Узбекский фактор кыргызской политики
29.08.2005. Вечерний
Бишкек
Азамат Тынаев
На днях Генеральная прокуратура Узбекистана
распространила заявление, в котором содержатся обвинения в адрес Управления
верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Высший надзирающий орган
соседней страны расценил действия международной организации по перемещению из
Кыргызстана андижанских перебежчиков в третьи страны как защиту террористов и
преступников.
Таким образом, узбекское руководство, а именно за ним
нужно признать авторство вышеприведенного обращения Генпрокуратуры,
недвусмысленно обозначило позицию по проблеме своих беженцев. Оно не только
подтвердило неприятие инициативы о проведении международного расследования
андижанской трагедии, но и перешло в информационное контрнаступление. Нет
никакого сомнения, что при этом главную надежду Ташкент возлагает на новых
союзников по ШОС - Китай и Россию, постоянных членов Совета Безопасности ООН,
которые взяли на себя роль "политической крыши" Узбекистана.
Настораживает то обстоятельство, что в обращении
негативным образом трактуются и действия кыргызских властей. А в совокупности с
акциями УВКБ все они "дискредитируют благородные цели и назначение столь
авторитетной международной организации", как отмечается в документе. Что же
именно не понравилось Ташкенту в действиях кыргызских властей?
Невозможность возвращения всех беженцев была очевидной,
и официальные лица соседней страны неоднократно подчеркивали, что не претендуют
на решение их дальнейшей судьбы. Камнем преткновения стали 29 активных
участников андижанского мятежа, по определению правоохранительных органов
соседей- "опасных преступников, рецидивистов, лидеров религиозно–экстремистской
организации "Акромийлар". Именно в их отношении Генеральная прокуратура
Узбекистана направила в июне генпрокурору Кыргызстана ходатайство о выдаче.
Далее между родственными структурами двух государств
была достигнута договоренность о создании совместной следственно–оперативной
группы для расследования причастности обвиняемых к инкриминируемым деяниям. Наша
Генеральная прокуратура даже развернула широкую пропагандистскую пиар–кампанию,
цель которой состояла в том, чтобы склонить–таки общественное мнение Кыргызстана
к необходимости выдать перебежчиков правительству соседней страны.
Демонстрировались по телевидению и видеоматериалы, присланные узбекскими
коллегами. В них все обвиняемые запечатлены с оружием и действительно мало
похожи на мирных беженцев. Некоторые из них, кстати, с ним и пересекли
госграницу.
Но дальше все проходило так, как это становится для
нашей страны почти традиционным - под знаком непоследовательности и бардака.
Представители международных организаций, совершив ряд
кавалерийских блицвизитов и пораздавав по–хозяйски указания нашим руководителям,
сократили требуемый Ташкентом список до 15 человек. Да и тех готовятся вывезти в
третьи страны. Таким образом, мы дали повод соседям упрекнуть нас в нарушении
своих предыдущих решений.
На последнем заседании Совбеза КР генпрокурор Азимбек
Бекназаров предложил решить вопрос с оставшимися беженцами как политический или,
уже в сердцах, призвал немедленно выдать их правоохранительным органам
Узбекистана. Президент настоял на том, что проблему нужно решать позже и не
здесь. Все прекрасно понимают: злополучные сидельцы Ошского СИЗО давно являются
предметом торга. Непонятно только одно - почему от широкой общественности
скрывают все его перипетии?
Понятно, в любом случае Кыргызстан неминуемо что– то
проиграет. Выберет гуманизм - останется без газа. Помнится, еще при Акаеве, в
момент очередного напряжения узбекско–кыргызских отношений, была прекращена
подача газа, хотя именно на тот период никаких задолженностей по нему не было.
Но причина той стороной была найдена - какая–то авария. Так что мы должны
помнить, что узбекское "голубое топливо" - для нас не товар, а показатель нашего
рейтинга привлекательности.
А если предпочтение будет отдано газу - жди
показательной порки Кыргызстана Евросоюзом и НАТО с вялотекущими
финансово–штрафными санкциями, а то и чего похуже. В этой ситуации нашему
руководству не позавидуешь. Тем более оно должно сейчас продемонстрировать свою
связь с народом и дать ему возможность высказать свое мнение. Все равно тяготы
ухудшения отношений с теми или другими выносить ему. В президентской
резиденции–то, небось, да и в крутых особняках политэлиты проблем с
газоснабжением, и не только с ним, не будет. А народу что, голодать так
голодать, холодать так холодать, не впервой. Но хоть будем знать, за какую такую
хрень!
А вообще укоренившаяся практика излишне конспиративного
ведения нашими властями что внешней, что внутренней политики начинает порядком
надоедать. Частично это можно понять, ибо в условиях неполной демократии,
которая у нас была, оппозиция непременно приобретает черты некоего ордена
меченосцев, привыкшего функционировать в условиях полуподпольного существования.
Но вчерашняя оппозиция - сегодня легальная власть, и поэтому нужно быстрее
избавляться от "шпионских" привычек.
Не дай Бог, поколошматят наших "бонз" в дипломатической
драке, как потом оправдываться будут? "Не шмогли"? А такая вероятность есть,
поскольку и у Узбекистана на руках сильные аргументы. Например, ссылка на
Женевскую конвенцию 1951 года и Закон Кыргызской Республики "О беженцах" от 22
апреля 2002 года, в которых прописана невозможность предоставления политического
убежища совершившим тяжкие уголовные преступления.
Как бы там ни было, принятие того или иного решения
определит особенности нашего положения и поведения на международной арене на
несколько лет вперед. Оставаться вне игры нам не позволят. Но политика Запада
может завтра диаметрально измениться, а сосед останется тот же. Например,
протерев щеку после пощечины Ташкента, Вашингтон обратил свой сладострастный
взгляд в сторону Астаны. Никто уже и не вспоминает о "казахгейте". Встретился
надысь Дональд Рамсфелд с Касымжомартом Токаевым (министр инодел РК) - и все!
Теперь для США Казахстан - "достойный партнер на международной арене и надежный
союзник в глобальной борьбе с терроризмом и экстремизмом".
А второго союзника Штаты ищут уже по другую сторону
Узбекистана. Глава Центрального командования США генерал Джон Ф. Абизейд
встретился с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым по "широкому
спектру вопросов региональной безопасности". А в остальном, я имею в виду
открытые обвинения многих режима Туркменбаши в оголтелом тоталитаризме, для
Америки теперь - "ноу проблемс".
Ну что тут сказать? Чудны дела твои, дипломатия!
|