Интеграция без взаимности
25 августа 2005 г.,
«Ольвия-пресс»
Андрей Моспанов
Европейский мистер
«нет»
На днях Брюссель вновь дал понять постсоветским странам,
что не только в ближайшие годы, но и в среднесрочной перспективе они не
имеют шансов на вступление в Европейский Союз. Ведущий эксперт Центра
европейской политики Майкл Эмерсон высказал мнение, что мораторий на расширение,
взятый Евросоюзом после провала Евроконституции, затянется на десять лет. Это
значит, что интеграция в ЕС для таких стран, как Молдова и Украина,
откладывается в «долгий ящик». Сегодня вряд ли целесообразно вообще говорить о
ней.
Заявление влиятельного брюссельского эксперта не стало
чем-то неожиданным для наблюдателей. Он, в сущности, лишь повторил то, о чем не
раз уже говорили европейские политики. Еще в прошлом году еврокомиссар по
вопросам расширения Гюнтер Ферхойген заявил, что постсоветские
государства, в том числе и Молдова, в течение ближайших десятилетий могут даже
не рассчитывать на вступление в ЕС. Ферхойген выразился вполне
определенно: «Членство в ЕС не стоит на повестке дня для этих стран, и
точка».
В начале 2005 года, еще до того, как французы и
голландцы сказали «нет» Евроконституции, комиссар по внешним связям и политике
соседства Бенита Ферреро-Вальднер исключила возможность присоединения Молдовы,
Украины и Грузии к Евросоюзу. «Надо отказаться от мечты относительно вступления
и построить практические отношения», - подчеркнула Бенита Ферреро-Вальднер в
интервью агентству Reuters.
29 мая и 1 июня во Франции и Нидерландах прошли
национальные референдумы по вопросу о поддержке Евроконституции. После их
отрицательного итога тема интеграции новых членов в Евросоюз вообще была
«заморожена». Эксперты считают, что неудача голосования по Евроконституции в
немалой мере связана с негативным отношением «старых европейцев» к
расширению ЕС.
1 мая 2004 года к Евросоюзу присоединились сразу 10
государств (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Кипр, Мальта,
Латвия, Литва и Эстония). Нельзя сказать, что ЕС сделал удачное приобретение –
экономические показатели и уровень жизни практически во всех странах (за
исключением Мальты и Кипра) ниже среднеевропейских, в некоторых аспектах -
существенно ниже. «Евросоюз в целом заметно обеднел», – писала в конце 2004 года
немецкая газета «Handelsblatt».
Разница в экономическом развитии влияет на общественные
настроения. «Старые европейцы» опасаются миграции из стран-«новичков», ухудшения
ситуации на рынке труда и роста безработицы. По мнению экспертов, эти страхи в
числе прочего и привели к отрицательному результату в ходе голосования по
Евроконституции во Франции и Нидерландах. «Люди голосовали не «за» или «против»
Конституции, а против политики, проводимой Брюсселем… Референдум по Европейской
Конституции превратился в неофициальный протест по поводу расширения ЕС с
15 до 25 членов», - отмечал французский философ Андре Глюксманн в интервью
радиостанции «Немецкая волна».
В Брюсселе восприняли этот сигнал, и присоединению к ЕС
новых членов был дан резкий «стоп». После событий во Франции и Нидерландах
представители Центра европейской политики заявили, что «даже со вступлением
Румынии и Болгарии в ЕС сегодня нет полной ясности» – не говоря уже о таких
периферийных странах, как Молдова.
В сентябре нынешнего года в Германии должны пройти
досрочные выборы в парламент страны (бундестаг). Если правящие социал-демократы
потерпят поражение (по последним данным, это вполне вероятно), к власти
придут христианские демократы, которые, скорее всего, займут еще более жесткую
позицию в отношении присоединения новых членов к ЕС. Вопрос о вступлении в
Евросоюз постсоветских стран (в том числе и Молдовы) будет окончательно
закрыт.
Буферное пространство для
Европы
Несмотря на все эти очевидные факты, в Кишиневе
продолжают, что называется, «биться лбом о стену». Президент Владимир Воронин на
любых конференциях и встречах напоминает, что «европейская интеграция – это наша
стратегическая цель». Официальная пресса выходит с оптимистическими
«еврозаголовками» - «Наш общий дом – Европа третьего тысячелетия», «Преодолеть
любые препятствия на пути европейской интеграции» и др. Министр иностранных дел
РМ Андрей Стратан, игнорируя заявления высокопоставленных европейских
чиновников, утверждает, что «к 2007 году Молдова имеет все шансы стать
ассоциированным членом ЕС». К ассоциированному членству, по мнению главы МИДа,
должна привести реализация трехлетнего Плана действий Молдова-ЕС. В Кишиневе
возлагают большие надежды на этот документ, считая его своеобразным «окном в
Европу».
Независимые эксперты скептически смотрят на безудержный
оптимизм молдавских политиков. Дело в том, что содержание Плана действий (ПД) не
дает повода для каких-либо завышенных ожиданий. Почти все специалисты (в т.ч. и
западные), анализировавшие документ, говорят, что он весьма неконкретен.
Европейская бюрократия, в сущности, не очерчивает никаких ясных перспектив для
Молдовы, уклоняясь от предметных определений. «Жесткий пряник от Евросоюза», -
так в свое время назвала План действий российская Газета.SNG.
«Переговоры по ПД велись некачественно, скорее всего, по
вине европейских институтов, чем по вине молдавского правительства. Главной
проблемой ПД является то, что большинство его пунктов – это обязательства
Молдовы, в то время как обязательства ЕС обозначены нечетко», - констатирует
французский аналитик румынского происхождения Нику Попеску.
Молдова обязана провести серьезные реформы
политико-экономической системы, однако каких-либо «евродивидендов» в результате
этого ей никто не гарантирует. Таков подтекст Плана действий, который в Кишиневе
сегодня называют «прорывом», «исключительным успехом» и т.д.
Отдельные высказывания высокопоставленных европейских
чиновников и экспертов проливают свет на то, какую роль Евросоюз готовит для
Молдовы. Комиссар единого рынка Евросоюза Фриц Болкенштайн в своей книге с
красноречивым названием «Границы Европы» (2004) пишет: «Европе следует оградить
себя буферными государствами от Сирии, Ирана, Ирака
и России. От ближневосточных государств ЕС должна защищать Турция, а от России –
Белоруссия, Молдова и Украина. Буферные государства ни в
коем случае не следует принимать в ЕС».
В перспективе буферное пространство будет ограждать
Евросоюз, например, от неконтролируемой миграции из стран «третьего мира».
Предполагается, что в результате социальных, военных и климатических катастроф,
которые ожидаются в ближайшие 20-40 лет, масштабы миграции резко возрастут.
Беженцы из районов бедствия будут стремиться в благополучные страны Европы.
Здесь Евросоюзу и потребуется буферный «щит», сдерживающий поток мигрантов. На
территории таких государств, как Молдова, будут размещаться крупные транзитные
центры для нелегалов.
В Европе эта идея уже обсуждается на высшем уровне. «Мы
должны более решительно бороться с нелегальной иммиграцией. У нас есть выбор:
либо дождаться, пока эти проблемы захлестнут Европу, либо мы будем действовать,
решая насущные вопросы», - заявил представитель Германии Отто Шили на совещании
министров внутренних дел стран ЕС в октябре 2004 года. «Решать насущные вопросы»
предлагается путем создания лагерей беженцев за пределами Евросоюза. Это
неприятное бремя (от которого ЕС отказывается) должны взять на себя и
постсоветские государства.
Возвращение России (вместо
заключения)
Из всего перечисленного видно, в какую авантюру
вовлекает Молдову её нынешнее «красно-оранжевое» правление (оно, между прочим,
обещает такое же «европейское будущее» и Приднестровью). Вступление в Евросоюз,
о котором постоянно говорится, – это всего лишь многоуровневая мистификация
официальных кишиневских «политтехнологов». Она продолжается, что в свое
время только усилит обратный эффект. Подобный эффект наступит тогда, когда
население Молдовы осознает, что ни присоединения к Евросоюзу, ни свободы
передвижения по странам ЕС ему не «светит». Негативные эмоции и протестные
настроения, вызванные неоправдавшимися надеждами, станут бумерангом для
«красно-оранжевых».
Предстоящее десятилетие будет временем разочарований в
европейских перспективах Молдовы. Настанет период болезненного избавления от
иллюзий. Эксперты говорят о том, что Россия может воспользоваться этим и вернуть
свое политическое влияние в Молдове. «Европа нам поможет», - иронически, но не
без оснований отмечают различные московские издания.
Россия, пользуясь конституционным кризисом в ЕС и
равнодушным отношением евробюрократии к постсоветским странам, может
предложить Молдове и другим государствам СНГ собственные политико-экономические
проекты и на длительную перспективу вовлечь их в орбиту своего влияния. Страны
бывшего СССР смогут при этом стать не «буфером», а участниками возможных
интеграционных союзов. Для этого, правда, необходима смена нынешних
антироссийских элит новой политической формацией.
Ряд западных аналитиков полагает, что Россия сумеет
«завоевать» постсоветское пространство в случае удержания низких цен на
энергоносители. Вряд ли – схема «дешевый газ в обмен на дружественные отношения»
была малоэффективной в 90-е годы, а в последнее время она вообще потеряла смысл.
Льготная тарифная политика со стороны Москвы не мешала элитам в Молдове или,
например, Грузии проводить антироссийский курс.
«Стоит задуматься о целесообразности дальнейшего
спонсирования местных элит посредством заниженных цен на энергоносители», -
пишет эксперт российского Института Европы Николай Кавешников. «Спонсирование»
нужно свернуть, а высвободившиеся финансовые ресурсы направить на прямую работу
с населением постсоветских стран, в частности, на формирование пророссийского
общественного мнения. Следующим шагом станет выдвижение политических элит,
которые смогут потеснить «красно-оранжевых».
|