Кыргызстан: президент теряет интерес к конституционной реформе?
27.08.2005.
Еurasianet
Когда Курманбек Бакиев возглавлял оппозицию, он был
твердым сторонником изменения конституции Кыргызстана и создания надежной
системы сдержек и противовесов. Однако теперь, когда прошла инаугурация Бакиева,
активисты гражданского общества и некоторые политики обеспокоены тем, что новый
президент начинает терять интерес к введению жестких ограничений на деятельность
исполнительной власти.
Движущей силой революции 24 марта в Кыргызстане было
неприятие народом аккумуляции власти в руках тогдашнего президента Аскара
Акаева. После смещения Акаева лидеры временного правительства созвали
Конституционное совещание, на которое была возложена задача разработки проекта
поправок к конституции для перераспределения полномочий между ветвями власти.
Сегодня, через четыре месяца после первого заседания Конституционного совещания,
его работе препятствуют острые разногласия и частое отсутствие кворума.
Бакиев, введенный 14 августа в должность президента,
предлагает внести существенные изменения в систему назначения членов КС,
заявляя, что это может оживить работу над конституционной реформой. Кроме того,
президент возглавил Конституционное совещание – решение, которое было поддержано
спикером парламента Омурбеком Текебаевым.
Активисты гражданского общества подозревают, что
результатом решений, связанных с КС, станет сохранение существующих прерогатив
власти. Возложение на президента ответственности за процесс конституционных
реформ наверняка приведет к конфликту интересов, говорится в заявлении
объединения НПО "Ассоциация центров поддержки гражданского общества". "Мы не
можем допустить повторения ошибок прошлых лет... и сосредоточения власти в руках
одного человека", – говорится в заявлении ассоциации. Если Бакиев станет
председателем Конституционного совещания, это приведет к решениям "в интересах
той ветви власти, которая верховенствует в процессе реформы", утверждается в
заявлении.
По словам Текебаева, убедительная победа Бакиева на
выборах изменила политическую ситуацию в стране, усилив влияние президента.
"Естественно, что те, кто получил огромный вотум доверия народа, имеют право
что-то предложить, защитить средства и пути достижения определенных целей", –
привел слова Текебаева 22 августа телеканал "Пирамида ТВ". "Думаю, что положение
многих членов Конституционного совещания останется без изменений. И все же они
готовы к компромиссам".
После инаугурации конституционная реформа оказалась
отодвинутой на второй план. Президент стремится повысить свою репутацию в глазах
населения, подчеркивая необходимость экономических и социальных перемен и
настаивая при этом на "железной дисциплине" в рядах исполнительной власти. На
расширенном заседании правительства 15 августа Бакиев сказал, что многие
кыргызские граждане "попали в трясину нищеты и поголовного взяточничества". Он
твердо обещал "избавиться" от тех чиновников, которые занимаются коррупцией и
вымогательством денег из граждан.
Эти слова вызывают чувство тревоги у представителей
гражданского общества. Без изменения конституции Бакиев, стремясь выполнить свою
популистскую программу, может легко попасть в ловушку авторитаризма, следуя по
стопам Акаева. В течение многих лет после распада Советского Союза в 1991 г.
Акаев считался наиболее просвещенным из среднеазиатских лидеров, а Кыргызстан
называли "островком демократии". Начиная с 1999 г., когда исламские боевики
начали в регионе партизанские действия, Акаев, как и другие руководители
государств Средней Азии, взял на вооружение авторитарные методы.
Некоторые активисты НПО, в том числе Эдиль Байсалов,
глава Коалиции "За демократию и гражданское общество", говорят, что наблюдают
признаки продвижения администрации Бакиева в этом тревожном направлении.
Например, критике подвергаются чрезмерные расходы на празднества, связанные с
инаугурацией Бакиева и оцениваемые в 500 000 долларов. В интервью 9 августа
кыргызскому еженедельнику "Эркин Тоо" Байсалов отметил, что многие кыргызские
СМИ передают в эфир и публикуют материалы, в которых все чаще раболепствуют
перед президентом. "Мы не должны их [администрацию Бакиева] хвалить, а если мы
видим недостатки [в их работе], нам следует говорить им об этом в лицо", –
заявил Байсалов.
Конституционное совещание состоит из 114 членов, которые
набираются из рядов политических партий и неправительственных организаций.
Десять членов КС, включая Бакиева, являются членами правительства. Совещание
провело несколько заседаний, однако так и не достигло консенсуса по вопросу о
правильном балансе полномочий между ветвями власти. На заседаниях КС обсуждались
вопросы о расширении состава парламента, о лишении депутатов и некоторых
чиновников правительства иммунитета, а также о том, как сделать более прозрачным
процесс назначений в судебно-правовой системе. КС поставил также в повестку дня
обсуждений кардинальный вопрос, касающийся политического устройства страны:
должен ли Кыргызстан быть парламентской или президентской республикой.
Остается неясным, когда совещание завершит свою работу.
Марат Султанов, депутат парламента и член КС, заявил на пресс-конференции в
июне, что процесс изменения Основного закона может затянуться на долгие годы.
"Принимать Конституцию поспешно нельзя, но и не следует растягивать это дело до
2010 г.", – сказал Султанов. "Мы должны четко осознавать, что в октябре 2009 г.,
когда будут новые выборы президента, у нас должна быть принята новая
конституция... Всем заранее должны быть известны правила ‘игры’".
По мнению аналитиков в Бишкеке, некоторые депутаты не
желают перемен, считая, что поправки с необходимостью поставят вопрос о
досрочных парламентских выборах. Легитимность нынешнего парламента остается
предметом споров со времени мартовской революции. Обвинения в подтасовке
результатов парламентских выборов, первый тур которых прошел в феврале, стали
причиной акций протеста, завершившихся смещением Акаева.
Кроме того, интерес общества к изменению конституции
явно снижается. После нескольких месяцев потрясений большинство кыргызских
граждан чувствуют усталость от постоянных политических маневров и теперь
озабочены прежде всего решением личных экономических проблем. Независимый
наблюдатель за процессом выборов из Оша Элдор Халматов заявил EurasiaNet, что
"низкая явка избирателей на июльских президентских выборах свидетельствует о
том, что люди устали от политики".
|