«Межнациональные отношения в России» Интервью Д. О. Рогозина на радиостанции «Эхо Москвы»
Публикуемое интервью раскрывает
не только проблемы межнациональных отношений в России,
но и затрагивает проблемы, с которыми сталкиваются российские
соотечественники на постсоветском пространстве.
Партия «Родина», Информ.- аналит. Бюллетень
№8-9,2005.
Ведущая К.Ларина: Я напомню цифры, которые сегодня
пришли к нам из разных источников. По данным Левада - Центра, 58% россиян
поддерживают лозунг «Россия - для русских», по другим данным - всего 16%.
Верители Вы в эти цифры?
Д.О.Рогозин: Вы сами сказали, что этот лозунг
поддерживают от 16 до 58%. Я всегда считал, что социология - это своеобразная
лженаука. Она часто становится игрушкой в руках заказчика опроса. Когда
заказывают такие опросы, то либо хотят снять срез общественного мнения,
либо просто показать страшилку: берегись, в России ксенофобия. У нас есть свои
цифры. Мы делали опросы общественного мнения в Москве перед выборами в
Мосгордуму, и они свидетельствуют, что значительная часть москвичей
абсолютно равнодушна к обвинениям в национализме. Москвичам безразлично,
как их будут называть: националистами или ксенофобами. Но на самом деле мы
действительно наблюдаем последние 15-20 лет рост националистических настроений.
Возможно, этот процесс начался ещё ранее. В чём его причина? Этнический
национализм разнёс по частям СССР. В конце 80-х гг. появился конфликт по
Нагорному Карабаху, когда казалось, что построена новая историческая
общность - советский народ. Оказалось, однако, что этнический национализм
продолжал жить в головах национальной политической элиты и часто он становился
инструментом борьбы за власть, за территорию.
Я могу утверждать, что мой опыт общения, например, с
элитой в Татарстане показывает, что такая организация, как Татарский
общественный центр, просто финансируется властями, чтобы в споре с
федеральным центром по налогам, по деньгам показать страшилку
этнического национализма и сказать: видите, мы в Татарстане избежали того,
что в Чечне произошло, а ведь и здесь может вспыхнуть, если федеральный
центр не будет очень бережно относиться к национальным республикам. Этнический
национализм, в том числе и такой, который противопоставлен единству государства,
Ставит под сомнение единство государства, часто является инструментом в борьбе
национальных шишек, национальных баронов за сохранение своих уделов, за
сохранение своей собственности, в борьбе против прокуратуры, когда она
расследует экономические правонарушения национальных элит. Эту борьбу
начали элиты, а не простой народ.
К.Ларина: Не кажется ли Вам, что одной из причин такого
противостояния является тот факт, что у нас в стране административное
деление по этническому признаку? В отличие от Америки, которую мы всегда
приводим в пример.
Д.О.Рогозин: Трудно сравнивать - разные государства,
разные истории. США всё-таки страна эмигрантов, которые осваивали чужие
территории путём истребления индейцев, коренного населения. У нас всё
по-другому. У нас же были самые разные формы приращения территории. В
основном это было освоение. Был и обмен. Например, в случае с Добруджей,
Приднестровьем речь шла об обмене. Но это, скорее всего, исключение. Были и
завоевания: Дагестан, например, был завоёван, а затем по Кучукскому
договору с Турцией был окончательно закреплён как территория под российским
влиянием. Но всё - таки главное - это было освоение. Русский народ играл
роль определённой среды для вызревания других народов. Кажется, Бердяев
говорил, что есть разные народы: одни народы уничтожали другие цивилизации, как,
например, дикие племена Европы разрушили Древний Рим. Были племена и
народы, которые оставляли некую основу для больших цивилизаций. А были и великие
народы, которые создавали цивилизации: немцы, французы, британцы, англосаксы,
русские и т.д. Осваивая огромную территорию, формируя свою уникальную
полифоничную цивилизацию, русские не выстригали все другие народы под одну
гребёнку. Наоборот, русские восстанавливали языки коренных народов.
Например, когда Прибалтика освобождалась от немецкого и шведского влияния,
эстонский народ был приобщён к своему родному языку. Там, где ступала нога
русского солдата, русского землепашца, русского казака, мы приходили не столько
с войной, сколько с миром. В перечне вещей, которые должен был иметь при
себе семиреченский или сибирский казак в Казахстане, речь шла, прежде всего, о
зерне, а потом уже о нагайке.
К.Ларина: Правильно ли я понимаю, что Вы хотите таким
образом объяснить так называемые имперские амбиции русского
народа?
Д.О.Рогозин: Я бы сказал - здоровые имперские амбиции
русского народа, который является имперским по своей сути. Русские никогда не
подавляли другую культуру. Русский народ - освободитель. Он болезненно
воспринимает, когда государство отказывает ему в поддержке. Я долго не мог
понять, почему русские в Прибалтике или Казахстане и даже на Украине не могут
организоваться в устойчивые общественные структуры сопротивления для защиты,
например, своего права на язык, историю, на политическое представительство? Это
делали все остальные народы. Это делали и крупные народы, как, например,
армяне и евреи, и малочисленные народы. А почему русские не могли? Потому
что они - государственники. Они ждали, что родина, Россия их будет защищать. Без
неё они рассыпались в диаспору, которая не смогла сопротивляться.
КЛарина: Не сопровождалось ли освоение территорий других
народов геноцидом по отношению к ним?
Д.О.Рогозин: Вот с этим я совершенно не могу
согласиться. «Геноцид» не лезет ни в какие ворота по отношению русских к
другим народам. Говорят, например, что когда русские взяли Казань, там был
геноцид по отношению к татарам. Но ведь сами татары участвовали во
взятии Казани в составе войска Ивана Грозного. Не было там никакой
русско-татарской резни. Это была борьба двух государств - Московского
царства с остатками Орды. И татарские отряды тоже участвовали в нападении
на Казань. Спустя 50 лет после этого события, татарские отряды из Казани
участвовали в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы в 1613
году. Можно, конечно, задавать вопрос: правильно или неправильно создавалась
империя? Но это уже история.
Если бы русский народ ограничился созданием
национального государства, то оно было бы небольшим, - в пределах Русской и
европейской равнины. Но построить самое большое по территории государство в
мире можно было только путём проведения имперской политики. Другое дело, - что
это была всё-таки странная империя, немного вывернутая наизнанку. В этой
империи метрополия сама себя ограничивала и иногда во вред себе и на пользу
колониям. Особенно ярко это проявилось в советский период, когда к власти
пришли большевики. В.И.Ленин писал, что русский народ- главный тюремщик, что
Россия - тюрьма народов. В 20-30 гг. были приняты даже партийные документы, в
которых речь игла о том, что русские должны покаяться за преступления
Российской империи. Русским вдалбливалась идея, что они якобы виноваты в том,
что они существуют. То, что пережил русский народ: Гражданскую войну, революцию,
мор, - отразилось на хребте в основном русского народа. А потом была война.
Кто вылезал тогда на бруствер из окопов? Шли в атаку самые смелые, самые
молодые. Это поколение было убито.
И сегодня похожая ситуация. Развал СССР сопровождался
повсеместно гонениями против русских, а постсоветское руководство
вообще в это не вмешивалось. У советского руководства не хватало
исторических знаний и просто понимания межнациональных отношений. Например,
один из первых лиц государства /не буду называть его фамилии/ говорил,
когда возник конфликт в Карабахе, что он не понимал, чего не поделили между
собой два братских мусульманских народа -армяне и азербайджанцы? Он не знал, что
армяне - древнейший христианский народ. Не зная азбучных истин,
элементарной истории своих дедушек и бабушек, советское руководство не могло
противостоять этническому национализму, не вмешалось вовремя в ситуацию и
добилось того, что русские стали самыми гонимыми. 25,3 млн. русских
оказалось за пределами России и остались практически без всякой
поддержки российского руководства.
Внутри страны - та же картина. Поинтересуйтесь,
например, этническим составом во всех наших национальных республиках.
М.Шаймиев на меня обиделся, когда я назвал соотношение 9:1 титульной и
других национальностей в Татарстане, где проживает примерно одинаково русских и
татар, а башкиры составляют 20%.
КЛарина: Так что Вы предлагаете? Квотирование
ввести?
Д.О.Рогозин: Надо решать эту проблему, вести диалог по
ней. Мы часто говорим о том, что у России нет кавказской политики. Но когда наши
солдаты и даже офицеры приезжают служить на Северный Кавказ им никто не
объясняет, какие там традиции, как надо в дома заходить, разговаривать с
женщинами, стариками. Наших ребят часто убивали только потому, что они не
понимали, где они находятся. Это не национализм, а отсутствие элементарной
информации. Ведь национализм - это особое отношение к своей
национальности.
КЛарина: Считаете ли Вы, что русские в России долужны
пользоваться большими правами, чем представители других
национальностей?
Д.О.Рогозин: Я думаю, что русская идея вообще в России -
это идея, прежде всего, не превосходства, а ответственности русского народа
как станового хребта российской государственности за сохранение многоликого
полифоничного, поликультурного облика российского государства. Это идея
ответственности. Поэтому от самочувствия русских /а сегодня они чувствуют
себя очень плохо и у них отняли даже элементарную историческую перспективу/
зависит и благополучие других народов России. На русских сейчас всё
сгрузили, они бегут отовсюду, их никто не защищает. Посмотрите американское
кино по нашему телевидению: там если русский, то - дурак, если мафия, то -
русская. Идет тотальное унижение русской культуры. И это вызывает обратную
реакцию - порой неадекватную.
Рост националистических настроений вообще — это реакция
и на унижение, распад страны, на расчленение единого народа - русского народа.
Если все мы - граждане Российской Федерации, почему национальные республики
могут не платить налоги в федеральный бюджет? Татарстан ничего не платил при
Ельцине. Сейчас платит, но ему все платежи возвращаются обратно в виде
финансовой помощи. Получается, что житель Татарстана имеет больше
гражданских прав, чем жители соседних российских областей. Получается
матрёшечное государство внутри России, когда кто-то равнее всех остальных.
Но на этом единство страны не построишь.
К.Ларина: Я задала вопрос радиослушателем, считают ли
они русскую нацию униженной в России, и получила такой ответ: 65% ответили
утвердительно. Как Вы прокомментируете эту цифру?
Д.О.Рогозин: Если люди так ответили, значит - есть такая
проблема, значит - люди гак чувствуют. Это тем более очевидно, что у «Эхо
Москвы» - специфическая аудитория. 65% - это очень много. Давайте делать выводы.
Я, лично, делаю вывод, что народ чувствует себя униженным. У людей есть
претензии и к слабой власти, и к слабому государству, которое не защищает
их, как они хотели бы. Когда в Грозном, например, резали в 1992 и 1993 году
русское население, об этом почему-то никто не говорил. А что происходило с
русским населением в Таджикистане 16 февраля 1990 года, когда в Душанбе русских
женщин раздевали догола и под пулемётные очереди гоняли по железнодорожному
вокзалу? Почему-то никто не говорил об этом, скрывали эту информацию.
Ничего не говорится и о том, в каком положении оказались наши соотечественники,
которые борются за свои политические права, за право преподавания на русском
языке в Латвии. Даже дети там выходят на улицы. И когда сегодня русский
народ видит, что его права реально не защищены, что власть «крышует» нелегальную
иммиграцию вместо того, чтобы бороться с ней, когда за деньги можно
провезти в Москву - и не только в Москву - всё, что угодно, когда
представители властей сотрудничают с террористами, он делает вывод: слабое
государство и слабая власть думают только о том, как бы жиреть и дальше,
сохраняя статус-кво и не думая о защите интересов народа.
КЛарина: Имеет ли при этом значение социальное
расслоение людей?
Д.О.Рогозин: Люди, которые живут за чертой бедности,
политикой, как правило, не интересуются. Они забиты своей жизнью - им прожить
бы, заработать бы хоть какой-то кусок хлеба. За чертой бедности живёт сегодня в
России 31 миллион человек. Настроения, которые пренебрежительно называют
ксенофобскими, - это нормальная и естественная реакция на такое бедственное
положение народа, с которыми должны считаться политики. Эти настроения разделяет
и интеллигенция, и предприниматели. Наши исследования показывают, что вполне
нормально зарабатывающие люди также недовольны условиями, в которых они
живут. Они недовольны тем, что не могут свободно говорить о своих проблемах в
качестве представителей национального большинства. Наши стесняются наших.
Эту проблему надо решать. И не чиновничьими методами. Вся эта чехарда с
Минацами, с разными министерствами, министрами без портфелей - это попытка
«спрятать голову в песок», как это делает страус, и не видеть саму проблему.
Давайте хотя бы создадим какой-то постоянно действующий «круглый стол».
Нормальное представительство русских при диалоге, при выработке важных
государственных решений могло бы снять массу этого напряжения. Проблема
русских состоит в том, что их государство, которое они оплачивают своими
налогами, работает не в их пользу. Оно работает само на себя, пропускает
внутренних и внешних врагов. И люди не чувствуют себя в безопасности.
КЛарина: Так что же нам делать?
Д.О.Рогозин: У нас есть Конституция РФ. Там всё ясно
достаточно сказано. Главное, - надо сделать так, чтобы власть исполняла
Конституцию. Претензии к власти в том, что она - слабая. А если слабая и
коррумпированная, значит, любой внешний и внутренний враг всегда одолеет Россию.
Вопрос о власти - это национальный вопрос. И новая власть, безусловно, должна
начать с того, чтобы укрепить межнациональные отношения и сделать так,
чтобы у нас установилось реальное равенство прав граждан РФ, где бы они ни
проживали - в Татарстане или Москве, в Чечне или в Питере - везде должны уважать
вас потому, что вы - гражданин РФ. Ну и, конечно, большое внимание надо уделять
культуре, литературе, телевидению, которое должно изъять из оборота гнуснейшие
сюжеты, искажающие нашу историю, нашу культуру, которые коробят наше
чувство самоуважения.
|