Назарбаев как политический долгожитель
24.08.2005. РИА
"Новости"
Дмитрий Косырев
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев будет
баллотироваться на предстоящих президентских выборах, которые планируются на
начало декабря нынешнего года. Отвечая в прямом телеэфире на вопросы зрителей
Назарбаев подчеркнул , что "…по Конституции я имею право баллотироваться и если
парламент примет такое решение (о проведении выборов), я буду
баллотироваться".
Назарбаев мог бы стать премьер-министром обновленного
СССР в августе 1991 года – такая должность ждала его по итогам реформирования
Союза, задуманного тем летом Михаилом Горбачевым. Вместо этого Назарбаев стал не
только рекордсменом политического долгожительства в СНГ (наряду с Исламом
Каримовым и Эмомали Рахмоновым), но, главное, наиболее успешным из постсоветских
лидеров.
Сам факт того, что лидер много лет удерживается на
высшем посту, еще ничего не означает. Это процедура, допустимая по конституциям
множества государств, а не только Казахстана. Премьер-министр Великобритании
может править сколь угодно долго – пока его партии вручает большинство в
парламенте британский избиратель. Куда труднее быть лидером, добившимся успеха.
Послужной список Назарбаева сравним с достижениями других азиатских лидеров,
получивших в своем время новорожденную страну с сомнительными перспективами на
выживание, и оставивших своим наследникам экономическое чудо. Как это было,
например, в Сингапуре или в некотором смысле – в Малайзии, с которыми часто
сравнивают сегодня Казахстан.
История показывает, что на той стадии развития, на
которой Казахстан находился в последние 15 лет, сильная власть необходима как
главная несущая конструкция экономической стабильности. Это опыт многих
государств – Китая, Японии, Тайваня, Малайзии и так далее. Другое дело, что
"сильных" и "долгоживущих" режимов в мире куда меньше, чем режимов успешных.
Успех Назарбаева – и не только на предстоящих ему
выборах, а и в более высоком смысле – очень серьезный вопрос для всей
центрально-азиатской политики.
Во-первых, Казахстан – центрально-азиатский маяк
процветания и успеха, вторая после России страна СНГ по достигнутым
экономическим показателям. Средний казах сегодня в шесть раз богаче среднего
киргиза. А создаваемая новая столица страны, Астана – для многих людей в регионе
наглядный символ того, что Центральная Азия вовсе не обречена на отсталость и
деградацию, на последние строчки в мировых рейтингах.
Конечно, ключом к процветанию Казахстана была и остается
нефть. Но есть нефтяные страны, где масса населения мало выиграла от богатства
своих недр.
Во-вторых, именно Казахстан может стать испытательным
полигоном противостояния политической системы разрушительным и игнорирующим волю
избирателя "цветным революциям".
Официальная Астана – не единственная столица, где
заявляют, что "здесь цветная революция невозможна". Обычно следует пояснение,
что "Казахстан не Киргизия". Но в том-то и дело, что "цветные революции" чаще
происходят не от бедности, а, наоборот, от начавшегося роста – и связанного с
ним имущественного расслоения, и нетерпения среднего городского класса увидеть
множество долгожданных перемен. В Киргизии же, в силу ее бедности, сценарий
"цветной революции" как раз сорвался на фальстарт, в самом своем начале приведя
к неожиданному для всех бунту мародеров.
Вся необходимая формула "цветной революции" именно в
Казахстане налицо. Это и новый средний слой, привыкающий к иному стилю жизни. И
новые группы предпринимателей, не отказавшиеся бы от некоторого передела
влияния. И то, что большая часть из примерно 60 миллионов тонн добываемой
Казахстаном нефти идет на экспорт, а около 80% нефтяной отрасли принадлежит
иностранцам, которые вполне могут профинансировать выгодный себе исход выборов.
И единственный тут источник гибкости – это растущая доля российского и
китайского капитала в этой отрасли.
Решившемуся баллотироваться на новый срок Назарбаеву
предстоит доказать, что с экспортом цветных революций можно бороться, что выборы
могут проходить и без бесчинств толпы, желающей принять только один вариант их
исхода. Может он также продемонстрировать прецеденты контроля за иностранным
финансированием организаций, пытающихся влиять на национальный избирательный
процесс. А также – что отец независимости сможет успешно передать власть
следующему поколению руководителей, которые поведут его страну дальше.
|