Межнациональные отношения
Другие русские (тоже бишкекские заметки)
03.08.2005.,Диалог KZ
Андрей Щербаков
Жизнь скучна, а женщины дороги.
В Бишкеке все наоборот.
Из записок на манжетах Игоря
Хена
Большинство алматинских журналистов, возвращаясь из
Бишкека, начинают свои материалы с бытописания местных проституток, а
заканчивают комментарием Александра Князева. Оно и понятно - проституток в
Киргизии много, а Князев - один. Между этими двумя открытиями - беглый
сравнительный анализ социально-экономических реалий Казахстана и Кыргызстана, с
выводами, как правило, не в пользу последнего. И революцию-де они неправильно
сделали, и небо у них не такое голубое, и, видно, в понедельник их мама
родила.
Ну, если честно, различий между нами не так уж и много.
Если, конечно, смотреть не на южную и северную, или прочие нефтяные столицы, то
в пути между ними путник найдет такие же умирающие города и села, и царящую в
них нищету, и невежество. А что до проституток, то у нас на душу населения их
будет поболе (зато у них политических партий теперь меньше). Сторонний
наблюдатель вряд ли насчитает более двух различий, глядя на карту: размеры
территории и количество минеральных ресурсов. Да и те окажутся скорее божьим
промыслом, нежели нашим достижением. Мировая конъюнктура цен на нефть -
лотерейный билет, выпавший нам по случаю, а вовсе не потому, что мы революции
правильнее делаем. Вот Моисей евреев сорок лет по пустыне мотал, а нефти так и
не нашел. А ближайшая их родня, которая по папе - сидела себе спокойно в своих
оазисах, не высовывалась - и вся нефть досталась ей. Банки, доставшиеся потомкам
Авраамовым, которые по маме, видимо, были ниспосланы им в виде утешения.
Развалить Советский Союз было несравненно проще при цене
за баррель в 12 долларов. Сейчас бы попробовали - при 60-ти. Хотя рост цен на
нефть спровоцирован уже, скорее, происками лукавого - понятно, что сказывается и
замаячившее истощение мировых запасов углеводородов (в условиях искусственно
сдерживаемого до сих пор поиска альтернативных источников энергии), и
промышленный рост "азиатских тигров", и затеянный Вашингтоном передел мира.
Теперь все страны, имеющие нефтяные запасы - зона стратегических интересов США.
Но при таком раскладе тем более очевидна эфемерность нашей хваленой стабильности
и согласия.
Кто с кем согласен? Алматинские пенсионеры, выживающие
на 50 долларов в месяц, вряд ли согласятся, что их жизнь сытнее, чем у
пенсионеров бишкекских, безуспешно пытающихся растянуть на месяц 15-20 долларов,
которые им причитаются от государства. Июльская прибавка к пенсии - добрый жест
президента - лишь зафиксировал системную проблему казахстанской экономики, ее
импорто-зависимость. Скачок цен откинул уровень потребления казахстанцев на шаг
назад. Сказалась, судя по всему, привычка нашего правительства уповать на то,
что отчитываться за реализацию индустриально - инновационной политики придется
уже другому кабинету в светлом, но далеком 2030 году. Правда, пообещали намедни
возродить нефтехимическую промышленность. Правильно, альтернативу нефти, как
источнику энергии, человечество отыщет довольно быстро, а вот альтернативу
продуктам нефтехимии - никогда. А нефти, по своему качеству только для этого
употребления и пригодной - у нас много, и это - вторая и - хорошая новость.
Но тот факт, что от полноты "закромов Родины" до
социальной справедливости… лежит почти пропасть, нашему народу известен не
понаслышке. И то, что по иронии истории, Казахстан обрел, наконец, младшего
брата, еще не делает этого брата бедным родственником. Мы свою нефть превращаем
в доллары, которые, как выяснилось, на хлеб не намажешь,- а он свою воду - в
электроэнергию. Которую мы, за эти самые доллары и потребляем. По братским, надо
полагать, ценам. Зато, с каким удовольствием казахстанцы ведут себя с бывшими
соотечественниками в Киргизии, так же, как янки ведут себя у нас в Казахстане.
Невесть откуда взявшаяся спесь и надменность. Поросший плесенью вопрос: кто от
кого произошел, рассматривается теперь с высоты положения ведущей державы
региона. Оно, конечно, хорошо - быть первым парнем на деревне, но не худо было
бы и не забывать, что своему имиджу процветающей страны в глазах "мировой
общественности" мы обязаны в основном, количеству дорогих иномарок на улицах
наших обеих столиц, к которым большинство населения не имеет никакого отношения.
За рулем большинства таких "тачек" - лица, явно не отягощенные интеллектом.
Статистика склонна относить эти лица к растущему не по дням, а по часам,
среднему классу, растущий же рейтинг Казахстана в табели о коррупции - говорит
об обратном.
Ну а межнациональное согласие в нашей стране
поддерживается не столько правителями, сколько вековыми традициями казахского
народа, сумевшего впустить к себе многие народы и проникнуться множеством иных
культур, не ассимилировавшись при этом с великими соседями и сохранившими свою
самобытность и язык. Но глобализм, как всепроникающая новая идеология, сегодня
готов поглотить и эти великие традиции.
…Но вот что сразу бросается в Бишкеке в глаза, если по
нему пройтись днем, а не ночью - в городе до сих пор подозрительно много
русских. Может быть, я обратил на это внимание, потому что не так давно мой
приятель, казах, с которым мы ехали междугородним рейсом в Алматы, заметил мне:
"смотри, в автобусе - ни одного русского лица!". Другое дело - бишкекские
маршрутки. Правда, если присмотреться - бишкекские русские - это или старики,
или подростки. Связующее звено - сорокалетние граждане, как будто отсутствуют
вовсе. Судя по всему, они пополнили ряды трудовых мигрантов (по официальным
данным, вне Киргизии проживает до 800 тысяч ее граждан, т.е. - около трети
трудоспособного населения). Тем не менее, русских в Киргизии много, во всяком
случае, гораздо больше, чем обещали многие СМИ сразу после событий 24 марта. И
еще одно сразу становится понятным, хотя и не поддается сравнению - бишкекские
русские, они какие-то… другие. Вид у них какой-то "домашний" - по всему видать:
сами они местные, давно здесь сидят (…как говаривали аксакалы из "Белого солнца
пустыни") .
В скверике у "Белого дома" пытает "за жизнь" тетку с
огромным мешком пластиковой тары Даша Бублик (Состояние KZ). Увидел родное лицо,
обрадовался, подошел послушать. Тетка, хоть и прослужила всю жизнь в уголовном
розыске, люмпеном, а тем паче, нацменьшинством, себя отнюдь не ощущает:
"Мои предки и я сама всю жизнь прожили здесь. Так что
ехать мне отсюда не к кому и незачем. Да и никто особенно нас отсюда не гонит.
Другое дело, что выживать физически все труднее. Если ты стар и один, легче
помереть. Чтобы ни говорили о России - "лапотная", "пьяная", - это по-прежнему
мощное государство. Фабрики и заводы работают, строится страна. Не сравнить с
разрухой в Киргизии. Здесь это хорошо понимают, и свою зависимость от России
ощущают, что называется, кошельком. Многие семьи существуют только на те деньги,
которые переводят из России их родственники, которые только там и смогли найти
работу. Поэтому и к России, и к русским в Киргизии в целом сохранилось доброе,
уважительное отношение.
Кручусь, как умею. Убираю два офиса, сомов на сто в день
собираю пластиковых бутылок, плюс пенсия - трудно, но жить можно". Беседовали мы
с теткой аккурат после штурма "Белого дома", жара стояла несусветная.
Свидетельствую - судя по горам пустой тары - бизнес у тетки должен процветать.
Благо штурмы здесь происходят регулярно.
Даша вспоминает, что по случаю дня рождения Че Гевары ее
пригласили на тусовку в рок-клуб "Цеппелин". Предлагает мне составить ей
компанию и вскоре, под грохот кыргызского рока и рокот паркующихся прямо у входа
в заведение мотоциклов мы цедим пиво и пытаемся уловить потаенный смысл в
ритмично-маршевых пассажах припева:
Я русский, я русский, я русский -
Пусть знает каждый тунгус:
Я русский, я русский, я русский.
Я русский - и этим горжусь!
Позже сам автор, Александр Шапоренко (личность в Бишкеке
легендарная - лидер группы "Брат Фидель") присоединяется к нам.
- Эту песню я написал вскоре после переворота 24 марта,-
говорит Саша. - Собственно, она как-то сама возникла из атмосферы, настроений
тех дней, как наша реакция на панику, когда начался массовый выезд русских из
Киргизии. Хотелось сказать своим малахольным братьям-славянам: хватит
комплексовать! Мы здесь на своей земле - уже пять поколений,- зачем и куда нам
бежать? Мы ни у кого не забирали землю, она такая же наша, как и кыргызов, как и
всех, кто здесь живет. Скажу вам, как историк, и пусть это не покажется
шовинизмом: до 1924 года здесь не было государства. Была территория, за контроль
над которой боролись Коканд, Китай и Великобритания. И были разрозненные
племена, воевавшие друг с другом то с одной, то с другой стороны. Точку в этой
истории поставила Россия - и кому от этого стало плохо? А в 1924 году победила
концепция Ленина, а не Троцкого - именно поэтому теперь на карте мира есть такая
страна - Кыргызстан. Троцкий предлагал сформировать среднеазиатские республики
не по национальному, а по экономическому принципу. Тогда север нынешней Киргизии
был бы прикреплен к Семиречью, а Фергана отошла бы к Узбекистану. Но мои предки
жили здесь задолго до этого события, так почему и куда я должен уезжать?!
- Саша, тут уж не до корней и исторической
справедливости, если люди чувствуют угрозу своему физическому существованию, -
пытаюсь возразить. - Когда национал-буржуазия затевает перевороты - она хорошо
понимает, что должна представить народу виноватых, найти крайнего, чтобы устоять
самой. Помимо дежурного образа вороватого тирана (вылепить убедительный образ
которого в Киргизии так и не удалось за полгода), обычно ищут крайних среди
"чужаков" - русских, евреев, еще кого нибудь. Вот народ и "валит", не дожидаясь
приглашения. А у тебя получается - нет в Киргизии "русского вопроса".
- Да есть, конечно. Извечная проблема - трайбы, в
которые русские не вписываются. А раз трайба рулит - то где власть, там и
экономика. Поэтому и нет русских ни во власти, ни в бизнесе. И все равно -
уезжать, бросать все, что наши предки создавали веками - это не выход. Да и
государство российское к своим то гражданам все никак лицом не развернется, а
что говорить о русских, которые родились здесь. Для России - это другие русские,
да мы и вправду - другие. Редко когда азиатские русские приживаются в России.
Унижение прямо здесь и начинается - в очереди у российского посольства, место в
которой люди занимают с пяти утра. Какое-то взимание денег за ворох
бессмысленных справок… Сходите в посольство, посмотрите, как Родина встречает
"своих" сыновей!
Сходил, посмотрел. Действительно, бардак несусветный.
Правда, есть надежда, что временный - в здании посольства идет ремонт, и люди
толкутся у служебных ворот в ожидании, когда приоткроется железная щель
исторической Родины и рука протолкнет наружу вожделенные бумаги. (Хотя, нет в
России ничего более постоянного, чем временное). Нервные все. Завидев камеру,
толпа злобно заурчала: "На рассвете надо было приходить - а теперь уже не так и
много людей!". "Около полусотни",- говорю. Особенно хлопочет маленькая шустрая
тетка: "Да вы что люди, не понимаете, ему заказали! Показать, как у нас тут все
хорошо!" Да уж, похвалишь - заказали. Поругаешь - опять заказали. Так и осыпают
со всех сторон золотым дождем. Жаль, жена не в курсе, - начинаю заводиться.
Припираю тетку объективом к стенке: "Признавайся, - говорю - ты меня заказала!
Говори теперь, как тебе плохо!" Тетку как ветром сдуло. Народ успокоился,
потянулся к микрофону. Истории у всех похожи друг на друга, мотивы выезда - то
же. Безработица для одних, нищенская пенсия - для других. А еще почти все -
жалуются на несусветные мытарства, через которые приходится пройти, пересекая
транзитом территорию Казахстана. Говорят о поборах и вымогательстве на
казахстанских таможнях и границах. Говорят, что если выразишь несогласие с такой
практикой - тебя могут ссадить с поезда и отправить назад, в Киргизию. А там
круги бюрократического ада придется пройти заново. И для всех - отсутствие
будущего для их детей - некиргизов - главный мотив отъезда…
- А вот и.о. (тогда еще и.о.) Бакиев, - говорю, -
сказал, что если Кыргызстан перестанет быть многонациональным, то он прекратит
свое существование, как государство.
- А вот посмотрим, что он скажет, а главное, сделает,
после выборов, - отвечают.- В любом случае, от нас уже ничего не зависит.
В очередях всегда зрят в корень. И впрямь, интересно, о
чем это он шептался два часа с глазу на глаз с Рамсфелдом после выборов в
Бишкеке? О том же, о чем громогласно заявлял в Астане вместе с президентами
стран ШОС до выборов? Так и не признался журналистам. Невоенная тайна. Не иначе,
"русский вопрос" обсуждали. Не забыть спросить у Князева… Одно ясно -
предвыборная PR-кампания закончилась, а вместе с ней и все клятвы на вечную
дружбу с Россией. Началась реальность, и американские подводные лодки в степях
Кыргызстана - это не кошмарный сон, а необходимая мера в борьбе с международным
терроризмом и дело ближайшего будущего. И России вообще, а не только "другим"
русским, возможно, придется уйти из Кыргызстана, как уже пришлось уже уйти из
Таджикистана. По законам глобальной арифметики. Эти 800 тысяч кыргызских
гастрабайтеров, которые работают в основном, в РФ и РК, высылают своим семьям в
среднем и как минимум, по сто долларов в месяц. Тогда в месяц должно поступать в
КР около 80 миллионов долларов. Значит, в год - около миллиарда. Но эти деньги,
как и другие инвестиции, приходят в страну снизу, а деньги, которые могут
предложить американцы "на развитие и укрепление демократии" и
антитеррористическую деятельность - где нибудь в Оше, например, придут "сверху".
Торг здесь, как говорится, неуместен. Так что Рамсфелду с Бакиевым, судя по
откровениям кыргызского министра обороны, прямо противоположным астанинскому
заявлению новоиспеченного кыргызского же президента - было о чем поговорить.
Интересно, участвовал ли в этих переговорах Кулов?
Так что же, исход русских из Киргизии - выдумка
газетчиков или реальность? С этим вопросом я пошел к Ермолаеву Юрию Николаевичу,
руководителю Представительства МВД России по делам миграции в Киргизской
республике.
- По итогам первого полугодия 2005 года миграционная
ситуация в Киргизии по известным причинам остается напряженной, - сказал Юрий
Николаевич. - За шесть месяцев в Представительство ФМС России в КР обратились за
консультациями 14081 человек, подали ходатайство о предоставлении статуса
переселенца 6882 человека (2921 семья), выдано 840 разрешений на переезд (1078
человек). Для сравнения: по состоянию на 1 июля 2004 года обратилось за
консультациями около 5000 человек. Подали ходатайство о предоставлении статуса
переселенца 2956 человек (1289 семей), выдано 780 разрешений на переезд (967
человек).
- Отражают ли эти цифры реальную картину миграционного
процесса?
- Нет, конечно, не полностью. Ведь многие выезжают, не
обращаясь к нам, а пытаются устроиться на свой страх и риск, или с помощью
родственников, уже проживающих в России. Кроме того, не все едут непременно в
Россию. Кто-то уезжает в Казахстан, кто-то в Германию, в другие страны.
- Да, жители казахстанского Кордая (бывшая Георгиевка)
говорят, что по их ощущениям, вся Киргизия переезжает к ним жить. А кто
уезжает?
- Характерно такое распределение переселенцев в РФ по
этническому и возрастному составу: 84,87 % - русские, 6,87% - украинцы, далее -
татары (2.54%), немцы (1.98%), корейцы (0,39%), киргизы (0,31%). Всего
представители 40 национальностей. 70,13% - трудоспособное население, 8,28%-
пенсионеры, остальные - учащиеся и дети дошкольного возраста.
- А куда едут?
- 10,51 % выезжающих намерены обосноваться в Москве и
области, 7,13% - в Белгородской области, 4,82% - в Воронежской, 4.56% - в
Краснодарском крае. Едут в Новосибирскую область, Алтайский край. Всего в
адресах переселенцев 76 субъектов РФ.
- Понятно, что пик выездов пришелся на весенние месяцы
этого года. А как теперь, можно ли говорить о стабилизации?
- В настоящее время количество граждан, обращающихся
ежедневно в Представительство, близко к обычным для летнего периода показателям
- 60-70 человек. По данным Нацстаткома КР за 5 месяцев этого года динамика
миграционных процессов значительно повысилась: из КР в РФ выбыло 7035 человек,
прибыло из РФ в КР - 855 человек, миграционный отток составил - 6180 человек.
Интересна статистика в национальном разрезе: из выбывших в Россию 4041 -
русские. На втором месте представители титульной национальности (!) - 1321
человек. Далее - узбеки (427), украинцы (381), татары (279), немцы (115) и т.д.
За аналогичный период 2004 года выехало из КР в РФ всего 4722 человека.
- А кто эти люди, которые вернулись?
- В основном пенсионеры. Тут есть небольшая хитрость,
уловка с их стороны. Некоторые, выезжая, делают вид, что покидают страну с тем,
чтобы оформить в России пенсию, а потом вернуться и жить на нее здесь. Мы это
знаем, но смотрим на такую практику, что называется, "сквозь пальцы". В том, что
развалилось некогда единое государство, на которое эти люди проработали всю
жизнь, а теперь не могут просто прокормиться, они не виноваты.
- Русские из Азии - как они адаптируются на новом месте
в России? Или остаются - "другими"?
- Я не психолог, но знаю, что человек, выросший здесь,
ментально имеет мало, что общего с человеком из Пензенской области, например. Но
именно они, "другие" делают, чаще всего, успешную карьеру. Потому что отличаются
предприимчивостью, они духовно богаче, потому что впитали в себя культуру и
обычаи других народов.
- Тогда что заставляет их уезжать отсюда?
- В основном плачевное экономическое положение. Конечно,
случаи бытового национализма бывают, но это явление - и в других странах - не
редкость, в том числе и в России. Вообще-то, Киргизия до сих пор являет собой
образец для подражания по отношению к другим, не титульным этносам. Правда,
время от времени появляются листовки провокационного содержания. Вот совсем
свежая, ее прямо у нас на заборе и вывесили. В ней говорится о фактах
притеснения русских в Бишкеке. По ним было проведено расследование, факты не
подтвердились.
Что ж, цифры, как это часто бывает, говорят сами за
себя. Но за их уютной вязью кроется совсем другая правда, о которой молчит
официальная статистика. Русские уезжают сегодня из Средней Азии не потому, что
ощущают угрозу своей физической безопасности. Более 70 процентов выезжающих -
это люди трудоспособного возраста, отдающие себе отчет в том, что в сложных
экономических родоплеменных отношениях азиатских элит им нет места и
предпочитающие начать жизнь с начала на чужбине, чем горе мыкать на родине. По
сути, ни один из центрально-азиатских лидеров в разное время и под давлением
разных внешнеполитических обстоятельств не продвинулся в своих гарантиях русским
дальше посула: "Не уезжайте. Вам ничто и никто не угрожает". То есть - резать
вас не будут, все остальное - в ваших руках. С разной степенью достоверности
можно утверждать, что эти гарантии не были нарушены. Ведь никто не обещал
защитить русских от выдавливания из бизнеса и управления государством ввиду
отсутствия их кланово-родовой или жузовой идентификации. Проблема "других"
русских - в самих русских. Будучи оставленными, кинутыми своей исторической
родиной, старшее поколение, как правило, хорошо образованное или имеющее высшее
образования, вынужденно согласилось с борьбой за физическое выживание, как
образом жизни, путем мытья полов и собирания бутылок. Их детям, кроме скромного
трудового участия в сфере обслуживания, тоже ничего не предложено.
И русские, видимо следуя внушенному им чувству вины (по
Шапоренко), покорно следуют предначертанной им новыми независимыми государствами
судьбе. В чем виноваты потомки тех, кто ехал в Среднюю Азию по велению единого
государства строить индустрию и внедрять поголовную грамотность, никто не
уточняет. Но, надо признать, что комплекс колонизатора был навязан и успешно
внедрен в сознание "других" русских, оставшихся в Азии. Интересно, кем?
Судя по тому, что "русский вопрос" практически исчерпан
в Туркмении и Таджикистане (за явным отсутствием самого предмета вопроса), этот
же вопрос теряет теперь свою актуальность, как это часто бывает - после выборов
- в Киргизии.
Зато он опять появляется в Узбекистане сразу после
андижанских событий и визита Каримова в Москву, и в Казахстане - на волне
националистических настроений в канун президентских выборов. На днях Каримов
продемонстрировал, не в пример своему киргизскому коллеге, последовательность в
своих новых отношениях с Россией и внес окончательную ясность по вопросу
присутствия американской военной базы в Узбекистане. Американцам было предложено
в течение менее трех месяцев вывести базу с территории страны. Возможно,
какие-то политические дивиденды перепадут от этого решения и русским гражданам
Узбекистана, и российскому бизнесу, который, как известно, всегда приходит вслед
за политиками.
В Казахстане же единственным последовательным защитником
интересов русских всегда был и остается сейчас… казах Назарбаев. Он же является
единственной точкой опоры самой России в регионе.
Уже слышу знакомое: заказали! Но давайте-ка вспомним,
кто придумал и реализовал те самые 10 шагов навстречу простым людям, кто
обращается к своим гражданам (а не только к политической и бизнес элитам!) с
Посланием и на русском языке - вызывая тем самым опасное для себя недовольство в
определенной части своего окружения. Кто совсем недавно отказался подписывать
выгодный пока только американцам нефтепроводный проект, но подписал
беспрецедентный по объемам добычи и совместным инвестициям нефтяной проект с
Россией? Кто, в конце концов, оставаясь союзником международных
антитеррористических организаций, не поступился интересами национальной
безопасности - и не только своей страны, но и России? Даже самые ярые критики
Назарбаева вынуждены будут признать, что большинство действующих сегодня
интеграционных институтов на территории Содружества - были инициированы
казахстанским лидером. Логическим венцом внешнеполитической карьеры Назарбаева
может и должен стать Центрально-Азиатский Союз, необходимость создания которого
продиктована самим временем, но идея - Назарбаевым.
Как бы мы не надували щеки в Киргизии, по-настоящему
киргизы завидуют нам только в одном. Как сказал мне бишкекский таксист (а
таксисты, как известно, лучше всех разбираются в геополитике): - Вам, казахам,
повезло. У вас президент - настоящий мужик!
Трудно не согласиться. Уж нашему точно - на
корпоративной президентской вечеринке мысль сыграть ложками на лысине
"калинку-малинку" никому в голову не придет. И не только ввиду отсутствия
лысины. Да и кто ж виноват, что среди кыргызских политиков пока оказался только
один настоящий мужик. Да и тот - Бермет Акаева.
Между тем, положение русских в Казахстане немногим
отличается от русских в Киргизии, и не всегда в лучшую сторону. Та же унылая
покорность обстоятельствам, в силу которых русские практически отлучены от
управления государством и участия в серьезном бизнесе. Как бы не хлопотал за
русских казахстанский президент, один - в поле не воин. Апатичность русского
электората, как своеобразная изнанка великоросского шовинизма, в который раз
готова сыграть с "другими" русскими злую шутку, когда единственной экономической
нишей для их потомков может стать только сфера обслуживания. И чтобы там не
говорили про нежелание русских учить казахский язык, владение государственным и
для самих казахов сегодня еще не является определяющим условием каръерного
успеха. Известно, что при обсуждении в обществе каждого нового назначения во
власти активнее всего подвергается пересудам не заслуги или квалификация
назначенца, а какого он роду-племени, "чьих будете". "Четвертый жуз" в этих
назначениях никак не участвует - и в большей степени - по причине
самоустранения. И даже если назначить, к примеру, перед выборами господина
Марченко (Павлова и… а "рыжих" больше и нет!) премьером, положения вещей в
стране в целом это не изменит и паритета не установит. Сегодня в Казахстане нет
ни одной политической партии или иной силы, кроме президента, системно и внятно
отстаивающей интересы русских. Может показаться, что и нет их вовсе, интересов.
Формально существуют несколько не очень доброкачественных новообразований под
русским флагом, запоминающиеся перед выборами активной беготней с крапленой
"русской картой", а после выборов - дележкой нажитого имущества и взаимными
претензиями по поводу "нарушения конвенций". В промежутке между выборами ни одна
из этих партий ни разу не отметилась сколь нибудь значимой, запоминающейся
инициативой в разрешении "русского вопроса". Историю вопроса русского партийного
строительства в Казахстане давно и точно изложил Петр Своик, нет смысла
повторяться.
Но как бы то ни было, повторюсь - виноваты в сложившейся
ситуации сами русские, то ли уповающие на традиционное авось, то ли всерьез так
и не озаботившись другим вечным славянским вопросом: "Камо грядеши?" Похоже,
русские внутренне не склонны считать Казахстан, своим постоянным местом
пребывания, подсознательно связывая по традиции, всю свою уверенность или
неуверенность в завтрашнем дне с волей доброго "царя-батюшки" - в нашем случае -
Назарбаева. Может быть, именно поэтому русская община так и не смогла выдвинуть
из своей среды представителя своих интересов, лидера, сравнимого по своей
харизматической силе и даром убеждения хотя бы с Жириновским. И, хотя, русским в
Казахстане от скандального своего бывшего соотечественника вреда больше, чем
проку - у нас и такого нет. Как писал в свое время Виктор Кияница в бытность
свою собкором "Московских новостей", реагируя на приснопамятные предложения
Солженицина по поводу обустройства России: "Когда в России заговаривают о правах
русских в Казахстане, первыми вздрагивают в Казахстане сами русские". Спустя
годы, теперь с уверенностью можно сказать, что в Казахстане уже никто не
вздрагивает, а в России уже никто не говорит. В то же время надо отдавать себе
отчет в том, что грядущие президентские выборы в Казахстане - возможно,
последний исторический шанс для "других русских" проголосовать не просто за
уверенность в завтрашнем дне, до следующих выборов, но и сформулировать и
отстоять свои требования о реальном, а не декларативном равенстве
возможностей.
Так же необходимо русским понять, наконец, что для
гармоничного сосуществования необходимо учить казахский язык, хотя бы потому,
что владение языками делает человека богаче, и не только духовно. Конечно, для
массового изучения языка не готово еще само государство. Русский, равно как и
другие языки, мы изучали еще совсем недавно бесплатно, а теперь нам предлагается
выучить государственный из своих скудных средств. Но надо принять, что просто
нет другого выхода: или учи, или уезжай. Но ведь в основе - то нежелания учить
язык страны, в которой ты живешь - это наше дремучее византийское чванство.
Качество, которое успешно наследуется и возвращается к нам той же монетой. Один
мой знакомый русский, по рождению владеющий казахским (по отзывам -
безукоризненно) признался мне, что в последнее время избегает общаться с
казахами по-казахски, потому что все чаще встречает в ответном взгляде
настороженность или едва скрываемое злорадство: "Что, припекло? А ведь можете,
если прижмет!". Конечно, трудно бывает понять, почему это Алматы Алма-Атой
назвать не моги, а вывеску на магазине "Россия" поменять на "Ресей" - можно.
Но хорошо бы русским усвоить, что казах, который тебя
обидел - это еще не все казахи. А казахам - знать, что русский, который тебя не
понял - это еще не все русские. Пройдет время, и вся эта накипь взаимных упреков
сойдет, схлынет. Уже пришло поколение и русских, и казахов, далекое от дремучих
амбиций прежних поколений. Но это же новое поколение несет в себе и скрытую
угрозу новых глобалистских ценностей, не имеющего ничего общего с
интернационализмом старших. Грядет время жестоких прагматиков, живущих
сегодняшним днем в стремительно развивающимся обществе потребления, как говорили
еще недавно - в "мире сытой бездуховности". Им будет не до наших споров.
…У таксиста в машине хрипит из динамиков Высоцкий, в
такт мыслям и мелькающим за окном пригородам Бишкека. Там где у них начинается
Киргизия, у нас кончается Казахстан. Георгиевка-Кордай, возможно, - будущий
кыргызский анклав. На каком-то языке там будут говорить через двадцать лет? И
переселенцы какой волны будут называть этот поселок своей родиной? И подпоют ли
Высоцкому:
Мы антиподы,
Мы здесь живем.
У нас здесь анти-
Координаты.
Стоим
На пятках мы
И на своем,
И кто не с нами -
Тот - антипяты!
З.Ы.
Следуя законам жанра, побеседовал в Бишкеке о текущем
моменте с более-менее симпатичной (нашел такую с трудом) проституткой и с
Александром Князевым (нашел легко). Отвечая на мой вопрос о влиянии революций,
штурмов и наблюдений за выборами на доходы ее цеха, девушка, как и ожидалось,
подтвердила, что приток оранжевых предводителей, наблюдателей и журналистов по
часто предлагаемым самой Историей поводам, привел к тому, что цены на услуги
жриц любви по сравнению с прошлым годом выросли втрое. Правда, сокрушалось она,
если кто и "поднялся" в цехе за время революции, так это не девушки, а их
хозяева, которые целый месяц меняли их любовь на холодильники, компьютеры и
другую утварь из разграбленных супермаркетов. "Квартиры себе обставили, суки, а
мы отрабатывали",- призналась девчонка. Сама она в день переворота в Бишкеке
отсутствовала, о чем жалеет до сих пор. "Уж ручка Акаева точно мне бы
досталась", - зачарованно шепчет она. "Нафига она тебе?", - спрашиваю. "А
представляешь: я - и с ручкой президента!", - гордо вскидывает голову
"амазонка".
А Князева я попросил прокомментировать исход русских из
Киргизии. КАА, хитрован, прищурился и сказал: "Я тебе лучше анекдот на эту тему
напомню. Стоят двое евреев, беседуют. К ним подходит третий и говорит: я не
знаю, о чем вы тут говорите, но ехать надо!"
|