Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №127(15.07.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

1 июля. В Минске начал работу IX Всеславянский съезд. Его участниками стали более 200 делегатов из 12 славянских государств – России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Польши, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии, Сербии и Черногории, а также представители славянских диаспор из Германии, Грузии, Канады, Молдавии и государств Прибалтики. Главной целью участников славянского форума является всемерное содействие сплочению славянских государств и расширение сотрудничества между ними. С отчетным докладом на съезде выступил председатель Международного славянского комитета Ян Минарж (Чехия).

1 июля. Выступая на IX Всеславянском съезде в Минске народный депутат Украины, первый заместитель председателя Комитета по международным делам Верховной Рады Украины Олег Грачев публично принес извинения белорусскому народу «за ту политику, которую проводят нынешние власти Украины в отношении Белоруссии, поддерживая политические действия США, направленные против Белоруссии»

По  словам парламентария, нынешние власти Украины проводят антибелорусский и антироссийский курс, нанося тем самым удар по славянской цивилизации.

Олег Грачев отметил, что, хотя США официально занимали нейтральную позицию в ходе минувших президентских выборов на Украине, депутатам Рады удалось собрать достаточно материалов, свидетельствующих о непосредственной поддержке из-за океана  кандидатуры Виктора Ющенко, что грубо противоречит действующему в стране законодательству.

Народный депутат Украины  также заметил, что с избранием новой власти ситуация с правами человека в стране заметно ухудшилась, однако ни США, ни Евросоюз не обращают на этот факт никакого внимания, демонстрируя тем самым пресловутую политику двойных стандартов.

1 июля. Ведущий белорусский производитель пива и безалкогольных напитков ОАО «Криница» и пивоваренная компания «Балтика»  подписали мировое соглашение, определяющее завершение возврата займов, предоставленных «Балтикой» «Кринице» в 2001 году.

Условия соглашения предусматривают поэтапную выплату задолженности в размере $2,7 млн. до начала 2006 года.

Как сообщил президент ОАО «Пивоваренная компания Балтика» Антон Артемьев, соглашение стало результатом положительных двусторонних переговоров, консультаций с налоговыми органами двух государств и тщательного анализа условий предоставлений займов. «Его подписание соответствует интересам обеих компаний и законодательным актам России и Беларуси»,- подчеркнул он.

1 июля. Президент Белоруссии поздравил губернатора Калининградской области Владимира Егорова, мэра Калининграда Юрия Савенко и всех жителей города с 750-летием со дня основания Калининграда.

Александр Лукашенко отметил, что Белоруссию и Калининград объединяют давние экономические и торговые связи. «Наше взаимовыгодное сотрудничество является весомым вкладом в развитие интеграционных процессов, улучшение благосостояния белорусов и россиян», - говорится в поздравлении.-

1 июля. На пресс-конференции в Минске депутат Европарламента, лидер фракции «Союз либералов и демократов во имя Европы» Грэхем Уотсан заявил, что «в бюджете Евросоюза на 2006 год будет предусмотрена статья расходов на создание радиостанции, которая будет сообщать о событиях в Белоруссии». Европарламентарий подчеркнул, что Белоруссия «движется не в том направлении» и задаче ЕС «помочь Белоруссии вернуться в Европу».

Грэхем Уотсан находился в Минске для установления связей с белорусскими оппозиционными организациями.

2 июля. Выступая по итогам IX Всеславянского съезда, председатель Международного Славянского комитета, доцент, доктор естественных наук Ян Минарж (Чехия) подчеркнул: «Славянский мир находится сегодня под угрозой глобального фашизма. На горизонте – рабство нового века. Однако мы, славяне, никогда не станем рабами.

Сегодня Белоруссия и Россия находятся под угрозой со стороны тех, кто считает своим богом золотого тельца. Эти силы хотят организовать переворот, однако им не удастся воплотить в жизнь свои замыслы. Мы готовы приложить все силы для защиты своих белорусских и российских братьев.

У славян есть твердое желание развивать Союз Беларуси и России. Славяне сегодня – это серьезное препятствие на пути тех, кто желает овладеть миром».

2 июля. Александр Лукашенко заявил, что революция в Белоруссии готовится в других странах. «Здесь нет базы для революции. А раз нет опоры, то «революционные колонны» формируются в Польше, Прибалтике, на Украине и, к сожалению, в России»

«Это готовится и для России, но пока для Белоруссии, где хотят разыграть основной сценарий и показать, что даже если нет базы, то «свобода и демократия» все равно победят», - сказал Лукашенко.

Лукашенко определил и свой рецепт от революций: «Чтобы не было революции, надо не войска готовить, а сдавать экзамен перед народом - побольше строить жилья, чтобы зарплата была достойной и нормально работала экономика».

«Не будет никакой революции, потому что пойдут одни «отмороженные», а с «отморозками» будет разговор особый», - подчеркнул Александр Лукашенко.

3 июля. В Белоруссии отмечается государственный праздник День Независимости (День Республики).

4 июля. Белорусская сторона дала согласие на назначение Дмитрия Аяцкова Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Республике Беларусь.

4 июля. Кандидатура Народного артиста СССР Ростислава Янковского выдвинута на соискание Премии Союзного государства в области литературы и искусства. С такой инициативой выступили Белорусский союз театральных деятелей, Белорусский союз кинематографистов и Национальный академический драматический театр имени Максима Горького.

Ростислав Иванович Янковский работает в Национальном академическом драматическом театре имени Максима Горького с 1957 года. За свою творческую жизнь он сыграл более 20 главных ролей в театре, около 50 - в кино и телефильмах, которые принесли ему всенародную известность и любовь зрителей на территории СССР и за его пределами.

Премия Союзного государства в области литературы и искусства будет присуждаться в 2006 году.

5 июля. Состоялась встреча Александра Лукашенко с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Белоруссии Александром Блохиным в связи с окончанием его полномочий.

В ходе беседы с российским послом президент Белоруссии подчеркнул, что, несмотря на определенные сложности в процессе объединения двух государств, « за последние годы мы не просто декларативно продвинулись вперед, а на практике показали пример, как надо строить отношения».

По словам А.Г. Лукашенко, белорусско-российский товарооборот в минувшем году приблизился к отметке в 18 млрд. долларов. «Это только учтенный товарооборот. У нас нет ни границ, ни преграды. Кроме того, люди торгуют напрямую. Думаю, мы можем говорить о 20 млрд. долларов взаимного товарооборота», - отметил белорусский лидер.

5 июля. Правительство Белоруссии приняло решение о проведении в 2005-2006 годах эксперимента по осуществлению на добровольной основе расчетов населения за потребленную электроэнергию по дифференцированным тарифам.

Как пояснили в Минэкономики республики, тарифная система, предусматривающая дифференцированную оплату за потребленную электроэнергию в течение суток (день, ночь) и в течение недели (рабочие, выходные и праздничные дни), вводится с целью снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения. На такую систему оплаты потребители могут быть переведены в добровольном порядке при условии оснащения домов электронными многотарифными приборами учета электроэнергии.

5 июля. Белорусские расчеты зенитных ракетных комплексов С-200 заступили на боевое дежурство на российском полигоне Телемба в Читинской области, что предусмотрено замыслом совместного учения войск ПВО стран СНГ «Боевое содружество-2005».

5 июля. В Берлине состоялось заседание белорусско-германской рабочей группы по торговле и инвестициям. Белорусскую делегацию возглавлял министр финансов РБ Николай Корбут, в ее составе были заместитель министра иностранных дел, сопредседатель группы с белорусской стороны Александр Михневич, а также представители Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Белоруссии, других органов государственного управления, ведущих белорусских банков.

В ходе встречи были обсуждены вопросы развития торгово-экономического и кредитно-инвестиционного сотрудничества между Белоруссией и Германией, сертификации белорусской продовольственной продукции и производств, создание энергетических установок, работающих на возобновляемых источниках энергии.

 В ходе визита состоялись встречи с представителями руководства  федеральных земель и федеральных министерств по вопросам развития экономических отношений

6 июля. В бюджет США на осуществление внешнеполитической деятельности в 2006 и 2007 годах заложено 10 миллионов долларов для «увеличения вещания на Белоруссию». Законопроект о выделении средств для внешнеполитической деятельности вынесен на рассмотрение Палаты представителей Конгресса США. Согласно этому законопроекту, по 5 миллионов долларов запланировано выделить в 2006 и в 2007 году.

6 июля.  В Минске состоялась встреча руководства Палаты представителей Национального собрания РБ с парламентской делегацией Республики Корея во главе с председателем парламентской Ассоциации дружбы Кореи и Белоруссии О Ёнг Сик.

В ходе переговоров с корейскими парламентариями заместитель председателя нижней палаты белорусского парламента Сергей Заболотец подчеркнул, что Белоруссия уже высказывала пожелания с просьбой о более тесном сотрудничестве между двумя государствами. «Мы приветствуем решение Национальной ассамблеи Кореи о создании Ассоциации дружбы Республики Корея и Республики Беларусь. Белорусская сторона не заставит себя долго ждать. В Национальном собрании Белоруссии в ближайшее время будет образована аналогичная группа», - заявил вице-спикер.

О Ёнг Сик в свою очередь выразил убежденность в дальнейшем продуктивном взаимодействии между белорусским и корейским парламентами, в том числе и по вопросам создания конкретных совместных проектов.

Белоруссия и Корея конструктивно сотрудничают в экономической сфере. В 2004 году наблюдался рост двусторонней торговли на 80,7% до 60,5 млн. долларов.

 При этом экспорт белорусской продукции составил 9,9 млн. долларов, импорт - 50,5 млн. долларов. Наиболее крупными поставщиками на корейский рынок являются Белорусской металлургический завод, НПО «Интеграл», Могилевское и Светлогорское «Химволокно», ПО «Беларуськалий».

С октября 2004 года вступило в силу Торговое соглашение и договор об экономическом и научно-техническом сотрудничестве.

Белорусская сторона ведет подготовку к переговорам по проекту соглашения о безвизовых поездках граждан по дипломатическим и служебным паспортам.

6 июля. Председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Белоруссии Николай Чергинец считает, что белорусско-украинский договор о границе будет ратифицирован, когда Украина твердо пообещает вернуть долг Белоруссии.

По мнению сенатора, для решения этой проблемы достаточно «одной хорошей встречи руководства двух братских восточнославянских государств».

6 июля. Александр Лукашенко назначил Александра Григорова новым министром спорта и туризма РБ. Мотивируя свое решение Александр Лукашенко подчеркнул наличие ряда серьезных проблем в области спорта. «Я не доволен положением в спорте. При всех положительных моментах это не наш уровень. Мы можем больше», - заявил белорусский президент.

Пикантность ситуации состоит в том, что прежний министр спорта Юрий Сиваков (ранее )относится к числу тех, кого США, ЕС и оппозиция обвиняют в причастности к исчезновению четырех оппозиционных общественно-политических деятелей

7 июля. «Совершенно неожиданной» и «ударом ниже пояса» назвал свою отставку с поста министра спорта и туризма Юрий Сиваков.

«Я не вижу провалов в своей деятельности. Мне не стыдно за то, что я сделал на этом посту. Если кто-то считает, что не получилось - это их проблемы»- подчеркнул Сиваков.

7 июля. Парламент Европейского союза принял Резолюцию о политическом положении и независимых СМИ в Белоруссии. Документ разработан делегацией по связям с Белоруссией и различными политическими фракциями — Европейской народной партией, социалистами, либералами, зелеными и коммунистами.

В документе осуждаются «ухудшение ситуации со свободой прессы в стране и действия властей по отношению к Союзу поляков». В резолюции предлагается создать «сеть по обучению и поддержке белорусских журналистов, радиостанции и интернет-проекты в качестве источников независимой информации».

8 июля. Как сообщил первый вице-премьер правительства РБ Владимир Семашко Белоруссия и Россия согласовывают баланс поставок нефти на 2006 год в объеме 19,5 млн.т.

 Он отметил, что реально баланс топливно-энергетических ресурсов по нефти на 2006 год будет подписан в ноябре-декабре текущего года. Разногласий по этому документу нет. Есть только уточнение по транспортировке нефти. Предполагается, что помимо нефтепроводов нефть будет экспортироваться железнодорожным транспортом.

11 июля. Белорусский союз художников выдвинул кандидатуру скульптора заслуженного деятеля искусств Белоруссии,  лауреата Государственной премии СССР Ивана Миско на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства.

Творчество Ивана Миско широко известно как в Белоруссии, так и России, подчеркнули в союзе художников. Мастер создал целую галерею знаменитостей, в которой особое место занимают скульптуры космонавтов и астронавтов разных стран мира. Первой работой на космическую тему был портрет Юрия Гагарина, позже подаренный лицею в городе Гагарин. Космонавтика стала главной темой известного скульптора, а Звездный городок - второй мастерской.

11 июля.  «Белорусская власть и президент лично неоднократно своими конкретными действиями подтвердили, что взаимоотношения между Белоруссией и Россией в рамках Союзного государства «очень откровенны, прозрачны, последовательны и порядочны».

Такое мнение высказала заместитель главы администрации президента Белоруссии Наталья Петкевич.

12 июля. Чрезвычайный и Полномочный Посол Белоруссии в Словакии Валерий Воронецкий заявил, что уже в ближайшем будущем  Словакия сможет составить конкуренцию Молдавии в поставках плодоовощной продукции на белорусский рынок.

По его словам, это славянское государство уже сегодня готово полностью обеспечить потребности Белоруссии в винограде, виноматериалах, яблоках, персиках и другой подобной продукции.

Соответствующие предложения посольства Словакии по организации поставок плодоовощной продукции из этой страны находятся в Министерстве иностранных дел Белоруссии.

До конца нынешнего года Белоруссия и Словакия намерены подписать соглашение о сотрудничестве в области сельского хозяйства

13 июля.  Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о необходимости  повышения эффективности ведомственного контроля.

Глава белорусского государства выразил обеспокоенность нынешним состоянием ведомственного контроля, который, по его словам, оказывает недостаточное влияние на положение в отраслях, имеющих серьезные проблемы с ростом себестоимости продукции, хищениями, нарушениями трудовой дисциплины, другими правонарушениями.

«Ведомственный контроль должен стать действенным инструментом предотвращения и пресечения экономических правонарушений, обеспечения государственного порядка», - подчеркнул белорусский лидер.

13 июля.  В Минске состоялась встреча главы белорусского внешнеполитического ведомства Сергея Мартынова  и  заместителя министра иностранных дел Российской Федерации  Григория Карасина.

 «Наши союзные отношения - это то, в чем мы видим серьезное будущее для двух наших стран», - заявил министр иностранных дел Белоруссии. Он также выразил заинтересованность белорусской стороны в продолжении совместной работы по таким направлениям как экономическое взаимодействие, сотрудничество в военно-технической сфере и содействие тем шагам союзного строительства, которые делают жизнь граждан наших государств удобной, простой и на равных правах.

Григорий Карасин также сообщил, что российская сторона  придает развитию отношений с Белоруссией особое значение и выразил уверенность в перспективном сотрудничестве в экономике, военно-технической сфере и других областях.




«Революция огурцов» на фоне «Русского гуманитарного Давоса»

А. Суздальцев

Проблему надо взвешивать брутто. Вместе с нами.

(Станислав Ежи Лец)

Провозглашение на  «Российском  гуманитарном Давосе» (Международный форум «Европа: итоги года перемен», Москва, 30.06.05 – 01.06.05) идеи Восточно - Европейского Союза (ВЕС) чудесным  образом совпало с традиционными претензиями  белорусского государства к  Москве, как  партнеру по  бесконечному  строительству другого регионального интеграционного «дома» - Союзного Государства России и Белоруссии. А. Лукашенко неожиданно напомнил, что именно он в свое время приватизировал  патент на  использование интеграционного  тематики в  построении двусторонних отношений с  Российской Федерацией. 

Давая 2 июля интервью российскому каналу ТВЦ, белорусский президент, после двухмесячной  «дипломатической» паузы, вернулся  к  интеграционной и, на первый взгляд, пустопорожней  риторике. В требование «решить интеграционную проблему цивилизованно»  Александр Григорьевич  на первый взгляд совершенно неожиданно вложил, как казалось, давно решенную и, впрочем, никогда остро не стоявшую задачу наделения равными гражданскими и, как следствие, и политическими правами, граждан будущего Союзного Государства. 

Столь большое внимание А. Лукашенко к  проблемам равных прав  граждан двух стран оказалось тем более непонятным  после двух традиционно «судьбоносных» апрельских саммитов президентов стран – партнеров по интеграционному проекту. Во всяком случае, по итогам встреч А. Лукашенко и В. Путина в  Сочи и Москве, «братским» народам было доложено, что, не дожидаясь пока  Союзное государство будет окончательно  и бесповоротно  достроено, уже практически  решены вопросы  о наделении белорусов и россиян на территории двух государств всей полнотой  гражданских прав.

Вдруг, через два месяца со слов главы белорусского государства выяснилось, что в  момент «прекрасного далеко», когда странное виртуальное государственное образование под названием Союзное Государство России и Беларуси станет субъектом международного права и займет место России в СБ ООН, некие лица белорусской национальности  окажутся лишены определенных прав граждан Союзного Государства.  Может быть, А. Лукашенко волнуется о правах  заключенных в белорусских тюрьмах?  Вовсе нет.

Оказалось, что  белорусский президент волнуется о судьбе  самой «честной» на просторах СНГ современной белорусской элиты, попутно скромно умалчивая, что сам является не только ее составной частью, но и, фактически,  ее синонимом.  Во всяком случае, наивно было бы думать, что глава белорусского государства  ночей не спит, беспокоясь о том, как  вольются  в состав единого  союзного правящего класса (Греф, Чубайс, Кудрин, Фрадков, Медведев, Сурков, Иванов – первый, Иванов – второй и т.д.)   господа Семашко и Сидорский, Гуляко, Коноплев или, тем более,  послы президента РБ в Москве господа Григорьев и Долгалев…

Все гораздо проще. А. Лукашенко превращает своих  соратников в заложников, одновременно связывая их своеобразной круговой порукой – «погибать, так вместе». 

Проблема для Минска в том, что во «встречном предложении» (Сочи, 04.04.05)  В. Путина  А. Лукашенко о скорейшем  завершении конструирования Союзного государства  отсутствуют гарантии политического будущего как для самого белорусского президента (должность вице-президента  за ним не только не забронирована, но даже наоборот), но и для его «ближней» поголовно невыездной команды. Вот и вспомнил А. Лукашенко о равных правах  для белорусов и  интеграции высшей белорусской номенклатуры в российскую («союзную») элиту.

Любопытно, что за сутки до появления белорусского президента на экране в компании с руководителем  канала ТВЦ, на трибуне вышеупомянутого международного Форума в Москве неожиданно оказался лидер Либерально – демократической партии Белоруссии господин Гайдукевич. Сергей Васильевич в самом начале своего выступления, проявляя несомненный талант предсказателя курса своего минского патрона,   шустро всыпал Москве за «торможение» процесса интеграции между Москвой и Минском, чем вызвал определенное непонимание в зале и президиуме среди продвинутых в союзных вопросах россиян.

Дело в том, что начиная с апреля руководство Российской Федерации ведет себя в отношениях с Белоруссией  чуть ли не образцово – показательно:  демонстрируется полная поддержка на международной арене, отбиваются атаки на Минск со стороны ЕС, ПАСЕ и остальных ОБСЕ,  словесно авансируются льготы в ценах на газ, выделен «газовый» кредит, пошло  на спад недовольство со стороны Москвы  в неэффективности использования союзного бюджета, с пропагандистским эффектом было проведено  в Гомеле очередное  заседание Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, из контролируемых российским государством электронных и печатных  СМИ практически исчезла критика белорусского руководства и т.д. и т.п.  Сделано все, чтобы у  Минска до сентября 2005 года не было малейшего  повода для начала против Москвы традиционной  антироссийский псевдоинтеграционной пропагандисткой кампании...  Не помогло, первым в «поход» отправился А. Лукашенко, что, в принципе, и ожидалось.

И дело не только в том, что Лукашенко опасается (и не безосновательно), что реальная интеграция – это и реальное ограничение его, стремящейся к бесконечному расширению, власти. Он прекрасно понимает, что нынешняя белорусская властная элита в подавляющем большинстве своем просто не способна хоть как-то конкурировать с российским политическим классом. Ей придется уйти и уступить место новой политической поросли, которая будет способна принять правила игры принятые на российском политическом поле. А это не устраивает как самого белорусского президента, так и подвластную ему элиту-бюрократию.

Но отказаться от предложения Москвы смерти подобно – впереди неизбежный, явно подталкиваемый из-за рубежа, политический  кризис, результат которого вполне прогнозируем - в одиночку А. Лукашенко не устоит. Вот Минск и ищет формулу, при которой можно было бы сохранить в неприкосновенности «незавершенку» Союзного  Государства и одновременно получить гарантии политического, а возможно и силового прикрытия от Москвы.

Отсюда и  замена лозунгов. Вместо «У нас никаких «цветных» революций не будет» появилось «Революция в Белоруссии – это революция в России»  – интересная и не лишенная  оснований версия перекладывания ответственности за все, что успел нагородить за десяток лет белорусский правящий режим на Кремль.  Одновременно, А. Лукашенко высказал рецепт универсального противоядия против  белорусской «революции огурцов»

«Чтобы не было революций, надо не войска готовить (кто бы говорил – А.С.), а держать экзамен перед народом» и далее – «строить библиотеки, поднимать село» и т.д. Не вдаваясь в критику  столь  радикальной меры против местных «оранжевых», как строительство Национальной библиотеки, на наш взгляд, стоит обратить внимание на оценку «цветных революций», озвученных с трибуны «Русского гуманитарного Давоса», тем более, что в зале и президиуме данного Форума можно было лицезреть цвет политической аналитики и политологии не только России (Г.О. Павловский, В.А. Никонов, С.А. Марков, М.А.Колоев, В.Ю. Сурков, В.Т. Третьяков, А.А. Кокошин, В.В. Наумкин, В.А. Найшуль, А.С. Ципко, В.А. Фадеев, К.А. Танаев, Д.Р. Поллыева,  И.Н. Панарин, К.А. Крылов, В.В. Игрунов, К.Ф. Затулин, В.Л. Жарихин, В.В. Егозарьян,  А.Г. Дугин и многие другие), но и стран постсоветского пространства, включая тех, где революции уже произошли или назревают (Казахстан, к примеру) – А.А, Акаев, А.Т. Асатиани,  С. Жусупов, Л.И. Грач, М.Б. Погребинский, Т.Д. Уметалиева и т.д.

Между прочим, сам термин «революция» применительно к тем  политическим процессам, которые имели место в Грузии, Украине и Киргизии,  на пленарных заседаниях и в рамках круглых столов Форума был практически единодушно отвергнут по причине полного его несоответствия масштабу событий – нигде государственный строй свергнут не был, действие Конституций формально сохранялось и т.д., так что речь можно вести только о вариантах государственных переворотов (Киргизия), революционизированных способов отстаивания итогов высокотехнологических выборов (Украина)…и, как следствие, отъеме власти от  правящей элиты, практикующей лавирование между Москвой и Вашингтоном – Брюсселем, на  жестко западные политические группировки.

Основные причины революций на Форуме были суммированы  в трех блоках: тяжелый внутренний политический и социально-экономический кризис (внутренний блок), специфическое влияние глобализации, расширение пояса интеграционного «пограничья» (ЕС), расширение сферы влияния единственной оставшейся мировой супердержавы (внешний блок), кризис российской политики в отношении стран постсоветского пространства, деградация политического инструментария в руках Москвы.

Любопытно, что, касаясь внутреннего блока причин революций, в большей части выступлений в роли основного фактора  политической дестабилизации было выделено сращивание  лидеров стран – соседей России с президентскими постами, которые они занимали и занимают более десяти лет, что в итоге повсеместно приводило  сначала к политическому, а затем гражданскому расколу, замкнутости политической системы и, как следствие, к политическому взрыву. Как отметил один из ораторов (автор этих строк склонен строго выполнять  просьбу  организаторов Форума и не ссылаться на конкретных участников): «Никакие США, Россия или Китай никогда не смогли бы и смогут раскачать политическую ситуацию в этих странах в тех же масштабах, как ее раскачивают местные  политические режимы, кичащиеся пресловутой стабильностью и псевдо благополучием».  Истины ради стоит отметить, что некоторые бывшие президенты – участники Форума, не согласились с данным утверждением, что вполне понятно…  

Применительно к «благополучию», заслуживает внимание мнение, что далеко не всегда политическому кризису предшествует экономический коллапс. Более того, фаза перехода от  повсеместного «плохо» к экономическому росту в ряде случаев (Украина) оказалась критической для правящих режимов – темпы развития экономики и роста благосостояния по объективным причинам не могут обогнать  больше десятилетия сдерживаемые желания широких масс населения  воспользоваться итогами экономического подъема.

В данном случае, применительно к  белорусской действительности, можно с полным основанием  говорить о наличии тождественного явления. Поражающая своей глупостью пропагандистская политика раздувания пресловутого лидерства буквально во всем – от качества навоза до будущего полета на Марс, вместе с практикой статистического жонглирования  уже вызвал в населении волну скептицизма («Хочешь поесть – подключи телевизор к холодильнику»). Тут ничего не поделаешь – люди сами увлеченно пилят сук на котором сидят, словно забывая, что самая сильная власть - та, которая имеет возможность говорить своему народу правду твердым и спокойным голосом (даже если это голос Левитана).

Любопытно, что на Форуме прозвучало и мнение о том, что политический режим, загоняющий оппозицию на внеправовое поле, обречен, что естественно, так как  оппозиция имеет одно из важнейших свойств – ее можно политически и даже физически поголовно  уничтожить, но она все равно возродится, как птица – феникс. Человеческую природу не переделать в роботов. В итоге правитель может остаться просто один…Печально, что белорусская власть, не понимая, что ничто не украшает устойчивость и популярность политического режима, как наличие структурированной и могущественной «оппозиции ее величества», начинает вдруг жаловаться  на собственную оппозицию  российскому телевизионному каналу ТВЦ: «Вот бы мне такую оппозицию, хотя бы как в России… где ни один из оппозиционеров не пожелает развала своему государству…». Между прочим, все в руках А. Лукашенко, которому для начала стоило бы понять, что белорусское государство не является  личной собственностью (фамильным поместьем) Александра Григорьевича.

Возвращаясь к  проблеме  ответа А. Лукашенко на союзническое предложение В. Путина,  стоит отметить, что вряд ли в ближайшие недели нас минует  участь оказаться под мощной антироссийской и антикремлевской кампанией. Во всяком случае, белорусские власти к ней активно готовятся, что вполне естественно. Официальный Минск должен  подготовить белорусское общество к очередному срыву интеграционного расписания (единый рубль,  Конституционный Акт…).

Нам же будет любопытно посмотреть, как Минск попытается умудриться при подрыве когда-то собственными руками созданного российско – белорусского интеграционного проекта  сохранить  политическое прикрытие и экономические преференции от Москвы. Не окажется ли Белоруссия на пару  в одной лодке с Молдавией (общепризнанное  несостоявшееся государство в Европе),  в отношении которой М.А. Колеров  отметил, что «Полный суверенитет подразумевает суверенные  цены и тарифы». Если бы этот список исчерпывался только тарифами и ценами…




Славяне: шаг навстречу…

 Владислав Лосев (Минск)

Еще несколько лет назад, выступая в марте 2003 года на республиканском идеологическом совещании, Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия должна стать общественно-политическим и духовным центром всего славянского мира. Задача, надо сказать, была поставлена сколь амбициозная, столь и не простая. Ведь в настоящее время говорить о каком-то реальном единстве славянских народов не приходится. Пожалуй, такого «раздрая» среди славян, какой мы имеем сейчас, вообще не было в истории.

Конечно, чисто внешне, были времена и похуже. Когда Русь была разбита монголо-татарами и растаскана по частям хищными соседями, южные славяне оказались под турецким игом, чехи, словаки и лужичанские сербы под властью германских императоров и немецких королей, а Польша (в то время единственная самостоятельная славянская держава) выступала в качестве ударной силы римских пап против русских «схизматиков».

Но даже в то смутное для славянства время, религиозные и политические распри не могли затмить чувство славянского родства и понимания необходимости братского единства. В течение столетий лучшие представители славянских народов не просто рассматривали славянский мир как единое целое, но и стремились воплотить свое мировоззрение непосредственно в жизнь.

Достаточно вспомнить знаменитых «солунских братьев», создателей современной славянской азбуки Кирилла и Мефодия или хорватского просветителя 17 века Крижанича, создавшего вариант общеславянского языка с разработанной грамматикой и лексическим составом. В свое время этот просвещенный хорват с воодушевлением писал, что славянская земля – Великая Славия –  простирается от Адриатики до Тихого океана.

Конец XVIII и весь XIX век стали особенно плодотворными в развитии общеславянского мировоззрения, что было во многом обусловлено громкими победами русского оружия и стремительным территориальным расширением России. В то время наблюдался активный подъем национального самосознания у зарубежных славянских народов, которые верили, что Россия освободит своих братьев-славян от турецкого, австрийского и германского ига. Другое дело, что тогдашнее императорское правительство России, одержав блестящие военные победы на Балканах, так и не смогло в полной мере использовать их плоды ни в российских, ни в общеславянских интересах.

В 1818 году в Киеве было образовано общество «Соединенные славяне», которое выдвинуло программу создания федеративного всеславянского государства. Первая половина XIX столетия была ознаменована фундаментальными трудами чешского и словацкого историка Шафарика, научно обосновавшего этническую и языковую близость славянских народов. В 1836 году словацкий поэт Ян Коллар сформулировал теорию общеславянского единства в своем известном трактате «О литературной взаимности между различными племенами и наречиями славянского народа».

Позже Программа славянской федерации была провозглашена тайным Кирилло-Мефодиевским  братством, созданным в Киеве в 1843 году. Она предусматривала освобождение славянских народов от иноземного владычества, создание всеславянской федерации, уничтожение крепостной зависимости, упразднение сословных привилегий, свободу печати, а также преподавание всех славянских наречий и литератур.

Очевидно, что подобная программа в те времена не могла осуществиться, но она внесла заметный вклад в развитие славянской общественной мысли. Собственно тогда были сформулированы основные принципы, которые легли в основу славянской идеологии нового времени: личная свобода, вечевое народоправство, этническая солидарность (взаимность).

В июне 1848 года в Праге состоялся съезд представителей всех славянских народов. Делегацию России возглавлял М.А. Бакунин. На съезде были подтверждены названные основы славянской идеологии и принято обращение к европейским правительствам с требованием предоставления свободы не только всем славянским народам, но и каждому человеку.

Символично, что Пражский славянский съезд резко осудил основатель «научного коммунизма» Карл Маркс, который категорически противился идее славянской взаимности, противопоставляя ей безнациональный пролетарский интернационализм.

В последствии, до первой мировой войны, состоялись три всеславянских съезда (Москва

(1867 г.), Прага (1908 г.), София (1910г.), двенадцать съездов славянских журналистов, а также освободительные походы русской армии на Балканы.

После начала мировой войны различные славянские народы оказались по разные стороны фронта. Однако чувства взаимной симпатии славян были настолько сильны, что славянские части противостоящих России армий в массовом порядке отказывались воевать и переходили на сторону русских. Достаточно вспомнить историю знаменитого Чехословацкого корпуса, впоследствии сыгравшего значительную роль в гражданской войне в России.

Поистине роковой для славянского единства оказалась Октябрьская революция 1917 года. К власти в нашей стране пришли последователи Маркса – большевики, которые считали, со всеми вытекающими отсюда последствиями, славянскую идею «реакционным течением в буржуазной идеологии».В послеоктябрьской России-СССР славянская идея оказалась надолго поставленной вне закона, а ее носители подвергались преследованиям и репрессиям.

Начало второй мировой войны показало полную несостоятельность расчетов советского руководства на т.н. «пролетарский интернационализм немецких рабочих и крестьян», что вынудило его обратиться к загнанным в подполье «буржуазным» русскому патриотизму и славянской идее. Тогда же был создан Всеславянский комитет, в который вошли ведущие представители тогдашней славянской элиты от русского писателя Алексея Толстого и белорусского поэта Якуба Колоса до чешского профессора Зденека Неедлы и черногорского поэта Радуле Стивенского. В годы войны Всеславянский комитет  и выпускаемый им журнал «Славяне» стали подлинным центром антигитлеровского сопротивления славянских народов.

Помимо этого у Всеславянского комитета были обширные планы по развитию славянского движения в мире после завершения второй мировой войны. В декабре 1946 года в столице Югославии состоялся Белградский славянский конгресс, на котором были созданы Общеславянский комитет и национальные славянские комитеты. Начал работу в том числе, и Американский славянский конгресс, призванный объединить славянские диаспоры американского континента. На октябрь 1948 года было намечено проведение второго послевоенного Славянского конгресса в Праге. Однако триумф славянского единства в середине XX столетия оказался недолгим.

Дальнейшие события показали, что для коммунистических вождей Советского Союза и Югославии славянская идея не представляла большой ценности, а ее использование в годы войны было лишь вынужденным временным политическим отступлением от догм  марксистского «пролетарского интернационализма».

В 1948 году у Сталина и Тито испортились между собой отношения (они обвинили друг друга в оппортунизме и предательстве дела коммунизма), и в результате Общеславянский комитет перестал существовать, не состоялся также Славянский конгресс в Праге. После этого идея славянского единства вновь (уже на 40 лет) оказалась вне закона, а эпоха «пролетарского интернационализма» завершилась крахом СССР и кровавым распадом социалистической Югославии.

После ликвидации системы социализма в Восточной Европе славянский мир вошел в полосу практически всеобщей разобщенности. На Балканах была развязана (при прямом содействии извне) жестокая братоубийственная война, ставшая поводом для военного вмешательства США и НАТО в югославянские дела. Итог балканской драмы – тягчайшее геополитическое поражение Сербии с утратой исконных сербских земель в Косово.

Самым неприглядным во всей сербской трагедии является то, что варварский разгром славянской страны Югославии НАТОвскими «крестоносцами» происходил при соучастии или молчаливом попустительстве большинства славянских же государств, причем не только католических, но и православных. Сербы наивно надеялись, что им, как когда-то, поможет Россия. Они, очевидно, не понимали, что нынешней постсоветской Российской Федерации еще очень далеко до прежней русской России.

Конечно, общественность в России и в Белоруссии протестовала, русские добровольцы сражались на сербских фронтах, поступала гуманитарная помощь от российских и белорусских граждан, состоялся и знаменитый полет белорусского президента Александра Лукашенко в бомбардируемый Белград.  Но все это не могло предотвратить трагической развязки, в том числе и потому, что славянские народы в большинстве своем оказались глухи к бедам своих единоплеменных братьев. И это тяжкое следствие десятилетий господства «марксистского интернационализма».

В начале июля нынешнего года в Минске состоялся IX Всеславянский съезд, на котором были представлены делегаты из большинства славянских стран, а также от лужичанских сербов Германии. Все было  хорошо организовано (благо постаралась администрация президента РБ), выступающие говорили правильные речи, но все же все это не могло не порождать чувства неудовлетворенности. Съезд во многом носил «показушный» характер и был призван по замыслу организаторов (по официальной версии – это Белорусский славянский комитет) продемонстрировать «поддержку славянами мира внешней и внутренней политики президента А.Г. Лукашенко» (слова депутата белорусского парламента Сергея Костяна).

Таким образом, налицо попытка некоторых «верноподданных» парламентариев (Александр Лукашенко вряд ли в этом нуждается) использовать пока еще слабосильное международное славянское движение для удовлетворение внутрибелорусского тщеславия.

И пока люди с таким кругозором  входят в число руководителей славянского движения, говорить о каких-либо серьезных перспективах последнего не приходится.

И все же на съезде прозвучало одно заслуживающее серьезного внимания предложение. Обсуждался вопрос о необходимости создания Славянского парламентского союза как консультативно-совещательного органа представителей парламентов и законодательных собраний славянских государств. При этом есть определенная надежда, что это решение Всеславянского съезда (в отличие от многих других) все же начнет воплощаться в жизнь.

Это обусловлено не какими-то особыми достоинствами нынешнего руководства названного Белорусского славянского комитета (здесь то, как раз, сплошное позерство), а тем обстоятельством, что было бы просто неразумным со стороны А.Г. Лукашенко не попытаться создать международную парламентскую структуру, альтернативную пресловутой Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), давно превратившейся в проводника сугубо американских интересов.

Конечно, над этой задачей придется немало потрудиться. Но игра действительно стоит свеч, да и, в кои-то веки, текущая политическая выгода совпадает с общеславянскими интересами.

Что касается Российской Федерации, то российской элите пора бы осознать, что общеславянская тематика может стать весьма мощным рычагом влияния не только на общеевропейские, но и мировые дела. Ведь сегодня в мире проживает 300 миллионов славян, существуют 12 славянских государств и 16 славянских народов. Сила немалая, вот только суметь бы ею распорядиться.




Всемирный банк выписал Белоруссии витамины роста

01.07.2005. Белорусские новости

Александр Зайцев

При отсутствии реформ экономической политики «мы не видим новых факторов, которые обеспечат поддержание привычных уже в Белоруссии высоких темпов экономического роста» К такому выводу пришли специалисты Всемирного банка — авторы Странового экономического меморандума для Белоруссии, подготовленного при участии межведомственной рабочей группы белорусского правительства.

Это исследование, озаглавленное «Белоруссия: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и поддержания устойчивых темпов экономического роста», представил в представительстве Всемирного банка в Белоруссии старший экономист банка Лев Фрейнкман.

Достижения экономики Белоруссии в последние годы Всемирный банк назвал «значительными», но вместе с тем отмечается, что структура экономического роста в Белоруссии нетипична для государств с переходной экономикой. Однако эксперты пришли к выводу, что влияние факторов, за счет которых осуществлялся этот рост, ослабевает.

По оценкам авторов отчета, макроэкономическая политика страны после 2001 года «оказалась более здоровой и благоприятной для устойчивого роста, чем когда-либо прежде». Этот период «сопровождался более высоким уровнем инвестиций и чуть большим элементом реструктуризации предприятий». Однако изменение политики в области оплаты труда и доходов — переход от сдерживания доходов и заработной платы к активному стимулированию внутреннего спроса, который стал существенным фактором экономического роста, — имеет и негативную сторону. По словам Льва Фрейнкмана, рост зарплаты и других затрат подрывает конкурентоспособность экономики.

По мнению экономиста Валерия Дашкевича, при оценке представленного Всемирным банком экономического документа необходимо учитывать тот факт, что он готовился в тесном контакте с белорусским правительством и основывался на статистических данных, представленных Министерством статистики и анализа Беларуси. Поэтому Всемирный банк был обречен учитывать положительную позицию белорусского правительства.

По мнению Валерия Дашкевича, один из факторов экономического роста в Белоруссии заключается в том, что республика не спешила с реформами (и во многом за счет этого оказалась в более выгодном положении по сравнению с затеявшими коренные ломки соседями) и смогла нарастить спрос на свои товары на крупных рынках России, Украины, Казахстана. К тому же, отмечает эксперт, экономическому росту способствовала и скрытая дотационная помощь России, предоставлявшей Белоруссии энергоносители по низким ценам.

«За счет этого на 4/5 и был достигнут тот экономический рост, который отмечает Всемирный банк, и лишь на 1/5 — за счет административных мер, — считает Валерий Дашкевич — Но теперь назрела необходимость экономических реформ. А вот темпы реформирования — это уже дискуссионный вопрос».

Как еще один фактор уязвимости белорусской экономики специалисты Всемирного банка называют «несимметричность» торговых отношений Белоруссии с Россией. Отмечая выгоды от реинтеграции с Россией и беспрецедентную открытость российского рынка для белорусской продукции, что стало одним из факторов значительного роста экономики страны за последние 10 лет, эксперты Всемирного банка замечают, что Белоруссия является «самым закрытым в мире» рынком для российских товаров. В связи с чем Всемирный банк рекомендует отказаться от чрезмерных ограничений во внешней торговле с другими странами.

Данные, полученные в ходе подготовки Странового экономического меморандума для Беларуси, свидетельствуют о том, что ценовые преимущества на российском рынке и его значительная роль в белорусском экспорте «перестают работать».

По словам старшего экономиста Всемирного банка Льва Фрейнкмана, на сегодня структура белорусского экспорта остается крайне концентрированной и крайне нединамичной. «Не появляется ни новых экспортеров, ни новых экспортных рынков, ни новых экспортных продуктов. В каком-то смысле, за исключением нефтепродуктов, страна экспортирует то же, что и 15 лет назад», — констатировал Лев Фрейнкман. Двадцать крупнейших экспортеров обеспечивают 80 процентов всего экспорта за пределы СНГ. Это указывает на «крайнюю уязвимость и крайнюю узость» экспортной базы.

Отсюда вытекает, что уже в недалеком будущем Белоруссия вполне может столкнуться с большими трудностями при реализации своих товаров в России. «Наша восточная соседка стремительно богатеет, и на каком-то этапе ей уже будут нужны более качественные товары, — отмечает экономист-эксперт Валерий Дашкевич — А после вступления России в ВТО, которое уже не за горами, будут сняты таможенные барьеры, и белорусской продукции придется выдерживать нешуточную конкуренцию с более дешевыми и более качественными товарами».

В отчете Всемирного банка содержится два набора рекомендаций белорусской стороне. Один из них связан с ужесточением дисциплины для предприятий: наведением порядка в системе субсидирования, несколькими показательными банкротствами, ужесточением бюджетных ограничений, в первую очередь в сельском хозяйстве.

Во второй группе рекомендаций идет речь о снижении налоговой нагрузки и реформировании налоговой системы, либерализации в области ценообразования и занятости, уменьшении административного контроля и вмешательства, что должно благотворно сказаться на развитии малого и среднего бизнеса.

Как отметил Лев Фрейнкман, сегодняшние условия чрезвычайно благоприятны для ускорения структурных реформ: «Существующие внешние и внутренние факторы смогут помочь правительству смягчить их возможные  краткосрочные отрицательные эффекты».

И, как отмечает экономист Валерий Дашкевич, в целом в правительстве понимают важность момента и даже знают, как запустить механизм реализации реформ. «Но на самом высшем уровне, к сожалению, этого понимания не хватает, а зачастую его просто нет», — считает эксперт.




Строительство Союза России и Белоруссии и некоторые последние международные тенденции.

Вадим Елфимов, Доцент кафедры международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Союзное строительство – пока, конечно, не в той мере, в какой хотелось бы, – но, несомненно, уже оказывает влияние на международные процессы. В нашем интегрированном мире сам факт реального объединения двух, причем, любых государств по определению не может не иметь заметного влияния на все имеющиеся в мире интеграционные взаимосвязи.

Объединение же России и Белоруссии, происходящее на просторах бывшего СССР, развал которого ознаменовал в свое время смену исторических  эпох, просто не имеет права не явиться столь же эпохальным. В сущности, успех Союза будет означать перелом тенденций с одного вектора на противоположный. Он будет означать, что энергия распада наконец-то исчерпалась, и открылось поле для  влияния гораздо более естественных тенденций: к объединению и сотрудничеству. Причем, особенно естественных для двух пусть и не равных по размерам государств, но составлявших совсем недавно единый экономический организм и страдающих как раз от «расчленения» этого организма на отдельные куски.

Слово «страдающих» не является преувеличением даже при всех тех успехах экономической ремиссии, которые сейчас наблюдаются как в России, так и в Белоруссии. Выздоровление могло бы быть  гораздо более быстрым и полным в обеих странах, будь уже преодолено в полной мере их искусственно возникшее экономическое  разделение.

Таким образом, по сути своей, речь идет о темпах, с какими Россия и Белоруссия, да  и все здоровое ядро СНГ, способны нынче выходить из системного кризиса 90-х. Этот кризис отбросил наши страны назад в историческом развитии, перевел нас на ступень ниже в иерархии прогресса.

А мир развивается крайне неравномерно и при этом не останавливается ни на секунду. И никого не поджидает на промежуточной станции! Если СССР отставал от США, скажем, в техническом развитии на 6-7 лет, то теперь мы отстаем уже и от Западной Европы на 15-16 лет.

В условиях интенсификации всех процессов – это огромный разрыв, но пока он еще преодолим. И как раз благодаря тому, из-за чего и возник, – а возник он благодаря распаду экономических связей, стало быть, с помощью восстановления этих связей мы во многом и сможем догнать интегрирующуюся Объединенную Европу. Хотя бы Европу…

Как видим, темпы выхода из кризиса бывших республик СССР имеют весьма существенное значение не только для наших стран и народов, но и для всего мира. От того, насколько быстро  мы сумеем занять достойное место в мировой экономике, как скоро Россия и Белоруссия смогут подтвердить свой политический курс возрожденным экономическим потенциалом, зависит не только, как скоро с нашими интересами станут считаться в мире, но и сама расстановка сил в этом мире. А, значит, и сам мир. Вот она, истинная цена вопроса: состоится или не состоится Союз Белоруссии и России? И вот оно, международное значение союзного строительства!

Мир без развития интеграционных процессов на пространстве СНГ здорово проигрывает.

Взять хотя бы западноевропейскую интеграцию, казалось бы, до недавнего времени весьма и весьма успешную. Она, не имея до сих пор на своих восточных границах достойного партнера, не зная с кем слиться на востоке встречными курсами в общий интеграционный процесс, выродилась в обыкновенное прожектерство, когда неспособность приобрести новое качество пытались скрыть за ростом количественных показателей.

Увеличившись сразу на десять новых стран, Евросоюз перешел от интеграции к приснопамятному поглощению, от интенсивного пути развития к простому механическому расширению, и потерпел первое фиаско на своем «великом» пути. И торможение в деле ратификации общеевропейской конституции – лишь симптом этого фиаско. Затем последуют новые симптомы. Первый из которых – и весьма неприятный для нас, – реанимация в Европе трансатлантических тяготений, со всеми вытекающими последствиями. Среди которых, между прочим, и провал концепции многополюсного мира.

Иными словами, реинтеграция на Востоке нужна не только нам, она нужна и Западу. Естественно, европейскому…

Кстати, история снова дает нам шанс, как она давала его совсем недавно России в виде баснословно высоких цен на нефть, и его никак нельзя упустить. Этот шанс – временная приостановка темпов интеграции Западной Европы, что позволяет нам, в первую очередь, России и Белоруссии, резко сократить отставание. И стать тем самым потенциальным партнером западной интеграции на востоке, которого ей так не хватало и который, несомненно, более естественен, чем любые трансатлантические связи.

З.Бжезинский еще в 70-е годы предупреждал, что Советский Союз (нынче это постсоветское пространство), расположенный с Европой на одном континенте, обладающий ресурсами, в которых нуждается Европа, и нуждающийся в европейских технологиях, куда более естественный и выгодный экономический партнер западных европейцев, чем Америка. Тогда, в 80-х годах, к счастью для США, предупреждение Бжезинского осталось только предупреждением.

Так или иначе, но в сегодняшних условиях при достаточно мудрой и последовательной политике именно Россия вместе с Белоруссиейю способны повторить  знаменитый сюжет  «Похищения Европы», столь пугающий З. Бжезинского. Для вящей выгоды общеевропейских процессов, причем, в том их полноценном виде, как они представлялись еще де Голлю.

Одним словом, взаимосвязь между темпами западной интеграции и союзным строительством просто необходима. И именно сейчас, когда западные темпы замедлились, союзное строительство могло бы совершить рывок, который поставит и Россию, и Белоруссию в совсем иное, более выгодное положение перед лицом расширившейся Европы.

Так же как Европа воспользовалась в 1991 году нашим отставанием, так же и мы должны воспользоваться отставанием Европы – для общей пользы, чтобы сблизить наши интеграции. Ибо только на ниве союзного строительства, этой высшей формы интеграции, причем не только экономической, но и политической, мы можем предложить нечто достойное и ценное для Объединенной Европы настолько, что она сочтет нас объектом для сотрудничества, нежели для поглощения. В этом случае Европу ждет победа европеизма, а не слепое следование в фарватере Соединенных Штатов с их идеей «нового мирового порядка».




Беларусь создаст в Европе экономическое лобби

01.07.2005. Белорусские новости

Валентина Вешторт

Нам нужна агрессивная экспортная политика и инвестиции в высокотехнологичные отрасли, обозначил внешнеэкономические приоритеты Республики Беларусь премьер-министр республики Сергей Сидорский, встречаясь в конце июня с советниками по торгово-экономическим вопросам загранучреждений страны.

Экспортная политика страны должна быть стратегически выверена, считает премьер-министр. По его мнению, внешнеэкономическая деятельность не может ограничиваться поставками по простым контрактам. Беларусь должна участвовать в создании новой наукоемкой технологической продукции в Европе, использовать возможности сотрудничества с транснациональными компаниями, через активные контакты с зарубежными партнерами формировать там «свое экономическое лобби».

Ненадежность сотрудничества по простым контрактам проявилась в отношениях белорусских производителей с их российскими потребителями в условиях перехода на принцип взимания НДС по стране назначения, считает премьер. На первом этапе Беларусь потеряла почти 30% товарооборота с РФ и 21% — с нашим крупнейшим партнером — Москвой, проиллюстрировал свой тезис цифрами С.Сидорский.

Потерь избежать удалось только тем предприятиям, которые активно развивают свои товаропроводящие сети, уточнил премьер-министр и нацелил производителей заниматься их созданием, а торгово-экономических советников — всячески им в этом помогать. По его данным, в настоящее время белорусский производитель имеет за рубежом всего лишь 119 прямых объектов товаропроводящей сети, через которую при 30-миллиардном обороте в этом году было поставлено продукции всего лишь на 449 млн. USD. При этом на территории  основного белорусского торгового партнера — РФ — таких объектов всего лишь 78 и проходит через них только 29% продаваемой продукции. Особенно беспокоит правительство Беларуси тот факт, что из 119 валообразующих предприятий товаропроводящие сети имеют лишь 17.

Показательно, что на территории Польши, которая имеет 350 объектов товаропроводящей сети в Беларуси, белорусский производитель представлен лишь 30 подобными торговыми точками. Причем это не единственное, чему могут поучиться белорусские  предприятия у западной соседки.

Сопоставительный анализ структуры польского и белорусского экспорта дает основания говорить о том, что в Беларуси недостаточно продумана экспортная стратегия. Мы поставляем в Польшу нефтепродукты, сырую нефть, калийные удобрения, казеин и т.д., то есть полуфабрикаты, сырье, в то время как оттуда к нам везут уже готовую продукцию, обратил внимание белорусских производителей премьер-министр и призвал ориентироваться на экспорт продукции с высокой долей добавленной стоимости. «Правительство не устраивает то, что стратегия экспорта строится на сырьевых рынках», — сказал Сергей Сидорский.

Кстати, отсутствие ориентации на экспорт продукции с высокой долей добавленной стоимости премьер назвал одним из недостатков подготовленного проекта Национальной программы развития экспорта. Еще одни моментом, требующим доработки, по его словам, является отсутствие в этом документе перспективного взгляда на будущее белорусского экспорта в связи с изменяющимися жизненными реалиями (расширение ЕС, вступление в ВТО). Разумеется, что все ориентиры, обозначенные премьер-министром, должны быть основой как государственного подхода к экспорту, так и проявляться на уровне отдельных предприятий.

Вполне возможно, что изменится подход правительства к подбору торговых представителей Беларуси за рубежом. «Мы должны сделать ставку на практиков-менеджеров, которые знают производство, знают рынки, условия и правила торговли даже ущерб некоторым предприятиям, мы должны: пригласить лучших менеджеров из банков, коммерческих структур: и выйти с инициативой к Президенту, чтобы эти люди представляли торговые интересы нашей страны», — считает С.Сидорский.

Кроме аспектов, обозначенных премьер-министром, правительство предлагает активнее вовлекать во внешнеэкономическую деятельность негосударственный сектор, на долю которого, по словам замминистра иностранных дел Александра Михневича, приходится 20% экспорта. Для этого имеет смысл разрабатывать не только отраслевые и ведомственные стратегии экспорта, но и региональные, считает замминистра. По его мнению, в корректировке нуждается и подход к организации работы отделов сбыта предприятий, только 1/3 сотрудников которых имеют высшее образование и лишь каждый 7-й владеет иностранным языком.

Реализация задуманных мер способна удержать сальдо положительным, заверил премьер-министр (напомним, что в январе — апреле 2005г. Беларусь сформировала положительное сальдо во внешней торговле товарами в размере 480,7 млн. USD, в то время как в аналогичном периоде прошлого года сальдо было отрицательным в размере 339,5 млн. USD).



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ