Омурбек Текебаев: Парламент готов освободить Бакиева от ненужных попутчиков
26.08.2005. Вечерний
Бишкек
Елена Авдеева
Если бы наша страна называлась не Кыргызстаном, а
датским королевством, можно было бы определить нынешнюю политическую ситуацию
известной фразой классика: неладно что–то. Казалось бы, политические страсти
должны уже улечься, ан нет - напряженность почти осязаема. И опять страна в
нервном ожидании: что–то дальше будет? Откуда эти невидимые вихри враждебные и
грозовые разряды и во что выльется в итоге для каждого из нас не ослабевающее,
а, напротив, усиливающееся политическое противостояние некоторых сил. Об этом
сегодня "Вечерка" спрашивает торага Жогорку Кенеша Омурбека Текебаева.
- Давайте, Омурбек Чиркешович, сразу выясним, как вы
относитесь к инициативе Топчубека Тургуналиева разогнать нынешний парламент?
- Отношусь спокойно. Это его конституционное право. Тем
более что с Топчуке мы вместе не раз пытались распускать тот или иной парламент.
Еще легендарный - считая его состав коммунистическим, старым. Роспуск же
нынешнего состава Жогорку Кенеша может быть угодным некоторым политикам, чтобы
потом сформировать более удобный, более послушный парламент.
- Сам собой возникает вопрос: не стоял ли за этим
президент Курманбек Бакиев? Как раз ему первому это было бы выгодно.
- Не знаю, кто стоит. Но вижу: нынче есть достаточно
мобильные, обладающие финансами люди и организации. И хотя я знаю не слишком
высокие возможности некоторых своих товарищей по оппозиции, на этот раз
Топчубеку, кажется, удается собрать нужное количество подписей.
- Как–то будет проверяться подлинность подписей?
- Обязательно. Депутаты в своих округах - лидеры, это
показали выборы. У них есть ресурсы и возможность установить жесткий контроль за
процессом. Тотальное нарушение закона во всех округах может быть чревато
непредсказуемыми последствиями.
Все, действительно, упирается именно в законность. У нас
очень высокая планка явки избирателей на выборы или референдумы. Каких трудов
стоили нынешние президентские выборы! Парламент с ходу менял законодательство,
чтобы как можно больше людей могли в них участвовать. (Без перегибов не
обошлось, некоторые чиновники в "обеспечении" явки перестарались. Но я никоим
образом не намерен подвергать сомнению победу господина Бакиева. В любом случае
он победил.)
Так вот. Если будут назначены новые выборы (а каждые
выборы или референдум - это огромные деньги, которых у страны просто нет), мы
получим по сути тот же состав парламента. Но о нем будут уже говорить, что это
парламент, который избирался при Бакиеве. Нынешний состав избирался при Акаеве,
он Бакиеву ничем не обязан, и это позволяет ему быть достаточно самостоятельным.
Хотя, по логике, если личность стремится угодничать перед главой государства,
она будет угодничать перед любым президентом.
Кстати, депутаты сами говорят: мы не против досрочных
выборов. Но давайте сначала пересмотрим саму организацию государственного
управления, в том числе и выборов. Нужно полностью менять избирательную систему,
чтобы толщина кошелька кандидатов или количество родственников не давали ему
преимуществ. И лишь потом приступать к формированию нового парламента.
- С системой как таковой, наверное, вам тоже придется
бороться. Например, тот факт, что президент сам решил стать председателем
Конституционного совещания и настаивает на изменении его состава, многие
рассматривают как его попытку затормозить реформу, похоронить разработанный уже
проект и в итоге перекроить Конституцию под себя. Ваш комментарий.
- Когда созывалось совещание, исполнительная власть была
недовольна, что мы ограничили ее участие в нем. Она получила квоту в десять мест
и сильно возмущалась, что это несправедливо.
А ранее между кандидатами в президенты и парламентом
накануне выборов было заключено соглашение - не скажу, что джентльменское.
Ведущие политические силы страны до конца не верили друг другу, и поэтому
основные свои договоренности они закрепили письменно. Кандидаты признали факт
существования Конституционного совещания, основные принципы, по которым должны
быть проведены реформы, и обязались в случае избрания в течение двух месяцев
после вступления в должность внести законопроект новой Конституции в действующий
Жогорку Кенеш. Соглашение было подписано и Бакиевым.
- Кстати, о соглашениях! В дни революции Курманбек
Бакиев фактически сам себя провозгласил президентом и сам себя назначил
премьер–министром. И только спустя несколько дней он благодаря парламенту
получил статус, пресловутую легитимность. Наверняка между вами на тот момент
тоже существовали некоторые договоренности.
- В тот момент не было легитимной государственной
власти. И парламент очень взвешенно и разумно поставил перед собой задачу номер
один - ее создать. И наши иностранные друзья, международные организации,
Евросоюз в частности, и страны СНГ тоже говорили: "Главное, ребята, -
стабильность. Надо быстро сформировать легитимную власть, которую должно
признавать население - нравится ему она или не нравится, признавать ее
законность и подчиняться. Иначе у вас будет хаос, бардак и даже гражданские
столкновения".
- В тот момент именно вы лично, и правда, были
единственным легитимным представителем власти. Почему не воспользовались
моментом и себя не провоз-гласили исполняющим обязанности президента?
- История распоряжается по–своему. Я 15 лет готовил себя
к роли главы государства - и этого никогда не скрывал. Был осмотрителен в
подборе политических партнеров, не участвовал в сомнительных мероприятиях. Но
ситуация сложилась так, что история прошла мимо меня, вернее, уготовила мне
другую миссию. Наша партия "Ата–Мекен" со своими сторонниками активно
участвовала не только в мартовских событиях, она "захватила" власть еще раньше в
семи районах юга и в Оше. Однако мы в своем большинстве выступали за проведение
выборов в конституционные сроки. А в последний момент на волне революционных
настроений оказалась другая группа - тех, кто требовал досрочных выборов. Они и
были признаны восставшим народом истинными революционерами. (Кстати, я не меняю
своих принципов. Уже сегодня аналитики отмеряют Бакиеву разные сроки правления,
но я по–прежнему считаю, что смена Бакиева должна пройти в сроки, установленные
Конституцией.)
Не знаю, недостаток это или достоинство, но я не боюсь
идти на непопулярные шаги. Пусть история рассудит. Тогда, в марте, парламент
принял решение об отставке Аскара Акаева, а не импичменте. До сих пор эта часть
населения за такое решение дает негативную оценку парламенту (чем, очевидно, и
пытается воспользоваться Топчубек Тургуналиев). Больше всего в политическом
смысле доставалось мне. И по сей день многие избиратели и политики меня обвиняют
в том, что изменил делу революции. Но прошло несколько месяцев, и пройдет еще
несколько, и, думаю, даже самым непонятливым станет ясно: это был единственно
верный шаг. Исторически необходимый.
Если бы не было добровольной отставки прежнего
президента, мы не могли бы назначить новые выборы - это противоречит нормам
Конституции. В противном случае через год или два, когда ослабнет позиция
Бакиева, - а это естественно, эйфория проходит, и если не будет конкретных дел
(и даже если будут!), то через время популярность госдеятеля спадает - его
противники могли бы обвинить его в том, что выборы прошли незаконно. Но сейчас
такая возможность исключена.
- Ага! Получается, что, по сути, именно вы привели
Бакиева к власти. А теперь он, попустительствуя роспуску, проявляет черную
неблагодарность. Но что было бы, если бы парламент не утвердил его в те дни
премьером?
- Кстати, у парламента тоже не было полномочий назначать
его премьер–министром, ибо это делает только президент страны. Но ситуация была
тупиковая, безвыходная. И тут парламент как единственный законно избранный орган
присвоил себе право назначить премьера. Я заявил тогда: "Пусть это будет
единственное нарушение норм Конституции!". У нас не было другой возможности
разрешить кризис власти. И я сам представил Жогорку Кенешу Бакиева.
- И как вам его первые шаги в качестве президента?
Многих они просто шокируют.
- К сожалению, при всем моем желании уменьшить
критическую позицию и увидеть что–нибудь позитивное я должен отвечать честно.
Мне эти первые шаги кажутся не совсем понятными и не совсем логичными. Выборы
прошли 10 июля. Но по каким–то причинам вступление президента в должность
оттянулось на месяц. Это неоправданный шаг. Наверное, инаугурация должна была
пройти сразу же - в походных условиях, скромная, деловая. И в тот же день
президент должен был созвать внеочередную сессию и вынести на согласование
кандидатуру премьер–министра.
- Да! Известно же, что у депутатов была такая инициатива
- прервать каникулы, чтобы быстрее назначить Феликса Кулова премьером.
- Именно. Но, наверное, не все знают, что парламент не
может рассматривать этот вопрос, если он не будет поставлен президентом. О том,
что мы готовы будем собраться на внеочередную сессию, я заявил еще в июне. И до
конца июля депутаты планировали уже утвердить и состав правительства, чтобы в
стране появилась наконец законная исполнительная власть. Но ее нет до сих пор.
Один из членов правительства публично заявил, что парламенту нет необходимости
собираться - пусть отдыхает до сентября.
- Я не понимаю... Получается, рядом с Бакиевым есть
силы, которым выгодна нестабильность в стране?
- Думаю, что в так называемом временном правительстве
есть люди, которые не могут отличить главного от второстепенного. У них нет
целостного видения того, что нам предстоит сделать. В противном случае они не
затягивали бы с процедурами. Сразу - раз! - мы должны были работать. Мы должны
были СПЕШИТЬ работать. Но увы. Страна потеряла два месяца для важнейших,
неотложных дел. Возможно, лишь потому, что для некоторых важен был каждый лишний
день в кресле "и.о.".
- Тем не менее судьба правительства все равно в руках
Жогорку Кенеша. И всем известно, что некоторые члены правительства уже вступили
с депутатами в конфронтацию. Я спрошу прямо: команда Бакиева, которая сложилась
сейчас, наверное, не устраивает парламент?
- Я думаю, тот состав, который сегодня есть, не
устраивает никого - в том числе самого Бакиева. И Кулова, и другие этажи "Белого
дома" - их же там семь, и у каждого есть своя позиция, им вместе работать. Но у
Бакиева, очевидно, есть какие–то обязательства, так что он уже заявил, что
внесет в парламент состав своей команды, которая была сформирована до
президентских выборов. Поэтому многие смотрят сегодня на парламент как на
спасательный круг.
Ну, фактически парламент будет в этом случае крайним. Но
депутаты готовы пойти на это. Пусть сие и не понравится некоторым политикам, я
заявляю: мы можем взять на себя этакую неблагодарную миссию - освободить Бакиева
от ненужных, лишних попутчиков.
Впрочем, персональный состав кабинета министров может
определяться еще и структурой правительства, которая обсуждается сейчас. Так,
пять вице–премьеров, как нынче, стране вряд ли нужны, депутаты считают, что
одного достаточно. Это налагает особую ответственность на самого Бакиева - пусть
он выбирает наиболее достойного. Это будет ЕГО выбор. Количество министерств
тоже, видимо, будет сокращено, опять претендентам на портфели придется
потесниться.
- И все–таки, очевидно, Жогорку Кенешу представят два
альтернативных кабинета - один бакиевский, другой куловский. Все идет к тому.
Как поведет себя парламент?
- Я думаю, что мы в итоге получим компромиссное
правительство. В таких случаях вообще–то принято говорить "коалиционное". Но
коалиция бывает тогда, когда за конкретным представителем правительства стоят
конкретные политические силы - явно. А у нас вряд ли будет до конца понятно, кто
за кем стоит. Поэтому я скажу: компромиссное.
- Не кажется ли вам, что сейчас уже потихоньку
формируется очень мощная оппозиция Бакиеву, которая будет организованнее,
влиятельнее и, самое главное, популярнее, чем была у прежнего президента? Причем
эту оппозицию Бакиев своими шагами и решениями создает себе сам.
- Не создает он! В любом случае оппозиция была бы - это
и есть демократия. И безошибочно действовать в реальной политике тоже
невозможно. Если даже твое решение нравится одной части общества, другой
обязательно не нравится. Поэтому я и говорил о приоритетах. Президент должен
выбрать такое решение, которое пусть будет и непопулярным на данный момент, но в
будущем принесет пользу всем.
Но вы правы в том, что оппозиция Бакиеву будет намного
сильнее и организованнее. (Оппозиция Акаеву была, может быть, сильна морально,
но в организационном плане была просто ничтожна.) И это очень хорошо. В стране
должна быть политическая конкуренция. Только тогда, по моему убеждению, появится
конкурентная экономика. Сегодня у нас кто у власти - тот и контролирует секторы
экономики. Вчера это было акаевское окружение, завтра будет бакиевское или,
может быть, куловское. И это не зависит от их личностей, политических
настроений, позиций. Это естественно.
Но когда в стране будет политическое равновесие, когда
буквально несколько процентов голосов избирателей станут решающими, когда сами
граждане по–настоящему, а не формально, будут определять: кому быть президентом,
кому - премьером, кому - депутатом, только тогда наши политики станут
прислушиваться к общественному мнению. Это мнение и будет определять политику
страны в целом. Мы хотим добиться, чтобы в Кыргызстане возникла именно такая
политическая структура.
|