Насилие в Узбекистане создает дополнительные проблемы для России в ее среднеазиатской политике
18.05.2005.
EurasiaNet
Игорь Торбаков
На официальном уровне Россия продолжает поддерживать
администрацию узбекского президента Ислама Каримова, а российский министр
иностранных дел Сергей Лавров соглашается с заявлением Ташкента о роли исламских
боевиков в последних актах насилия в Андижане и его окрестностях. Однако на
самом российские стратеги глубоко встревожены тем обстоятельством, что политика
не идущего на компромиссы и опирающегося на силовые методы Каримова становится
одним из факторов дестабилизации Узбекистана.
Вопреки заявлениям узбекского правительства о том, что
ситуация в восточной оконечности узбекского сектора Ферганской долины, включая
Андижан, стабилизировалась, в регионе все еще сильны конфронтационные
настроения. В предрассветные часы 17 мая повстанцы совершили партизанские набеги
на блок-посты в Андижане, ранив по меньшей мере одного милиционера. О потерях
среди мятежников ничего не сообщается. Между тем спецназ, как сообщается,
задержал несколько сотен узбеков по подозрению в участии в андижанских событиях,
в результате которых погибло более 700 демонстрантов.
Не приводя никаких доказательств, Каримов утверждает,
что андижанские события – начавшиеся с того, что вооруженные люди захватили
местную тюрьму и освободили несколько сотен заключенных, – являются хорошо
спланированной операцией исламских боевиков, получивших материально-техническую
и организационную помощь от международных террористических организаций. Рассказы
очевидцев опровергают каримовскую версию событий, и некоторые правительства
иностранных государств, а также международные и правозащитные организации
подвергают критике его заявление.
Россия в основном соглашается с объяснением Каримова.
Однако в своем интервью от 17 мая российской газете "Известия" министр
иностранных дел Сергей Лавров несколько изменил свою прежнюю позицию. Лавров в
целом согласился с оценкой Каримова, заявив, что исламские боевики провели в
Андижане операцию по заранее "подготовленному плану". В то же время он оставил
России пространство для маневра, заметив, что эта оценка основана на "данных,
которые требуют серьезной перепроверки".
"К глубокому сожалению, погибло очень много ни в чем не
повинных граждан. И с причинами этого необходимо разобраться", – заявил Лавров
"Известиям".
События в Андижане создали дополнительные трудности для
определения внешнеполитической позиции России. За последний год или около того
Россия усилила поддержку Каримова, а узбекский лидер дистанцировался от США,
главным образом потому, что, на взгляд Ташкента, Вашингтон стал локомотивом
прокатившихся по СНГ в последние полтора года революций.
Более десяти лет Кремль полагал, что авторитарная
администрация Каримова является лучшей гарантией стабильности в Узбекистане.
События в Андижане показали, что те, кто ставил знак равенства между
беспощадностью режима и его способностью сохранять стабильность, ошибались,
считают некоторые аналитики. Все большее число российских политических деятелей,
все еще стремящихся восстановить влияние Москвы в Узбекистане, считают, что
проводимая Каримовым силовая политика гибельна и способна взорвать существующий
в Средней Азии политический порядок. Тем не менее Кремль колеблется, не решаясь
изменить свою позицию в отношении Каримова.
По сообщению кремлевской пресс-службы, российский
президент Владимир Путин имел 14 мая телефонный разговор с Каримовым и выразил
беспокойство в связи с возможной дестабилизацией в Средней Азии. Выступая в тот
же день по радиостанции "Маяк", первый заместитель министра иностранных дел
России Валерий Лощинин сообщил о срочном создании "кризисной группы" под эгидой
МИДа. Он признал также, что Россия встревожена "взрывоопасной ситуацией" в
Ферганской долине.
Когда 13 мая поступила первая информация о кризисе в
Андижане, российские дипломаты заявили, что его причиной могла стать широко
распространенная бедность. "Сложное социально-экономическое положение...
определенная слабость власти... исламский фактор... все это вместе взятое с
учетом недовольства населения уровнем своей жизни и предопределяет
взрывоопасность ситуации", – заявил Лощинин в интервью радиостанции "Маяк".
Однако после телефонного разговора Путина с Каримовым подход российского
руководства заметно изменился, и Лавров и другие чиновники высшего ранга
обвинили в андижанских событиях "внешние экстремистские силы, такие как
талибы".
По мнению аналитиков, андижанский кризис в конце концов
заставит Кремль изменить политику в отношении Каримова. Главный стратегический
интерес России в Средней Азии – поддержание там стабильности, однако все больше
экспертов видят в Каримове источник потенциальной нестабильности.
Главной проблемой, стоящей сегодня перед Россией и
остальными членами международного сообщества, является отсутствие в Узбекистане
иной заметной политической силы, кроме Каримова, на которую можно было бы
положиться в задаче поддержания стабильности. Вакуум власти в Узбекистане может
привести к катастрофическим последствиям на всей территории Центральной Азии и
за ее пределами, открыв путь для резкого роста наркоторговли и иной преступной
деятельности, а также создав новые надежные убежища для международных
террористических организаций.
В период своего более чем 15-летнего пребывания у власти
Каримов подавлял всех своих политических соперников и установил жесткий контроль
над экономической жизнью страны. В одной из статей в газете "Коммерсант" от 16
мая говорится, что Каримов "уничтожил светско-демократическую оппозицию и
породил исламскую. Уничтожил исламскую и породил экономическую. Расправившись с
нею, породил оппозицию местных элит".
Учитывая, что администрация Ислама Каримова перекрыла
практически все возможности для реализации политических и экономических амбиций
граждан, нет ничего удивительного в том, что оппоненты режима берутся за оружие,
считают некоторые российские эксперты. Зловещим признаком, указывающим на
будущую дестабилизацию в Узбекистане, является то, что, как показывают
андижанские события, некоторые участники антиправительственные акций доведены до
отчаяния и готовы драться насмерть.
Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и
Казахстана Института стран СНГ (Москва), заявил, что Каримов загнал себя в
"очень сложную ситуацию". Постоянно ориентируясь только на силовые методы
диалога с любой оппозицией, сказал Грозин в интервью веб-сайту Strana.ru, он
очень серьезно сократил поле для маневра и попал в ситуацию порочного круга.
Подавляя оппозицию, режим плодит недовольных и в то же время "сужает для себя
возможность воздействия на ситуацию несиловыми методами", заявил Грозин.
По словам других экспертов, до тех пор пока в Ферганской
долине не будут решены социально-экономические проблемы, "о стабильности в
Средней Азии можно и не мечтать". Аналитик Дмитрий Верхотуров в статье на
веб-сайте APN.ru считает, что обнищавшее население Ферганы будет и впредь
служить источником революций. "Для революции, по образу и подобию киргизской, в
Узбекистане есть все предпосылки", – пишет Верхотуров.
Российская политика в Центральной Азии должна
основываться исключительно на прагматизме, говорят некоторые аналитики. В то же
время, утверждают они, вполне возможно, что времени для решения узбекской
проблемы и сохранения стабильности уже не остается.
"Еще недавно казалось, что режим Каримова незыблем, но
оказывается, это совсем не так", – заметил на веб-сайте Politcom.ru директор
Института военно-политического анализа Александр Шаравин. "И, конечно, власть
Каримова в любую секунду может быть свергнута, это нужно понимать".
По мнению нескольких экспертов, благоприятная
возможность для мирной смены власти в Узбекистане, скорее всего, упущена.
Продолжающие поступать сообщения о стрельбе в окрестностях Андижана указывают на
то, что в Ферганской долине начинается долгий период мятежей. "Если [жители]
Средней Азии наконец возьмутся за оружие, стрельба будет продолжаться долго", –
говорится в комментарии, размещенном на веб-сайте Gazeta.ru.
|