Самоорганизация. Общественные объединения соотечественников.
Русские всей страны, объединяйтесь!
Виктор Михайлов
По сообщению Информационного Агенства REGNUM, 15
октября, в Лиепае прошёл II съезд Объединенного Конгресса
Русской общины Латвии (ОКРОЛ). В работе съезда приняло участие 68 делегатов,
представляющих различные организации ОКРОЛ из Лудзы, Резекне, Елгавы, Риги,
Лиепаи и Вентспилса. По техническим причинам не смогли добраться лишь
представители Юрмалы.
На съезде было принято решение о переименовании
организации и теперь она будет называться Объединенный конгресс русских
общин Латвии. Если ранее ОКРОЛ был объединением физических лиц, то теперь он
становится союзом русских общин страны. То есть в нее могут входить
только юридические члены.
Избрано новое правление в составе 17 человек, а также
новые сопредседатели: Александр Гапоненко - профессор, доктор экономических
наук, Валерий Кравцов - предприниматель и первый заместитель Лиепайской
русской общины и Виктор Гущин - доктор исторических наук, редактор
журнала "Образование и карьера".
Последний год сопредседателями ОКРОЛ являлись
депортированный из Латвии активист Штаба защиты русских школ Александр Казаков,
председатель Русского национального союза "Родина" Эдуард Гончаров и
предприниматель Михаил Тясин. По словам последнего, решение о ротации
руководства организация приняла по его инициативе. В свою очередь Казаков
остается полномочным представителем ОКРОЛ в России и Европейском союзе.
Съезд принял несколько программных документов, включая резолюцию "О консолидации
общины", которая публикуется ниже. «О консолидации
общины».
После 15 октября 1991 года в основе политического
развития Латвийского государства лежит пренебрежение нормами демократии, в
первую очередь правом на всеобщие свободные и честные выборы. Около 900 тыс.
постоянных жителей Латвии в начале 1990-х годов, а сегодня свыше 430 тыс.
остаются политически дискриминированными политическим режимом, не могут
участвовать в выборах, свободно пользоваться своим языком и получать на нем
полноценное образование. Осуществляемый правящей элитой курс на строительство
латышской Латвии, попытки героизации солдат латышского легиона СС и реабилитации
нацизма, переписывание истории с целью обвинения русских и России в страданиях
латышского народа привели к расколу общества, и несут угрозу не только русской
общине, но и всей Латвии. Исходя из этого, съезд подтверждает правильность
триединой задачи, выраженной в лозунге: "Язык, образование, гражданство!" Съезд
считает, что сохранение и развитие русской школы и придание русскому языку
статуса официального, и решение проблемы массового безгражданства невозможны без
консолидации всех конструктивных сил русской общины. Привлечение в ОКРОЛ всех
общественных организаций, разделяющих данную позицию - наша первоочередная
задача до следующего съезда".
Добавим, следующий съезд согласно уставу должен
состояться не позднее 31 октября 2006 года..
Ассоциации русских культурных обществ «Рутения» - 5 лет
24.09.2005, Ревельский вестник, №6
Роман Лягу, председатель правления Ассоциации русских культурных обществ «Рутения»
Свой первый юбилей наша Ассоциация встречает с
оптимизмом и рассчитывает на дальнейшее развитие. За прошедшее время мы
укрепились организационно, обновился состав правления. С избранием Анастасии
Незговоровой, представительницы русского студенчества Тартуского университета, в
правлении теперь преобладает молодёжь, а это значит, что у Ассоциации будет
ещё много новых идей, проектов и, самое главное, энергии для их
осуществления.
Юбилейный год для Ассоциации русских культурных обществ
«Рутения» начался с Рождественского поздравления от Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II, в котором он призвал на наши труды Божие благословение.
В феврале нынешнего года министр образования и науки
Эстонии Тойво Майметс подписал приказ о выдаче действующей при
Ассоциации Таллиннской воскресной школе русской культуры лицензии на обучение по
программе «Русская культура». Учрежденная русским национальным меньшинством
Эстонии, эта образовательная структура стала первой и единственной в своем
роде школой, имеющей лицензию Министерства образования и науки ЭР. В
юбилейный год увеличилось государственное финансирование нашей организации,
укрепляется ее авторитет.
А начиналось все 7 марта 2000 года, когда был подписан
учредительный договор и утверждён устав Ассоциации русских культурных
обществ «Рутения». 6 апреля того же года организация получила официальную
регистрацию. В качестве её учредителей выступили представители
Молодёжного исторического клуба, Центра русской православной культуры и
Русского академического общества. Уже в ноябре 2000 года деятельность Ассоциации
«Рутения» была поддержана Министерством культуры ЭР. Сведения о нашей
организации нашли отражение на страницах справочника «Культурные общества
национальных меньшинств в Эстонии», составленного Целевым учреждением
интеграции неэстонцев и изданного в 2001 году.
Целью деятельности учреждённой Ассоциации русских
культурных обществ «Рутения» стала координация работы культурных, научных,
просветительных, спортивных и других организаций, заинтересованных в
развитии русской культуры и укреплении международных отношений с теми
государствами, в которых действуют русские культурные общества.
Так как с самого начала в создании и деятельности
Ассоциации активное участие принимали русские студенты Тартуского
университета, то было принято решение о названии «Рутения» — по названию русской
корпорации, существовавшей в XIX в. в Тартуском или, как он тогда
назывался, Дерптском университете, которая была создана обучавшимся там
русским поэтом Н. М. Языковым (1803-1846). За прошедшие годы Ассоциация
русских культурных обществ «Рутения» и стала по сути дела корпорацией,
которая служит объединению русской учащейся молодёжи,
заинтересованной в изучении национального культурного наследия.
В начале 2001 года был реализован один из первых
проектов Ассоциации — состоялась паломническая поездка православной
молодёжи в Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь. За этой поездкой
последовали другие молодёжные паломничества: в Пюхтицкий монастырь (апрель
2002 года), Троице-Сергиеву Лавру (июль 2002 года), снова в
Псково-Печёрский монастырь с посещением Старого Изборска и Пскова (декабрь 2002
года), в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь на празднование
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых
(июль-август 2003 года).
За пять лет Ассоциация русских культурных обществ
«Рутения» организовала большое количество различных поездок, выставок,
конкурсов. Например, поездку группы учащихся Эстонской художественной
академии, Частной школы прикладного искусства и других таллиннских
учебных заведений в Калласте, где — на основе созданных участниками этого
проекта рисунков природы побережья Чудского озера — была
организована выставка, вызвавшая неподдельный интерес у местных
жителей (июль 2001 года). Вспоминается также мероприятие Ассоциации в
замке Алатскиви (Тартуский уезд), где к 190-й годовщине со дня рождения
русского врача и общественного деятеля, профессора Тартуского университета
Н. Пирогова (1810-1881) нами были оформлены стенды на русском и эстонском языках
с афоризмами этого выдающегося человека.
В ноябре 2002 года Ассоциация русских культурных
обществ «Рутения» установила в ограде православной Покровской церкви в
селе Нина (Тартуский уезд) плиты с названием и годами постройки храма, в
котором сохранился обладающий большой художественной ценностью
иконостас XVIII века. Этот проект был поддержан Балтийско-Американской
программой партнёрства, которую финансируют совместно Агентство
международной помощи США и Институт открытого общества.
17 мая 2003 года, совместно с духовенством таллиннского
Кафедрального Собора св. Александра Невского, мы подводили итоги
конкурса реферативно-творческих работ учащихся старших классов русских школ
Таллинна и Нарвы на тему: «Православие — основа русской культуры». Положительные
отклики о проведённом конкурсе появились тогда не только в эстонских,
но и в зарубежных СМИ.
Важным событием для нашей организации в 2003 году стало
участие представителей правления Ассоциации русских культурных обществ
«Рутения» в приёме, организованном Посольством Российской Федерации в
Таллинне по случаю прибытия с официальным визитом в Эстонскую Республику
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как дорогая
память об этом событии хранится в библиотеке Ассоциации книга Святейшего
Патриарха «Православие в Эстонии», подписанная им собственноручно на этом
приёме.
В декабре 2004 года состоялась поездка
представителей Ассоциации в Санкт-Петербург, в ходе которой был установлен
контакт с руководством факультета Истории русской культуры
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
(декан — доктор философских наук профессор В.А. Щученко).
С Санкт-Петербургом связан и один из последних проектов
нашей организации: 29-31 мая нынешнего года состоялась поездка председателя
правления Ассоциации и учащихся воскресной школы в город на Неве, где их
принимали представители Студенческих Советов петербургских вузов, которыми
была подготовлена большая культурно-экскурсионная программа. Участники
поездки побывали в Русском музее, Петропавловской крепости, поднялись на
Исаакиевский собор, чтобы полюбоваться открывающейся с высоты смотровой
площадки панорамой Санкт-Петербурга.
Хочется выразить большую благодарность всем тем, кто
помогал нашей деятельности в течение пяти лет. В первую очередь,
Министерству культуры Эстонии, Целевому учреждению интеграции неэстонцев и Бюро
министра по делам народонаселения Эстонской Республики. Без их финансовой
поддержки ни одно наше начинание не было бы реализовано. Также мы
признательны Институту экономики и управления, который оказывает просто
неоценимую помощь в работе организации. Студенты этого аккредитованного
высшего учебного заведения активно участвуют в наших молодёжных проектах,
направленных на сохранение русской культуры в Эстонии.
Конечно, кроме достижений есть в нашей работе ряд
моментов, которые предстоит исправить. Так, до сих пор не открыт сайт
Ассоциации в Интернете, не сформирован столь необходимый Попечительский
совет для воскресной школы. В общем, есть над чем потрудиться.
Цель политики украинских властей - насильственная ассимиляция русинского народа
Как мы уже сообщали в предыдущем
номере Бюллетеня, 25-27 сентября 2005 года в Ужгороде (Украина) прошла
международная научно-практическая конференция "Карпатская Русь - духовность и
культура". О результатах работы конференции рассказал корреспонденту ИА REGNUM
один из ее организаторов, председатель ассоциации "Сойм Подкарпатских Русинов"
протоиерей Димитрий Сидор:
28.09.2005., ИА REGNUM
"Конференция продемонстрировала готовность русинов
Закарпатья к дальнейшей консолидации украинского общества в контексте
полиэтнической структуры Украины, а, также, выразила надежду русинов Закарпатья
на официальное признание их самодостаточной национально-культурной общностью и
внесение национальности "русины" в государственный реестр национальностей.
Конференция решительно отвергла попытки чиновников и СМИ представить русинское
движение как антигосударственное, антиукраинское и сепаратистское. Было осуждено
использование антирусинами термина "политическое русинство" в качестве
инструмента подавления законных прав русинов на национальную идентификацию.
Конференция признает научно-обоснованной разработанную и
принятую 25 сентября 2005 года Соймом Прикарпатской Руси Декларацию-платформу
русинского движения. В её основу заложена идея сотрудничества органов
государственной власти Украины и русинских культурно-национальных объединений в
правовом решении признания русинского народа.
Содержание докладов и выступлений, состоявшихся в ходе
конференции, устраняет многие "белые пятна" этногенеза, истории, культуры и
духовности русинского народа; ряд вопросов получил новую научно обоснованную
интерпретацию.
Конференция констатировала существование русинской
национально-культурной самобытности. Русины как национальность признаны во всех
странах их проживания как коренного народа или как диаспоры. И только в Украине,
вопреки ее Конституции, национальному законодательству и ратифицированным
Верховной Радой Украины международным актам о правах человека, национальных и
лингвистических меньшинств русинам отказано даже в праве на конституционное
выражение своей национальной идентичности.
Были вскрыты методы и приемы фальсификации истории и
культурной традиции русинов современной украинской антирусинской политологией и
историографией в целях фабрикации ими псевдонаучных аргументов, используемых
властными инстанциями Украины в качестве предлога для продолжения антигуманной
политики игнорирования русинской этнической и культурной идентичности.
Физический геноцид времен первой мировой войны (в
концлагерях Талергоф и Терезин), а, позже, игнорирование национальных прав
русинского народа в советский период сегодня уступили место иному
национально-культурному этноциду: политике Украины ликвидации русинского
самосознания и национально-культурной самобытности русинов. Цель этой политики
украинских властей очевидна - завершение насильственной ассимиляции
славяно-русского народа, обладающего русинским самосознанием, исторической
памятью, этнокультурной и языковой самобытностью.
Участники конференции осудили проводимую в Закарпатской
области официальным Киевом (колонизаторскую по своей сути) кадровую политику,
назначение на все политически значимые посты своих ставленников.
Обладминистрация и дальше проводит курс на отчуждение принадлежащих русинам по
международному праву природных богатств. В результате такой
социально-экономической политики Киева резко увеличилась безработица среди
русинов. В горных районах, она приобрела массовый характер и породила массовую
эмиграцию, угрожающую существованию русинского народа. Трудоспособные русины
вынуждены оставлять свои семьи, и отправляться на заработки за пределы родного
края.
Участники конференции решили:
1. Объединить научные и духовно-национальные силы
карпатских русинов для глубокого и всестороннего исследования вопросов
социально-экономического развития Карпатской Руси, с целью сохранения,
укрепления и развития этнокультурного богатства русинского народа.
2. Информировать украинскую и зарубежную общественность
о целях, задачах и проблемах русинского движения, добиваться соблюдения его
конституционных прав и демократических свобод.
3. Активнее использовать поддержку международной
общественности, зарубежных научных русинских центров и авторитетных
международных структур и правозащитных организаций, для достижения официального
признания русинской национальности.
4. Обратиться в Организацию Объединенных Наций и другие
международные организации по поводу инициирования процесса официального
признания факта геноцида русинов в период первой мировой войны (в концлагерях
Талергоф и Терезин в 1914-1918 гг.).
5. Руководству Сойма Подкарпатских Русинов, Научному
Центру Русинистики возобновить выпуск газеты "Пидкарпатска Русь", журнала
"Руснацький мир" и других периодических русинских изданий.
6. Углублено изучать и обнародовать научные
доказательства, которые свидетельствуют, что карпатская Русь есть колыбель
восточной православной цивилизации к которой принадлежат Украина, Россия и
Беларусь.
7. Непризнание русинской национальности Украиной,
свидетельствует о несовершенстве ее национальной политики и демократических
процессов.
8. Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и Всея
Руси Алексию II, к блаженнейшему Владимиру, к епископу Мукачево-Ужгородскому
Агапиту с просьбой о всецерковном прославлении всего Собора Карпато-Русинских
Святых, и великого миссионера и духовного лидера карпато-русинов Алексия
Кабалюка (1877-1947 гг.), который прославлен пока, как местночтимый
карпато-русинский святой. А также просить святейшего Патриарха Сербского Павла и
Синод о скорейшей канонизации бачванского (сербского) русина о. Гавриила
Костельника.
9. Участники конференции осудили акты насилия над
православным сербским народом и требуют освобождения из-под стражи президента
Югославии Слободана Милошевича.
10. Материалы конференции опубликовать в прессе и выдать
их отдельным сборником".
|