Белоруссия – тоже страна русской культуры
Беседовал Николай Сергеев.
18 ноября 2005 г. в Минске состоялось учредительное
собрание новой творческой организации - Союза писателей Белоруссии,
председателем которой избран писатель, общественный и государственный деятель
Николай Иванович Чергинец.
В Белоруссии еще с советских времен существует
писательская организация, которая в то же время уже давно перестала представлять
интересы всего белорусского писательского цеха. О сложившемся положении дел в
белорусской литературе, о причинах создания новой организации писателей, о
литературных связях Белоруссии и России беседа нашего корреспондента с первым
секретарем Правления Союза писателей Белоруссии Аврутиным Анатолием
Юрьевичем.
Анатолий Аврутин известный в Белоруссии поэт, лауреат
Международной литературной премии им. Симеона Полоцкого (за выдающийся вклад в
развитие русской литературы за пределами России), член-корреспондент Петровской
академии наук и искусств (Санкт-Петербург), главный редактор журнала «Немига
литературная» (Минск), автор книг изданных в Минске и Санкт-Петербурге.
- Александр Юрьевич, в Белоруссии еще с советских времен
существует общереспубликанская писательская организация, сейчас она называется
Союз белорусских писателей (СБП), почему возникла необходимость создания новой
организации?
А.А.: Действительно, формально общереспубликанская
писательская организация существует в Белоруссии с 1934 года. Тогда Союз
писателей был создан при непосредственном участии классиков белорусской
литературы Якуба Коласа и Янки Купалы. Однако за последние 10-12 лет Союз
белорусских писателей превратился буквально в пристанище оголтелого белорусского
национализма, а интересы собственно литературы были преданы полному
забвению.
Представьте, что за последние 10 лет миру не было явлено
ни одной достойной серьезного внимания читателей книги. Зато руководством СБП
было принято неимоверное количество всевозможных постановлений и протестов
направленных против любых шагов руководства республики в направлении
белорусско-российской интеграции. Практически Союз белорусских писателей
превратился в неофициальную политическую партию, выражающую интересы узкой
политизированной группы руководителей союза.
СБП не только находится в непримиримой оппозиции к
действующей власти (справедливости ради надо отметить, что власть не единожды
пыталась наладить отношения с СБП), но и превратился в структуру (это при
легальном статусе), через которую перекачиваются средства на подрывную
деятельность, направленную на свержение действующего президента и разрушение
всего, что связано с деятельностью Александра Лукашенко, в том числе и Союза
Белоруссии и России. Вся верхушка СБП является получателями западных грантов. К
примеру, недавно поэт Сергей Законников получил грант в 60 тысяч евро «на
развитие литературы». И можно не сомневаться, что львиная доля подобных
«пожертвований на культуру» пойдет на разжигание «цветной» революции в
Белоруссии. Конечно, все эти потуги обречены на провал, но они красноречиво
характеризуют тех, кто сам себя называет «совестью народа» и очень хочет
предстать перед западными грантодателями влиятельными и значимыми в Белоруссии
людьми.
- По определению Союз писателей, как творческая
организация, должна объединять людей, которым не безразлична судьба народа и
есть что сказать обществу. В конце концов, писатели в поисках истины должны
спорить и дискутировать между собой.
А.А.: К сожалению, в Союзе белорусских писателей дело
обстояло далеко не так. Творческая атмосфера уже давно ушла из этой организации.
Вся суета деятелей от СБП направлена на то, чтобы показать Западу, что они в
«этой стране гонимы и несчастны». Видите ли, они привыкли жить хорошо и с
размахом. В советское время они паразитировали на народе, а сейчас они пытаются
это же делать за счет западных фондов и других финансовых патронов. Что же
касается свободы мнений, то в Союзе белорусских писателей сложилась обстановка
крайней нетерпимости ко всем тем кто думает иначе, чем руководство СБП и не
разделяет их русофобских и по сути антидемократических взглядов.
Особую неприязнь руководители СБП испытывают к тем
белорусским писателям, которые пишут на русском языке. В этом случае обеспечено
клеймо «чужынца», чужака, оккупанта, 5-й колоны, агента Москвы. А в 1998 году
вообще произошла весьма неприглядная история, когда тогдашний председатель Союза
белорусских писателей Василий Зуенок прямо заявил гостившим в Минске Василию
Белову и Владимиру Бондаренко: «забирайте с собой русских, они нам не нужны!»
Вот и получается, Белоруссия как страна есть, а современной белорусской
литературы практически нет.
Всю свою энергию нынешние вожди СБП тратят на попытки
вновь насадить в республике политику пресловутой «белорусизации» или как более
точно выразился Станислав Шушкевич «дерусификации». А ведь «белорусизация» это
ничто иное, как сознательный процесс культивирования неприязни и нелюбви к
белорусскому народу, его драматической и героической истории и богатейшей
двуязычной культуре. Русский язык является естественной, органичной частью
белорусской культуры. На русском языке на Белой Руси пишут, читают и говорят
сотни лет. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть «Библию Русскую» Франциска
Скорины или заглянуть в Статут Великого княжества Литовского и Русского.
Наша организация последовательно стоит на принципах
двуязычия и белорусскоязычная литература нам также не безразлична, как и
русскоязычная. Да и число белорусских писателей в нашем союзе немало. Скажем, из
пяти секретарей СПБ трое – Раиса Боровикова, Георгий Марчук и Алесь Мартинович
пишут по-белорусски. Все они – лауреаты Государственной премии Республики
Беларусь. Всего же в наш союз вошло 12 лауреатов Госпремии Белоруссии, из
которых 11 – белорусскоязычных. А первым практическим шагом нового союза
писателей явилось обращение в правительство республики с ходатайством об
увековечении памяти народного писателя Белоруссии, Героя социалистического труда
Ивана Шамякина.
- Вы говорите вещи, очевидные любому мало-мальски
образованному человеку. Но откуда же взялась эта пагубная традиция лишать
белорусскую литературу русского слова?
А.А.: Все это тянется еще со времен малограмотных
сталинских наркомов, когда им взбрело в голову именовать белорусской литературой
только написанное на белорусском языке. Причем стремление к тотальному
«белорусизаторству» приобретало порой просто анекдотичные формы, когда даже
Александра Сергеевича Пушкина пытались переименовать в некоего Алеся Гарматнага.
Однако за всем этим «анекдотом» стоят изломанные судьбы белорусских русских
писателей и поэтов.
Взять хотя бы не так давно ушедшего от нас выдающегося
русского поэта Вениамина Блаженного. Он всю свою жизнь принципиально прожил в
Белоруссии. Принципиально, потому, что его постоянно пытались выжить из
республики, не печатали, не признавали, подвергали травле. Блаженный был высоко
оценен Борисом Пастернаком, триумфально прошел по самым престижным московским
издательствам, вошел в список ста лучших поэтов XX века. И все это время
белорусский союз писателей буквально игнорировал Вениамина Блаженного, пытаясь
лишить его возможности творить на родном русском языке. Книга его избранных
стихов как лежала при его жизни без движения в одном из государственных
издательств, так и лежит до сих пор, что, на мой взгляд, является национальным
позором.
Вообще же нетерпимое, хамское отношение некоторых
«беларускамоуных письменнiкау» к русскому языку просто вызывает оторопь. Так
недавно некая белорусская «поэтка» (она себя так называет) Лера Сом на встрече с
молодежью в Витебске заявила буквально следующее: «Па беларуску я жыву, пiшу,
думаю, сню сны. А па-руску лаюся матам. Больш усяго я баюся прачнуцца
(проснуться – авт.) рускамоунай паэткай «опевающей» Северо-западный край» (газ.
«Витебский курьер»,18.11.2005 г.). Комментарии, как говорится излишни.
- И все же в среде белорусских писателей нашлись люди,
которые решили изменить существующее безрадостное положение дел. Как создавался
Союз писателей Белоруссии?
А.А. Нельзя сказать, что писательская общественность
спокойно взирала на надвигающуюся деградацию и ничего не предпринимала, чтобы
изменить положение дел. Еще в 1998 году в печати появилось «письмо ста», в
котором лучшие представители белорусской творческой интеллигенции обратились к
деятелям белорусской культуры и властям с призывом поставить предел этому
разрушительному процессу. Но тогда этот глас хоть и был услышан, но поддержки не
получил. Тогда еще многим казалось, что можно что-то изменить, повернуть
деятельность республиканской писательской организации в созидательное русло. Не
вышло, не могло выйти, так как руководство СБП слишком далеко отошло от
литературного творчества по пути безответственности и политиканства. Собственно
вопрос стоял о том, что белорусская литература, по сути, оказалась на грани
исчезновения.
В связи с этим и были предприняты действия по созданию
нового, а точнее обновленного писательского союза. В сентябре нынешнего года был
создан оргкомитет в который вошли известные в республике писатели и поэты
Николай Чергинец, Раиса Боровикова, Георгий Марчук, Анатолий Сульянов, Владимир
Коризно и другие. За небольшой срок, прошедший от создания оргкомитета до
проведения съезда была проделана огромная работа и не только организационного
характера. Пришлось многих убеждать сделать решительный шаг, т.к. большинству
писателей билет Союза белорусских писателей достался не просто, пришлось ждать
по 10-15 лет.
Кстати, нельзя не сказать, что на успехе дела самым
положительным образом сказался тот факт, что во главе нового союза встал именно
Николай Иванович чергинец, человек удивительной биографии, за многогранность
своих достижений включенный в «Книгу рекордов Гинесса». Вот уже несколько
десятилетий он остается одним из самых читаемых прозаиков на просторах бывшего
СССР. А ведь еще он крупный политик, парламентарий, ученый, генерал-лейтенант
милиции и знаменитый футболист. Но прежде всего – замечательный человек, готовый
всегда придти на помощь рядовому писателю.
В то же время костяк нового писательского союза помимо
бывших членов СБП составили те литераторы, которых по политическим мотивам из-за
приверженности русскому языку не принимали в эту организацию. Часть из них
состоит в российских писательских объединениях.
За семь лет, что я редактирую «Немигу литературную» мне
посчастливилось познакомиться с большим количеством даровитых авторов,
произведения которых по возможности публиковались на страницах журнала.
Редакционный портфель переполнен на несколько лет вперед. Это очень зрелые
рассказы, повести и стихи. Но все они не воспринимались как литературным
официозом из Союза белорусских писателей, так и белорусскими государственными
издательствами.
- Позволит ли создание Союза писателей Белоруссии
изменить сложившуюся порочную практику?
Мы будем добиваться, чтобы при участии правления нашего
союза не только формировались планы издательств, но и школьные программы по
литературе и истории. Ведь, к примеру, до сих пор в белорусских учебниках по
литературе в качестве «великой» преподносится средней руки поэтесса Наталья
Арсеньева, которая в годы войны находилась на службе у гестапо и лично выдавала
гитлеровцам подпольщиков.
С другой же стороны большое количество талантливых
белорусских поэтов и писателей, пишущих на русском языке даже не упоминаются в
учебниках литературы.
- Не могли бы вы назвать хотя бы некоторые имена?
А.А. Я считаю, что самого пристального внимания
заслуживает творчество таких писателей и поэтов как Светлана Евсеева, Михаил
Шелехов, Николай Чергинец, Анатолий Сульянов, Юрий Фатнев, Эдуард Скобелев,
Изяслав Котляров, Валентина Поликанова и многих других. Два года назад вышла
составленная мной «Антология современной русской поэзии Белоруссии» и в нее
вошло 222 имени. Книга вызвала сенсацию, но не в Белоруссии, а в Российской
Федерации. Вряд ли стоит удивляться, что при таком подходе по творчеству русских
писателей Белоруссии не защищено за все эти годы не только ни одной диссертации,
но даже дипломной работы.
В республике имеется большой творческий потенциал в
области литературы, но националистическая агрессивная серость просто выталкивает
из республики всех тех, кто пишет и думает иначе чем «свядомые».
Позволю себе сослаться на свой собственный пример. Если
обратить внимание на мои почетные титулы, то все они получены в Российской
Федерации, меня знают и публикуют в российских литературных изданиях. Это
«Литературная газета», «Москва», «Нева», Сибирские огни», «Российский колокол»,
«Балтика» и другие.
Но сейчас, когда создан Союз писателей Белоруссии, я
смотрю в будущее с оптимизмом. Создан творческий союз, который видит своей целью
в первую очередь создание здоровой и демократичной творческой атмосферы в
республике.
- Договор о создании Союзного государства
предусматривает в том числе и создание, а точнее восстановление единого
белорусско-российского культурного пространства. Но если, например, в области
музыкальной культуры наше единство собственно никогда и не нарушалось, то в
области литературы дела обстоят, как видим, далеко не блестяще. Какие
перспективы в этом вопросе?
А.А. Если откровенно русофобское руководство Союза
белорусских писателей все эти годы старалось возвести непреодолимый забор между
российской и белорусской культурами, то писатели, образовавшие наш союз, частным
образом делали все возможное, чтобы наша культурная общность не разрушилась.
Так, «Немига литературная» все эти годы активно сотрудничает с российскими
регионами. На страницах журнала неоднократно была представлена литературная
жизнь Смоленска, Брянска и Санкт-Петербурга, с которым у нас очень хорошие
связи. Огромную помощь в этом оказывает руководитель Санкт-Петербургского
отделения Союза писателей России, наш земляк, Иван Иванович Сабило. Он живо
интересуется тем, что происходит в Минске и непрестанно популяризирует идею
белорусско-российского культурного единства, понимая что замкнувшись на
собственном «хуторе» белорусская культура просто изживет себя.
Теперь мы объединились в республиканскую писательскую
организацию и надеюсь, что работа на поприще союзного культурного строительства
пойдет значительно активней. В своем приветствии нашему съезду председатель
Союза писателей России Валерий Ганичев высказал идею создания
белорусско-российского писательского союза. Идея очень интересная, полезная и
требующая воплощения.
- В современном глобальном мире русская литература – это
не только русская литература России и Белоруссии. Имеются ли у вас связи с
русским зарубежьем?
А.А. За Союз писателей Белоруссии говорить не берусь, а
вот в «Немиге литературной» давно существует раздел «Русское зарубежье», где
публикуются русские авторы, проживающие в настоящее время на Западе, в основном
в США и в Канаде. Но связи с русским зарубежьем - это дорога с двусторонним
движением. Поэтому произведения белорусских авторов журнала, в том числе и ваш
покорный слуга, неоднократно находили место в американских русскоязычных
альманах «Поэзия» и «Побережье», а в газете «Кстати» (США) вышла большая статья
о моем творчестве.
Необходимо отметить, что отношение русских американцев к
Белоруссии и России совсем не такое как у официального Вашингтона и они очень
интересуются положением дел на родине. Им интересен и Путин, и Лукашенко. В этом
смысле показательна история с газетой «Русская Америка» (главный редактор Марр),
которая напечатала интервью с президентом Белоруссии. Белорусская оппозиционная
печать пыталась убедить граждан Белоруссия в начале, что интервью вообще не
было, а затем, что «Русская Америка» небольшое и малозаметное издание. Однако в
цивилизованном мире принято отвечать за свои слова. Поэтому «Русская Америка»
призвала к суду оппозиционную «Белорусскую деловую газету» и с блеском выиграла
дело.
По оценкам специалистов в мире примерно полтора
миллиарда человек интересуются русским словом и русской культурой, и это
открывает колоссальные возможности не только перед Российской Федерацией, но и
перед Белоруссией, ведь Белая Русь – это тоже страна русской культуры.
|