ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В Госдуме еще раз обсудили проблемы соотечественников за рубежом
А.Докучаева
8 декабря с.г. в Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками
провел парламентские слушания на тему “О законодательном обеспечении и практике
реализации государственной политики Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом”. В слушаниях приняли участие депутаты
Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания,
представители органов исполнительной власти и субъектов федерации, научной
общественности, руководители зарубежных организаций российских
соотечественников, представители средств массовой информации.
Председатель Комитета по делам СНГ и связям с
соотечественниками сформулировал цель слушаний: «выработать такие рекомендации
по развитию законодательства Российской Федерации, которые бы обеспечили
значительное приращение возможностей наших и эффективности работы нашей
соотечественниками, как одного из наиболее приоритетных направлений российской
политики, и государственной политики и политики, которую проводит общественность
и общественные организации».
МИД России – головное министерство по работе с
соотечественниками за рубежом представлял статс-секретарь – заместитель Министра
иностранных дел Г.Б.Карасин, который является куратором данного направления в
деятельности внешнеполитического ведомства. В слушаниях участвовал директор
недавно созданного в структуре МИДа Департамента по работе с соотечественниками
за рубежом А.В.Чепурин, который одновременно является ответственным секретарем
Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
Г.Б.Карасин выступил с основным докладом. Задачу МИДа он
видит в том, «чтобы все наши соотечественники, где бы они ни проживали, могли
сохранить свою этнокультурную самобытность, чтобы каждый из них чувствовал
поддержку своей исторической Родины, видел в ее лице надежную опору, … чтобы они
были полноправными гражданами своих стран с гарантированными гражданскими,
социально-экономическими, культурными и иными правами и свободами. Все это
находится в соответствии с существующими в цивилизованном мире нормами и
стандартами.» Г.Б.Карасин информировал о деятельности МИД России и других
российских министерств и ведомств по обеспечению прав и законных интересов
соотечественников с использованием возможностей международно-правовых
механизмов, многосторонней и двусторонней дипломатии, универсальных и
региональных организаций. Он также рассказал о практических мерах содействия
соотечественникам, оказываемого по линии российских загранпредставительств, в
том числе в рамках Правительственной комиссии по делам соотечественников за
рубежом. Обратило на себя внимание высказывание замминистра о том, что
«нарушения прав соотечественников могут являться основанием для пересмотра
Российской Федерацией своей политики в отношении соответствующих государств,
которые допускают такого рода дискриминацию. При необходимости мы должны
осознанно идти на политизацию этих проблем». Высказано намерение уже со
следующего года в работе с соотечественниками чаще и шире выходить за пределы
СНГ и Прибалтики.
С содокладом выступил депутат Государственной Думы, член
Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом К.Ф.Затулин,
самый опытный по данной проблематике депутат в Комитете, который в Госдуме
первого созыва возглавлял Комитет, был инициатором создания Совета
соотечественников при Государственной Думе России. В своем выступлении он
обратил внимание на то, что парламентские рекомендации по вопросам поддержки
соотечественников за рубежом остаются без внимания не только исполнительной
власти, но и самих законодателей. Так случилось с выводами прошедшего в Госдуме
15 апреля 2004 года Круглого стола на тему «О вопросах совершенствования
законодательства Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом и
вынужденных переселенцев». Он проанализировал причины апатии уполномоченных
органов к этому важному, названному Президентом приоритетным направлению
государственной политики.
Задачи МИДа России по защите геополитических интересов
России не редко отодвигают на второй план работу с соотечественниками. Причиной
пробуксовки работы в этом направлении К.Ф.Затулин назвал отсутствие специального
федерального органа, для которого деятельность по проблемам российских
соотечественников за рубежом была бы основной. Масштаб данной проблемы и ее
значение для Российской Федерации требуют должного государственного управления.
Данный орган должен держать в фокусе реализацию государственной политики в
отношении соотечественников за рубежом с позиции внешнеполитических и внутренних
национальных интересов. В компетенцию этого ведомства должны входить и вопросы
возвращения соотечественников в Российскую Федерацию (репатриации), и
обустройства их в России. В ходе слушаний обсуждено еще одно, ставшее сегодня
актуальным направление деятельности такого министерства (агентства) – трудовая
эмиграция, защита прав трудовых мигрантов-граждан Российской Федерации за
рубежом. К.Ф.Затулин подчеркнул, что создание специального федерального
ведомства не исключает необходимости в работе Правительственной комиссии по
делам соотечественников за рубежом, руководство которой должно остаться за
Министром иностранных дел, как верховным координатором всей внешней политики,
вслед за Президентом и его Администрацией.
К.Ф.Затулин считает необходимым отразить в рекомендациях
слушаний то, что законы, затрагивающие интересы соотечественников: "О
государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за
рубежом", "О гражданстве РФ", "О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", – должны
рассматриваться в пакете, чтобы непротиворечиво отразить в них особенности
регламентации по отношению к российским соотечественникам за рубежом. При этом с
повестки дня не снимается разработка и принятие закона «О репатриации в РФ».
Необходимо учесть и возможности заключения соглашений о двойном гражданстве.
К.Ф.Затулин призвал депутатов Госдумы еще в текущем году принять поправку
Президента к закону «О гражданстве РФ», которая продляет на два года, до 1
января 2008 года, срок действия упрощенного порядка приобретения гражданства
соотечественниками, бывшими гражданами СССР, приехавшими в Россию из бывших
союзных республик. Он обратил внимание на проблему информационной поддержки
соотечественников за рубежом, явную слабость данного направления и необходимость
использования современных информационных технологий для создания газеты и/или
Интернет-портала для соотечественников и при их активном участии. Он также
считает, что целесообразно возобновить работу Совета соотечественников при
Госдуме и Совета переселенческих организаций при Председателе Госдумы,
деятельность которых заморожена с 2004 года.
Практически все выступавшие на слушаниях депутаты
(А.Е.Лебедев, В.И.Алкснис, В.С.Никитин, А.Н.Савельев, С.В.Антуфьев), ученые и
работники структур, занимающихся работой с соотечественниками (В.А.Тишков,
Т.В.Полоскова, Ю.И.Каплун, Л.Н.Бардин, В.А.Москвин), руководители организаций
соотечественников за рубежом и переселенцев (М.И.Ткачев, Ю.А.Мишин,
А.В.Гапоненко, Л.Н.Гончарова, Г.Г.Рафаилов) были солидарны с К.Ф.Затулиным по
многим вопросам. Практически всеми поддержано предложение о необходимости
специального федерального органа по работе с соотечественниками за рубежом и
вопросам репатриации. Единственным оппонентом этой идеи выступил господин
Г.Б.Карасин, который считает, что созданием специального органа проблему не
решить, что многочисленные ведомства, участвующие в программах поддержки
соотечественников «не будут никогда подчиняться никаким общим планам нового
виртуального органа». В самом возражении отражено сегодняшнее положение, когда
работа идет «кто в лес, кто по дрова». Хотя раньше, до 2001 года, и
Правительственная комиссия по делам соотечественников работала, и в Миннаце этот
вопрос вели. Но тогда вместо создания единого органа, о котором Президент страны
говорил на Конгрессе соотечественников, работу с соотечественниками за рубежом
передали в нагрузку МИДу. Прошло 4 года, а должного государственного управления
в этой сфере не наблюдается.
В ходе слушаний состоялся заинтересованный и
конструктивный разговор о путях кардинального улучшения работы с
соотечественниками за рубежом. Высказано пожелание подключить к данной работе
Общественную палату, неправительственные организации в России. Указано на
необходимость корректировки законодательных актов и нормативно-правовых
инструкций в бюджетной сфере, которые не позволяют эффективно использовать
выделяемые государством и его субъектами средства. Сделаны предложения по
поправкам в закон «О гражданстве РФ», который должен максимально упростить
порядок восстановления или приобретения гражданства для лиц, лишенных
российского гражданства во времена послеоктябрьского противостояния, также для
тех, кто въехал ребенком на территорию России вместе с родителями-гражданами РФ,
но по достижению совершеннолетия не могут получить российского паспорта.
По итогам слушаний готовятся рекомендации, которые
разошлют во все причастные к этой проблеме государственные органы и, будем
надеяться, что они будут приняты к исполнению в самой Государственной Думе.
Наиболее содержательные выступления и рекомендации
слушаний будут опубликованы в следующем выпуске Бюллетеня.
Упрощенный порядок приобретения гражданства РФ для соотечественников будет продлен до 2008 года
А..Докучаева
30 ноября с.г. в Государственную Думу Президентом России
внесен законопроект «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О
гражданстве Российской Федерации». Изменение вносится в часть 4 статьи 14
названного закона.. Законопроект уже рекомендован профильным комитетом (Комитет
Госдумы по конституционному законодательству т государственному строительству) к
принятию в первом чтении. На Парламентских слушаниях, информация о которых –
выше, призвали принять данный законопроект в трех чтениях до наступления Нового
года, чтобы избавить от проблем тех, кто может воспользоваться данной
облегченной процедурой. В действующей редакции закона «О гражданстве РФ» часть 4
статьи 14 имеет силу до 1 января 2006 года.-
В законопроекте нашло выражение обещание Президента,
данное им во время сентябрьского телевизионного общения с народом. Суть
предложенного изменения – продление на два года, до 1.01.2008, срока упрощенного
порядка оформления российского гражданства для лиц, бывших граждан СССР,
прибывших в Россию из бывших союзных республик. При этом закон о гражданстве
освобождает их от требований проживать 5 лет, подавать декларацию о доходах или
иметь счет в банке с достаточной большой суммой, сдавать экзамен по русскому
языку. Но в то же время нужно иметь либо постоянную прописку на 1.07.2002
(регистрацию по месту проживания), либо получить разрешение на временное
проживание или вид на жительство.
Последние условия во многом ограничивают число
соотечественников, которые могли бы воспользоваться данным законом для получения
российского паспорта. Остаются за бортом те, кто фактически проживали в России
задолго до 1 июля 2002 года, но не имели постоянной прописки. Им не поможет даже
судебное решение о признании факта постоянного проживания. А те, кто будет
пытаться получить разрешение на временное проживание, должны будут представить
доказательства постоянного источника дохода, не менее прожиточного минимума,
либо наличия средств на проживание в течение трех лет (в Москве – эта сумма
доходит до 150 000рублей). Таким образом, преференции закона о гражданстве,
который не требует материального обеспечения, перечеркиваются инструкцией по
применению закона «О положении иностранных граждан в РФ», который никак не
дифференцирует иностранцев и соотечественников не выделяет. Эти неувязки
оставляют актуальной более серьезную корректировку закона «О гражданстве РФ», а
вместе с ним - и целый пакет законов, затрагивающих интересы российских
соотечественников за рубежом.
|