорусских поляков
большее значение, чем чисто национальные отличия. Проведение национальных
манифестаций и акций протеста белорусских поляков будет поддержано католической
церковью и католическими организациями в Белоруссии. Найдутся и религиозные
вожди, новые Щенсны-Фелинские и Стояловские.
Что касается госаппарата республики, то он оказался не
готов к подобному сценарию развития событий. Белорусская бюрократия основывается
на управленческом централизме, удобном, но интеллектуально инертном и
неповоротливом. Такая система управления неизбежно сломается на польском
вопросе, поскольку он представляет собой комплекс сложнейших проблем. Польскую
проблему, например, нельзя разрешить только в этнографической плоскости.
Трудности представляет и попытка разрешения ее чисто
бюрократическими мерами в культурном аспекте, поскольку в культурном плане
католицизм противостоит православию. А Белоруссия – страна преимущественно
православная. Поляки же еще со времен Адама Мицкевича политизировали католицизм.
По мнению многих польских мыслителей, только основываясь на католицизме,
Польша сможет выполнить свое мессианское предназначение. Саму
римско-католическую веру поляки явно идеализируют и воспринимают мистически (по
Товянскому).
Однако в прошлом поляки свое мессианство пытались
осуществить с помощью и под практическим руководством французов, а затем
англичан. Сегодня у Польши другой, заокеанский помощник и политический поводырь.
В этом сказывается прагматизм польских правящих элит, которые понимали и
понимают, что своих собственных сил для политической экспансии явно
недостает.
Этим, кстати, Польша резко отличается от России, другой
славянской страны, придерживавшейся идей мессианства (из славянских стран только
Польша и Россия претендовали на эту роль). Ведь Россия всегда была независимой
(поэтому нет ничего глупее празднования на российских просторах «Дня
независимости»), и русские всегда чувствовали в себе достаточно сил для
самостоятельного выполнения предназначенной ей исторической миссии (в Дунайских
княжествах, на Балканах, в Средней Азии, на Кавказе, на Дальнем и Среднем
Востоке, на Ближнем Востоке, в Центральной и Западной Европе и т.д.).
Александр Лукашенко выражает уверенность в лояльности
белорусских поляков его правительству. Такая позиция аргументируется тем, что
многие поляки в Белоруссии письменно и устно уверили главу государства в своей
поддержке. Однако национальное чувство поляков имеет ясно выраженную
политическую окраску и во все времена ориентировано на восстановление польской
государственности, воссоединение с исторической родиной. Не исключено, что в
случае возгорания межнационального и межконфессионального конфликта в РБ (а его
сейчас активно раздувает Польша) белорусские поляки объективно будут
руководствоваться пресловутой формулой Мицкевича – «единственным оружием раба
является измена».
Стоит обратить внимание и на то, что в первую из
тринадцати групп быстрого реагирования вооруженных сил Евросоюза вошли воинские
контингенты Польши и Литвы. Кроме того, страны-соседи Белоруссии - Польша, Литва
и Латвия - являются членами Североатлантического альянса. Базы НАТО окружили
Белоруссию полукольцом, а Украина, в случае кризиса в Белоруссии, скорее всего,
предоставит свою территорию для операций (в том числе и военных) против режима
Лукашенко. В сложившихся угрожающих условиях российскому руководству, возможно,
стоит подобно императору Александру II (в речи перед представителями польской
шляхты в Варшаве) твердо предупредить польских, латвийских и прочих экстремистов
и их западных патронов: Point de reveries, Messieurs! (Никаких мечтаний,
господа!).
|