Демография. Миграция. Гражданство.
Россия сохранит льготный режим получения гражданства
27.09.2005.,
Вести.Ru
Льготный режим получения российского гражданства для
граждан СНГ будет сохранен после 2006 года, заявил во вторник Владимир Путин во
время общения в прямом эфире с россиянами. "Уже дал соответствующее указание и
администрации президента, и правительству РФ: этот порядок будет продлен", -
подчеркнул он.
Глава государства рассказал и о других шагах в этой
сфере. "Будет введен упрощенный порядок получения права на трудовую деятельность
в России и упрощенный порядок получения права на длительное пребывание на
территории РФ без получения гражданства", - заявил он.
"Но я думаю, что этого недостаточно", - подчеркнул
Путин. "Поэтому намерен сформулировать поручение правительству, чтобы оно
создало отдельную, особую дополнительную программу возвращению в Россию наших
соотечественников", - подчеркнул Владимир Путин.
Российский президент принес извинения автору одного из
вопросов, который напомнил слова главы государства о проблемах получения
российского гражданства, сказанные во время одной из прошлых "прямых линий": "Те
кто хотел уехать из стран СНГ и вернуться в Россию, уже это сделали". "Приношу
Вам свои извинения. Наверно, это действительно не так", - сказал Путин. -
Действительно, есть еще многие люди, которые и рады бы уехать, но не имеют такой
возможности". Власти страны продолжат привлекать в Россию тех, кто считает ее
своей родиной, подчеркнул глава государства.
Подняли шлагбаум
Россияне могут ездить в Киргизию
и Таджикистан как домой
27.09. 2005., Новые
известия
МЕХМАН ГАФАРЛЫ
С сегодняшнего дня граждане России, которые хотят
слетать на Иссык-Куль – озеро, которое так любит Борис Ельцин, могут сделать это
без заграничных паспортов. Вчера правительство России приняло решение, которое
облегчило въезд в нашу страну киргизам и таджикам, в обмен на такое же
послабление в пересечении госграницы для россиян со стороны Киргизии и
Таджикистана.
Похоже, круг друзей России, если оценивать их с точки
зрения пограничного режима, расширяется. Еще вчера таковых, можно сказать,
оставалось только трое – Белоруссия, Казахстан и Украина, и то до нового года.
Как известно, с 1 января Киев обещал ввести для граждан РФ новые правила
пересечения украинской границы и не пропускать через нее людей, у которых нет
загранпаспортов. Москва намеревалась ответить тем же. Правда, у граждан обеих
стран сохраняется надежда на то, что их руководители передумают и не станут
усложнять простому люду и без того непростую жизнь. Сегодня же радуются киргизы,
у которых вообще нет загранпаспортов (их отпечатали в свое время с ошибкой и
потому не стали выдавать населению), и таджики, не имеющие денег на то, чтобы
оплатить получение документа. Учитывая то, что в Москве и российских регионах
работает много выходцев их этих государств и у них, как правило, нет иных
документов, кроме внутренних паспортов, правительства Киргизии и Таджикистана
обратились в кабинет министров РФ с предложением упростить для граждан трех
стран взаимные поездки. Что и было сделано вчера.
Хотя ровно год назад – в сентябре прошлого года совет
МИД стран СНГ по инициативе России принял решение с 1 января 2005 года перейти
на "порядок взаимных поездок с загранпаспортами". С тех пор Таджикистан
добивался от Москвы смягчения этого режима. И получил желаемое в обмен на
согласие на размещение на таджикской территории российской военной базы и
передачу стратегического военного объекта – оптико-электронного комплекса
"Нурек" ("Окно") в собственность России. Соглашение об этом было достигнуто в
октябре прошлого года. Но, несмотря на это, Москва подняла шлагбаум для таджиков
только вчера. Между тем за 9 месяцев число таджикских гастарбайтеров в России
сократилось с 580 тыс. до 300 тыс. Это отразилось на уровне жизни таджикского
населения, так как вдвое сократились объемы гастарбайтерских денег, поступающих
из России.
От послабления же паспортного режима с Киргизией
выиграют не только граждане этой страны, но и самой России. Российским туристам
отныне не придется стоять в очередях, чтобы съездить на Иссык-Куль. Согласно
постановлению правительства РФ, для выезда из России в Киргизию и Таджикистан и
обратно россияне могут использовать внутренний паспорт гражданина РФ и
свидетельство о рождении детей, не достигших 14 лет.
Нелегальная миграция создает все больше проблем на континенте.
20.09.05.,Gazeta.kz
Ольга Стеблова
Европа обеспокоена, и сильно. Так можно резюмировать
прошедший недавно в Алматы первый Евроазиатский парламентский форум по
миграции.
Организовали его Комитет по вопросам миграции, беженцев
и демографии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и Сенат парламента
Казахстана.
Большинство международных форумов, проходящих в
Казахстане, служат как бы примером признания успехов республики в той или иной
сфере, но этот можно оценить как явление другого порядка.
Алматы, скорее всего, была выбрана европейскими
парламентариями потому, что в цепочке нелегальной эмиграции в Европу, от которой
та страдает все больше, Казахстан остается одним из очень важных звеньев.
Это вполне понятно и даже естественно, учитывая
географическое положение республики и соседей, которые нас окружают с юга.
Там, начиная с Узбекистана и дальше чуть ли не до
экватора - сплошь трудоизбыточные государства, не способные удовлетворить свое
население предложениями рабочих мест.
Но объяснение причин проблем не означает их решения.
Транзитом через Казахстан и далее через Россию, Украину или Белоруссию и
восточную Европу нелегальные мигранты продолжают рваться в богатые страны ЕС, и
проблема эта стала уже такой острой, что послужила причиной проведения
специального форума в Алматы.
Если рассматривать проблему из Казахстана, то видны три
основные категории незаконных мигрантов.
Первая - иностранцы, стремящиеся незаконно проехать
транзитом через территорию Казахстана в Россию и далее - в европейские
страны.
Вторая - лица, пытающиеся незаконно легализоваться в
самом Казахстане.
Третья - незаконные трудовые мигранты. Таким образом,
для Казахстана проблема незаконной миграции имеет серьезные и внешние, и
внутренние аспекты.
Криминальные группы пытаются использовать территорию
республики как канал для нелегальной переправки мигрантов из Афганистана,
Пакистана, Бангладеш.
Только в текущем году выявлено 23 факта незаконного
транзита иностранных граждан через территорию страны, возбуждено 19 уголовных
дел по фактам организации незаконной эмиграции, ликвидирован один устойчивых
каналов по переброске нелегальных мигрантов.
Казахстанские официальные лица, выступавшие на
конференции, отмечали немало успехов последних лет.
Так, улучшается нормативная база для борьбы с
нелегальной миграцией. Одно из важных нововведений, хотя пока еще, лишь
предполагающихся, это так называемая коммерческая виза, которая позволит вывести
из тени очень многих иностранцев, занимающихся в Казахстане нелегальной
торговлей и другой коммерческой деятельностью.
Устанавливается запрет на въезд в Казахстан ранее
выдворенных нарушителей миграционного законодательства и повышается
ответственность приглашающей иностранцев организации. В целом сегодня
законодательная база в части незаконной миграции отвечает международным
стандартам.
Но большой проблемой остается незаконная трудовая
миграция.
За 8 месяцев 2005 года за незаконное использование
"миграционной" рабочей силы привлечены к ответственности более 600
работодателей.
Но отлавливать их, выдворять мигрантов можно бесконечно,
а борьба с этим явлением только административными методами не эффективна, нужны
нормативные акты, позволяющие максимально возможно легализовать нелегалов,
превратив их в налогоплательщиков и выведя из тени.
Даже одно только установление пошлин за их регистрацию
даст бюджету значительные средства. Некоторые эксперты надеются, что это может
снизить и коррупцию.
Можно в какой-то мере успокоиться в отношении проблемы
незаконной миграции в том смысле, что проблема-то всеобщая. А в России вообще
совпадений с Казахстаном очень много. Такой вывод можно было сделать из
выступления Вадима Густова, члена Межпарламентской Ассамблеи СНГ, председателя
Комитета по делам Содружества Совета Федерации Федерального собрания Российской
Федерации.
- У стран СНГ есть своя специфика в проблемах миграции.
Постсоветские страны столкнулись с многообразием этих проблем неожиданно,
практически одномоментно. В начале 90-х годов предпринимались попытки заняться
решением этих проблем, но они не оказались адекватными масштабу проблем и только
привели к росту лавины незаконной миграции.
В России сейчас по экспертным оценкам их около 5 млн.
человек, за полтора года ими совершено 76 тысяч преступлений - это только то,
что зафиксировано.
Учитывая все это, мы принимаем ряд срочных мер по
упорядочению режима пребывания в стране иностранцев.
Утверждена целевая программа "Государственная граница РФ
2003-2010 годы", которая предусматривает строительство пунктов пограничного
пропуска на границах практически со всеми государствами СНГ и оснащение их
специальными техническими средствами, - заявил г-н Густов.
Объективная потребность российской экономики в трудовых
мигрантах оценивается в 1 млн. человек в год.
Их российские власти намерены легализовать через систему
внутренних нормативных актов и межгосударственные договора со
странами-"донорами". Это позволит и снизить криминальность этой группы
мигрантов, и "задавить" поток стремящихся в Европу нелегалов (или хотя бы его
ослабить), и наладить приток в казну средств в виде плат за регистрацию и
налогов от уже легализованных мигрантов.
Остальных, нелегальных, россияне будут выдавливать из
своей страны.
Своего рода ответом или даже продолжением стало
выступление Гульжан Карагусовой, министра социального обеспечения
Казахстана.
Она отметила, что нехватка трудовых ресурсов в
Казахстане объективна, если в России выяснили, что для нормального
функционирования в ближайшие годы ей надо завозить 1 млн. трудовых ресурсов, то
и Казахстану с учетом всех его планов по модернизации экономики потребуется не
меньше.
- Для нас настает новый виток решения нелегальных
процессов, и, наверное, настает пора, когда и в Казахстане, как и в России,
будет создана самостоятельная миграционная служба, со строго охранительными
полномочиями и в этом есть огромная необходимость. Без таких полномочий бороться
с нелегальной миграцией невозможно.
Мы должны знать, кто к нам приезжает и с какими
целями.
|