Муратбек Иманалиев: Здравомыслие и порядочность в политике еще не скоро станут реальностью
21.09.2005. Время
новостей
Беседовал Аркадий Дубнов
- Процесс утверждения в парламенте нового правительства
явно затягивается. Может ли это как-то повлиять на устойчивость правящего ныне в
Киргизии дуумвирата Бакиев-Кулов?
- Думаю, что ничего позитивного от этого процесса
ожидать не следует. Политическая борьба, во-первых, за расстановку кадров,
во-вторых, за контроль над финансовыми потоками и, разумеется, что очень важно,
за парламент скорее всего будет только обостряться. Речь идет, конечно, о борьбе
между президентом и премьер-министром. Важным моментом здесь являются
противоречия между конституцией и меморандумом, подписанным накануне
президентских выборов между Бакиевым и Куловым. Главный вопрос в том, насколько
выполнимы условия этого меморандума.
- Вы имеете в виду положение, согласно которому в случае
отставки по какой-либо причине премьера свой пост должен покинуть и президент
страны?
- В том числе и это. Дело в том, что меморандум
предполагал разделение полномочий между президентом и премьер-министром как бы в
равных долях. Сейчас мы понимаем, что этого не произойдет, да и не должно
произойти. Распределение полномочий зависит от того, что будет записано в
конституции, является ли глава государства одновременно и главой исполнительной
власти. В этом случае правительство, конечно, должно стать техническим
продолжением президентской власти и будет лишено возможности как-то влиять на
ситуацию в стране. Возможен и второй вариант - в случае более серьезной борьбы
со стороны премьер-министра, - исполнительную власть возглавляет он сам. Тогда
премьер может претендовать на всю полноту этой ветви власти. Но я думаю, что
этого скорее всего не произойдет.
С другой стороны, если с обеих сторон, президента и
премьера, будут предприниматься попытки победить в этой борьбе, то ни к чему
хорошему это не приведет. Слишком много образовалось после 24 марта кризисных
зон: сокращение возможностей центра управлять регионами, проблема "север-юг",
уже не говоря о кризисном состоянии экономики.
- Другими словами, перетягивание каната между
президентом и премьером не должно стать главным содержанием внутренней политики
в Киргизии.
- Да, если люди не поймут, что противостояние между
такими центрами власти, как президент и премьер, лишь усугубляет и без того
тяжелую ситуацию в стране, то боюсь, что Киргизию ничего хорошего не
ожидает.
- В стране много говорят, что коррупция, ставшая при
Акаеве делом обыденным, пронизывает все структуры и нынешней власти.
- Криминалитет при Акаеве занимал существенное место, но
все-таки, скажем так, он не работал в открытую. Сейчас отчетливо видно - об этом
говорят и в руководстве страны и эксперты, - криминалитет открыто заявил о своих
претензиях на политическую власть. В сфере экономики и финансов криминалитет
занимает сейчас весьма устойчивые позиции, и это положение сохранится в течение
еще длительного времени. Теперь же криминал стремится влиять и на расстановку
политических сил в стране. И это очень беспокоит, если не сказать, печалит всех
здравомыслящих людей в Киргизии.
- Пришедшая после 24 марта к власти в Киргизии оппозиция
одним из своих главных лозунгов провозгласила признание недействительными
последних парламентских выборов из-за массовых фальсификаций и подкупа
избирателей, в результате чего среди депутатского корпуса оказалось множество
людей, связанных с преступным миром. Если учесть, что этот парламент сегодня
занят формированием исполнительной власти, то именно его влияние вы имеете в
виду?
- Если судить по тому, что происходит сейчас в
парламенте, это не самое главное. Проблема в том, что криминалитет силен на
местах. Поэтому, когда я называю одной из главных проблем страны возможности
центра управлять регионами, это не случайно. Криминалитет сегодня открыто на
местах утверждает, что власть принадлежит ему. И в этом смысле он становится
политическим фактором.
- Значит, новые власти, получив криминалитет в
наследство от акаевского режима, не только оказались неспособны с ним
справиться, но еще и усугубили проблему?
- Они демонстрируют пока не только неспособность
бороться с криминалом и вообще с преступностью как таковой, но прежде всего с
политической преступностью... Слабость нынешней власти в том, что она, пытаясь
использовать криминалитет в достижении своих целей, оказывается его
заложницей.
- Смена режима в марте этого года в значительной степени
произошла из-за недовольства людей засильем криминала во власти. Может ли теперь
возникнуть новая волна протеста?
- Такое развитие вполне возможно, если не удастся
переломить ситуацию. На мой взгляд, а я думаю, что я достаточно точно отображаю
существующее положение вещей, люди недовольны действиями новой власти. Множатся
претензии к тому, что делается в экономике, в расстановке кадров, в гуманитарной
и культурной сферах.
- Найдется ли в такой ситуации среди политической элиты
человеческий и материальный ресурс, свободный от криминала, способный обеспечить
альтернативу нынешней власти?
- Думаю, что такие силы, если говорить об их
здравомыслии и порядочности, смогут заявить о себе как о политической реальности
в Киргизии еще не скоро. Проблема действительно очень сложная...
- Вы сами готовы участвовать в нынешних структурах
власти?
- Я не смогу сейчас принимать участия в политических
процессах, имея в виду работу в правительстве.
- То есть слухи о возможности вашего возвращения на пост
министра иностранных дел остаются лишь слухами?
- Во-первых, я считаю что нынешний и.о. министра
иностранных дел Роза Отунбаева наиболее подходящая кандидатура на пост главы
МИДа, и я с большим уважением к ней отношусь. Во-вторых, я уже был дважды
министром... Кроме того, сегодня министр в Киргизии, если он не инкорпорирован в
процессы, влияющие на финансовые потоки и контроль над иными ресурсами, мало что
способен решать.
|