Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №133(01.11.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Узбекистан остался без нефти

19.10.2005. Новые известия

Мехман Гафарлы

Топливо в этой стране подорожало сразу в шесть раз

Ко всем автозаправочным станциям (АЗС) Узбекистана выстроились огромные очереди за бензином. Несколько дней назад он совсем исчез из продажи, а когда автозаправки заработали, выяснилось, что топливо сильно подорожало – сразу в 6 раз.

Бензиновый кризис в Узбекистане обычно начинается ближе к началу хлопкоуборочной кампании. В этот период происходит перерасход ГСМ, что и становится основным катализатором топливного дефицита. Этот год исключением не стал. В октябре начались повсеместные перебои с обеспечением АЗС. Тем не менее нынешний бензиновый сбой сильно отличается от предыдущих. Во-первых, в последние дни горючего на многих АЗС не было вовсе, а когда оно наконец-то появилось, то поднялось в цене более чем в 6 раз: цена на бензин с высоким октановым числом выросла с 80 (2 рубля) до 500 сумов (12,5 рубля) за литр. Другие виды топлива подорожали до 425 сумов. Но даже после столь сильного подорожания бензин можно найти не на всех АЗС, а туда, где он есть, выстраиваются многочасовые очереди, на каждой заправке стоят в ряд по 20–30 автомашин.

Власти ничего не говорят о причинах топливного кризиса. Молчат и все местные СМИ – чтобы не испортить отношений с властями. Отсутствие же информации порождает в народе множество слухов. Одни говорят, что оптовые покупатели горючего отправляют его в соседние республики, где бензин стоит гораздо дороже. Другие – что главный нефтеперерабатывающий завод страны, находящийся в Фергане, больше недели стоит из-за отсутствия сырья. Собственной сырой нефти для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в стране явно недостаточно, а ее импорт из других стран блокируется узбекскими властями по политическим мотивам. Есть и такое мнение: АЗС якобы сами искусственно создают дефицит ГСМ, чтобы взвинчивать цены.

Но скорее всего, правы те, кто видит причину кризиса в опустошении национальных нефтяных кладовых. До распада СССР в Узбекистане добывалось до 3 млн. тонн нефти в год. К концу 90-х Ташкенту удалось увеличить добычу до 8 млн. тонн, что хоть и с большим трудом, но все-таки покрывало потребности Узбекистана в нефтепродуктах. Однако с каждым годом уровень добычи снижался, и топливный голод стал в республике делом почти привычным. По данным департамента государственной статистики Узбекистана (ДГСУ), в 2004 году производство нефти и газового конденсата в стране снизилось на 7,8% – до 6,58 млн. тонн. А в январе–августе текущего года этот показатель составил 3,782 млн. тонн.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ