В школьных учебниках стран СНГ переписали историю и представляют Россию врагом
15.8.2005., Русская Цивилизация
В новом учебном году может измениться подход в
преподавании истории во многих странах СНГ. Речь идет о переоценке роли России.
Юных жителей Украины, Грузии, Молдавии учат тому, что соседняя страна долгие
годы приносила им только вред, сейчас является их главным врагом. Эта концепция
образования уже давно опробована в странах Балтии.
С нового учебного года на Украине будут учить совсем
другую историю, в которой России отведено не самое благовидное место. "Включение
Крымского полуострова в состав Украины было попыткой переложить на ее плечи
моральную ответственность за выселение татарского населения и вынудить взять на
себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни
полуострова", - вот цитата из учебника истории для пятого класса,
рекомендованного министерством образования Украины.
"Учебник далеко не однозначен, – заявила учитель истории
одной из киевских гимназий. – Я на своих уроках по этой теме буду делать
несколько иной акцент. А именно укажу на роль Хрущева как собирателя украинских
земель. Не зря же он и Холмщину хотел присовокупить к Украине".
В этом же учебнике сообщается, что голодомор 1932-1933
годов был организован Москвой специально, чтобы "подавить волю украинцев к
независимости". О том, что тогда же страшный голод разразился и в Поволжье, и на
Кавказе, – ни слова. С этой оценкой украинские историки согласны. Они даже
предполагают, что голод в Поволжье и на Кавказе преследовал те же цели.
В явное замешательство историков приводит сенсационное
утверждение авторов пособия о том, что Украинская повстанческая армия под
руководством Степана Бандеры к 1943 году "освободила от немцев большинство
городов Украины".
Наиболее интересным представляется раздел об "оранжевой"
(для украинских школьников - Помаранчевой) революции. Чиновники минобразования и
науки считают, что "наконец-то история будет восприниматься как что-то личное".
И в то же время утверждают, что "в книгах нет политики". Однако с ними спорят
политологи. К примеру, они указывают на фразу: "Его (Ющенко) победа – это победа
всего украинского народа, который хочет жить богатой и счастливой жизнью". Такая
трактовка удивляет не только нынешнюю оппозицию, но и многих украинцев, которые
голосовали не за Ющенко, а против старой власти.
"Этот курс истории охватывает весь период истории: от
древних времен по сегодняшний день, – сказала Елена Радзивилл, заместитель
главного редактора издательства "Генеза", которое выиграло конкурс
Минобразования. – Описана и вся коллизия выборов, поэтому не вспомнить имена
многих политиков просто невозможно. Указаны и фамилии главных кандидатов,
прошедших во втором туре, и Юлия Тимошенко как глава нового правительства". На
вопрос об объективности Радзивилл отметила, что автор к ней стремился, "но
события совсем свежие, а это мешает".
В учебниках "История Грузии" (10-й,11-й классы) Россия
представлена в качестве империи, проводившей захватническую политику в отношении
своего соседа. Оценка действий России в разные периоды грузинской истории
практически не меняется. В школьном пособии, изданном в 2003 году, делается
простой вывод: "России, как и любой другой стране, стремящейся к захвату земель,
не нужна была единая и сильная Грузия".
Далее рассказывается о том, как в течение 18-19 веков
Россия подчиняла себе отдельные царства и княжества на территории Грузии,
устанавливая военно-оккупационный режим. Авторы пишут о российской колониальной
политике, вследствие которой Грузия потеряла свою государственность.
Представители царского дома Багратиони преследовались, автокефалия грузинской
православной церкви была ликвидирована, проводилась демографическая и социальная
экспансии. На территорию Грузии были намеренно переселены представители других
национальностей. "Руководители российской колониальной политики хорошо понимали,
что представители других национальностей, проживающие в Грузии, всегда будут
опорой России", – заключают историки.
Аналогично оцениваются действия России и в период
новейшей истории Грузии. В учебнике для старшеклассников цитируется "Акт
государственной независимости Грузии", который был принят 9 апреля 1991 года. В
нем, в частности, говорится о том, что "... в феврале-марте 1921 года Советская
Россия грубо нарушила грузино-российский мирный договор 7 мая 1920 года и путем
вооруженной агрессии совершила оккупацию признанного ею же грузинского
государства, за чем последовала ее фактическая аннексия". В Акте сказано также,
что "весь период нахождения Грузии в составе СССР был отмечен кровавым террором
и репрессиями... Скрытая война против Грузии продолжается и сейчас. Ее цель
остановить движение Грузии к свободе и демократии..."
В Молдавии сегодня изучают не собственную историю, а
историю румын. Общих постулатов несколько: Румыния – самая замечательная страна
на свете во все исторические времена, лучше нации, чем румыны, на свете не
существует. Россия же – страна оккупантов. В соответствии с этой грубой схемой,
вопреки исторической правде, все и трактуется. Поскольку плохих румын не бывает,
то, например, маршал Антонеску, которого Гитлер лично благодарил за радикальное
решение еврейского вопроса, оказывается большим либералом и демократом.
Вторая мировая война в этих книжках препарируется
соответствующим образом. Так, в учебнике "История румын. Новейшее время"
сказано, что "молдаване из Транснистрии (так называют Приднестровье в Кишиневе)
не имели иных социальных проблем, чем гнет русских". Румыния оказалась в одной
связке с Гитлером, "находясь между двумя империями, лишившись поддержки западных
стран. Таким образом она становилась возможным объектом нападения как со стороны
СССР, так и со стороны других соседних стран, территориальной целостности стала
угрожать реальная опасность".
Со времени восстановления независимости Латвии было
издано несколько учебников по истории, и тема взаимоотношений между Латвией и
Россией не могла не быть отражена в этих книгах. Согласно программе,
утвержденной Министерством образования и науки, Россия рассматривается лишь в
контексте мировой истории.
Как рассказал латвийский историк Олег Пуляк, в настоящее
время сведения об истории России представлены "очень фрагментарно", полной
картины о том, как развивалось государство, чем оно жило, нет. "Конечно,
школьники информируются о наиболее значительных событиях, связанных с Россией,
например, о Северной войне, но без лишних подробностей". Говоря об истории ХХ
века, Пуляк заявил, что при описании времени, предшествующего Второй мировой
войне, акцент в учебниках делается не на Мюнхенских соглашениях, а на пакте
Молотова – Риббентропа.
Вместе с тем, помимо непосредственно школьного учебника
истории, в прибалтийской республике вышла книга "История Латвии. XX век".
Несмотря на то, что эта книга предназначена "для широкого круга читателей" и не
является обязательной для изучения в школах, многие учителя, особенно в школах с
латышским языком обучения, проводят уроки на ее основе. Издание сразу же
заслужило скандальную славу, ввиду неоднозначности своего содержания. Период с
1940 по 1991 годы называется в книге "оккупационным", а легионеры СС объявлены
"борцами за свободу своей страны".
"17 июня 1940 года в Эстонию прибыло более ста тысяч
красноармейцев. Народ глядел на марширующие войска молча. У многих в глазах
стояли слезы. Не оставалось никаких сомнений: Эстония оккупирована чужеземной
армией", – так рассказывает эстонский учебник истории для начальной школы о
событиях 1939–1940 годов. Пятиклассники в Эстонии узнают о пакте Молотова –
Риббентропа, и о принудительном договоре о советских военных базах, и об
ультиматуме 16 июня 1940 года, и о насильственном включении Эстонии в состав
СССР, и о том, что "сразу же после прихода советских войск в Эстонии начался
политический террор".
Восемь столетий отношений между Эстонией и Россией,
эстонцами и русскими в учебниках рисуются как постоянная череда войн и
нашествий, в которых маленькая Эстония всегда выступала стороной страдающей. За
перечислением сожженных городов, убитых крестьян, разоренных хозяйств в сознании
гимназиста вырисовываются тысячелетний конфликт цивилизаций и убеждение, что
геополитические и культурные корни этого конфликта никуда не исчезли.
"Войско польско Берлин брало" - об этом было известно
еще в социалистические времена. За шестнадцать лет, минувших с начала
общественно-политических трансформаций в Польше, юмор обрел совершенно серьезные
очертания. Да и вся история Польши, начиная от ее слияния с Великим Княжеством
Литовским в конфедеративную Речь Посполиту в 1596 году, была переписана заново.
Любопытно и удивительно, как польские историки после
1989 года стали трактовать военный и послевоенный период. Перелом во Второй
мировой войне наступил благодаря участию польского воинского контингента на
Западном фронте. Восточный театр военных действий был не более чем
вспомогательным. А весь послевоенный период преподносится как тяжелейшее и
черное время советской оккупации. Причем гитлеровская оккупация уже трактуется
как время тяжелое, но не безнадежное, ни в какое сравнение не идущее с
вероломством советской оккупации. И ни одним словом не упоминается о том, что,
не освободи Красная Армия Польшу, до 85% населения этой гордой и суверенной
страны было бы попросту уничтожено в полном соответствии с гитлеровскими
планами.
|