О состоянии и перспективах миграционной политики РФ
25.08.2005, «Русский архипелаг»
Валерий Тишков
Нужно признать, что оценкой эффективности
государственной миграционной политики и органов, ее осуществляющих, должен стать
приток мигрантов в России. Если они не обеспечивают этого, тогда эти службы не
нужны
Интервью Валерия Тишкова, директора Института этнологии
и антропологии РАН, член-корреспондента РАН, члена Глобальной комиссии ООН по
международной миграции, члена экспертного Совета при Совете Безопасности РФ,
сетевому изданию "Кремль.org".
— Валерий Александрович, что такое миграционная политика
страны сегодня?
— Это, в первую очередь, политика по обеспечению притока
населения в страну. Иными словами — политика по обеспечению миграции в страну,
по ее регулированию и по адаптации мигрантов на новом месте жительства. Вот три
составляющие миграционной политики в общемировом контексте. Должен сказать, что
все мировое сообщество озабочено притоком мигрантов в целях демографического
роста и удовлетворения потребностей рынка. Второй пункт, который обеспечивает
миграционная политика, это регулирование иммиграции — меры во избежание всяких
нарушений, нелегальных или нерегулярных мигрантов, как их называют сейчас во
всем мире, поскольку, нелегальный мигрант — это не очень точное название. И
третий приоритет миграционной политики, это адаптация. До сегодняшнего дня
осуществлялась политика не миграционная, а антимиграционная. Мы практически
закрыли миграцию в нашу страну при потребности как минимум в 800 тысяч мигрантов
в год. И, конечно, такая политика, на мой взгляд, представляла большую угрозу
национальной безопасности России. Особо подчеркну, угрозу национальной
безопасности представляет не сама миграция, а то, как понимали миграционную
политику наши власти до сегодняшнего дня.
— Какие проблемы при выстраивании миграционной политики
государства необходимо решать в первую очередь?
— В существующих на сегодняшний день проектах меня
радует признание важности адаптации мигрантов в Российской Федерации. Но нужно
здесь сделать как минимум еще два шага. Нужно признать, что оценкой
эффективности государственной миграционной политики и органов, ее
осуществляющих, должен стать приток мигрантов в России. Если они не обеспечивают
этого, тогда эти службы не нужны. Во-вторых, необходимо наладить контроль над
миграционным потоком. Нам нужна миграционная амнистия в отношении тех мигрантов,
которые переехали в Россию еще с советскими паспортами. Амнистией мы бы решили
половину проблем, а затем смогли бы спокойно заниматься теми нерегулярными или
нелегальными мигрантами не из бывшего СССР, которые подпадают под эту категорию.
В-третьих, из-за нашей глупости и ограниченной миграционной политики мы потеряли
исторический шанс забрать близкое нам по культуре, по представлениям, по
поведению и даже по генотипу население бывших советских государств (это особенно
касается Молдовы и Украины), и пополнить тем самым наш демографический ресурс.
Например, наказать Молдову за ее антироссийские демарши, мы могли бы, не высылая
молдаван из России, а забрав 300 тысяч молдаван, прекрасных работников,
христиан, русскоговорящих.
— Но это спорный вопрос. Вы же знаете, что не все
население России благожелательно относится к переселенцам.
— Все наши исследования показывают, что рядовые граждане
вполне нормально контактируют с людьми другой национальности, и в поселках, и в
деревнях живут и дагестанцы, и азербайджанцы, и армяне, и россияне вполне
нормально прибегают к их услугам, с ними взаимодействуют. Но население часто
находится под воздействием пропаганды, которая идет со стороны политиков,
которые постоянно связывают преступность с миграцией. Это большая ошибка. С
другой стороны, если поставить того или иного мигранта в ситуацию, где ему
абсолютно нечего делать, как только украсть или же ограбить? Если ему
недоплачивает работодатель, если его держат в грязи и в антисанитарии, то, какую
реакцию мы можем ожидать от человека, поставленного в такие условия?
Антимиграционизм в России, это большая проблема, в значительной мере
спровоцированная не только политиками, но и теми, кто недоплачивает мигрантам,
используя их труд, пользуясь их безвыходным положением. Это и крупные
строительные компании, которые всегда готовы выслать, не выплатив за последние
полгода зарплату. Есть случаи, когда высылают сотни молдаван-рабочих, уже
выполнивших половину контракта. Это большой вопрос этики и гражданской совести
россиян, которые используют труд мигрантов, недоплачивая им за счет как раз
антимигрантских фобий.
— И все-таки, почему Россия заинтересована в мигрантах?
— Россия заинтересована в мигрантах, как и все
европейские страны развитого и среднеразвитого уровня поскольку, естественный
рост населения во многих странах носит отрицательный характер. В России
смертность давно превышает рождаемость. Это свойство всех развитых стран с
достаточно высоким или средневысоким уровнем населения. И сокращение населения
России вызвано не плохими условиями жизни или ухудшением, или кризисом, а
наоборот, улучшением условий жизни. Такая демографическая ситуация будет
сохраняться и в будущем. Все страны от Норвегии до Италии в последние 20 лет
обеспечивают прирост населения за счет мигрантов. Россия сталкивается с такой же
необходимостью. Еще в советское время между переписью 1979-89 года из союзных
республик в Российскую Федерацию приехало больше людей, чем, например, за период
переписи 89-2002 года. Тогда они воспринимались как граждане одной страны,
теперь они воспринимаются как иностранцы. Обладая огромной территорией и
достаточно слабыми потенциями для воспроизводства своего населения, Россия не
сможет развиваться без мигрантов.
|