Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №136(15.12.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Нарушения на выборах в Казахстане

06.12.2005. "TheFinancialTimes" (Великобритания)

Редакционный комментарий

Лучше иметь пост председателя ОБСЕ вакантным, чем отдавать его представителю президента, которого мало волнуют ценности этой организации

Нурсултан Назарбаев одержал триумфальную победу на воскресных президентских выборах, обеспечив себе еще один семилетний срок дополнительно к тем 14 годам, что он находится у власти. В результате выборов он завоевал 91 процент голосов, немного не дотянув до 99 процентов, полученных в 1991 году, но существенно превысив 80-процентный показатель предыдущих выборов 1999 года.

Эти цифры в советском стиле не имеют почти ничего общего с демократией, но имеют самое непосредственное отношение к укреплению авторитарного режима власти Назарбаева. Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, наблюдавшая за выборами, назвала их несоответствующими стандартам демократического волеизъявления и перечислила целый ряд недостатков, главными из которых являются запугивание и аресты представителей оппозиции.

Господин Назарбаев поздравил себя с тем, что ему удалось остановить лавину народных восстаний на территории стран бывшего Советского Союза, в результате которых были свергнуты лидеры-ветераны в Грузии, Украине и Киргизии. В этот раз, как и на недавних парламентских выборах в Азербайджане, победу одержала правящая власть. Не удивительно, что результаты голосования в Казахстане тепло приветствовал Кремль, который отчаянно пытается обеспечить преемственность власти на момент ухода в 2008 году с президентского поста Владимира Путина.

Для Запада здесь налицо болезненная дилемма. Богатый нефтью Казахстан - надежный поставщик энергоносителей, постоянный союзник в войне с террором и бастион экономического прогресса в этом бедном регионе. Но страна эта глубоко недемократична. Хотя Назарбаев и мирится с незначительной по своим масштабам деятельностью оппозиционных партий, независимых журналистов и неправительственных организаций, прошедшие выборы показали, что в решающий момент президент нетерпим к бросаемым ему вызовам. Он проигнорировал давление Запада, который просил дать шанс оппозиции. Если бы Назарбаев победил с перевесом в 70 процентов к 30, его друзья на Западе получили бы возможность говорить о наличии политического прогресса. Однако этого Назарбаеву было недостаточно. Он хотел показать, кто в доме хозяин - видимо для того, чтобы выборы не вызвали у оппозиции даже намека на оптимизм.

Так что же дальше делать Соединенным Штатам Америки и Европейскому Союзу? Мир нуждается в казахстанской нефти и газе в той же мере, в какой сам Казахстан нуждается в их экспорте. Поэтому об оказании экономического давления не может быть и речи. В любом случае было бы глупо замедлять экономическое развитие в этом и без того бедном регионе.

Но, несмотря на коррумпированность своего режима, Назарбаев хочет обрести нечто большее, чем деньги. Он приходит в восторг от перспективы получения Казахстаном места председателя ОБСЕ в 2009 году. ОБСЕ пока еще не поздно пересмотреть данный план. Лучше иметь пост председателя вакантным, чем отдавать его представителю президента, которого мало волнуют ценности этой организации. Нурсултан Назарбаев часто заявляет, что западные страны шли к демократии веками, и что за 15 прошедших лет Казахстан проделал значительный путь. Это так, но победа на выборах с преимуществом в 91 процент лишает Казахстан большей части достигнутого. Даже по местным меркам это явное поражение демократии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ