Знамя ислама над Ферганской долиной
18.05.2005.
НГ-Религии
Зураб Тодуа
Прогноз аналитиков полностью подтвердился событиями в
Андижане
В потоке слухов, домыслов и комментариев, которые день
за днем наслаиваются вокруг событий в Андижане, как-то незаметно на второй план
отошла суть происшедшего. 20 апреля в "НГ-религиях" была опубликована статья
"Амиры рвутся к власти", в которой, в частности, говорилось: "Вполне вероятно,
что религиозные экстремисты захотят воспользоваться неразберихой в Киргизии и в
ближайшее время (в мае-июле текущего года) попытаются организовать мятеж в
Ферганской долине". Как видим, прогноз полностью оправдался.
Точный прогноз был сделан на основании анализа
обстановки и сопоставления полученной из различных источников информации. Тогда
было известно, что в Киргизии революция началась на юге, где проживает большая
узбекская диаспора и сильны позиции исламской экстремистской организации "Хизб
ут-Тахрир". Также было известно о том, что киргизские религиозные экстремисты
связаны с исламистским подпольем в Ферганской долине.
Революция в Киргизии ослабила контроль центральных
властей над положением в южных областях страны. В такой ситуации логично было
предположить, что экстремисты попытаются воспользоваться ситуацией для того,
чтобы совершить мятеж в узбекской части Ферганской долины. Причем именно сейчас,
когда память о киргизской революции еще свежа.
Совершенно очевидно, что мятеж в Андижане был тщательно
спланирован и организован членами подпольных религиозных группировок "Хизб
ут-Тахрир" и "Акромийя". Судя по всему, их план состоял в том, чтобы
дезорганизовать положение в долине, поднять панику, спровоцировать власти на
жесткие меры, вызвать жертвы, а потом скрыться. И это вызывает наибольшую
тревогу. В дальнейшем они могут попытаться совершить такой же налет на другие
города Ферганской долины - Наманган, Фергану, Коканд или Маргелан.
Стратегическая цель подобных акций очевидна:
деморализовать власти и поднять людей, чтобы в следующий раз на площадь в том
или ином городе вышли не 3-5 тысяч, а десятки тысяч человек, чтобы применение
войск стало невозможным. В такой ситуации, вероятно, исламисты рассчитывают на
то, что солдаты и чиновники дрогнут и перейдут на сторону восставших.
В пользу религиозных экстремистов работает ряд факторов.
Главный из них - серьезные социально-экономические проблемы в регионе. Властям
необходимо немедленно предпринимать меры по преодолению недовольства людей -
снизить налоговое бремя, дать больше свободы мелкому и среднему бизнесу, пойти
на действительную либерализацию экономической жизни страны. Но в условиях, когда
в стране действует сильное религиозное подполье, а светская оппозиция
практически отсутствует, никакой альтернативы Исламу Каримову, кроме исламистов,
нет и быть не может.
Из досье "НГР"
"Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (араб. - "Исламская партия
освобождения") - суннитская религиозно-политическая организация, созданная в
1953 г. "Хизб ут-Тахрир" провозглашает себя "политической партией, идеологией
которой является ислам". Название партии подчеркивает стремление ее членов
достичь "полного освобождения от господства неверных". Цель партии -
содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни и распространению
исламской веры в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой
цели возможна лишь путем воссоздания единого (объединяющего весь исламский мир)
теократического государства - халифата.
Филиалы "Хизб ут-Тахрир" проявляли активность в Египте,
Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции и странах Западной Европы. С 1995
г. зафиксирована деятельность партии в Узбекистане. В последние годы в СМИ
Средней Азии регулярно сообщается о деятельности экстремистов из "Хизб
ут-Тахрир" и о регулярных арестах ее активистов.
Религиозная группировка "Акромийя" была основана в 1996
году бизнесменом Акрамом Юлдашевым, бывшим членом "Хизб ут-Тахрир" из Андижана.
В своем сочинении "Путь к истинной вере" он доказывал, что ненасильственные
методы "Хизб ут-Тахрир" разрабатывались для арабских государств и непригодны для
Средней Азии. В отличие от "Хизб ут-Тахрир" Юлдашев считал, что исламская
организация должна завоевывать власть на местном, а не на общенациональном
уровне.
|