КАЗАХСТАН
Выборы с заранее известным итогом
19.10.2005. "РИА
Новости"
Андрей Грозин
Очередные выборы президента Казахстана будут самыми
спокойными и предсказуемыми выборами на территории СНГ в текущем году. На пост
главы страны претендует 12 человек, однако победа действующего президента
Нурсултана Назарбаева практически предопределена, а какое-либо подобие
предвыборной интриги полностью отсутствует.
Анализируя динамику электоральных настроений за
последние два года, независимые от власти казахстанские социологи отмечают, что
устойчивый "назарбаевский" электорат, который проголосует за нынешнего лидера
страны в любом случае, составляет не менее 55-60%. Совокупный электорат
оппозиции по максимуму можно оценить в 7-10%, причем его идейное "ядро" реально
составляет 2-3%. Но эта часть электората не является цельным и дробится на
группы, намеревающиеся голосовать за разных политиков от оппозиции. Уговорить
эти 2-3% голосовать за какого-то одного кандидата, будь он хоть трижды "единым",
невозможно.
Борьба пойдет за 25-30% избирателей, которые еще не
определились с решением и ждут, чтобы их убедили: во-первых, придти на выборы, а
во-вторых, проголосовать за того или иного человека. Однако, как показывает
практика, большинство из тех, кто принимает решение в последний момент, в итоге
голосует за действующего главу государства.
Что касается "цветных" революционных сценариев смены
власти, то в Казахстане они сейчас выглядят довольно нереальными. На фоне
бурлящих южных соседей нынешний Казахстан выглядит "бастионом стабильности".
Республика уже более трех лет демонстрирует темпы
экономического роста, превосходящие российские. Рекордно высокий мировой спрос
на казахстанское сырье помог стране одной из первых среди постсоветских
государств в 2004 году превзойти свой ВВП образца 1990 года.
Руководство республики, отдавая себе отчет в том, что
одними силовыми методами распространения радикалистских настроений любого толка
не остановить, концентрирует внимание на социальной сфере: приняты
многочисленные амбициозные программы в области реформирования образования,
здравоохранения, разработана масштабная программа возрождения агросектора и т.д.
Причем, в отличие от, например, Киргизии времен Аскара Акаева, под масштабные
мероприятия выделяются значительные финансовые средства.
На укрепление позиций действующей власти активно
работает и "нефтяной фактор". Согласно данным на конец 2004 года, опубликованным
компанией BP, Казахстану принадлежит 3,3% мировых залежей нефти. Республика
занимает второе место после России среди государств СНГ по добыче нефти.
Неудивительно, что в последнее время эта республика вызывает огромный интерес у
российских нефтяных компаний. В отличие от России, чьи экспортные возможности
упираются в ограничения трубопроводной системы, Казахстан планирует утроить
поставки сырья до 3 миллионов баррелей в день к 2015 году.
Очевидно, что в краткосрочной перспективе ожидать
падения цен на углеводороды не следует. Это, в свою очередь, гарантирует
Казахстану не только нормальную ситуацию на предстоящих президентских выборах.
Можно с полным основанием утверждать, что "нефтяная подушка" является одним из
серьезных политических страховочных механизмов, который будет эффективно
действовать еще не один год.
Немаловажно и то, что многонациональный и
поликонфессиональный казахстанский социум демонстрирует завидную устойчивость к
любым радикалистским идеям. Все годы независимого существования Казахстана
давала о себе знать важная тенденция: для всех русскоязычных и для значительной
части казахов идея интеграции с Россией и другими странами СНГ в любых формах
была и остается весьма привлекательной. Большинство населения не воспринимает
западные ценности, худшие образцы которых упорно и широко демонстрируют местные
СМИ (здесь ситуация практически идентична российской). Коллективизм, ориентация
на традиционные ценности, приоритетность "духовного" перед "телесным",
существенно влияют на жизнь казахстанского социума. И у казахов, и у
казахстанских русских преобладает "евразийский менталитет", не приемлющий
западные культурные приоритеты в их радикальном, "американизированном" виде.
Поэтому и власть и оппозиция в области
внешнеполитического позиционирования находились, что называется, по одну сторону
баррикад. Власть при этом, имея реальные рычаги управления страной, переигрывала
и переигрывает своих оппонентов, демонстрируя стремление к интеграции на всех
уровнях.
В силу указанных ментальных особенностей казахстанского
социума, радикально-демократическая, ориентированная на Запад оппозиция не имеет
вокруг себя питательной среды, которая способствовала бы росту ее авторитета,
влияния и опыта. В ходе предвыборной кампании оппозиция, возможно, попытается
проводить массовые акции, однако они, конечно же, не будут сравнимы по масштабам
с теми, что проходили на Украине.
Накануне президентских выборов не видно серьезных
проблем у Казахстана и на международном поле. Главный организатор и спонсор
"ковровой демократизации" мира – Соединенные Штаты – оказались временно
"выключены": завязли в Ираке и Афганистане, попали под удары природных
катаклизмов, вошли в очередную полосу экономических сложностей, а после распада
"революционных" режимов в Киеве и Бишкеке вообще находятся в неопределенном
положении. Казахстанские же внешнеполитические инициативы текущего года, в
частности, саммит Шанхайской организации сотрудничества в Астане, сильно
укрепили позиции Казахстана на международной арене.
Серьезные экономические надежды Казахстан связывает с
расширением товарооборота в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) с
участием России и Белоруссии и вероятным подключением Украины. Ставка на ЕЭП,
инициатором создания которого был именно Назарбаев, делает Казахстан, по сути,
главным партнером России на постсоветском пространстве.
Назарбаев сведет счеты с оппозицией
20.10.2005.
Prognosis.ru
Девлет Озоди
Власть перешла к излюбленной тактике «замалчивания»
оппозиционных кандидатов
Накануне президентских выборов в Казахстане, назначенных
на 4 декабря 2005 года, в обществе наблюдается «высокая степень аполитичности».
В этих условиях действующий президент может не только рассчитывать на легкую
победу, но и наголову разгромить оппозицию.
Еще три года назад в секретном документе администрации
президента Казахстана «О системе работы в сфере внутренней политики на
среднесрочную перспективу», ставшем достоянием гласности благодаря независимым
журналистам, число сторонников Назарбаева определялось как очень небольшое - не
более 15% избирателей. К числу тех, кто поддерживал президента, относились
«руководители и менеджеры национальных компаний, крупных предприятий и
организаций, госслужащие, военнослужащие, работники правоохранительных органов,
носители традиционного этнического сознания, проживающие в сельской местности и
особенно старшей возрастной группы, элитные и финансово-промышленные группы».
Еще 25% электората - так называемые «колеблющиеся»: «работники бюджетной сферы,
значительные слои населения, адаптированные и неадаптированные к рынку,
представители малого и среднего бизнеса, преимущественно городское население,
часть маргинальных слоев общества». Самое большое число избирателей – 50%, по
мнению авторов секретного документа, относилось к «болоту», которое состояло из
«наиболее социально-уязвимых групп, слабо адаптированных к рынку групп (учащейся
молодежи, пенсионеров, домохозяек, безработных), жителей мегаполисов и крупных
городов, представителей этнических меньшинств, большей части маргиналов».
Примечательно, как составители аналитического материала охарактеризовали
противников режима (около 10%): это - «радикально настроенная часть либеральной
интеллигенции, носители тоталитарного сознания, приверженцы оппозиционных
партий, “обиженные властью” и не нашедшие себя в политико-властных отношениях
жителей депрессивных регионов».
При всей декларируемой стремительности
социально-экономических трансформаций в Казахстане, расстановка политических сил
в стране за прошедшие три года изменилась мало. Вряд ли существенно увеличилось
и число «сознательных сторонников» президента Назарбаева. Соотношение
политических сил на нынешнем этапе таково: власть, имеющая реальные инструменты
воздействия на ситуацию; демократическая оппозиция, объединенная в движение «За
справедливый Казахстан» и претендующие на значимость «национал-патриоты».
Власти, судя по всему, постараются деструктуризировать
протестный электорат, способный поддержать оппозицию, и будут использовать метод
выдвижения на президентский пост как можно большего числа кандидатов, прямо или
косвенно связанных с режимом. Такая тактика рассчитана на недопущение прямой
конкуренции между действующим президентом Нурсултаном Назарбаевым и лидером
объединенной оппозиции в лице движения «За справедливый Казахстан» Жармаханом
Туякбаем. Не допустить объединения всех общественно-политических сил,
выступающих против режима Назарбаева – такова задача нынешней власти. Суть этой
комбинации заключается в том, чтобы противники существующего режима, даже при
благоприятном для Назарбаева исходе выборов, не могли рассчитывать на второе
место для своего кандидата. По мнению независимых казахстанских аналитиков
«президентские политтехнологи тем временем спокойно начнут работу над проектом
«Преемник-2012». Они и строят эту предвыборную кампанию с прицелом на следующую.
Единственное, что может сорвать этот сценарий, – “неспортивные” приемы».
Действия Астаны, направленные на подавление политической
оппозиции сопровождаются активизацией её внешнеполитических контактов с Россией.
Последний саммит глав государств-членов Организации Центрально-Азиатского
сотрудничества принял решение о вступлении этого объединения в ЕврАзЭС. На этом
фоне обостряется борьба за лидерство между самими центрально-азиатскими
странами, ведущую роль среди которых ранее пытались играть Казахстан и
Узбекистан. Ослабление Ислама Каримова дало Нурсултану Назарбаеву повод считать,
что наступил момент для того, чтобы занять особые позиции в регионе, в качестве
образцового политического деятеля «нового типа», престиж которого со временем
увеличился бы в самом Казахстане, в центрально-азиатском регионе и даже на более
широкой международной арене. Особенно отчетливо это проявилось на проходившей в
Астане международной конференции «Стратегия "Казахстан - 2030 в действии"», на
которой Назарбаев заявил, что его страна должна превратиться в ведущую силу
сначала регионального масштаба, а затем начать конкурировать и с рядом «великих
держав».
Власть, тем временем, по оценкам независимых
наблюдателей, перешла к излюбленной тактике «замалчивания» оппозиционных
кандидатов. Мониторинг государственных и частных казахстанских СМИ отчетливо
показывает «лидерство» действующего президента по количеству информационных и
аналитических материалов.
Сценариев для дальнейшего развития ситуации не много.
Либо власть не побоится возможной негативной реакции мирового сообщества и
начнет наступление на оппозицию. Весьма показательно в этой связи, что во время
недавнего посещения Казахстана Госсекретарь США Кондолиза Райс встретилась не
только с действующим президентом, но и с основным конкурентом Назарбаева –
Жармаханом Туякбаем. Так что, скорее всего, власть пойдет по пути наименьшего
сопротивления и продолжит курс «замалчивания» оппозиции, пытаясь при этом
договориться с её отдельными членами по ограниченному кругу вопросов. Сможет
оппозиция изменить этот вполне предсказуемый сценарий или нет, будет зависеть от
ее способности консолидироваться и от степени той поддержки, которую ей окажет
общество.
Казахская оппозиция рвется к нефти
Коммерсант
26.10.2005
Александр Сидоров (Алма-Ата)
Вчера в Казахстане официально стартовала предвыборная
кампания. В борьбе за пост президента страны сошлись пятеро кандидатов, среди
которых действующий глава государства Нурсултан Назарбаев. Реальную конкуренцию
ему может составить лишь лидер объединенной оппозиции Жармахан Туякбай.
Всего зарегистрировано пятеро кандидатов в президенты
Казахстана. Помимо действующего президента Назарбаева и лидера объединенной
оппозиции Туякбая это лидер партии "Ак жол" ("Светлый путь") Алихан Байменов,
лидер отколовшейся от Компартии Коммунистической народной партии Казахстана
Ерасыл Абылкасымов и лидер экологического движения "Табигат" ("Природа") Мэлс
Елеусихов.
Как неоднократно жаловались представители оппозиции,
избирательное законодательство Казахстана, запрещающее агитацию до момента
регистрации всех кандидатов, было специально принято властями для того, чтобы
дать преимущество действующему президенту, который использовал свое служебное
положение для фактического ведения предвыборной кампании.
Тем временем оппозиции затыкали рот. На прошлой неделе
оппозиционная газета "Свобода слова" была оштрафована, а ее очередной номер
уничтожен. Это произошло из-за публикации статьи, в основу которой лег вопрос
журналиста CNN, спросившего президента Назарбаева во время его совместной с
госсекретарем США Кондолизой Райс пресс-конференции о том, не является ли он
диктатором. Общественный комитет по контролю над выборами, куда вошли
парламентарии, журналисты и представители интеллигенции, собрал по поводу этих
событий пресс-конференцию, но так и не пришел к единой позиции относительно
того, давит власть на оппозицию или нет.
Кроме того, борьба между лидерами предвыборной кампании
развернулась за желтый цвет, используемый в символике господ Назарбаева и
Туякбая. Из-за этого казахская полиция, жестко пресекавшая несанкционированные
митинги оппозиции в желтых шарфах, чуть было не разогнала и пропрезидентский
митинг под теми же цветами. В эфире официального телеканала "Хабар" было
заявлено, что выигрышность желтого цвета для президентской кампании была
"рассчитана" именно в штабе Назарбаева, а оппозиция попросту украла его.
Впрочем, на публике в желтых шарфах и галстуках предпочитают появляться именно
оппозиционные лидеры, поддерживающие Жармахана Туякбая,– от коммунистов до
либералов. Отвечая на вопрос, почему они делят желтый цвет с Назарбаевым,
Жармахан Туякбай предположил, что "это еще кто-то хочет спрятаться под желтыми
знаменами".
В целом оппозиционный лидер (в прошлом – генпрокурор и
спикер парламента) не стал заострять внимание на вероятности революционного
развития событий, заявив, что без подтасовок со стороны властей он обязательно
победит. "Нельзя сказать, что в нашей стране такая ситуация, что ожидается
революция",– сказал он, отметив, что "если власть будет наглым образом
игнорировать волю народа", она сама "спровоцирует народное противостояние".
Примерно так же считает и его соратник, известный бизнесмен и сопредседатель
партии "Настоящий Ак жол" Болат Абилов, заявивший Ъ, что "при честных выборах
наши шансы очень высоки". Но для этого, по его словам, представители оппозиции
должны войти в состав местных участковых комиссий. "У нас заранее большие
сомнения в успехе этого начинания, так как в случае поражения Назарбаева в
отставку по конституции должны будут уйти и все акимы (губернаторы.– Ъ)",–
сказал господин Абилов.
Что касается предвыборной программы главного
оппозиционного кандидата, то, по словам самого Жармахана Туякбая, она
кардинально отличается от назарбаевской и "полна новаций". Главное обещание
лидера оппозиции состоит в превращении Казахстана из президентской республики в
парламентскую. Кроме этого кандидат в президенты обещает избираемость акимов,
которых сейчас назначает президент. Вносит он и предложения, касающиеся
формирования нового парламента. Пока же оппозиционный лидер стремится
представить свой штаб как "кузницу кадров" для будущего правительства.
У объединенной оппозиции есть и свои кандидатуры на пост
премьера: Болат Абилов и второй сопредседатель партии "Настоящий Ак жол" Ораз
Жандосов, занимавший посты председателя Нацбанка и вице-премьера по финансовому
блоку, а также пребывающий в заключении лидер запрещенной партии
"Демократический выбор Казахстана" и экс-губернатор Павлодарской области
Галымжан Жакиянов.
Касаясь перспектив реприватизации, господин Туякбай
заявил, что контракты с иностранными компаниями и ТНК не будут пересматриваться,
в то время как иные предприятия, в частности принадлежащие членам семьи
президента Назарбаева (в отношении которого, по словам Туякбая, не будет
репрессий), будут подвергнуты проверке "на предмет законности совершения
сделок". В случае обнаружения нарушений они могут быть по решению суда
возвращены государству. Судя по предвыборной программе, господин Туякбай будет
стремиться укрепить государственный контроль над главной отраслью в республике –
нефтедобывающей.
Он предлагает выделить из нефтегазовой госкомпании
"Казмунайгаз" "государственную естественно-монопольную компанию", которая будет
включать в себя "нефте- и газопроводы, портовые терминалы"; она же "до конца
2010 года должна будет завершить строительство магистрального нефтепровода".
США делают ставку на Казахстан
24.10.2005.
НГ-Дипкурьер
Досым Сатпаев
Вашингтон уверен, что правильно выбрал регионального
экономического лидера
Визит госсекретаря США Кондолизы Райс в Казахстан был
знаковым хотя бы потому, что проходил на фоне подготовки к президентским
выборам. Официально Астана и госсекретарь обменялись реверансами, что вызвало
недоумение у тех наблюдателей, которые ожидали более жесткой позиции США по
некоторым вопросам политического развития Казахстана.
Стоит отметить, что для казахстанской оппозиции этот
визит был важным звеном в проведении предвыборной кампании. Формально США должны
были продемонстрировать международную поддержку оппозиции, так как к этому
обязывает статус глобального носителя демократических ценностей. Но иногда
проглядывающая реалистичность американской внешней политики позволяет говорить,
что США вряд ли ожидают в Казахстане каких-либо сюрпризов в виде революций.
Встреча с оппозицией имела две основные цели. Во-первых, подтвердить
окончательную легитимизацию оппозиционной коалиции «За справедливый Казахстан» в
глазах США. Во-вторых, провести зондаж ее реальных политических возможностей,
которые, похоже, не были оценены слишком высоко. К своему приезду в Казахстан
Кондолиза Райс была хорошо подготовлена. Незадолго до нее региональное
пространство уже прозондировали командующий Центральным командованием США
генерал Джон Абизейд и помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии
Дэниел Фрид. При этом Фрид встречался с официальными лицами Казахстана и
представителями оппозиции, что позволило составить более или менее адекватную
картину о реальной расстановке политических сил перед выборами. Не стоит
забывать, что Запад лишь тогда активно подключается к давлению на власть, когда
стоит за спиной уже существующей мощной оппозиции. Никто не хочет иметь дело с
«клубом политических неудачников».
Возникает ощущение, что Вашингтон больше волнует не
результат выборов в Казахстане, который достаточно предсказуем, а сам процесс их
проведения. Да и новые политические конфликты на Украине и в Киргизии после
смены элит заставили США более осторожно подходить к оценке политических
перспектив стран Центральной Азии. Возможно, у Белого дома возникло осознание
того, что к каждой из стран региона требуется подобрать собственный ключик.
Кондолиза Райс неожиданно косвенно поддержала идею «особого пути» развития
Казахстана, на чем настаивала политическая элита страны, и заявила в Астане, что
каждая страна должна сама выбрать формы и методы проведения демократических
реформ.
При этом Казахстан – единственная из стран в списке
Кондолизы Райс, где американцы имеют серьезные экономические интересы. Напомнив
о больших американских инвестициях, госсекретарь выразила уверенность в том, что
они будут расти с каждым годом. Уже стало традицией, что за каждым таким
приездом стоят лоббистские интересы американских нефтегазовых компаний. Тем
более что сама Райс в свое время входила в нефтяную элиту США, сильно
заинтересованную в низких политических рисках как в Казахстане, так и во всем
Каспийском регионе.
Разлад с Узбекистаном заставил США искать более тесного
партнерства с Астаной и другими странами Центральной Азии в сфере борьбы с
терроризмом. Судя по количеству американских высокопоставленных чиновников,
посетивших Центральную Азию в этом году, ситуация в регионе тревожит Вашингтон.
Более того, возникает угроза, что долгое стратегическое доминирование
американцев в регионе может закончиться при параллельном усилении влияния России
и Китая. Именно поэтому для США Казахстан уже не является одним из
центральноазиатских государств. Белый дом хорошо осознает, что ставку надо
делать на сильного и, самое главное, предсказуемого регионального игрока. США
больше устраивает многовекторная внешняя политика Казахстана, когда соблюдается
определенный баланс сил, чем резкие внешнеполитические повороты того же
Узбекистана или «нейтралитет» самодостаточной Туркмении.
Вашингтон полагает, что Казахстан имеет серьезные шансы
стать региональным экономическим лидером, что позволит республике вовлечь в
орбиту своего политического влияния Киргизию и Таджикистан. Что касается
Киргизии, то США беспокоят здесь два основных фактора. Во-первых, политическая
перспектива нового руководства и его способность восстановить стабильность и
порядок. Во-вторых, степень лояльности Бишкека к США, которая была поставлена
под сомнение после заявления президента Курманбека Бакиева о возможном выводе
американских военных из страны. Хотя впоследствии это заявление было
дезавуировано Бакиевым, однако Белый дом понял, что полагаться на стопроцентную
поддержку Бишкека уже не стоит. Может быть, поэтому американская финансовая
помощь Киргизии, в отличие от Украины и Грузии, по сравнению с этим годом будет
сокращена.
Ставка на лояльного регионального игрока довольно
распространенная практика США в разных частях мира. В Центральной Азии таковым
долгое время был Узбекистан, по крайней мере до андижанских событий. Сейчас на
освободившееся место США пытаются поставить Казахстан.
Хроники пикирующего PetroKazakhstan
18.10.2005.
Gazeta.kz
Юлия Латышева
"Китайцы просто рвутся к кумкольским месторождениям, не
считаясь с ценой"
Накал страстей вокруг PetroKazakhstan Oil Prodakts дошел
до предела. У нас с Канадой разница в 12 часов. Поэтому, без особых натяжек
можно сказать, что когда в канадском городе Калгари наступит рабочий день 18
октября, то у нас в Казахстане уже будет 19-е число.
И если уж совсем строго хронометрировать события по
времени Астаны, то факт продажи акций PetroKazakhstan Oil Prodakts для нас,
казахстанцев, случится именно 19 октября.
Это я к тому, что хотя официально срок сделки по продаже
акций и назначен на 9-00 утра 18.10.2005г., тем не менее сегодня еще ничего не
произойдет. Но хотелось бы разобраться, что может произойти этой ночью.
Предпосылки следующие. PetroKazakhstan Oil Prodakts -
вертикально-интегрированная международная энергетическая компания, отмечающая
восьмилетнее присутствие своей операционной деятельности в Республике Казахстан.
Компания занимается приобретениями, разведкой, разработкой и добычей нефти и
газа, переработкой сырой нефти и реализацией нефти и нефтепродуктов.
В частности, как уже сообщалось, под управлением
PetroKazakhstan Oil Prodakts находится месторождение Кумколь в Кзылординской
области и Шымкентский НПЗ в ЮКО.
В обоих случаях предприятия "PetroKazakhstan Oil
Prodakts" являются основными бюджетообразующими налогоплательщиками и в
Кзылординской, и в Южно-Казахстанской области (доля налоговых поступлений
составляет до 70 % бюджетов каждой области).
Акции PetroKazakhstan Oil Prodakts торгуются на фондовой
бирже Нью-Йорка в Соединенных Штатах, на фондовой бирже Торонто в Канаде, на
фондовой бирже Лондона в Соединенном Королевстве Великобритании под символом
PKZ.
По состоянию на 27 декабря 2004 года начаты торги акций
PetroKazakhstan на Казахстанской фондовой бирже под символом CA_PKZ.
Добавим, что свою деятельность на рынке Казахстана
канадцы первоначально начинали с логотипом Hurricane Hydrocarbons Ltd.
С самого начала канадский "Ураган" оказался замешан в
нескольких крупных скандалах, связанных с сегментацией Шымкентского НПЗ и
увольнением массы рабочих. В апреле 2003 года компания объявила о смене вывески,
но и новое название, видимо, не изменило стратегии компании, а также не принесло
удачи.
Наиболее яркий пример - апрель 2004 года, когда по
предписанию антимонопольного комитета, обвинившего "PetroKazakhstan Oil
Prodakts" в нарушении антимонопольного законодательства, канадцы должны были
выплатить в бюджет РК штрафов на кругленькую сумму.
Компания не признала своей вины, и направила в суд
Астаны иск к антимонопольщикам, с требованием отмены решения Агентства.
Рассмотрев этот иск, столичный суд постановил, что факты нарушения
антимонопольного законодательства PetroKazakhstan Oil Prodakts допущены, и вынес
решение о взыскании с компании 149322946 тенге. Канадцы вновь не согласились, и
подали аппеляцию в Верховный суд. Который, однако, аргументов "PetroKazakhstan"
не признал, да еще и увеличил сумму взысканных штрафов почти до 500 млн.
тенге.
В 2005 году "PetroKazakhstan Oil Prodakts", стала уже
просто притчей во языцех на устах всевозможных общественных деятелей и
представителей контролирующих и фискальных органов РК, в связи с массой
нарушений как экологических, так налоговых и антимонопольных законов.
Следом пошли и достаточно жесткие санкции и ограничения
деятельности PKOP. В частности, компанию обязали сократить добычу нефти до тех
объемов, при которых сопутствующий нефтедобыче природный газ, ранее попросту
вхолостую сжигавшийся на вышках Кумколя, был бы полностью использован в
интересах экономики Кзылординской области. В результате PetroKazakhstan
сократила объемы добычи сырой нефти почти на 40 %.
Добавим сюда скандальную историю с отказом PKOP выделять
льготное топливо для сельского хозяйства, которое шло вразрез с решением
правительства, и в довершении - проигранный процесс с компанией Тургай Петролиум
по определению доли собственности на месторождениях Кумколя.
Вот лишь несколько из эпизодов, которые видимо и
заставили канадских управленцев посчитать, что выгоднее избавиться от акций
предприятия, нежели продолжать заниматься столь хлопотным делом.
Это так сказать в пассиве. А вот что у канадцев в
активе.
Здесь мы приводим информацию, которую озвучил министр
индустрии и торговли РК Владимир Школьник на расширенном заседании в Шымкенте 17
октября 2005 года.
"…по нашей информации, менеджеры PKOP обратились к
держателям акций с предложением о продаже акций "PetroKazakhstan". Основными
держателями являются страховые компании и пенсионные фонды Канады и США.
Согласие было получено. С помощью одной из известных юридических компаний США
был проведен тендер по определению возможного покупателя акций
"PetroKazakhstan"
По нашим данным, победителями в тендере стали
представители китайской национальной компании, которые предложили суммарную цену
в 4 миллиарда 180 миллионов долларов США за контрольный пакет акций.
Это на 20-25 % выше биржевых котировок акций PKOP на
сегодняшний день. При том, что сами котировки акций PKOP, как нефтедобывающего
предприятия, в связи с бензиновым кризисом на международном рынке, примерно в
полтора раза завышены по сравнению с их реальной стоимостью…".
То есть главный актив канадцев, - то что китайцы просто
рвутся к кумкольским месторождениям, не считаясь с ценой.
И есть к чему стремиться - по некоторым данным, запасы
нефти на Кумколе оцениваются в 10-50 млрд. долларов по ценам 2004 года. Так что
вряд ли китайцев испугают подмоченная репутация продавцов, или грозные окрики
казахстанского правительства в сторону канадцев. Сделка как таковая почти
наверняка состоится.
Что же имеет казахстанская сторона? В минувшую субботу
15 октября Президент РК подписал указ о внесении существенных поправок в законы
"О нефти", "О недропользовании" и "О национальной безопасности". В совокупности
внесенные поправки как раз и предусматривают возможность сохранения
государственного контроля над национальными богатствами, в том числе и недрами
страны. Как подчеркнул Школьник, можно не сомневаться, что эти законы будут
работать. А с их введением, при любом исходе (состоится ли продажа акций PKOP
или хозяин не сменится), все равно казахстанская сторона отныне будет иметь
полный контроль над ситуацией вокруг Кумкольского месторождения, равно как и на
Шымкентском НПЗ.
Как видим, на руках у казахстанского правительства тоже
неплохие козыри. И как бы не пришлось нам судиться с китайцами за наши же
месторождения в каком-нибудь международном арбитраже…
Забрать и не делить
24.10.2005.
Независимая газета
Василий Харламов
Власти Казахстана стремятся усилить влияние на нефтяной
сектор республики
С 28 октября в Казахстане вводятся таможенные пошлины на
экспорт нефтепродуктов. Правительство республики, согласно официальному
комментарию к постановлению, планирует таким образом обеспечить внутренний рынок
нефтепродуктами, стабилизировать ситуацию с ценами на внутреннем рынке ГСМ и
увеличить доходную часть республиканского бюджета.
По версии официальной Астаны, данное решение относится к
ряду и других мер, таких, как продление запрета на вывоз дизтоплива,
предпринятых правительством республики для стабилизации ценовой ситуации на
рынке ГСМ, где за последние недели цена на бензин взлетела с 92 до 200 тенге (1
долл. равен 134,2 тенге). Однако у большинства экспертов и представителей
нефтегазового сектора иное мнение.
«Правительственных мер, принимаемых сейчас в целях
сдерживания роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, достаточно лишь на
краткосрочную перспективу. У правительства есть два основных рычага – рыночный и
административный. Рыночный – оптимален, но требует серьезной и долгой работы
(необходимо изменение структуры налогообложения и т.п.). В преддверии
президентских выборов времени ждать нет. Пока же используется привычный
административный ресурс, что не является верным выходом», – убежден известный
казахстанский эксперт, главный редактор международного журнала «Мир Евразии»
Эдуард Полетаев.
Об административном ресурсе говорят и представители
нефтяного рынка республики. Однако, по их мнению, причина не в резком росте цен
на ГСМ, который объясняется повышением цены на нефть на мировых рынках. Основная
причина – власти Казахстана хотят усилить свое влияние на нефтяной сектор
страны. «Последние два года в Казахстане наметилась четкая тенденция: изменения
законодательства, введение запретов и так далее. По сути, каждым своим решением
правительство дает инвесторам понять, что правила игры определяют именно они, а
не рынок», – сказал на условиях анонимности «НГ» представитель иностранной
компании, работающей в нефтегазовом секторе Казахстана.
Отсчет событий собеседник «НГ» ведет с 2004 года. С
января 2004 года в Казахстане введен налог на ренту при экспорте нефти, что
соответственно увеличило налоговую нагрузку на нефтяников. Базой исчисления
этого налога является стоимость экспортируемой нефти, исходя из фактически
реализуемого на экспорт объема сырья и его рыночной цены за вычетом расходов по
реализации и качественных характеристик нефти. Ставка налога устанавливается по
скользящей шкале – от 1% при цене 19 долл. за баррель до 33% при цене 40 долл. и
выше.
Тогда же, в 2004 году, британская компания BG заявила о
намерении продать свою долю (16,67%) в проекте Кашаган. Британцы настаивали на
преимущественном праве приобретения акций участниками проекта (итальянской Eni,
британо-голландской Royal Dutch/Shell, французской Total, американским Exxon
Mobil и ConocoPhillips, а также японской Inpex), однако правительство Казахстана
само изъявило желание приобрести этот пакет. Были молниеносно разработаны, а
парламентом – приняты поправки в Закон «О недропользовании», согласно которым
правительство получало приоритетное право выкупа отчуждаемых долей в нефтяных
месторождениях. Пакет поправок получил в кулуарах название «право первой ночи»,
но, несмотря на шуточные прозвища, свою функцию он выполнил: правительством в
итоге приобретена доля BG в проекте Кашаган.
Очередной скандал и очередные поправки в
законодательство о недропользовании случились в августе 2005 года, когда
канадская компания PetroKazakhstan сообщила о своем намерении продать все
находящиеся в обращении свои обыкновенные акции CNPC International Ltd.
(дочерней компаний китайской CNPC). Общая сумма сделки была оценена в 4,18 млрд.
долларов. Это сообщение вызвало эффект разорвавшейся бомбы, поскольку
PetroKazakhstan разрабатывает Кумкольскую группу месторождений на юге Казахстана
и владеет Шимкентским нефтеперерабатывающим заводом (один из трех НПЗ
республики). Ну а тот факт, что информация появилась накануне президентских
выборов, только добавил ей политизированности. Практически все политические
партии, мало-мальски значимые общественные объединения, политики-одиночки и
депутаты парламента – все сочли своим долгом сделать соответствующее
«политическое заявление» и раскритиковать правительство за бездействие. Между
тем правительство оказалось просто поставлено перед фактом: продажа проводилась
не в Казахстане, и пресловутое «право первой ночи» не имело силы.
Выход из сложившейся ситуации казахстанский кабмин
«нашел» традиционный: в срочном порядке был разработан очередной пакет поправок
в законодательство по недропользованию. Эти изменения фактически наделяют
правительство страны правом блокировать передачу третьим лицам прав
недропользования на казахстанских месторождениях и долей участия в организациях,
которые прямо или косвенно обладают этими правами. Согласно законодательным
новшествам, государство получает приоритетное право на приобретение отчуждаемого
права недропользования или доли участия не только в юридическом лице,
непосредственно обладающем такими правами, но и «в юридическом лице, которое
имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать
влияние на принимаемые недропользователем решения». Этот закон уже подписан
президентом страны и вступил в силу.
Будет ли официальная реакция иностранных инвесторов на
такие действия правительства, пока неизвестно. Но в кулуарах специалисты
заявляют, что подобные меры вряд ли принесут властям страны реальную возможность
полного контроля над нефтегазовым сектором и, конечно, не добавят авторитета в
международных кругах. «Есть рынок, и его правила надо учитывать, а не давить на
компании административным ресурсом», – говорят они.
Китайцы закрепились в Казахстане
27.10.2005.
Rbcdaily.ru
Во вторник вечером суд канадской провинции Альберта
одобрил сделку по приобретению китайской China National Petroleum Corporation
(CNPC) активов канадской компании PetroKazakhstan, ведущей добычу нефти в
Казахстане. Таким образом, судья отклонил жалобу «ЛУКОЙЛа», просившего
приостановить это поглощение до тех пор, пока не будет решен вопрос о его праве
на выкуп у PetroKazakhstan 50-процентной доли в СП «Тургай Петролеум». Кроме
того, это означает, что «ЛУКОЙЛ» упустил шанс самому стать владельцем
PetroKazakhstan. По мнению экспертов, продажа PetroKazakhstan китайской компании
может привести к новому конфликту вокруг «Тургай Петролеума». Дело в том, что,
скорее всего, CNPC будет настаивать на изменении маршрута поставок добываемой СП
нефти, против чего выступает «ЛУКОЙЛ».
Компания PetroKazakhstan (зарегистрирована в г. Калгари,
провинция Альберта, Канада) владеет лицензиями на ряд месторождений нефти и газа
в Кзыл-Ординской области Казахстана, а также НПЗ в Чимкенте (Шымкенте). По
состоянию на начало 2005 г. подтвержденные и прогнозируемые запасы компании
составляли 549,8 млн барр. нефтяного эквивалента. 30% акций PetroKazakhstan
принадлежит канадским инвесторам, 34% – инвесторам из США, 3% – менеджменту
компании, остальные акции находятся во владении других зарубежных инвесторов. По
некоторым данным, казахским инвесторам принадлежит примерно 25% акций компании.
22 августа PetroKazakhstan объявил об одобрении советом директоров сделки по
продаже своих активов китайской CNPC за 4,18 млрд долл. Акционеры
PetroKazakhstan 18 октября подавляющим большинством голосов (99,04%)
проголосовали за продажу своих акций CNPC.
По словам опрошенных RBC daily экспертов, китайской
компании удалось договориться о покупке актива по сравнительно низкой цене.
«CNPC могла заплатить за PetroKazakhstan и больше 4,2 млрд долл. Цена сделки
оказалась заниженной из-за многочисленных исков, инициированных против нее
казахскими властями и тем же «ЛУКОЙЛом». Ее единственным недостатком можно
считать лишь сравнительно небольшие запасы. При нынешнем уровне добычи их хватит
менее чем на 10 лет», – сказал RBC daily аналитик «МДМ-Банка» Андрей Громадин.
Правда, китайцам пришлось пойти на уступки казахским властям, чтобы те не
препятствовали поглощению. По некоторым данным, CNPC пришлось согласиться
продать госконцерну «Казмунайгаз» 33% акций PetroKazakhstan. Стороны будут также
совместно управлять Чимкентским НПЗ.
Однако покупке PetroKazakhstan китайской компанией
попытался воспрепятствовать «ЛУКОЙЛ». Он обратился в суд Альберты с просьбой
приостановить поглощение PetroKazakhstan до тех пор, пока не будет решен вопрос
о наличии у «ЛУКОЙЛа» преимущественных прав на приобретение 50-процентной доли
PetroKazakhstan в их совместном предприятии «Тургай Петролеум». Соответствующий
иск рассматривается в настоящее время в Международном арбитражном суде в
Стокгольме. «ЛУКОЙЛ» сделал предложение о приобретении СП у CNPC по цене,
соответствующей подходу CNPC к оценке активов PetroKazakhstan, однако переговоры
оказались безрезультатными. Накануне «ЛУКОЙЛ» уведомил PetroKazakhstan о том,
что если канадский суд примет решение не одобрять сделку CNPC по покупке
PetroKazakhstan, то российская компания готова сделать предложение по
приобретению самой канадской компании по точно такой же цене и на тех же
условиях, которые предложила CNPC.
Однако во вторник суд Альберты все же одобрил сделку. В
решении суда, копия которого имеется в распоряжении RBC daily, говорится, что
сделка между CNPC и акционерами PetroKazakhstan является законной, а претензии
«ЛУКОЙЛа» на 50-процентную долю в «Тургай Петролеуме» должны рассматриваться в
рамках отдельного судебного процесса. Кроме того, «ЛУКОЙЛу» было отказано в
просьбе назначить инспектора, который осуществлял бы надзор за долей
PetroKazakhstan в «Тургай Петролеуме» до завершения разбирательств в арбитражном
суде в Стокгольме. Ранее ожидалось, что свое решение суд примет в среду, однако
источник, близкий к одной из сторон конфликта, пояснил RBC daily, что судья был
вправе вынести решение по делу раньше. Представитель «ЛУКОЙЛа» сказал RBC daily,
что в компанию пока не поступила копия решения суда. «Но, судя по всему, теперь
мы будем работать вместе с CNPC. При этом наш иск в арбитражном суде в
Стокгольме остается в силе», – отметил он. Получить комментарий в
PetroKazakhstan RBC daily не удалось. Представитель CNPC заявил RBC daily, что
приобретение PetroKazakhstan усилит взаимодействие между Казахстаном и китайской
компанией в нефтяном секторе.
Смена собственника PetroKazakhstan способна привести к
обострению конфликта по поводу «Тургай Петролеума», считают специалисты. «Эта
компания с активами, расположенными в непосредственной близости от строящегося
трубопровода в Китай. Нефть PetroKazakhstan вообще и «Тургай Петролеума» в
частности должна стать основным ресурсом для его заполнения», – говорит Андрей
Громадин. Между тем «ЛУКОЙЛ» считает, что углеводороды «Тургай Петролеума»
должны экспортироваться в западном направлении. «Он («ЛУКОЙЛ». – RBC daily)
обеспокоен, что CNPC будет оказывать давление на «Тургай Петролеум» с целью
экспортировать нефть в Китай, что противоречит коммерческим интересам компании
[«Тургай Петролеум»] на Западе», – говорится в определении канадского суда.
Поэтому эксперты считают, что «ЛУКОЙЛ» будет пытаться как можно скорее завершить
процесс в суде Стокгольма.
Впрочем, эксперты не исключают, что рассмотрение этого
дела может затянуться. «Решение канадского суда способно существенно удлинить
временной лаг до завершения процесса продажи PetroKazakhstan и урегулирования
споров вокруг СП, – сказал RBC daily аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. – Дело
в том, что одобрение сделки судом провинции Альберта фактически означает
отсутствие запрета на реализацию прав собственности в отношении PetroKazakhstan,
при этом рассмотрение претензий «ЛУКОЙЛа» в Международном арбитражном суде в
Стокгольме относительно преимущественного права выкупа доли в «Тургай
Петролеуме» по существу еще не состоялось. То есть в конечном итоге может
возникнуть коллизия: претензии «ЛУКОЙЛа» в отношении «Тургай Петролеума» будут
признаны обоснованными, а у PetroKazakhstan уже сменится владелец. Это может
привести к новой череде судебных разбирательств».
|