Выборы с заранее известным итогом
19.10.2005. "РИА
Новости"
Андрей Грозин
Очередные выборы президента Казахстана будут самыми
спокойными и предсказуемыми выборами на территории СНГ в текущем году. На пост
главы страны претендует 12 человек, однако победа действующего президента
Нурсултана Назарбаева практически предопределена, а какое-либо подобие
предвыборной интриги полностью отсутствует.
Анализируя динамику электоральных настроений за
последние два года, независимые от власти казахстанские социологи отмечают, что
устойчивый "назарбаевский" электорат, который проголосует за нынешнего лидера
страны в любом случае, составляет не менее 55-60%. Совокупный электорат
оппозиции по максимуму можно оценить в 7-10%, причем его идейное "ядро" реально
составляет 2-3%. Но эта часть электората не является цельным и дробится на
группы, намеревающиеся голосовать за разных политиков от оппозиции. Уговорить
эти 2-3% голосовать за какого-то одного кандидата, будь он хоть трижды "единым",
невозможно.
Борьба пойдет за 25-30% избирателей, которые еще не
определились с решением и ждут, чтобы их убедили: во-первых, придти на выборы, а
во-вторых, проголосовать за того или иного человека. Однако, как показывает
практика, большинство из тех, кто принимает решение в последний момент, в итоге
голосует за действующего главу государства.
Что касается "цветных" революционных сценариев смены
власти, то в Казахстане они сейчас выглядят довольно нереальными. На фоне
бурлящих южных соседей нынешний Казахстан выглядит "бастионом стабильности".
Республика уже более трех лет демонстрирует темпы
экономического роста, превосходящие российские. Рекордно высокий мировой спрос
на казахстанское сырье помог стране одной из первых среди постсоветских
государств в 2004 году превзойти свой ВВП образца 1990 года.
Руководство республики, отдавая себе отчет в том, что
одними силовыми методами распространения радикалистских настроений любого толка
не остановить, концентрирует внимание на социальной сфере: приняты
многочисленные амбициозные программы в области реформирования образования,
здравоохранения, разработана масштабная программа возрождения агросектора и т.д.
Причем, в отличие от, например, Киргизии времен Аскара Акаева, под масштабные
мероприятия выделяются значительные финансовые средства.
На укрепление позиций действующей власти активно
работает и "нефтяной фактор". Согласно данным на конец 2004 года, опубликованным
компанией BP, Казахстану принадлежит 3,3% мировых залежей нефти. Республика
занимает второе место после России среди государств СНГ по добыче нефти.
Неудивительно, что в последнее время эта республика вызывает огромный интерес у
российских нефтяных компаний. В отличие от России, чьи экспортные возможности
упираются в ограничения трубопроводной системы, Казахстан планирует утроить
поставки сырья до 3 миллионов баррелей в день к 2015 году.
Очевидно, что в краткосрочной перспективе ожидать
падения цен на углеводороды не следует. Это, в свою очередь, гарантирует
Казахстану не только нормальную ситуацию на предстоящих президентских выборах.
Можно с полным основанием утверждать, что "нефтяная подушка" является одним из
серьезных политических страховочных механизмов, который будет эффективно
действовать еще не один год.
Немаловажно и то, что многонациональный и
поликонфессиональный казахстанский социум демонстрирует завидную устойчивость к
любым радикалистским идеям. Все годы независимого существования Казахстана
давала о себе знать важная тенденция: для всех русскоязычных и для значительной
части казахов идея интеграции с Россией и другими странами СНГ в любых формах
была и остается весьма привлекательной. Большинство населения не воспринимает
западные ценности, худшие образцы которых упорно и широко демонстрируют местные
СМИ (здесь ситуация практически идентична российской). Коллективизм, ориентация
на традиционные ценности, приоритетность "духовного" перед "телесным",
существенно влияют на жизнь казахстанского социума. И у казахов, и у
казахстанских русских преобладает "евразийский менталитет", не приемлющий
западные культурные приоритеты в их радикальном, "американизированном" виде.
Поэтому и власть и оппозиция в области
внешнеполитического позиционирования находились, что называется, по одну сторону
баррикад. Власть при этом, имея реальные рычаги управления страной, переигрывала
и переигрывает своих оппонентов, демонстрируя стремление к интеграции на всех
уровнях.
В силу указанных ментальных особенностей казахстанского
социума, радикально-демократическая, ориентированная на Запад оппозиция не имеет
вокруг себя питательной среды, которая способствовала бы росту ее авторитета,
влияния и опыта. В ходе предвыборной кампании оппозиция, возможно, попытается
проводить массовые акции, однако они, конечно же, не будут сравнимы по масштабам
с теми, что проходили на Украине.
Накануне президентских выборов не видно серьезных
проблем у Казахстана и на международном поле. Главный организатор и спонсор
"ковровой демократизации" мира – Соединенные Штаты – оказались временно
"выключены": завязли в Ираке и Афганистане, попали под удары природных
катаклизмов, вошли в очередную полосу экономических сложностей, а после распада
"революционных" режимов в Киеве и Бишкеке вообще находятся в неопределенном
положении. Казахстанские же внешнеполитические инициативы текущего года, в
частности, саммит Шанхайской организации сотрудничества в Астане, сильно
укрепили позиции Казахстана на международной арене.
Серьезные экономические надежды Казахстан связывает с
расширением товарооборота в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) с
участием России и Белоруссии и вероятным подключением Украины. Ставка на ЕЭП,
инициатором создания которого был именно Назарбаев, делает Казахстан, по сути,
главным партнером России на постсоветском пространстве.
|