Демография: Считай - москвич
Публикуемая ниже статья вызвана
решением президента России создать Комиссию по демографии и посвящена проблеме
адаптации мигрантов в Москве. Авторы считают, что демографические перекосы в
Москве в, конце-концов приведут к образованию в ряде районов мегаполиса
гетто и пытаются дать рекомендации по решению этой проблемы.
«Русский Newsweek», № 30 (60), 15-
21.08.2005.
Мария Железнова, Евгения Письменная, Алексей Аметов
Начинают и выигрывают
Юрий Сулейманов, 72-летний армянин, и Октай Мамедов,
45-летний азербайджанец, страстно болеют за московский "Локомотив". Оба 15 лет
назад приехали в Москву из Азербайджана: Сулейманов бежал от межнациональной
вражды, Мамедов - от безработицы. Армянин Сулейманов живет в общине сородичей на
юго-западе Москвы, в Вострякове, а Мамедов - среди своих на северо-востоке, в
Гольянове.
И Востряково, и Гольяново - места компактного проживания
национальных общин. Они пока что не изолированы от окружающего их города: рядом
по-прежнему живут русские, которые не хотят и не могут уехать от своих новых
соседей. Но уже скоро представителей меньшинств станет намного больше, и в
столице могут появиться настоящие гетто с четким делением на своих-чужих. С
вопиющей бедностью и криминалом.
Пока миграцию пытались запретить с помощью прописки,
милицейских рейдов и прочих никчемных средств, демографический кризис стал едва
ли не главной проблемой центральных районов России. А богатой Москвы,
притягивающей к себе многих жителей бывшего СССР, в особенности. Как стало
известно Newsweek, Владимир Путин в ближайшее время создаст комиссию по
демографии, которую возглавит вице-премьер Александр Жуков. Ее задача - сделать
так, чтобы в России не было гетто, населенных "чуждым элементом". "Нам нужны
мигранты, - объясняет Newsweek высокопоставленный источник в правительстве. - Но
только те, которые приедут в Россию навсегда и могут иметь детей. Те, кто смогут
хотя бы во втором поколении превратиться в русских. В русских не по
национальности, а в широком смысле. Надо думать, как их расселять, как
адаптировать, как учить их детей, чтобы они смешивались с коренным населением и
не превращались в изолированное общество".
Проблема в том, что экономике - и шире, обществу -
сейчас нужны совсем другие мигранты. Большинство, по статистике, приезжают в
среднем на 8 месяцев и увозят на родину в среднем $600, чтобы потом снова
вернуться на заработки. Специалист по социальной и политической географии из
Института географии РАН Ольга Вендина - автор исследования "Москва этническая" -
считает, что Россия, и в особенности столица, нуждается именно в
неквалифицированных кадрах. Город хочет, чтобы мигранты работали не учителями и
врачами, а дворниками, продавцами, строителями - тяжелая работа, маленькая
зарплата, никакого престижа. Их руками столичный средний класс делает в своих
квартирах недорогие ремонты и заправляет свои машины.
Говорят - мигранты, подразумевают - кавказцы. За 13 лет,
прошедших между переписями 1989-го и 2002-го, доля русских в столице сократилась
с 90 до 85%. 90% - это почти постоянная величина в последние 50 лет. И вот
теперь баланс легко нарушен. Гораздо меньше стало и евреев (сейчас их около 0,7%
против 2,1 в конце 1980-х и 6% в 30-е), а также немцев и прибалтов. А украинцев
и татар - второго и третьего по численности этносов Москвы - в сумме сейчас
всего на полпроцента больше, чем армян, грузин и азербайджанцев вместе взятых.
Их доля в населении Москвы за 13 лет увеличилась в 5 раз - с 0,9 до 4,5%. По
словам Ольги Вендиной, они превратились в самую заметную этническую группу
столицы. Заметную настолько, что никто из москвичей никогда не поверит, что
"этих" - всего-то жалкие 4,5%.
Как образуются гетто
Что хорошо сейчас, то чревато тяжелыми последствиями в
ближайшем будущем. Приезжие научились ненавидеть милицию про себя, а вслух ее
хвалить. Они умеют коллективно обороняться от набегов националистов. Скоро,
наверное, научатся не замечать напыщенных коренных москвичей. Вот этих мигрантов
и придется превращать "в русских в широком смысле слова".
"Я категорически не хочу быть москвичом. Я
азербайджанец, бакинец, был, есть и буду, сколько я тут ни проживу", - говорит
человек 35 лет. Он у себя дома - на типичной московской улице в Восточном
округе. Кругом полно его соотечественников, и он чувствует себя уверенно в свой
нелюбви к местным. Только фамилию называть не хочет - мало ли что. Раньше, когда
он только приехал в Москву - а было это 12 лет назад, - он ухаживал за русскими
девушками. Но так и не женился. "Из своих девушку выберу. Не хочу быть мужем
второго сорта при жене первого", - цедит он.
Общиной жить проще. 35-летний Карим Абдулов
рассказывает, как его принимали в других районах столицы. "Вот как я в Теплый
стан съездил, там со скинхедами пообщался, - показывает на большую царапину на
бритой голове. - Это здесь, в Гольянове, их нет. Они знают, что азербайджанцев
тут много и что мы сможем ответить. И милиция нас охраняет". Кругом - его вторая
родина, серые многоэтажки постройки 70-х, автовокзал и кольцевая автодорога.
Гетто еще нет, а фольклор про них уже есть. Фольклор,
конечно, жуткий - например, прославившийся в Интернете памфлет националиста из
столичного района Марьина роща. Его рассказ, выдаваемый за правду жизни, о том,
как братья Ахмед и Мовсар сначала скупили магазины, потом их двоюродный брат
стал участковым, а его жена - паспортисткой. "Район превратился в своеобразный
филиал веселого южного городка. Мужчины ходят в тапочках по улицам, бодро
толкуют о своих делах, - все больше раздражается автор. - Недавно прямо под моим
окном добродушное семейство открыло своеобразный местный ночной клуб для своих
земляков". Разумеется, заканчивается все трагически - посетители "клуба"
бросаются на местных жителей с криком "бей белых!" и окончательно захватывают
район. Под памфлетом - комментарии таких же нацистов-фантазеров, обсуждающих,
как уничтожить "баранов" и как избавиться от их трупов.
На самом деле перерождение обычного бедного квартала в
этнический происходит постепенно. Оно начинается не с приезда мигрантов, а с
распада инфраструктуры и уменьшения числа образованных людей до 30%.
Увеличивается доля сдаваемых в аренду или продаваемых квартир: их освобождают
те, кто больше не хочет жить в "плохом" районе, и те, кто вконец опустился. В
это жилье въезжают мигранты.
Делить людей по цвету паспорта и кожи коренные жители
начинают, когда доля таких новоселов доходит до 10–11%. Этого достаточно, чтобы
аборигены района разобрали, кто из приезжих кто, и навесили на них ярлыки. В
наших краях "плохими соседями" считают кавказцев. Когда же количество этих
"нехороших парней" достигает критического уровня (западные социологи считают,
что 17%, но для России этот процент пока не определен), репутация района
портится окончательно. Все, кроме мигрантов, уезжают, и квартал превращается в
гетто, где концентрируются бедность и криминал.
По счастью, москвичи в частности и россияне в целом за
последние пятнадцать лет стали особенно тяжелы на подъем - даже больше, чем в
1989-м, - и очень редко меняют место жительства. Гетто не нужны и самим общинам
- они слишком разнородны. Армянин-профессор предпочтет жить среди русской,
еврейской или грузинской профессуры, а не среди армян-рабочих. "Мы так будем
балансировать еще несколько лет, но я не берусь предсказывать, когда может
наступить перелом", - прогнозирует Вендина.
Но чем больше мы будем давить на мигрантов, тем ближе
окажемся к гетто. Ненависть к мигрантам похожа на ненависть к лимитчикам в
советское время. Их так же эксплуатировали и так же презирали. Их так же никогда
не считали за своих, как бы они ни старались.
Бакинские азербайджанцы
На работе, в азербайджанском ресторане "Кристина" в
Гольянове, он носит на груди карточку "Саша, администратор". На самом деле он не
Саша, а Судеиб по фамилии Гасымов: "Саша - это только для ресторана". Он приехал
в Москву из города Хачмаса в северном Азербайджане 10 лет назад. С посторонними
говорит, как Иешуа у Булгакова, все вокруг для него "добрые люди".
Сначала перебрался один, без семьи, хотя ехал к
знакомому ("Друг мой Ашур, еврей, позвал") работать за хорошие деньги ("Я очень
высокой квалификации повар"). И жилье было ("Друг мой Ваня, русский, помог").
Жена, сын-шестиклассник и дочка-дошкольница приехали два года спустя, когда
глава семейства нашел постоянное жилье ("Хорошая русская женщина помогла,
Валентина Васильевна"), оформил регистрацию и получил все легализующие семью
документы.
Гасымов за 10 лет жизни в Москве сменил пять квартир:
четыре в Гольяново и одну на Соколиной горе - все в Восточном округе. Здесь
проще найти работу и жилье - через знакомых по общине. Сам Судеиб помог
обосноваться здесь не одному десятку соплеменников. А в гости к русским соседям
- "хорошие люди" - не ходит.
Октай Мамедов, тот, что болеет за "Локомотив", тоже себя
считает москвичом - просто потому, что живет здесь с 1990 г. Он "бомбит" на
красной "копейке" возраста независимого Азербайджана, но еще достаточно
приличной для того, чтобы приехать на ней в маленькое национальное кафе на
задворках Черкизовского рынка. Здесь собираются самые разные люди: от владельца
оптовой овощной базы до продавцов с рынка, пьют чай и смотрят футбол. Милиция их
не беспокоит, знает, что проблем с регистрацией у гольяновских азербайджанцев
нет. Но Октай все равно хотел бы жить на родине. Каждому человеку лучше живется
среди своих обычаев: "Я могу их исполнять, и никто на меня не посмотрит не так".
Дочку выдал замуж на родине - там отметили так, как надо. И живут они с зятем
тоже в Азербайджане - там привычнее.
Старшему сыну переезд в Москву дался тяжело. Он плохо
знал русский, и в 8-й класс школы его брать не захотели. "Да и не нужно ему
образование в школе, где учителя на рынке заодно продавцами работают. Чему они
его учить будут - торговать? Торговать азербайджанцы сами умеют".
Обитатели Гольянова, может, и не в большом восторге от
своих соседей, но массового переселения из района пока не наблюдается. Хотя
есть, конечно, и те, кто уехал. "Я не парюсь, потому что мне все равно ехать
некуда", - со смехом говорит Михаил Елистратов, 30-летний автомеханик из
Гольяново. Он здесь родился, здесь и пригодился. Нашел себе жену, здесь живет с
ней и пятилетним сыном. "А азербайджанцы… Ну они разные есть. К нам на сервис
приезжают. Кто-то нормальный - ну такой, как мы. Кто-то на понтах - царь горы
прямо". В его доме снимают квартиры две азербайджанские семьи, у купивших жилье
в центре русских семей. "Эти соседи с детьми, тихие, не орут".
Но такое вынужденное и настороженное межнациональное
перемирие вряд ли продлится долго. Скоро представителей "меньшинств" в столице
станет намного больше. Сейчас при регистрации в загсе доля новорожденных от
русских родителей составляет лишь 55%, а еще 4 года назад их было 70%. Как
говорит руководитель московской миграционной программы Сергей Смидович, дело не
в количестве детей в семье, просто среди мигрантов больше людей детородного
возраста - приезжие, главным образом, люди 29–40 лет. Много детей у мигрантов -
это хорошо, говорит Смидович, если бы не они, Москва была бы первой в списке
российских городов с критически низкой рождаемостью. И добавляет чиновничье
заклинание: "Нужно сделать их москвичами". В центре и на западе столицы вот
получилось.
Бакинские армяне
В советское время география расселения народов СССР по
Москве была не этнической, а социальной. Рабочие - среди них преобладали татары
- селились вблизи промышленных районов, где строилось жилье для лимитчиков.
Служащие - в большинстве своем русские, армяне и евреи - оседали в центре города
и в новых кооперативных районах на юго-западе и северо-западе. Среди партийной
номенклатуры преобладали украинцы, которые предпочитали кварталы вдоль
правительственного Кутузовского проспекта. Тогда же сформировались и
представления о престижности районов.
Со времен последней советской переписи границы
расселения изменились. Теперь на карте есть как традиционные этнические адреса,
так и новые, "социальные" - в соответствии с изменениями источников дохода.
"Новые" москвичи-украинцы теперь селятся вдоль окраин и в московских районах за
пределами МКАД (среди мигрантов много строителей, работающих на подмосковных
стройках), армяне и азербайджанцы предпочитают жить ближе к большим рынкам. Так,
например, образовалась азербайджанская община в том же Гольянове: этот
изначально небогатый район примыкает к циклопическому Черкизовскому рынку.
У бакинских армян, которые уже больше 15 лет живут в
микрорайоне Востряково на юго-западе Москвы и официально считаются россиянами и
москвичами, этот адрес вообще появился "по разнарядке", а теперь - кандидат на
звание первого московского гетто.
Решением московских горкома и горисполкома в 1989 г.
группу беженцев из Баку - как армян, так и русских - поселили вместе. Часть - в
Новых Черемушках, на улице Наметкина, часть - в Вострякове. В середине 1990-х
обе группы, опять-таки по решению властей, соединились в Вострякове, хотя те,
что побогаче, остались в теперь уже престижных Черемушках в тени небоскреба
"Газпрома".
21-летний бакинец Артем и его одноклассник Саша (юрист
по образованию и музыкант по призванию) слишком молоды, чтобы хорошо помнить
подробности жизни в Баку. Помнят дух. Кое-что там точно было, как здесь, в
Вострякове: те же шашлыки по вечерам ("Но мы тихо сидим, никому не мешаем
спать"), то же уважение к родителям, нарды, в конце концов. "Моя бабушка
говорит, Москва портит людей, - рассказывает Артем. - Но это только слабого
характером можно испортить. Тех, кто помнит Баку, я думаю, эта порча не
коснется. А вот наши соседи, которые уже здесь родились - кому лет по 13–14, -
по ним влияние Москвы заметно". Курят, шатаются без дела, спортом не
занимаются.
Армяне, в отличие от азербайджанцев, очень уж стараются
дать своим детям высшее образование. Артем - студент третьего курса медицинского
факультета Университета дружбы народов, поступил со второй попытки, но зато на
бюджетное - бесплатное - место. Саша окончил Московскую юракадемию, он
криминалист, работает пока в банке специалистом в отделе потребкредитов ("Но это
временно!"). "У меня в группе люди 20 национальностей, - рассказывает Артем, -
есть и ереванские армяне, так они меня одергивают: мол, если ты армянин, так
почему по-русски говоришь? А мы в Баку привыкли, что русский - это язык
межнационального общения, язык, который все понимают. Зачем обособляться?"
Парни говорят, что для соседей община открыта. На
шашлыках, которые часто вспоминают востряковцы, бывают, по словам Саши, и
солнцевские, и университетские друзья.
А вот чиновники считают компактное заселение бакинских
армян в Вострякове ошибкой. Правильнее было бы распылить общину по всем десяти
округам столицы, размышляет Сергей Смидович из московского правительства,
например, по квотам в 100 человек на округ.
Расселение Вострякова уже идет, но вяло. Уезжают не
армяне, а коренные обитатели микрорайона, которым не нравится, что армян стало
много, объясняет Смидович. Но неприязнь к приезжим, как правило, все же не так
сильна, чтобы соглашаться на районы, куда предлагают поменяться власти - совсем
уж за город.
Зато за русских готово вступиться "Движение против
незаконной иммиграции" (ДПНИ), Оно появилось три года назад, сразу после
массовых столкновений с армянами в подмосковном Красноармейске. Директор местной
табачной фабрики армянин, и в городе много его соотечественников. Конфликты были
и раньше, но в 2002 г. бытовая ссора в кафе переросла в многодневную войну с
жертвами.
Эмблема организации на сайте представляет собой невинный
дорожный знак "остановка запрещена" - по форме они стараются отходить от
нацистского стиля. Это-то и опасно, предупреждают правозащитники. Александр
Верховский - руководитель аналитического центра "Сова", занимающегося проблемами
экстремизма в России, жаловался Newsweek, что ДПНИ - это "пиарщики и адвокаты
национализма", которые могут подобраться к вершинам власти, как Ле Пен во
Франции. Они участвуют в судах над националистами и мигрантами, активно проводят
PR-акции и штудируют различные научные исследования из области социологии и
этноконфликтологии. А представитель ДПНИ Александр Белов вообще говорит, что
привечает скинхедов на своих митингах, чтобы отваживать их от беззакония.
Белов даже читал исследование Вендиной, но суть его
воспроизводит весьма приблизительно: "Если неславянского населения больше 5%, то
коренные чувствуют себя неуютно. Если больше 30%, то русские начинают уезжать".
Вольно цитирует Белов и одну из теорий криминальной социологии: "Когда из
традиционного общества эмигрант попадает в цивилизованное, то у него пропадает
табу и он совершает преступления". А раз государство межнациональными проблемами
не занимается, то ими займутся скинхеды и футбольные фанаты с монтировками,
прогнозирует националист.
Армянин Юрий Сулейманов и азербайджанец Октай Мамедов
потому и выбрали "Локомотив", что у него, в отличие от ЦСКА и "Спартака", нету
своей националистической группы поддержки. На его стадионе, примыкающем к
Черкизовскому рынку, никто не крикнет знаменитый уже клич: "Россия - для
русских, Москва - для москвичей!"
|