День независимости Южной Осетии как зеркало незавершённости распада СССР
20.09.2005
«Правда»
Иван Шмелев
В Южной Осетии прошло празднование Дня независимости.
Эти торжества стали уже третьими за последний месяц в непризнанных республиках
бывшего СССР – ранее ими отметились Приднестровье и Нагорный Карабах.
Независимость Южной Осетии была провозглашена 20 сентября 1990 г. в ответ на то,
что Верховный совет Грузии принял решение о независимости страны и упразднении
всех автономий – Абхазской АССР, Аджарской АССР и Юго-Осетинской АО.
После этого началось двухлетнее вооружённое
противостояние, в ходе которого грузинские войска так и не сумели ничего
поделать с вооружёнными формированиями осетин. С 1992 г. конфликт был заморожен
– в его зону были введены российские миротворческие силы, руководство Грузии
воздерживалось от попыток решить конфликт вооружённым путем, а Южная Осетия всё
больше сближалась с населённой соплеменниками российской Северной Осетией. В то
же время находящиеся на её территории грузинские сёла продолжали
контролироваться Тбилиси. Многое изменилось в 2004 г., когда пришедший к власти
Михаил Саакашвили, расправившись с автономией Аджарии, попробовал то же самое
сделать и в Южной Осетии. Но, в отличие от населённой грузинами Аджарии,
натолкнулся на жесточайшее сопротивление и вынужден был уступить.
День независимости Южной Осетии практически совпал с
проведением в Москве конференции под названием «Параллельное СНГ: Абхазия,
Приднестровье, Южная Осетия и Нагорный Карабах как реалии постсоветского
пространства». Один из докладчиков в своём выступлении отметил, что в Южной
Осетии как будто существует два параллельных мира – грузин и осетин, которые
предпочитают общаться с помощью мин-растяжек и обстрелов. Хотя и с той, и с
другой стороны указывается на противоестественность подобного рода отношений –
закоренелой вражды между двумя народами нет, есть множество смешанных семей,
общая православная вера, общие традиции. Камень преткновения здесь –
чересполосное проживание грузин и осетин, сёла которых перемешаны друг с другом.
Грузины не хотят отделяться от Грузии, а осетины – быть разделёнными с родными в
Северной Осетии.
В свою очередь, настоятель Аланского подворья в
Москве Саурмаг Баззатэ отметил, что линия противостояния затрагивает не только
область политики, но и церковную жизнь.
«Народ Южной Осетии никак не может быть в
юрисдикции грузинской патриархии, т. к. она является одним из главных орудий
насильственной ассимиляции. С ними народу Южной Осетии быть невозможно, а народ
тянется к России. Но, руководство московского патриархата, до сих пор не нашло в
себе сил ответить на просьбы народа Южной Осетии о принятии ее православных
верующих под свою юрисдикцию», - сказал он. Во многом это происходит из-за того,
что в составе РПЦ есть пользующееся автономией Аланское подворье, играющее роль
национальной церкви осетин. Никакой автономии в рамках Грузинской православной
церкви Аланское подворье не имеет.
Особую роль в грузино-осетинском конфликте играет
позиция России. Начиная с 1992 г. её миротворцы стояли между противоборствующими
сторонами, а российское руководство постоянно отмечало, что оно признаёт
территориальную целостность Грузии. Она дистанцировалась от точки зрения и
властей и народа Северной Осетии, неоднократно призывавших немедленно включить
непризнанную республику в состав России. В то же время проживающие в Южной
Осетии осетины не желали становиться гражданами Грузии, но для того, чтобы иметь
возможность куда-либо выехать, они должны были выбирать гражданство какой-то
признанной страны, и получение ими российских паспортов – таких же, как и у
северных собратьев, было вещью естественной.
Российское руководство неоднократно подчёркивало, что
выдача жителям Южной Осетии российских паспортов и вопрос о статусе территории –
два разных вопроса. По мнению России, главным виновником того, что это
случилось, была Грузия, которая пыталась решить конфликт с помощью оружия и
неоднократно отказывала осетинам в самых элементарных национальных правах –
вроде права на автономию. Тем самым Россия давала понять, что вооружённый путь
решения конфликта неприемлем. Именно она постоянно пыталась посадить стороны за
стол переговоров, но из-за наличия в составе России Северной Осетии Грузия и
грузинское население Южной Осетии не доверяли ни российским миротворцам, ни
российской политике, призывая вмешаться мировое сообщество.
Особо подчеркнем, что конфликт в Южной Осетии является
составной частью общей цепочки конфликтов, возникших на постсоветском
пространстве в годы распада СССР. Другими такими горячими точками остаются
Абхазия, Нагорный Карабах и Приднестровье. Руководители этих непризнанных
республик всё чаще встречаются друг с другом и заключают самые разные договоры.
Последним примером этого стал договор о всестороннем сотрудничестве между Южной
Осетией и Абхазией, который в канун празднование годовщины провозглашения
независимости последней подписали в Цхинвали президенты Эдуард Кокойты и Сергей
Багапш.
Фактически, как отметил директор
Института стран СНГ и депутат Госдумы Константин Затулин, речь идёт о
формировании параллельного Содружества. «Такого сообщества нет, но оно
складывается по факту, так как эти образования выброшены из законной
политической жизни и легитимных международных отношений. Советский Союз
распался, и тогда почему мы должны верить тому, что границы, когда-то кем-то
нарисованные, к примеру, обуславливающие наличие в составе Азербайджана
Нагорного Карабаха или в составе Грузии Абхазию, нечто вечное, неподверженное
каким-то корректировкам в силу происходящих событий?», - отметил Затулин. Он
указал, что процесс распада СССР не завершился провозглашением независимости
союзных республик.
Ранее, говоря о позиции России,
Затулин отмечал, что руководство Азербайджана, Грузии и Молдавии пытается
заставить Россию помочь им в подавлении сепаратизма, указывая на то, что она
сталкивается с тем же самым в Чечне.Однако представители непризнанных республик
ни разу не отмечались варварскими терактами ни в Баку, ни в Тбилиси, ни в
Кишинёве, что многократно имело место в случае с чеченскими боевиками в Москве и
других городах России. Поэтому сравнивать эти конфликты некорректно, и Россия не
должна опасаться двойных стандартов в подходе к сепаратистам. «Сами конфликты, в
результате которых они возникли, порождены двойными стандартами в вопросе о
праве на самоопределение народов при распаде Советского Союза. Ведь обретение
независимости Азербайджаном, Грузией и Молдовой является следствием победы в них
сепаратистских движений», - отметил он ещё в декабре 2001 г. на первой
конференции, посвящённой проблеме непризнанных республик.
Следует обратить внимание, что в вышеозначенных
республиках проживает до 1,5 миллиона человек, едва ли не большинство из которых
имеет российское гражданство – прежде всего, в силу этнического происхождения: в
Приднестровье речь идёт о русскоязычном населении, в Абхазии – о близких народам
российского Северного Кавказа абхазах. В случае с армянами Нагорного Карабаха
речь идёт об армянах, видящих в России защитника от окружающих её азербайджанцев
и турок. Поэтому, как отметили участники конференции 2001 г., всё происходящее в
непризнанных республиках – «это не внутреннее дело государств СНГ. Россия уже
несёт свое бремя ответственности за положение в регионах конфликтов: она
выступает страной-гарантом на переговорных процессах и держит миротворческие
контингенты на разделительных линиях, потому что она заинтересована в мирных
решениях этих конфликтов».
В то же время следует обратить внимание, что потенциалы
решения конфликтов разные. В случае неприсоединения Молдавии к Румынии конфликт
в Приднестровье, где этнический состав противоборствующих сторон похож, разрешим
в наиболее короткие сроки. Сложнее всего с Нагорным Карабахом – между
азербайджанцами и армянами стоит стена многовековой взаимной ненависти. В случае
с Южной Осетией и Абхазией такого нет, но есть вопросы, которые международное
право решить бессильно. В нём не прописаны механизмы распада некогда единого
государства, поэтому уповать остаётся только на добрую волю руководителей
противоборствующих сторон.
|