Антиканонические войны на Украине и меры противодействия
На территории Украины насчитывается не менее шести
неканонических организаций, называющих себя «автокефальными православными
церквами», а также Украинская греко-католическая церковь, позиционирующая себя
как «православная церковь в общении с Римом»...
Cвященник Димитрий
Познанский, г. Киев, Правая. РУ, 16 октября
Первые места в количественном отношении занимают
Украинская греко-католическая церковь, «Украинская православная церковь киевский
патриархат» (УПЦ КП) и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ),
которая в ходе президентских выборов 2004 года раскололась на две части.
Несмотря на то, что УПЦ КП зарегистрировала в госорганах
более 3000 тыс. приходов, на деле не менее половины заявленных общин являются
фиктивными, и существуют только на бумаге. На многие храмы, находящиеся в
ведении канонической православной Церкви, у раскольников оформлены параллельные
общины. Это позволяет при удобном случае оперативно захватить помещение
Православной церкви, предоставив соответствующим органам формально существующую
двадцатку, одноименную названию захваченного храма. Как правило, в такие общины
записаны люди далекие от Церкви вообще, однако имеющие свое мнение касательно
юрисдикционной принадлежности местного храма. Объективно, в уже захваченных
филаретовцами церковных помещениях на службах довольно просторно, в то время как
прихожане традиционной Церкви зачастую вынуждены молиться на улице. Это притом,
что каноническая Церковь на Украине имеет более 11 000 приходов, что намного
больше, чем все раскольнические и униатские общины вместе взятые.
Даже в западных областях Украины, таких как Ровенская,
Луцкая, Закарпатская, Черновицкая – число верных канонической Церкви значительно
превышает количество раскольников. Например, в Ровенской области, где под
патронатом местных властей, и в частности нардепа Василия Червония (возведенного
новой властью в губернаторы) совершались погромы храмов Московского Патриархата
и жестокие избиения православных, большинство верующих сохраняют верность
традиционной Церкви. Так, в захваченном боевиками Червония Воскресенском Соборе
города Ровно на совершающихся раскольниками обрядодействиях плотность молящихся
никогда не бывает стеснительной для посетителей. В то же время, православная
община, загнанная властями в подвал под Собором, несмотря на совершение двух
Литургий в день, не вмещается в пределы отведенной территории. Часть общины,
задыхаясь в тесноте, молится в низкосводчатом подвале, с потолка которого капает
конденсат, образовавшийся в результате дыхания множества людей, а вторая часть
мерзнет на улице, слушая службу через выставленные наружу динамики.
Захваты православных храмов с использованием
админресурса в той или иной форме начались перед развалом СССР и продолжились с
приходом ко власти первого президента Украины Леонида Кравчука. Тогда захваты
совершались преимущественно греко-католиками и «киевским патриархатом»,
отцом-основателем которого называют не только отлученного от Церкви Михаила
Денисенко, но и Леонида Кравчука.
Во время второго президентского срока Леонида Кучмы
захваты прекратились, однако, уже захваченные храмы законному владельцу
возвращены так и не были. Мало того, Леонид Кучма лично воспрепятствовал
воплощению в жизнь решения Суда, признавшего регистрацию «киевского патриархата»
незаконной.
Во время избирательной кампании 2004 года, вследствие
обнадеживающих обещаний, данных раскольникам агитаторами штаба Ющенко, страну
захлестнула новая волна антиканонической агрессии и захватов православных
храмов. В СМИ появляется интервью с супругой Ющенко — Екатериной Чумаченко, в
котором она заявляет, что является униаткой, а ее супруг благоволит к «киевскому
патриархату». Попытки захватов храмов приобретают столь систематический
характер, что на официальном сайте Пресс-службы УПЦ МП появляется специальный
раздел о нарушении прав верующих.
В августе, опасаясь непредвиденных результатов грядущих
парламентских выборов и используя благоприятный политический климат, лидер
униатов Любомир Гузар поспешно переносит центр УГКЦ из Львова в Киев, несмотря
на то, что огромный собор, возводящийся на левом берегу Днепра напротив
Киево-Печерской Лавры не достроен. Тысячи православных вышли с протестом против
перенесения греко-католической кафедры в Киев, однако их протест был традиционно
шельмован украинскими телеканалами.
Параллельно с раскольнической и униатской агрессией,
осуществляемой при покровительстве новых украинских властей, в госсекретариате
был разработан проект по переводу украинских верующих в юрисдикцию
Константинопольского Патриархата. Суть этого проекта заключается в создании на
территории Украины подворий Фанара, играющих роль своеобразной базы для
объединения членов раскольнических организаций и перебежчиков из канонической
Церкви.
В нарушение правил государственной и церковной
дипломатии, а также канонов Церкви, экс-госсекретарь Александр Зинченко, без
уведомления предстоятеля Украинской Православной Церкви — Блаженнейшего
Митрополита Владимира, совершил визит к Константинопольскому Патриарху,
провоцируя его антиканоническое вмешательство на территорию Украины; и, по всей
видимости, в случае согласия последнего, гарантируя ему покровительство со
стороны государственной власти.
Вскоре после визита госсекретаря в Стамбул, Украину
посетили два клирика американской украинской церкви, пребывающей в подчинении
Константинополя, которые сделали заявление о том, что Константинопольский
Престол не признает канонической юрисдикцию Украинской Православной Церкви
Московского Патриархата на территории Украины. «Церковь-Мать,
Константинопольский Патриархат, — говорится в заявлении — считает, что ее дочь,
Московский Патриархат, имеет ту каноническую территорию, которая существовала в
этой Церкви до 1686 года. Подчинение Киевской Митрополии под Московскую Церковь
было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и
Священного Синода Великой Церкви Христовой».
Заявление было вероломным и совершенно неадекватным,
поскольку клирики патриарха Варфоломея накануне были на приеме у Блаженнейшего
митрополита Киевского Владимира, а сам патриарх Варфоломей, как и предстоятели
всех поместных церквей, неоднократно заявляли, что единственной канонической
Церковью на территории Украины является Украинская Православная Церковь
Московского Патриархата.
Несмотря на многочисленные обращения к патриарху
Варфоломею со стороны официальных представителей нашей Церкви, а также
православных общественных организаций Украины, никакого ответа из Фанара не
последовало. Очевидно, что с точки зрения церковной дипломатии такое
красноречивое молчание можно расценивать как полную солидарность патриарха
Варфоломея с положениями, изложенными в скандальном заявлении американских
клириков.
Своеобразным препятствием для разыгрывания на Украине
эстонского сценария, как ни странно, стало наличие лжепатриарха Филарета. Не
будучи националистом по своим убеждениям, но обладая амбициозным и властолюбивым
характером, Михаил Денисенко не желает снять со своей головы белый куколь
московских патриархов, и согласен как минимум на признание Фанаром «киевского
патриархата», что, в свою очередь, не устраивает Стамбул. Именно поэтому, с
учетом настроений рядовых клириков и паствы украинских автокефалов всех мастей,
желающих в своей массе вырваться из резервации и получить хотя бы формальное
признание, и был задуман проект с подворьями Константинополя, педалируемый в
первую очередь адептами так называемой «украинской автокефальной церкви», де
факто состоящей в общении с раскольнической диаспорой в США, незаконно принятой
в общение Фанаром, и возглавляемой Константином Баганом, которого
раскольники-автокефалы провозгласили предстоятелем своей юрисдикции.
В настоящий момент раскольниками сделаны заявления о
готовности передать часть своих храмов для подворий Константинопольского
Патриархата, что, по их мнению, позволит разрешить вопрос неканонических
образований на территории Украины. В то же время очевидно, что организация
патриархом Варфоломеем своих приходов на канонической территории РПЦ, даст лишь
видимость каноничности, а де факто будет являться раскольническим сборищем, в
соответствии с каноническими правилами: 14-м Апостольским, 8-м Третьего
Вселенского Собора, 18-м Шестого, 9-м Антиохийского, 64-м и 67-м Карфагенского,
13-м Анкирского и другими, говорящими о том, что ни один епископ не может
простирать свою власть на область другого епископа, не может устраивать в этой
области никаких церковных дел, и не может принимать запрещенных или отлученных
другим епископом, а тем более Собором.
В связи с этими событиями, публичная позиция президента
Украины выражается в заявлениях о том, что все конфликтные ситуации в стране
будут решаться в режиме «широкого диалога». Учитывая тот факт, что к настоящему
моменту, множество православных храмов являются захваченными униатами и
автокефалистами, а в части храмов новая власть установила принудительное
поочередное служение православных и раскольников, там, где необходима прямая
реализация законодательства, будут осуществляться дискуссии.
Кроме того, Виктор Ющенко регулярно поднимет вопрос о
необходимости создания так называемой «единой поместной церкви», которая, по его
словам, «является одним из важнейших факторов самоопределения украинской нации,
утверждения ее идентичности и единства. На фоне подобных высказываний,
парадоксальным выглядит тот факт, что слова Ющенко о Православии и его роли в
украинском сообществе никак не отражены в украинском законодательстве, согласно
которому все религии равны, а Украина является поликонфессиональным
государством. Т.е. сектанты, сатанисты и православные имеют, с точки зрения
украинской конституции, равный статус и равные права.
Помимо раскольнических образований, на статус так
называемой «единой поместной церкви» претендуют и греко-католики, которые в
настоящий момент готовятся к следующему этапу проекта по окатоличиванию Украины,
а именно присвоению УГКЦ статуса Патриархата. Еще до перенесения униатской
кафедры в Киев, кардинал Любомир Гузар на пресс-конференции сказал: «Я имел
возможность встречаться со святейшим отцом и он ясно сказал, что пусть это дело
дальше назревает, чтобы и в дальнейшем идти вперед. (…) В первую очередь должно
состояться перенесение центра Киево-Галицкой митрополии в Киев, а потом увидим».
Таким образом, на сегодняшний день существует два
главных антиканонических проекта на Украине. Первый – перевод украинского
Православия под константинопольскую юрисдикцию, а второй — учреждение униатского
патриархата.
В этой связи представляется полезным употребление ряда
мер, способных противодействовать фанариото-католической экспансии.
- Необходима всесторонняя поддержка и развитие
православного медиаресурса на Украине и консолидация журналистов православного
исповедания. Помимо общеправославных программ, на базе этого медиаресурса должно
осуществляться постоянное освещение актуальных вопросов канонического
Православия на Украине и за ее пределами, и, в частности, разъяснение
недопустимости с точки зрения церковных канонов вмешательства Фанара на
территорию Украины, а также разъяснение того факта, что в католицизме статус
патриархата не означает независимости, носит чисто декоративный характер и
используется с целью прозелитизма в отдельных областях земного шара.
- Необходимо освещать преимущества пребывания Украинской
Православной Церкви в составе РПЦ, в частности — это мощное совместное влияние
на судьбы мирового Православия, а также развивать образ Киева как купели Русской
Церкви и источник общерусского православного единства.
- Необходимо стимулировать и развивать скоординированную
деятельность православных общественных организаций, способных защищать права
верных канонической Церкви, и отстаивать свои убеждения на всех уровнях и в
любых инстанциях: начиная от органов местного самоуправления и заканчивая
международными организациями.
- Необходимо довести до сознания украинских властей, что
политические интриги в отношении Православной Церкви, чреваты самыми негативными
последствиями для хрупкого межконфессионального и межнационального мира в
стране, а также компрометируют Украину в мировом сообществе.
- На встречах глав государств России и Украины
необходимо регулярно поднимать вопрос о нарушениях прав православных верующих и
выводить вопрос о захваченных униатами и раскольниками православных храмах в
сферу межгосударственных отношений, рассматривая его как важный фактор в
вопросах двустороннего партнерства Украины и России.
- На католическую экспансию, необходимо дать
симметричные ответы, учреждая в Европе православные приходы латинского обряда
дораскольного периода.
- Необходимо добиться для Украинской Православной Церкви
статуса юридического лица, что поможет ей законодательно укрепить свои позиции,
а также добиться возвращения своей собственности в судебном порядке.
- Также мощным фактором укрепления православных позиций
на Украине мог бы стать хорошо подготовленный торжественный визит Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Украину, и в частности в Киев,
Почаевскую и Святогорскую Лавры и в Крым.
Последняя мера поможет актуализировать православное
самосознание населения Украины, будет способствовать подъему дружественных
чувств украинцев в отношении России, станет сильным миссионерским импульсом по
отношению к людям пребывающим вне Церкви, а также значительно воодушевит
православных Украины, в течение последних пятнадцати лет терпящих давление со
стороны государственной власти, покровительствующей антиправославным силам в
стране и стимулирующей их противоканоническую деятельность.
|