Беларусь создаст в Европе экономическое лобби
01.07.2005.
Белорусские новости
Валентина Вешторт
Нам
нужна агрессивная экспортная политика и инвестиции в высокотехнологичные
отрасли, обозначил внешнеэкономические приоритеты Республики Беларусь
премьер-министр республики Сергей Сидорский, встречаясь в конце июня с
советниками по торгово-экономическим вопросам загранучреждений
страны.
Экспортная политика страны должна быть стратегически
выверена, считает премьер-министр. По его мнению, внешнеэкономическая
деятельность не может ограничиваться поставками по простым контрактам. Беларусь
должна участвовать в создании новой наукоемкой технологической продукции в
Европе, использовать возможности сотрудничества с транснациональными компаниями,
через активные контакты с зарубежными партнерами формировать там «свое
экономическое лобби».
Ненадежность сотрудничества по простым контрактам
проявилась в отношениях белорусских производителей с их российскими
потребителями в условиях перехода на принцип взимания НДС по стране назначения,
считает премьер. На первом этапе Беларусь потеряла почти 30% товарооборота с РФ
и 21% — с нашим крупнейшим партнером — Москвой, проиллюстрировал свой тезис
цифрами С.Сидорский.
Потерь избежать удалось только тем предприятиям, которые
активно развивают свои товаропроводящие сети, уточнил премьер-министр и нацелил
производителей заниматься их созданием, а торгово-экономических советников —
всячески им в этом помогать. По его данным, в настоящее время белорусский
производитель имеет за рубежом всего лишь 119 прямых объектов товаропроводящей
сети, через которую при 30-миллиардном обороте в этом году было поставлено
продукции всего лишь на 449 млн. USD. При этом на территории основного
белорусского торгового партнера — РФ — таких объектов всего лишь 78 и проходит
через них только 29% продаваемой продукции. Особенно беспокоит правительство
Беларуси тот факт, что из 119 валообразующих предприятий товаропроводящие сети
имеют лишь 17.
Показательно, что на территории Польши, которая имеет
350 объектов товаропроводящей сети в Беларуси, белорусский производитель
представлен лишь 30 подобными торговыми точками. Причем это не единственное,
чему могут поучиться белорусские предприятия у западной соседки.
Сопоставительный анализ структуры польского и
белорусского экспорта дает основания говорить о том, что в Беларуси недостаточно
продумана экспортная стратегия. Мы поставляем в Польшу нефтепродукты, сырую
нефть, калийные удобрения, казеин и т.д., то есть полуфабрикаты, сырье, в то
время как оттуда к нам везут уже готовую продукцию, обратил внимание белорусских
производителей премьер-министр и призвал ориентироваться на экспорт продукции с
высокой долей добавленной стоимости. «Правительство не устраивает то, что
стратегия экспорта строится на сырьевых рынках», — сказал Сергей Сидорский.
Кстати, отсутствие ориентации на экспорт продукции с
высокой долей добавленной стоимости премьер назвал одним из недостатков
подготовленного проекта Национальной программы развития экспорта. Еще одни
моментом, требующим доработки, по его словам, является отсутствие в этом
документе перспективного взгляда на будущее белорусского экспорта в связи с
изменяющимися жизненными реалиями (расширение ЕС, вступление в ВТО). Разумеется,
что все ориентиры, обозначенные премьер-министром, должны быть основой как
государственного подхода к экспорту, так и проявляться на уровне отдельных
предприятий.
Вполне возможно, что изменится подход правительства к
подбору торговых представителей Беларуси за рубежом. «Мы должны сделать ставку
на практиков-менеджеров, которые знают производство, знают рынки, условия и
правила торговли даже ущерб некоторым предприятиям, мы должны: пригласить лучших
менеджеров из банков, коммерческих структур: и выйти с инициативой к Президенту,
чтобы эти люди представляли торговые интересы нашей страны», — считает
С.Сидорский.
Кроме аспектов, обозначенных премьер-министром,
правительство предлагает активнее вовлекать во внешнеэкономическую деятельность
негосударственный сектор, на долю которого, по словам замминистра иностранных
дел Александра Михневича, приходится 20% экспорта. Для этого имеет смысл
разрабатывать не только отраслевые и ведомственные стратегии экспорта, но и
региональные, считает замминистра. По его мнению, в корректировке нуждается и
подход к организации работы отделов сбыта предприятий, только 1/3 сотрудников
которых имеют высшее образование и лишь каждый 7-й владеет иностранным
языком.
Реализация задуманных мер способна удержать сальдо
положительным, заверил премьер-министр (напомним, что в январе — апреле 2005г.
Беларусь сформировала положительное сальдо во внешней торговле товарами в
размере 480,7 млн. USD, в то время как в аналогичном периоде прошлого года
сальдо было отрицательным в размере 339,5 млн. USD).
|