Возвращенец
Андрей
Грозин
Каримов
просится под крыло России
На растиражированной главными российскими “кнопками”
встрече президентов России и Узбекистана президент Ислам Каримов проникновенно
заявлял о необходимости перейти от отношений стратегического партнерства двух
стран к подлинно союзническим отношениям. Заявления эти особенно заслуживают
внимания, поскольку исходят они не от “интегратора” Нурсултана Назарбаева,
традиционно ориентированного на Москву Эмомали Рахмонова или от остро
нуждающихся в помощи киргизских лидеров “тюльпановой революции". Ташкент всегда
держал с “бывшей метрополией” серьезную дистанцию.
Как опытный политик, Каримов всегда действовал в строгом
соответствии с тезисом, согласно которому в политике нет постоянных друзей, есть
лишь постоянные национальные интересы. А интересы эти сформулированы в его
программной работе “Узбекистан. Свой путь обновления и прогресса”. Их сущность в
установлении двусторонних взаимоотношений с ведущими странами с целью
привлечения иностранных инвестиций для преодоления экономического кризиса, а
также обеспечение мира и стабильности в регионе Центральной Азии. Этими целями и
объясняются многочисленные “зигзаги” во внешней политике Узбекистана, который в
зависимости от ситуации ориентируется то на Турцию, то на Китай, то на Германию
или Южную Корею, то на США, а то и на Россию. Так было до самого
последнего времени. Точнее – до весны текущего года и майского подавления
попытки мятежа в Андижане.
Первоначально в Узбекистане в качестве ориентира была
выбрана в меру светская и в меру демократическая Турция. “Моя страна будет идти
по турецкому пути”, - сказал И.Каримов во время своего первого визита в
Турцию в декабре 1991 года. Однако уже с 1993-го в Узбекистане активно
заговорили о применимости “китайской модели развития”. Крен объяснялся тем, что
у Ислама Каримова не встретила понимания идея Тургута Озала об интеграции
тюркских народов под эгидой Турции. Как объяснил лидер Узбекистана: “Турция
хочет, чтобы мы стали турками. Мы – узбеки, а не турки”.
Это, однако, не означало, что “турецкий фактор” был
снят с повестки дня. Он использовался, когда возникала необходимость обозначить
свою исключительность в рамках СНГ. Подписывая 9 мая 1996 г. Договор о вечной
дружбе, Ислам Каримов и Сулейман Демирель высказали тревогу в отношении того,
что они рассматривали как сигналы “имперской политики” Москвы. Напомним, что
накануне, 29 марта и 2 апреля, возникло два новых межгосударственных
объединения, закрепленных Договором об углубленной интеграции между Белоруссией,
Казахстаном, Киргизией и Россией и Договором о создании Сообщества Белоруссии и
России. Обе структуры были публично оценены Исламом Абдуганиевичем как “завеса,
за которой Москва сможет грабить южные государства и навсегда оставить их в
бедности”.
Нельзя сказать, что Узбекистан не поддерживал отношения
с Россией. Сам Каримов даже как-то подверг критике российских журналистов за
такие оценки. Во время визита в мае 2001-го в РФ он подчеркнул: “У Москвы и
Ташкента нет позиций, по которым они бы расходились, но есть вопросы, по которым
Узбекистан выступает с самостоятельных позиций, при этом они не противоречат
стратегическим интересам России”.
В этой “самостоятельной позиции” и заключалась суть.
Когда и где ему выгодно, Узбекистан всегда был готов дружить, но там, где речь
шла о необходимости поступиться чем-то в интересах коллективной безопасности,
дружба кончалась. Не стоит осуждать Ташкент за такую политику: он лишь следовал
своим национальным интересам. В большей мере виновато было само российское
руководство, у которого, по моему мнению, до сих пор не существует целостной
центральноазиатской политики.
Апрель 1995 года стал переломным для отношений между
Узбекистаном и США. Ташкент посетил тогдашний министр обороны США Уильям Перри,
выразивший поддержку процессу демократизации и стабильности и назвавший эту
страну “островом стабильности”. Тон официальных заявлений американской
администрации по отношению к Узбекистану в 1996-1998 годах заметно изменился,
она начала выражать большее беспокойство по поводу “стабильности”, чем по поводу
“демократии”. Узбекистан был признан в Вашингтоне региональной державой.
В ноябре 1998 г. Каримов выступил с резкими заявлениями
в адрес российских спецслужб и Таджикистана, обвинив их в организации мятежа
полковника Махмуда Худойбердыева. Весной 1999 года Ташкент вышел из Договора о
коллективной безопасности и стал новым членом ГУАМ, добавив к названию этой
организации еще одно “У”. Узбекистан демонстрировал Москве, что в ее помощи он
более не нуждается.
Но летом 1999 г. произошли “баткенские события”, когда
группы боевиков Исламского движения Узбекистана с таджикской территории
атаковали горные районы Киргизии, стремясь прорваться в узбекскую часть
Ферганской долины и поднять там восстание против режима Каримова. Угроза была
настолько реальной, что нужен был лишь удобный повод, чтобы, сохранив лицо,
возобновить военно-техническое сотрудничество с Россией.
Повод появился в лице нового президента России Владимира
Путина. Хотя контакты между двумя странами особо не афишировались, уже в начале
2000 года в российских СМИ стали появляться сообщения, намекающие на некое
“стратегическое партнерство” РФ и РУ. В марте 2001-го Ташкент посетила
представительная военная делегация России, с которой была достигнута
договоренность о поставках в Узбекистан военной техники. Затем, в мае Москву
посетил Каримов. В обращенных к Путину словах он подчеркнул:
“Центральноазиатский регион является южным рубежом России, которая
заинтересована в мире и согласии в этом районе. Активность, которую вы
проявляете там, полностью поддерживается Ташкентом... В лице России мы имеем не
только гаранта безопасности, но и стратегического партнера”.
Казалось, отношения между государствами нормализуются,
но вмешались обстоятельства, заставившие Ташкент вновь вспомнить о своей
“самостоятельной позиции”. Начатая США операция в Афганистане внесла
кардинальные изменения в позицию Узбекистана. Он вновь почувствовал свою
значимость для США, а, следовательно, и возможность использовать это в своих
интересах. Во имя укрепления отношений с США Каримов пошел на беспрецедентный:
дал согласие на размещение на территории Узбекистана иностранных воинских
формирований.
В марте 2002 года во время визита Ислама Каримова в США
две страны подписали Декларацию о стратегическом партнерстве, в которой
Узбекистан был назван “основным стратегическим партнером” США в Центральной
Азии. Сразу по возвращении в Ташкент Каримов сделал любопытное признание. По его
словам, Узбекистан последние пять лет жили под угрозой вооруженного вторжения
талибов, и “решающую роль в снятии напряженности на южных рубежах Узбекистана
сыграли исключительно США, их решимость и хорошо подготовленные вооруженные
силы, а не участники Договора о коллективной безопасности в рамках СНГ”. Иначе
говоря, Узбекистан указал на свое окончательное разочарование в структурах,
обеспечивающих коллективную безопасность в регионе.
Однако роман с США не заладился – американцы, во-первых,
отнюдь не спешили обрушить на “стратегического партнера” долларовый дождь, а
во-вторых, начали интриговать, очевидно, рассматривая Каримова отработанным
материалом, который неплохо бы заменить каким-нибудь узбекским Саакашвили с
раскосыми и жадными очами.
Сначала Ташкент пытался привести Вашингтон в чувство.
используя “нелетальные” шаги: заключил договор с Россией о стратегическом
партнерстве и в июне 2002 года заявил о выходе из ГУУАМ ввиду “отсутствия
прогресса в ее деятельности”. В США этого не поняли и в мае текущего года в
Андижане состоялась попытка мятежа. Тогда Ташкент попросил Пентагон
убраться вон с базы в Ханабаде. Запад ответил экономическими и
политическими санкциями и, главное, угрозой возбудить против Ислама Каримова
процесс в Международном суде.
Сами ограничения в части вероятной финансовой помощи и
продажи оружия реально никак не скажутся на экономике и обороноспособности РУ.
Два десятка миллионов долларов для Узбекистана погоды совсем не делают, а оружие
и боевая техника здесь остаются преимущественно советско-российскими. Другое
дело - ограничения на передвижение по миру ряда представителей элиты, включая
главу государства. Если учесть, что узбекские высшие должностные лица
традиционно размещают свои капиталы в западных банках, станет понятно, что у
Ислама Каримова могут очень скоро появиться серьезные проблемы. И не с
населением, а с высшим чиновничеством.
Санкции Евросоюза и США, предполагающие в перспективе
международную изоляцию Каримова и его окружения, при определенном стечении
обстоятельств могут дать конкретный и ожидаемый Западом результат – смещение
нынешнего узбекского президента путем дворцового переворота.
Имея набор головных болей из переживающей перманентный
кризис экономики, стагнирующей социалки, сговаривающихся против президента
лидеров клановых групп, санкций Запада и вполне возможный международный процесс
с заранее известным результатом Каримову есть о чем задуматься. Остается два
плеча, на которые можно опереться, – КНР и РФ. Китай явно осторожничает и
рассчитывает, выдержав паузу, посмотреть, как будут развиваться события.
Остается Москва.
Россия уже помогла Ташкенту продавив на последнем (во
всех отношениях) саммите Центрально-азиатского экономического сообщества идею
вхождения Узбекистана в ЕврАзЭС. Все остальные бывшее члены ЦАЭС и так состоят в
“евразийском блоке”. Очевидно, вскоре Ташкент, как блудный сын, вернется в
ОДКБ.
Насколько узбекский поворот отражает истинное стремление
Ташкента уйти под российский щит, покажет время, но уже можно сделать вывод о
том, что нынешнему руководству РУ уже не удастся как-то нормализовать отношения
с Западом – слишком далеко все уже зашло. Мосты сожжены.
|