Китайская грамота
13.05.2005. Новое
поколение (Казахстан)
Амина Джалилова
Трубопровод на Китай - это, пожалуй, один из наиболее
обсуждаемых нефтяных проектов. Корреспонденту "НП" удалось получить копию одного
из документов, легших в основу этого проекта. В "Обосновании инвестиций
поэтапного строительства нефтепровода Казахстан - Китай. Эффективность
инвестиций" имеется немало любопытных цифр
Ключевой вопрос – тариф
Как известно, для грузоотправителя самым главным
является вопрос стоимости прокачки. В обосновании инвестиций проекта нет
окончательных данных по поводу того, сколько будет это стоить. Однако несколько
вариантов предварительных расчетов имеются.
По участку Атасу - Алашанькоу в качестве среднего тарифа
предлагается 9,78 доллара за тонну, а на участке Кенкияк - Атасу - 10,6 доллара
за тонну. При таком раскладе строительство трубы из Кенкияка до Атасу должно
окупиться за 7 лет.
Однако китайская сторона приводит альтернативный вариант
расчета. По данным китайского института CPPEI, по участку Атасу - Алашанькоу
прокачка нефти должна стоить 9,52 доллара за тонну, а по Кенкияк - Атасу -
13,17. Всего от Кенкияка до Западного Китая прокачка нефти будет стоить,
согласно китайскому варианту, 22,69 доллара за тонну.
К слову, из другого источника нам стало известно
следующее соотношение: сегодня доставка одной тонны казахстанской нефти в КНР
(обходными путями по морю) составляет 101 доллар, когда же будет построена труба
Казахстан - Китай, все затраты (прокачка по трубе, доставка до насосных станций,
налив и т.д.) сократятся до 30 долларов. Так что труба на Китай станет очень
серьезной альтернативой существующим ныне маршрутам. И для нас, и для КНР.
Почему им нужна наша
нефть?
"Импорт нефти в Китай, - говорится в документе, - из
Ближнего Востока на сегодняшний день осуществляется судоходным транспортом.
Однообразие каналов импорта нефти не соответствует сложным международным
политическим и экономическим обстоятельствам. Особенно после войны в Ираке США
усилили управление нефтяными ресурсами в арабском мире, и остро встал вопрос
безопасности снабжения нефтью Китая. В случае импорта нефти из Казахстана
объемом 10 - 20 миллионов тонн в год появится еще один канал импорта нефти
наземным транспортом, тем самым объем импорта достигнет 1/3 части общего объема
импорта нефти в Китай. Это имеет немаловажное значение для обеспечения
безопасности снабжения нефтью Китая".
Схема финансирования
В "Обосновании инвестиций" (ОИ) предлагается
использовать для финансирования как собственный, так и заемный капитал: 30%
акционерных (читай китайских) денег и 70% - кредитных. В действительности
стоимость трубы Атасу - Алашанькоу составляет 700 миллионов, из них 100 являются
уставным капиталом, еще 600 китайская сторона взяла в кредит. Причем из ОИ
известно, что годовая процентная ставка по этому займу составила 9%.
По участку Кенкияк - Атасу, строительство которого
начнется в 2009 году, точных схем финансирования нет, но стоимость его уже
определена - это 908,5 миллиона долларов США.
Всего же нефтепровод Казахстан - Китай обойдется в 1,6
миллиарда долларов.
Из-за чего обиделись
рабочие?
Три недели назад рабочие, задействованные на
строительстве Атасу - Алашанькоу устроили забастовку из-за не выдаваемой им
несколько месяцев зарплаты. На прошлой неделе глава "КазМунайГаза" Узакбай
Карабалин объяснил, что на самом деле работники уже получили свои деньги во
время обучения, и теперь инцидент исчерпан. Рабочие сами заинтересованы в том,
чтобы нагнать потерянные два дня и войти в запланированный ритм, подчеркнул
президент КМГ.
Так из-за чего же был весь сыр-бор? Согласно нашему
документу, средняя зарплата рабочего составляет 699 долларов, а
административно-управленческого персонала - 1145. Причем на социальное
страхование приходится 21% заработной платы. Всего на строительстве китайской
трубы задействован 471 человек, в том числе на Атасу - Алашанькоу 227 человек на
первом этапе и еще 30 - на втором, а на участке Кенкияк - Атасу 214 человек.
Авторами этого документа являются Казахский институт
нефти и газа (дочерняя компания "КазМунайГаз") и китайский институт CPPEI.
|