Драма Ферганской долины
18-24 мая. 2005.
Московская среда
Андрей Грозин
Сегодня звучат самые разные оценки по поводу того, что
произошло и происходит в Узбекистане. Мне представляется, что все-таки это
следует называть не какой-то очередной «революцией» на постсоветском
пространстве, а просто-напросто попыткой вооруженного мятежа в одном отдельно
взятом городе - Андижане - с перспективой распространить эту нестабильность на
близлежащие регионы, на всю Ферганскую долину. И в случае успеха первой и
последующей фаз захвата власти в долине либо попытаться раскачать ситуацию и
свергнуть существующий политический режим Ислама Каримова, либо по крайней мере
попытаться провозгласить некое независимое государственное образование на
территории Ферганской долины.
Почему мятежникам сравнительно легко удалось
взбудоражить толпу? Сказалось то, что в Ферганской долине очень много «горючего
материала». Проблемы, характерные для Узбекистана в экономике и социальной
сфере, именно здесь приобрели наиболее радикальные, по сути, кричащие формы.
Средняя зарплата в Узбекистане - 30-35 долларов, но это общереспубликанская
цифра. Надо иметь в виду, что на территории Ферганской долины эти цифры гораздо
ниже. Во-вторых, 35 долларов - это в значительной мере сумма, которая
складывается с учетом зарплаты работников промышленности. На селе же эта цифра
на 10-15 долларов меньше, то есть аграрный сектор страны живет в значительной
мере натуральным хозяйством. А Ферганская долина является по большей части как
раз аграрным регионом. Не считая такого отдельного и в общем-то не делающего
погоду предприятия, как автозавод фирмы «Дэу» (расположен поблизости от
Андижана), никаких других крупных промышленных объектов в долине не
существует.
Честно говоря, я сомневаюсь, что в нынешних событиях в
Узбекистане присутствует внешнее воздействие, допустим, на уровне не до конца
уничтоженных талибов. Но все эти действия были явно не спонтанными. Поскольку и
захват арсеналов в воинской части, и освобождение заключенных, и дальнейшее
взятие повстанцами под контроль центра города произошли в очень короткие сроки.
Во-вторых, даже по тем фотоматериалам, которые поступали из Андижана до разгона
митинга, было видно, что толпа мирных граждан контролируется вооруженными
людьми. То есть на каком-то низовом уровне все-таки присутствовала организация.
Вопрос в том, насколько имеется здесь внешнее влияние, либо это сугубо
внутриферганский элемент.
Дело в том, что в долине до середины 1990-х годов очень
серьезную роль играла религиозная оппозиция существующему светскому режиму.
Оппозиция, носившая, по сути дела, непримиримый характер по отношению и к
президенту Каримову, и к силовым структурам Узбекистана. Очевидно, что после
проведения антиталибской операции и разгрома на территории Афганистана
подразделений исламского движения Узбекистана вооруженная исламистская оппозиция
утратила на территории республики то влияние, которое она имела в Ферганской
долине. Но наверняка какая-то подпольная инфраструктура в долине существует до
сих пор. Я думаю, что именно эти радикально-оппозиционные и религиозно
окрашенные группы, не связанные между собой в какую-то единую, стройную
организацию, разрозненные, но тем не менее имеющие большое количество
сторонников, и сыграли значительную роль в том, что случилось в Андижане.
Трудно сказать, какие уроки извлечет из всего, что
произошло и еще происходит, Ислам Каримов. Но стиль, который был
продемонстрирован при подавлении мятежа – то есть предельно жесткие меры без
оглядки на потери среди мирного населения, однако же способствовавшие тому, что
беспорядки прекратились быстро, по сути в течение суток, - позволяет сделать
одно предположение. Каримов и в дальнейшем при подобном развитии ситуации в
других городах и регионах будет действовать примерно по той же самой схеме.
Что касается России, то в данной ситуации мы повели себя
так, как только, наверное, и следовало. Устранившись от какого бы то ни было
активного участия, согласившись с трактовками всего, что произошло в Андижане, с
официальным Ташкентом, мы, во-первых, не испортили отношения с Каримовым (скорее
наоборот).
Другой вопрос, что, по сути дела, режим Каримова все же
остается весьма ненадежным. Долго сидеть на штыках довольно-таки сложно. Поэтому
России надо вести взвешенную политику. Прежде всего не позволять втянуть себя во
внутриузбекское противостояние, а оно наверняка будет разворачиваться и дальше.
Очевидно, что, с одной стороны, надо демонстрировать понимание ситуации в
Узбекистане, аналогичное тому, которое имеется у официального Ташкента. Но
слишком близко в эту тему не влезать. Ведь противоречия, борьба элит, социальная
напряженность, экономические проблемы в этой стране с подавлением мятежа не
исчезли.
Мне кажется, Узбекистан должен стать государством, с
которым мы будем сохранять достаточно позитивные отношения, но в первую очередь
в области бизнеса. Переходить на позиции полноценного стратегического
партнерства со всеми вытекающими отсюда последствиями нам, наверное, не
стоит.
|