Узбекистан остался без нефти
19.10.2005. Новые
известия
Мехман Гафарлы
Топливо в этой стране подорожало сразу в шесть раз
Ко всем автозаправочным станциям (АЗС) Узбекистана
выстроились огромные очереди за бензином. Несколько дней назад он совсем исчез
из продажи, а когда автозаправки заработали, выяснилось, что топливо сильно
подорожало – сразу в 6 раз.
Бензиновый кризис в Узбекистане обычно начинается ближе
к началу хлопкоуборочной кампании. В этот период происходит перерасход ГСМ, что
и становится основным катализатором топливного дефицита. Этот год исключением не
стал. В октябре начались повсеместные перебои с обеспечением АЗС. Тем не менее
нынешний бензиновый сбой сильно отличается от предыдущих. Во-первых, в последние
дни горючего на многих АЗС не было вовсе, а когда оно наконец-то появилось, то
поднялось в цене более чем в 6 раз: цена на бензин с высоким октановым числом
выросла с 80 (2 рубля) до 500 сумов (12,5 рубля) за литр. Другие виды топлива
подорожали до 425 сумов. Но даже после столь сильного подорожания бензин можно
найти не на всех АЗС, а туда, где он есть, выстраиваются многочасовые очереди,
на каждой заправке стоят в ряд по 20–30 автомашин.
Власти ничего не говорят о причинах топливного кризиса.
Молчат и все местные СМИ – чтобы не испортить отношений с властями. Отсутствие
же информации порождает в народе множество слухов. Одни говорят, что оптовые
покупатели горючего отправляют его в соседние республики, где бензин стоит
гораздо дороже. Другие – что главный нефтеперерабатывающий завод страны,
находящийся в Фергане, больше недели стоит из-за отсутствия сырья. Собственной
сырой нефти для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в стране явно
недостаточно, а ее импорт из других стран блокируется узбекскими властями по
политическим мотивам. Есть и такое мнение: АЗС якобы сами искусственно создают
дефицит ГСМ, чтобы взвинчивать цены.
Но скорее всего, правы те, кто видит причину кризиса в
опустошении национальных нефтяных кладовых. До распада СССР в Узбекистане
добывалось до 3 млн. тонн нефти в год. К концу 90-х Ташкенту удалось увеличить
добычу до 8 млн. тонн, что хоть и с большим трудом, но все-таки покрывало
потребности Узбекистана в нефтепродуктах. Однако с каждым годом уровень добычи
снижался, и топливный голод стал в республике делом почти привычным. По данным
департамента государственной статистики Узбекистана (ДГСУ), в 2004 году
производство нефти и газового конденсата в стране снизилось на 7,8% – до 6,58
млн. тонн. А в январе–августе текущего года этот показатель составил 3,782 млн.
тонн.
|