Узбекистан ищет новых союзников
28.08.2005.
IWPR
Филип Нубель
Порвав с США, Ташкент укрепляет связи с Россией и
Китаем
Ни для кого не стало неожиданностью, когда 29 июля
Ташкент официально потребовал от правительства США вывести свой воинский
контингент с авиабазы "Ханабад" на юге страны, где американские военные
дислоцируются уже несколько лет. Трения в отношениях между Узбекистаном и США
возникли и нарастали с 13 мая - после известных событий в г. Андижан. Решение
Ташкента знаменует собой крутой поворот во внешней политике Узбекистана с далеко
идущими последствиями, как для самой страны, так и для всего региона Центральной
Азии.
После терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и
Вашингтоне Узбекистан в числе первых заявил о солидарности с США, открыто
поддержав американскую военную кампанию в Афганистане, а позднее - и в
Ираке.
В то время Ташкент выглядел в некоторой степени
аутсайдером среди государств Центральной Азии, которые не спешили в объятия
Вашингтона, действуя с оглядкой на традиционного союзника - Россию.
Чуть позже примеру Узбекистана последовал и Кыргызстан,
пустив американских военных и технику на авиабазу "Манас" близ Бишкека. Однако,
в отличие от консервативного Узбекистана, политика администрации прежнего
кыргызского президента Аскара Акаева была изначально направлена на поддержание
равновесия между интересами России и Запада, поэтому военное присутствие США в
Кыргызстане выглядело более логичным.
До 2005 г. отношения между Ташкентом и Вашингтоном
оставались дружественными, если не сказать сердечными. Альянс был выгоден обеим
странам. США неожиданно обрели в Узбекистане нового союзника в мусульманском
мире, да еще имеющего общую границу с Афганистаном, а Узбекистан получил
определенный вес на мировой арене, не говоря уже о значительной военной и другой
финансовой помощи.
Разрушительный и, как оказалось, смертельный удар
двусторонним отношениям был нанесен в мае этого года. 13 мая в г. Андижан
узбекские правительственные войска расстреляли толпу безоружных демонстрантов,
убив, по некоторым данным, более 700 мирных граждан, в том числе - женщин и
детей.
Ташкент поспешил свалить все на исламских экстремистов,
но США, как и страны Европы, потребовали провести независимое международное
расследование. Слишком много имелось свидетельств тому, что в Андижане на самом
деле была расстреляна демонстрация рядовых граждан, вышедших на митинг протеста
против невыносимых социально-экономических условий, сложившихся в стране.
Несмотря на давление со стороны международного
сообщества и завуалированные политические угрозы из Вашингтона, Ташкент твердо
стоял на своей версии об исламском следе в андижанских событиях и отказывался
допустить в регион международных экспертов.
В июле появились первые серьезные признаки того, что
американо-узбекские отношения находятся на грани разрыва. 5 июля в столице
Казахстана Астане прошел саммит глав государств Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС) в составе КНР, России, Узбекистана, Кыргызстана,
Таджикистана и Казахстана. По итогам саммита - явно по инициативе Ташкента -
было принято коммюнике, поставившее под вопрос обоснованность дальнейшего
пребывания войск США и их союзников на территории Центральной Азии.
Инициатива Ташкента была активно поддержана Москвой и
Пекином. Поэтому ни для кого не стало неожиданностью, когда 29 июля МИД
Узбекистана официально уведомил Вашингтон о необходимости в течение 180 дней
вывести все войска и технику с авиабазы "Ханабад". Вопрос только в том, что
сулит Узбекистану и всему региону столь резкий отход первого от выгодного
стратегического партнерства с США.
Для Узбекистана это означает, в первую очередь -
усиление международной изоляции и ухудшение перспектив проведения необходимых
социально-экономических реформ.
Уже многие годы различные международные организации - от
ЕБРР до ОБСЕ - пытаются добиться от Ташкента экономических реформ как основы для
решения проблем бедности и растущего социально-политического напряжения в
обществе. Ведь в Узбекистане проживает половина населения Центральной Азии - 26
млн. человек. Ташкент же всегда отстаивал право "идти своим путем"
реформирования экономики. А тем временем, по всей стране нарастали протестные
настроения, достигшие своего апогея в Андижане, показывая, что медлить с
реформами больше нельзя.
И вот теперь Ташкент вновь разворачивается лицом к
своему традиционному союзнику - России, которая с радостью примет "блудного
сына" и не спросит строго за жестокую расправу над собственными гражданами.
Китай, имеющий свои геополитические интересы в регионе, станет для него новым
крупным экономическим партнером.
Москва и Пекин не видят необходимости проводить
независимое международное расследование по Андижану, полностью поддерживают
официальную узбекскую версию событий и не будут прессинговать Ташкент по поводу
проведения экономических реформ. Что, собственно, тому и нужно.
Теперь, когда Узбекистан официально порывает с США,
остальные государства региона задумываются, как им быть дальше.
Кыргызстан, после небольших колебаний, разрешил
американским войскам и технике пока остаться на территории авиабазы "Манас".
Таджикистан, на территории которого имеется российская военная база, пока
сомневается, стоит ли идти на дальнейшее сближение с Западом, или будет
благоразумнее сохранять нейтралитет. Ведь в Афганистане, с которым у Душанбе
протяженная общая граница, до сих пор неспокойно.
|